Правосознание, его роль и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы - показать, что, изучая правосознание, можно определить конкретные правовые требования тех или иных групп общества, выявить пробелы в законодательстве, недостатки правоприменения, роль суда в жизни общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава I. Правосознание: понятие, функции и виды…………………..5
1.1 Понятие и функции правосознания………………………………...6
1.2 Виды (формы) правосознания………………………………………9
1.3 Философия правосознания………………………………………….14
1.4 Правовой нигилизм и правовой идеализм…………………………17
Глава II. Роль правосознания в общественной жизни………………..21
2.1. Структура правосознания. Правовая идеология и социально- правовая психология - структурные элементы правосознания………………….22
2.2. Пути повышения правосознания граждан РФ…………………….27
Заключение……………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………...36
Приложения………………………………………………………………38

Работа содержит 1 файл

введение.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

 

1.4 Правовой нигилизм и правовой идеализм

 

Начиная разговор о правовом нигилизме, нужно определится с понятием нигилизм, как с обще социальным явлением. Нигилизм вообще (в переводе с лат. nihil – ничто, ничего) выражает отрицательное отношение субъекта к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Общей чертой всех форм нигилизма является отрицание, но не всякое отрицание есть нигилизм.

В целом нигилизм, в традиционном и наиболее общем его понимании, воспринимается как явление деструктивное, социально вредное. Нередко нигилизм принимает разрушительные формы. Характерным признаком нигилизма является не объект отрицания, который может быть лишь определителем его конкретного вида, а степень, интенсивность, категоричность этого отрицания с преобладанием субъективного, индивидуального начала.

В литературе существует несколько определений понятия правового нигилизма, я укажу на две более общие трактовки. Правовой нигилизм – характеризуется активным отрицательным отношением к праву и его ценностям. Вторая точка зрения выглядит так: не только активное отрицательное отношение к праву, но и вообще любое скептическое отношение к праву и его институтам и ценностям. Я считаю, что согласиться нужно с первым определением, т.к. право ассоциируется в народе, прежде всего с системой законодательства.

Правовой нигилизм – это активное отрицание права его ценностей, как в целом, так и отдельных его институтов.

Если правовой нигилизм характеризуется отрицательным отношением к праву и его ценностям и неверием в его силу, то правовой идеализм занимает противоположную сторону, т. е переоценивает силу права и приписывает ему те функции, которые право по свой сущности не может выполнять. Оба эти явления питаются одними корнями - юридическим невежеством, неразвитым и деформированным правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры. Указанные крайности, несмотря на их, казалось бы, противоположную направленность, в конечном счете, смыкаются и образуют как бы “двойное” общее зло. Иными словами, перед нами две стороны “одной медали”. [6]

Правовой идеализм – это неоправданное и необоснованное преувеличение возможностей права, к нему приписываются то, что оно не в состоянии дать обществу.

Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов, строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. И по сей день, есть люди, которые считают, что с помощью закона можно “накормить страну”, ликвидировать безработицу, повысить социальный и экономический уровень жизни и т.д. [7]

Я считаю, основной причиной этого явления неверное понимание права. Ведь еще Карл Маркс говорил, что государство и право – это явления надстроечные, призванные урегулировать экономический базис и общество. Исходя из этого, выходит, что право лишь урегулирует отношения по созданию, обмену и потреблению материальных благ. И те люди, которые ошибочно возлагают на право слишком большие надежды и если они стоят во главе государства или занимают иные ответственные государственные должности, могут принести большой вред и государству и обществу.

На право нельзя возлагать несбыточные надежды - оно не всесильно. Наивно требовать от него больше, чем оно заведомо может дать, ему необходимо отводить то место и ту роль, которые вытекают из объективных возможностей данного института.

Можно заметить, что правовой идеализм исходит от законодателя, который по своей небрежности и не грамотности создает “не правильные” нормы, которые в свою очередь могут порождать скептическое или нигилистическое отношение к праву и его ценностям.      Говоря о правовом нигилизме и идеализме нужно указать и на методы борьбы с этими явлениями. Поскольку эти явления возникают в связи с малым уровнем правового сознания, то методы борьбы будут схожи.

Во-первых, это повышение уровня правового сознания и правовой культуры, прежде всего у граждан и должностных лиц. Для этого нужно расширить сеть специальных юридических учебных заведений и проводить правовую пропаганду. Для того чтобы люди имели полную информацию не только в области уголовного права (криминальная статистика), но и в области гражданского, государственного права, чтоб люди знали, какие законы принимаются в стране и какие общественные отношения подвергнуты правовой регламентации. [8]

Во-вторых, создание экономических, идеологических и иных условий для реализации участниками общественных отношений своих прав и свобод. Чтобы ущемленный в правах гражданин смог беспрепятственно защитить нарушенные права в правоохранительных органах, чтобы он не боялся обращаться в суд, только из-за того, что его дело не рассмотрят, а если и рассмотрят, то через неопределенно длительный срок.

В-третьих, государство должно обеспечить реальный контроль над преступностью и по возможности ее ликвидировала. Помимо контроля над преступностью надо проводить борьбу с правонарушениями, прежде всего административными.

В-четвертых, ликвидировать инфляцию законов. Законов не должно быть много и они не должны дублироваться и повторяться. Законодатель должен принимать законы разумно и только те, которые нужны обществу.

 

 

 

 

Глава II. Роль правосознания в общественной жизни

 

Правосознание играет важную роль в совершенствовании и развитии правовой жизни общества.

Во-первых, правосознание является необходимым фактором при создании норм права. Ведь правовые нормы формируются в процессе сознательной волевой деятельности правотворческих органов. Прежде чем получить выражение в юридических нормах, определенные интересы и потребности людей проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. Поэтому качество правовых норм, их соответствие потребностям общественного развития неразрывно связано с правовыми представлениями, уровнем правосознания тех, кто создает правовые нормы.

Во-вторых, правосознание является важным и необходимым условием точной и полной реализации правовых норм. Требования норм права обращены непосредственно к людям. Эти требования тоже выполняются посредством их сознательной волевой деятельности. И чем выше уровень правосознания граждан государства, тем точнее исполняются предписания правовых норм. Развитое правосознание обеспечивает добровольное, глубоко осознанное осуществление правовых требований, понимание их правильности и разумности. Оно вызывает у людей чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка.

Таким образом, правосознание есть важный фактор развития законодательства, стабильности правопорядка, реальности прав несвобод граждан. Совершенное правосознание свидетельствует также о высокой общей и правовой культуре личности, делает ее полноценным участником разнообразных правоотношений.

 

 

 

 

2.1 Структура правосознания. Правовая идеология и социально- правовая психология - структурные элементы правосознания

 

Правосознание — сложное структурное обра­зование. Его структурная характеристика может быть дана в раскры­тии составляющих элементов — правовой идеологии и социально-правовой психики; его можно исследовать как правосознание общественное, групповое, индивидуальное; можно показать структуру правосознания через осуществляемые им функции.

В данной работе я раскрываю структуру правосознания в единстве правовой идеологии и правовой психологии.

В основе взаимодействия и взаимосвя­зи идеологических и социально-психо­логических элементов правового созна­ния лежит отражение этими структур­ными элементами единого комплекса объективных процессов и явлений общественного разви­тия. Тесная связь правовой идеологии и общественной психологии отчетливо проявляется в функциях правового сознания: гносеологической, прогностической, правового моделирования и регулирующей. В осуществлении всех этих функций неизменно присутствие обоих структурных элементов правового сознания – идеологического и социально-психологического, рационального и эмоционально­го. Но характер соотношения данных элементов опреде­ляется и особенностями конкретной функции правового сознания, и сферой общественных отношений, на познание, моделирование и регулирование которых она нап­равлена, и особенностями структуры сознания социаль­ных групп или личностей, которые находятся в сфере действия функций правового сознания.

Правовая идеология выступает всегда как систематизированное, проникнутое единством осознание в юридических категориях (законности, спра­ведливости, равноправия, единства прав и обязанностей) объективных потребностей общественного развития; с точки зрения интересов рабочего класса и трудящегося крестьянства (в современных условиях — всего общества). Это осознание построено на подлинно научной основе, однако процесс познания и формирования правовых идей и принципов идеологии невозможен без социально-психо­логических компонентов. Социально-правовая психология приводит в движение правовую идеологию, придает дей­ственность правовым идеям. Правовая идеология выражается и функционирует через психологические меха­низмы.

Следует отметить, что соотношение идеологических и психологических элементов различно, в различных фор­мах общественного сознания. В политическом, правовом, философском сознании преобладают идеологические эле­менты; в этических, эстетических, религиозных формах сознания — социально-психологические.

Эту мысль правильно подчеркивает Р.Самсонов, отмечая, что соотношение идеологических и психологи­ческих элементов в различных формах общественного сознания не одинаково. Политика, право, общественные науки, философия—наиболее рациональные явления, зна­чительно ближе примыкающие к идеологии, чем к соци­альной психике, хотя последняя играет немаловажную роль в становлении и развитии этих форм сознания. [9]

Вполне  понятно, что политическое сознание, правовое, философское сознание более «рационалистичны», но их формирование и движение невозможны без социально-психологических элементов. «Только сфера психики,— пишет Б. Поршнев,— непосредственно связана с действи­ем идей. Идеи только тогда становятся силой, когда заставля­ют людей действовать, когда они преломляются в их психике, в их чувствах, настроениях, воле, в их симпатиях и антипатиях, влечении и отвращении».[10] Эту же мысль подчеркивает Б.Д. Парыгин, отмечающий, что рацио­нальность теоретических систем науки, философии, права и политических учений вовсе не исключает активного и нередко значительного влияния на них общественной психологии. [11]

В этой связи следует остановиться на встречающемся неправильном, на  мой взгляд, утверждение о том, что общественная психология является низшей ступенью развития общественного сознания. [12] Социальная психоло­гия—это не низшая ступень развития общественного сознания, а иной способ отражения общественного бытия, отличный от идеологии. Этот способ связан с непосредст­венным, в значительной степени эмоциональным восприя­тием общественных отношений, в то время как идеоло­гия — результат научного осмысливания, концептуальной обработки общественных отношений. В целом же идео­логия и общественная психология создают единый эмо­ционально-интеллектуальный сплав, который всесторон­не отражает общественное бытие. Их взаимное влияние велико, поскольку познавательный процесс отражения действительности осуществляется в единстве эмоциональ­ных и рациональных факторов. Идеология активно воз­действует на формирование общественной психологии, различные идеологии отражают в себе свойства психики. [13]

Как бы ни был высок уровень общественного сознания, оно всегда будет выступать в единстве своих структурных элементов: идеологии и общественной психологии, кото­рые наиболее глубоко и всесторонне отражают, различ­ные стороны общественного бытия. Наряду с теоретическим, системным осознанием действительности всегда будут существовать эмпирическое познание, выражаю­щее отношение к различным сторонам действительности, определенные общественные настроения, психологические состояния, характерные для каждого данного историчес­кого этапа развития.

Для выяснения структуры социальной психологии нужно, прежде всего, выявить составляющие ее элемен­ты. Отсюда и начинаются разноречивые положения. Возможно, эти разноречия определяются неточностью понятий и терминов, которыми оперируют представите­ли науки социальной психологии. Так, А. И. Горячева включает в структуру социальной психологии следующие элементы: психический склад социальной группы (при­вычки, обычаи, традиции, предрассудки); эмоциональ­ную сторону (потребности, интересы, социальные чувст­ва, настроения, аффекты); социально - психические явле­ния непосредственного взаимодействия группы. [14]

Но едва ли правильно относить исключи­тельно к эмоциональной стороне социальной психологии категории потребности и интереса. Эти элементы со­циальной психологии относятся, прежде всего, к ее ра­циональной, познавательной стороне и включены в социально-психологический механизм перевода эконо­мических факторов в определенные выводы, положения, мысли и чувства. С другой стороны, в структуре, предлагаемой А. И. Горячевой, не нашли отражения специфические элементы, способствующие возникновению социально-психических чувств, настроений, привычек. Б.Д.Парыгин обращает особое внимание на эти элементы: спосо­бы влияния, способы взаимовлияния, способы отраже­ния влияний и взаимовлияний в процессе общения. [15] В.Н.Мясищев отмечает, что психическое взаимодейст­вие и взаимовлияние людей, динамика их развития и результаты составляют основную проблему социальной психологии. [16] Р.Самсонов в механизм влияния в со­циальной психологии включает подражание, заражение, внушение. [17] Б.Поршнев все социально-психологические явления делит на две категории: психический склад и психический сдвиг (т. е. настроение, создающее времен­ную общность людей, объединенных общим стремлени­ем, недовольством, увлечением и т. д.). [18] М. Я. Ковальзон и Д. М. Угринович специфическими категориями общественной психологии считают подражание, внуше­ние, согласие, симпатии, антипатии и т. д. [19]

Даже краткий обзор позиций относительно элемен­тов общественной психологии показывает, что в данном вопросе пока еще отсутствует ясность. Это объясняется тем, что социальная психология — наука сравнительно молодая, она делает пока первые шаги, и нужно значи­тельное время, чтобы в ходе дискуссий и обсуждений была внесена ясность в ряд спорных проблем этой науки.

Информация о работе Правосознание, его роль и значение