Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:32, курсовая работа
Цель моей курсовой работы - показать, что, изучая правосознание, можно определить конкретные правовые требования тех или иных групп общества, выявить пробелы в законодательстве, недостатки правоприменения, роль суда в жизни общества.
Введение………………………………………………………………….3
Глава I. Правосознание: понятие, функции и виды…………………..5
1.1 Понятие и функции правосознания………………………………...6
1.2 Виды (формы) правосознания………………………………………9
1.3 Философия правосознания………………………………………….14
1.4 Правовой нигилизм и правовой идеализм…………………………17
Глава II. Роль правосознания в общественной жизни………………..21
2.1. Структура правосознания. Правовая идеология и социально- правовая психология - структурные элементы правосознания………………….22
2.2. Пути повышения правосознания граждан РФ…………………….27
Заключение……………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………...36
Приложения………………………………………………………………38
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Средне - Волжский (г. Саранск) филиал
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права
Курсовая работа
По дисциплине «Теория государства и права»
на тему: «»
Автор курсовой работы
Специальность: 030501.65 «Юриспруденция»
Обозначение курсовой работы: КР – СВФРПА – 323619750-030501-12.00.01-2007
Номер зачетной книжки: 2008045
Руководитель курсовой работы
Саранск 2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Правосознание: понятие, функции и виды…………………..5
1.1 Понятие и функции правосознания………………………………...6
1.2 Виды (формы) правосознания………………………………………9
1.3 Философия правосознания………………………………………….
1.4 Правовой нигилизм и правовой идеализм…………………………17
Глава II. Роль правосознания в общественной жизни………………..21
2.1. Структура правосознания. Правовая идеология и социально- правовая психология - структурные элементы правосознания………………….22
2.2. Пути повышения правосознания граждан РФ…………………….27
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………...36
Приложения……………………………………………………
Введение
История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимают сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных процессов правотворчества и правоприменения теория права формулирует тему правосознания и правовой культуры. Действительно, в какой степени осмысленное, сознательное отношение общества и индивидов к праву ведет к необходимому правовому состоянию общества, в какой степени эмоциональное отношение влияет на правомерное поведение и правонарушения? Чтобы разобраться в этих вопросах, в качестве темы курсовой работы я выбрал правосознание.
Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволений и запретов – все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания.
Развитое правосознание и правовая активность граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Воспитание правосознания граждан – необходимая составная часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью.
Так же в своей работе я рассмотрел вопрос, когда слаборазвитое правовое сознание оказывает отрицательное значение на общество и его институты. Формами такого отрицательного проявления являются правовой нигилизм и правовой идеализм. Эти два явления важны для изучения и потому, что мне будущему юристу-практику придется сталкиваться с этими явлениями, и они играют не мало важную роль в процессе реализации правовых норм и предписаний.
Все вышесказанное обуславливает актуальность исследования, проведенного в данной работе, и раскрывает причины интереса автора к изучаемой проблеме.
Цель моей курсовой работы - показать, что, изучая правосознание, можно определить конкретные правовые требования тех или иных групп общества, выявить пробелы в законодательстве, недостатки правоприменения, роль суда в жизни общества.
Глава I.Правосознание: понятие, функции и виды
Как особая форма общественного сознания, правовое сознание представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств индивидов, их объединений или всего общества относительно права и его роли. Правосознание предполагает:
осмысление и ощущение необходимости права;
оценку права;
осознание необходимости создания развитой системы законодательства;
осмысление потребности в изменении и дополнении действующих нормативных актов;
восприятие процесса и результатов реализации права;
соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, политическими и т.д.).
Специфика правового сознания состоит в том, что оно воспринимает, а затем и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и не правового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания правовому в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность. Ему свойственно требовать жесткого контроля за исполнения правовых обязанностей. Но в первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина. [1]
Правовое сознание оказывает воздействие на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки ним. Все зависит от того, насколько существующая норма одобряется правосознанием и в какой степени полно регулирует она общественные отношения. Поэтому можно говорить о регулирующем воздействии правосознания на общественные отношения, если налицо пробел закона или сам закон допускает руководство адресатов норм правосознанием в решении отдельных вопросов.
1.1 Понятие и функции правосознания
В юридической науке к настоящему времени уже созданы основы общей теории правосознания и правового воспитания.
В последние годы заметно усилился интерес к социологическим исследованиям по данной проблематике, достаточно полно изучены общие вопросы правосознания как формы общественного сознания, его понятия, структуры, функций и т.д.
Правосознание выступает в качестве одной из форм единого общественного сознания и обладает относительной самостоятельностью. Оно отражает всю совокупность разнообразных правовых явлений общественного бытия (правовую систему, правовое регулирование, правопорядок и т.п.), входящих в надстройку нашего общества.
Правовое сознание можно определить как систему правовых чувств, эмоций, идей, взглядов, оценок, установок, представлений и других проявлений, выражающих отношение граждан Российской Федерации как к действующему праву, к юридической практике, правам, свободам, обязанностям граждан, так и к желаемому праву, к другим желаемым правовым явлениям.
В русле такого анализа исследователи рассматривают и вопрос о функциях правосознания, выделяя, как правило, следующие:
гносеологическую;
регулирующую;
функцию правового моделирования.
Гносеологическая функция характеризует познание правовых явлений в объективной реальности, регулирующая — дает возможность путем сопоставления своего поведения с требованиями правовых предписаний корректировать его, функция моделирования — служит важнейшим средством формирования соответствующей модели поведения, которое расценивается как необходимое. [2] В. В. Лапаева в юридическом механизме действия права выделяет и анализирует познавательную, оценочную и регулятивную функции правосознания. [3]
Познавательная деятельность выполняет функцию отражения правовой реальности (познавательная функция правосознания). Она состоит из ряда последовательно возникающих психических образований: ощущений, главным образом слуховых и зрительных; восприятий; памяти, которая накапливает правовые знания посредством процессов запоминания, воспроизведения, узнавания и выражает их в виде различных правовых представлений; мышления, являющегося высшим познавательным процессом, продуктом которого служат правовые идеи, понятия и убеждения.
Однако, познавая правовую действительность, граждане проявляют определенное отношение к ней (оценочная функция правосознания) через психические эмоциональные процессы и состояния (эмоции, чувства, настроения, эффекты, страсти).
Практической стороной правосознания, осуществляющей разумную реализацию намерений человека, является воля (поведенческая функция правосознания). Она охватывает: уяснение правовых знаний; внутреннее согласование возникающих побуждений со сложившимися правовыми убеждениями и с существующей объективной реальностью, включающей действующую в обществе систему правовых норм и ценностей; определение цели, решение и, наконец, исполнение решения.
Значительную роль в «переработке» и усвоении поступающей в правосознание правовой информации играет сложный механизм психической регуляции поведения человека, включающий в себя осознание интереса, определение цели, систему мотивов и волеизъявление. [4]
Правосознание не просто зеркально отражает окружающую правовую действительность, а преломляет ее через своеобразный «социально-биологический фильтр» человеческой индивидуальности. Он состоит из трех компонентов: особенностей всего психического сплава личности; жизненного опыта человека; непосредственного круга общения индивида.
Правовое сознание является сложным социальным образованием. С точки зрения субъектов (носителей) правосознание подразделяется на общественное (массовое, общесоциальное), групповое и индивидуальное. С позиций социального уровня правосознание, как правило, подразделяется на обыденное, научное и профессиональное.
Обыденное правосознание в основном формируется под воздействием непосредственных условий жизни людей, их личного жизненного опыта.
Наибольшую роль в нем играют психологические элементы (чувства, эмоции).
Научное правосознание складывается на основе широких и глубоких правовых обобщений, а его содержание в основном составляют правовая идеология, система теоретических правовых знаний. Профессиональное правосознание — это правосознание юристов, т.е. общности людей, которая требует специальной общеобразовательной или практической подготовки. Эта разновидность правосознания отличается тем, что его духовные элементы неразрывно связаны с умениями и навыками практического познания правовых норм и их применения.
Одну из разновидностей правосознания работников юридической профессии представляет собой профессиональное правосознание сотрудников органов внутренних дел. Это система правовых знаний, взглядов, представлений, установок, чувств и других духовных проявлений людей, профессионально занимающихся охраной общественного порядка, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений и других правонарушений, охраной собственности, прав, свобод и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, осуществлением безопасности дорожного движения, обеспечением пожарной безопасности, исправлением и перевоспитанием осужденных.