Правосознание, его роль и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы - показать, что, изучая правосознание, можно определить конкретные правовые требования тех или иных групп общества, выявить пробелы в законодательстве, недостатки правоприменения, роль суда в жизни общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава I. Правосознание: понятие, функции и виды…………………..5
1.1 Понятие и функции правосознания………………………………...6
1.2 Виды (формы) правосознания………………………………………9
1.3 Философия правосознания………………………………………….14
1.4 Правовой нигилизм и правовой идеализм…………………………17
Глава II. Роль правосознания в общественной жизни………………..21
2.1. Структура правосознания. Правовая идеология и социально- правовая психология - структурные элементы правосознания………………….22
2.2. Пути повышения правосознания граждан РФ…………………….27
Заключение……………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………...36
Приложения………………………………………………………………38

Работа содержит 1 файл

введение.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

 

1.2 Виды (формы) правосознания

 

        Правосознание, является одной из форм общественного сознания, общественной ценностью. Значит, на его структуру, оказывают большое влияние структура общества, закономерности развития данного общества, уровень развития правовых институтов, правоотношений, знаний о праве. Именно поэтому, опираясь на знания о данном обществе, выделяют критерии типизации правосознания. Общеприняты два основания выделения видов правосознания:

      Конкретные носители – субъекты.

      Глубина отражения правовой действительности.

        Рассмотрим данные виды правосознания.

Итак, по критерию субъектов (индивид, общественные группы, общество) правосознание распределяется индивидуальное, групповое и общественное. Именно данный критерий показывает со всей ясностью социальную сущность правосознания.

Индивидуальное правосознание принадлежит субъективному миру индивида как общественного существа. Однако оно не есть прямая проекция, миниатюрный вариант правосознания общества в целом. Оно и образуется, и строится, и проявляется иначе, чем правосознание общества и общественных групп. Индивидуальное правовое сознание формируется у каждого члена общества, так или иначе включенного в общественные отношения, в различные движения, партии, структуры. Например, члены движения «зеленых» (экологические движения) имеют свою систему правовых взглядов, оказывающих формирующее влияние на индивидуальное правосознание. Иными словами, индивидуальное и групповое право­сознание не отделено друг от друга китайской стеной, они взаимосвяза­ны и переплетены. Тем ни менее на теоретическом уровне четко выделяется индивидуальное правосознание.

        Индивидуальное правосознание гражданина имеет широкий диа­пазон: от конформизма до нонконформизма, т. е. от приспособлен­чества, законопослушания до протеста, отрицания действующего за­конодательства, до надежды на правовые перемены. Но в целом индивидуальное правосознание - это фактор формирования актив­ности личности, предпринимательства, стимулирования использова­ния прав, свобод и исполнения обязанностей.

Индивидуальное правосознание как особое и относительно самостоятельное явление складывается в результате взаимодействия массы специфических социальных и психических регуляторов. Личные потребности и интересы, социальное положение, привычно практикуемые индивидом стереотипы правовой деятельности, конкретно-неповторимые черты восприятия, исповедуемая мораль, самооценка – таков неполный перечень тех моментов в жизни индивида, под совокупным влиянием которых складывается его правосознание.

Индивидуальное правосознание может отражать уровень социальной зрелости. Он зависит от того, насколько точно индивид воспринимает действующее в обществе право; какова степень информированности индивида о нормах, процедурах, институтах, которые связаны с реализацией права, каково внутренне отношение индивида (позитивное или негативное) к данным явлениям.

Следующим видом правосознания является групповое сознание.

Групповое правосознание играет роль как бы промежуточного звена между  индивидуальным и общественным. Любая социальная группа так или иначе включена в состав общества, поэтому в её правосознании всегда присутствуют оценки, императивы, схемы правосознания общества. Но наряду с ними в правосознании общественной группы есть и собственные групповые установки, критерии, стандарты. Групповое правосознание имеет сложную структу­ру: классовое, иных социальных групп, общественных организаций, партий. Это правосознание по социологическим исследованиям чаще всего формируется вокруг тех или иных конкретных законопроектов, законов.

Правосознание общества (массовое правосознание) про­являет себя в ходе общенациональных акций типа референдума, го­лосования за тех или иных кандидатов в депутаты, на должность пре­зидента и т. п. Это весьма сложный феномен, который изучают и измеряют разными способами.

Анкеты, опросы, включенные наблюдения и другие социологиче­ские приемы позволяют измерять содержание правосознания на раз­ных уровнях в научных и практических целях.

Право формирует правосознание. Если право отвечает соци­альным потребностям общества, соответствует его идеалам, целям, тогда правосознание служит опорой правоприменительной деятель­ности, основой правотворчества. Право — структурообразующий фак­тор для правосознания.                               

Правосознание отражает принципы и схемы правового общения, которые возникают и развиваются в социальной жизни независимо от субъективной воли и желаний. Поэтому этот тип правосознания есть объективно – мыслительное выражение реального процесса совершающейся в обществе правовой деятельности. [5]

Теперь перейдём к рассмотрению видов правосознания, выделенных по другому критерию – по глубине отражения правовой действительности. Это обыденное, научное, профессиональное правосознание.

Обыденное (эмпирическое) правосознание – это массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Обыденное правовое сознание складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни личного опыта и правового образования, доступного населению. Обыденное правосознание — это отношение к праву, его оценки на уровне стереотипов, штампов, слухов, курсирующих в тех или иных социальных группах, иногда толпе. К обыденному уровню правосознания можно отнести, например, такие высказывания некоторых российских журналистов: «принима­ет Госдума тысячи законов, но читать их и понимать невозможно». В том случае свой уровень правосознания и просто образования жур­налист выдает за всеобщий и с помощью средств массовой информа­ции внедряет его в обыденное правосознание.

Обращаясь к структуре правосознания, мне хотелось бы отметить, что обыденное правосознание нельзя отождествлять с психологией, так как оно включает и некоторые идеологические компоненты. Обыденное правовое сознание устанавливает лишь внешние связи между правовыми явлениями, рассматривая только отдельные факты правовой действительности, а не всю их сумму. Оно способно проникнуть в сущность права, оно является как бы здравым смыслом в правовой сфере. Вместе с тем, непосредственно определяя поступки людей, оно имеет огромное социальное значение. В отдельных поступках людей, оно имеет огромное социальное значение. В отдельных случаях оно раньше, чем юридическая теория поднимается до необходимости преобразований в сфере права.

Научное правовое сознание – это идеи, концепции, взгляды, выражающие теоретическое осмысление права. В современных обществах научному правовому сознанию принадлежала приоритетная роль в указании путей развития права, законодательства, политико-конституционных отношений. Носителями и генераторами этого вида отражения правовых явлений выступают учёные–правоведы.

Теоретическое (или научное) правовое сознание, в отличие от обыденного сознания, формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности. Именно научное правосознание должно быть источником правотворчества, служить совершенствованию юридической практики.

Научное правосознание опирается на изучение состояния дейст­вующей правовой системы, необходимых перемен, социальных зака­зов и ожиданий в правовой сфере. Научное правосознание характе­ризует идеологический пласт и состоит как из общетеоретических знаний, так и из знаний отраслевых юридических наук.

К научному правосознанию относится весь спектр проблем правового развития человечества, в том числе гипотезы об «отмирании» права, о правовом нигилизме, представления о законе как воле государства и т. д.

Профессиональное правосознание –  это правовое сознание юристов. Его сущность и особенности конкретизируются в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентаций и т.д. Правовое сознание юристов должно быть теоретическим, на идеологическом уровне. Для юристов правовая подготовленность имеет определяющее значение. Она должна быть более высокой, чем у законопослушных граждан, отличаться объёмом, глубиной и формализованным характером знаний принципов и норм права, а главное – умением их применять.

Юриста-профессионала должно отличать устойчиво положительное отношение к праву и практике его применения, что предусматривает максимально высокую степень согласия с правовой нормой, понимание полезности, необходимости её применения, привычку соблюдать закон.

У юриста, как правило, есть несколько постулатов, которые скла­дываются под влиянием всей системы юридического образования, под влиянием практической работы. Это священность закона и дого­вора, верховенство закона, уважение к Конституции, равенство каж­дого перед законом, судом, властью и некоторые другие «священные коровы». Но иногда именно за это юристы получают эмоциональные на уровне обыденного сознания характеристики: крючкотворы, фор­малисты и т. п.

Итак, подводя итог рассмотрению форм (видов) правосознания, отметим следующие:

существует два основных общепринятых критерия разграничения форм (видов) правосознания:

а) конкретные носители – субъекты (индивид, общественные группы, общество);

б) глубина отражения правовой действительности;

по первому критерию выделяют общественное, групповое и индивидуальное правосознание;

      по второму критерию – обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное правосознание юристов.

 

1.3. Философия правосознания

 

Формирование правосознания становится в XIX—XX веках процессом, продвигающим эволюцию общественного сознания к новому уровню коллективного разума. Ибо если вообще эволюция Homo sapiens (человека разумного) имеет своим предназ­начением развитие духовного начала в природе или самоорганизация для этого, то нынешний всплеск правосознания в общественном сознании – один из этапов этого развития.

От утопического и мифологического сознания к логике, а от него к правовому - так можно определить основное направление в продвижении общественного сознания к дальнейшим рубежам и вы­сотам. Правосознание придает общественному сознанию характер рациональности, сознания «здравого смысла».

Такое утверждение может показаться странным, но, по сути, в нем нет ничего удивительного. Растет роль и ценность права как основ­ной регулятивной системы, которая формирует цивилизованное об­щежитие человечества (в условиях атомных электростанций, ядерно­го оружия, химических и иных глобальных угроз, в условиях  всепланетарных экономических связей и т. п.). Соответственно, со­вершенствуется и юридическое мировоззрение, которое становится условием благополучного существования индивида, его коллектив­ных образований, общества.

Разумеется, правосознание имеет длительную историю, знает свои пики и падения, свою эволюцию, развертывание во времени. Так, правосознание было отличительной чертой общественного сознания древних римлян, когда торжествовало римское право. Судебные и иные правовые формы жизнедеятельности римского общества наво­дили и адекватное отражение в идеях и эмоциях римских граждан, формировании их поведения. Приметой быта и нравов древних римлян были непрерывные обращения к преторам, в сенат, в судебные учреждения по любому спорному вопросу: касалось ли это судеб го­сударства или продажи раба.

Юридическое мировоззрение, которое при этом становилось гос­подствующим, охватывало не только бытовую сторону жизни римлян, но и сферу духовную. Языческие боги римлян - это герои мно­гих произведений искусства: они судятся, спорят, помогают или вредят людям. Они символы тех или иных правовых течений, процес­сов, оценок, идеалов.

Многие условия жизнедеятельности в этих обществах просматри­ваются их членами исключительно сквозь призму прав, обязаннос­тей, ответственности.

Всплеск правосознания характеризует и периоды социальных пе­ремен, революций. Тоска о прошлой правовой системе у одних, на­дежды на формирование новой у других. Но пока идет ломка дейст­вующего законодательства, вакуум заполняют представления, идеи, эмоции о будущем желательном законодательстве, которое могло бы обеспечить идеалы к цели революционных перемен. Правосознание играет роль важного критерия в правотворчестве и право­мерности.

Чем дальше забирается человечество в неисповедимые глубины прогресса, тем ярче проявляет себя юридическая природа сознания, тем важнее становится этапная задача — следовать многим положени­ям, раскрытым теорией права в правосознательной сфере человечес­кого общежития.

Исследования многих философов и юристов в этой области со­ставили значительные труды. Обратимся к концепции исторического процесса Карла Ясперса. Он делит мировую историю на 4 фазы:

1) доистория (период физического и духовного становления человека);

2) история (образование государственности, письменности культуры и т. д., мифологическое объяснение окружающей действительности);

3) осевое время;

4) рациональная эпоха (период становления рационального взгляда на мир, отказ от мифологии).

Соответственно, если до осевого времени человек обосновывал свои права чисто теологически, в период рационального мышления человеческий разум должен был заполнить пропасть, образующуюся после отказа  от сверхъестественного обоснования права.

       Огромная заслуга  в  области  исследования правосознания и, в частности, теории естественного права принадлежит Канту.

В своей концепции "свобода и равенство" Кант формулирует задачу науки - открывать законы, т.е. без знания законов, науки вообще не может быть. Но законы бывают различными. И если законы природы обязательны и необходимы, то законы свободы  только  обязывают, а не  принуждают насильно. Они могут выполняться, а могут не выполняться, так же как они могут быть согласованы или не согласованы с нравственным законом. Категорический императив (единство свободы и необходимости) воля  делает  законом  своей  свободы. Нравственный закон, или категорический императив, обусловливает требования (постулаты) свободы воли, бессмертия души, бога. Этот нравственный закон господствует и в области права. Право есть нравственность, рассматриваемая с внешней стороны. Поэтому общая норма права предписывает: поступай так, чтобы твое поведение находилось в закономерном согласии с поведением всех людей. Но здесь, как и в нравственности, дело идет не об определенном содержании, а о форме поведения. А форма эта заключается в том, что поведение человека представляется свободным. Указанную только что общую норму права, поэтому иначе выразить таким образом: поступай так, чтобы твоя свобода могла сосуществовать со свободой всех людей. Это предписание можно даже расчленить на следующие три, составляющие содержание всех правовых обязанностей: храни твое личное право, не нарушай чужого права, воздавай каждому по справедливости. Далее взгляды Канта  полностью совпадают с воззрениями Ильина, о том, что каждый сам для себя  определяет  законы, руководствуясь  в  первую очередь естественным  правом,  а  не  существующим "положительным правом".

Информация о работе Правосознание, его роль и значение