Правоохранительные органы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 06:59, контрольная работа

Описание работы

Правоохранительная направленность. Правоохранительная деятельность направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов любых субъектов правоотношений, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью.

Работа содержит 1 файл

Правоохранительные органы.doc

— 1.15 Мб (Скачать)

 

Вопрос №48

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность прокуроров района, города, субъекта РФ, Генерального прокурора РФ, порядок их назначения.

 

Прокурорами и следователями прокуратуры могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них обязанности. При их назначении на должность может быть установлен испытательный срок продолжительностью до 6 месяцев. В исключительных случаях на должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов и районов могут назначаться лица, обучающиеся в высших учебных заведениях по юридической специальности.

Помимо перечисленных  требований, лицо, занимающее должность прокурора, должно иметь и определенный жизненный опыт. Поэтому на должность прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы помощником прокурора или следователем прокуратуры не менее 3 лет. На должность прокурора субъекта Российской Федерации назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 5 лет.

Лицо, впервые назначаемое  на должность, принимает Присягу  прокурора (следователя).

Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ присваиваются классные чины в соответствии с занимаемыми должностями и стажем работы. Работники военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях и обладают правами и льготами, установленными Законом “О статусе военнослужащих”. Им присваиваются воинские звания в порядке, установленном для военнослужащих, которые соответствуют классным чинам прокурорских работников территориальных прокуратур.

Важным условием независимости  прокуроров и следователей прокуратуры при осуществлении ими своих служебных обязанностей является наделение их служебным иммунитетом, который выражается в том, что любая проверка о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела, производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора или следователя, досмотр их вещей и используемого ими автотранспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других лиц.

Прокуроры и следователи  прокуратуры, являясь представителями государственной власти, находятся под защитой государства. Под такой же защитой находятся их близкие родственники, а в исключительных случаях также иные лица, на жизнь и здоровье которых совершается посягательство с целью воспрепятствования законной деятельности прокуроров и следователей, а также их имущество. Порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров и следователей прокуратуры определяются Законом “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов”.

Прокуроры и следователи  прокуратуры имеют право на ношение  и применение специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, определенном законодательством.

Прокуроры и следователи  прокуратуры подлежат обязательному  государственному страхованию, они имеют право пользоваться бесплатно всеми видами общественного транспорта городского, сельского и местного значения (кроме такси), иные льготы.

Прокуроры и следователи  прокуратуры не имеют права совмещать свою работу с предпринимательской, коммерческой деятельностью, другой оплачиваемой работой. Они не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.

В течение срока полномочий прокурор может быть освобожден от занимаемой должности по собственному желанию, в связи с выходом в отставку, в связи с переходом на другую работу, в связи с невозможностью исполнять свои обязанности по состоянию здоровья, по результатам аттестации, в случае совершения преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда, а также по другим основаниям, предусмотренным законодательством РФ о труде.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Если предложенная Президентом РФ кандидатура на должность Генерального прокурора не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент представляет этой палате другую кандидатуру. Сообщение о назначении Генерального прокурора РФ на должность и освобождении его от должности публикуется в печати. Срок полномочий Генерального прокурора – пять лет.

Генеральный прокурор назначает  на должность и освобождает от должности начальников главных управлений, управлений, отделов и их заместителей, советников, помощников по особым поручениям Генерального прокурора РФ и его заместителей, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам и их помощников.

В Генеральной прокуратуре  имеется коллегия в качестве совещательного органа. На основании решений коллегии Генеральный прокурор РФ издает приказы.

Прокуроры субъектов  Российской Федерации, приравненные к  ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов Генерального прокурора РФ, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором. Они имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ.

Прокуратуры городов  и районов, приравненные к ним  военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие  прокуроры. Они назначаются на должность сроком на пять лет и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору. Сообщения о назначении прокуроров на должность и об их освобождении от должности публикуются в печати. Прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью районных и приравненных к ним прокуратур, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной численности своих аппаратов и подчиненных прокуратур, о кадровых

изменениях. В течение  срока полномочий прокурор может быть освобожден от занимаемой должности:

− по собственному желанию;

− в связи с выходом  в отставку;

− в связи с переводом  на другую работу;

− в связи с невозможностью исполнять обязанности по состоянию здоровья;

− по результатам аттестации;

− в случае совершения преступления, установленного вступившим в законную силу приговоромсуда;

− по другим основаниям, предусмотренным законодательством  Российской Федерации о труде.

 

Вопрос №49

Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ.

Системообразующими элементами организации и деятельности органов прокуратуры являются положенные в их основу принципы. Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в ст. 129 Конституции РФ и в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации».

Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории Российской Федерации, составляют единую систему. Поэтому создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается (п. 3 ст. 11 Закона). Каждый прокурор действует на соответствующей территории или (и) в сфере правовых отношений от имени Российской Федерации в целом как часть единой федеральной системы; наделен едиными полномочиями и правовыми средствами их реализации. Так, любой прокурор (от районного до Генерального) вправе и обязан реагировать на выявленный незаконный правовой акт, принятый органом, на который распространяется его компетенция. Для устранения таких нарушений используются одни и те же правовые средства: внесение протеста, представления и др. Такие акты имеют одинаковую обязательную юридическую силу и подлежат исполнению соответствующими органами и должностными лицами. Действие принципа единства проявляется также в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей, принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить или отменить любое его решение, кроме случаев, специально предусмотренных законом.

Централизация системы органов прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Он назначает на должность прокуроров субъектов Федерации по согласованию с органами власти этих субъектов. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность только Генеральным прокурором РФ. Независимо от порядка назначения, все прокуроры освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены ему и подотчетны. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров и осуществляют контроль.

Принцип независимости органов прокуратуры состоит в том, что все свои функциональные решения и действия (по осуществлению надзора, расследования преступлений и др.) каждый прокурор и следователь осуществляют только на основе закона, своего внутреннего убеждения и материалов проверок и расследований, осуществленных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности их проведения.

Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, политических партий, других общественных объединений или их представителей на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое ими решение или воспрепятствовать их деятельности влечет установленную законом ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную).

Порядок и условия  осуществления государственной  защиты прокуроров и следователей определяются Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г. (в редакции от 29 ноября 2001 г.), а также иными нормативными правовыми актами. В органах прокуратуры создана также служба безопасности, принимаются иные меры по обеспечению безопасности прокуроров и следователей, членов их семей и имущества.

Прокуроры и следователи  не могут быть членами выборных, назначаемых, создаваемых и иных органов, образуемых органами государственной власти и местного самоуправления. Данное требование закона является конкретным проявлением и реализацией принципа независимости органов прокуратуры в отношениях с органами власти.

Закон о прокуратуре (ст. 5) указывает на недопустимость вмешательства не только в осуществление прокурорского надзора, но и в любую иную функциональную деятельность органов и учреждений прокуратуры: расследование преступлений, координацию деятельности правоохранительных органов, участие в правотворческой деятельности.

Воспрепятствование деятельности прокурора или следователя может проявляться: в недопущении их на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре; в ограничении доступа к их документам и материалам; в непредставлении материалов и документов по запросам, представлении фальсифицированных данных; в невыделении специалистов и экспертов, отказе или умышленном затягивании под надуманными предлогами проведения по поручению проверок, ревизий; в искусственном создании причин неявки по вызову для дачи пояснений и показаний. Для преодоления воспрепятствований в различной форме служебной деятельности прокурора, следователя прокуратуры используются различные правовые средства, определенные в законе: принудительный привод, выемка, использование помощи органов милиции, иных сил обеспечения правопорядка, привлечение к ответственности за отказ от дачи показаний, дачу заведомо ложных показаний, возбуждение производства об административных правонарушениях.

Прокурор или следователь  прокуратуры обязаны давать пояснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также представлять их для ознакомления исключительно в случаях и в порядке, прямо предусмотренных в законе.

Прокурор обязан представлять материалы и объяснения любому вышестоящему прокурору в силу действия принципа централизации и связанными с ним принципами подчиненности и подотчетности нижестоящих прокуроров вышестоящему и всех их - Генеральному прокурору РФ (п. 1 ст. 4, ст. 13 Закона).

Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации.

В целях реального  и организованного обеспечения  действия принципа гласности в деятельности органов и учреждений прокуратуры в составе Генеральной прокуратуры РФ создано самостоятельное структурное подразделение -Центр информации и общественных связей, на который возложено информирование через печать, радио, телевидение и другие средства массовой информации граждан о состоянии законности в стране и отдельных ее регионах, о принимаемых прокуратурой и иными правоохранительными органами мерах по борьбе с преступностью. Нормативное ограничение принципа гласности в деятельности органов прокуратуры определяется конституционными требованиями, а также нормами федерального законодательства. Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции РФ, например, «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну».

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает пределы гласности в деятельности органов прокуратуры, когда это противоречит требованиям законодательства РФ о государственной тайне Закон РФ «О государственной тайне» специально устанавливает требования к осуществлению прокурорского надзора в этой сфере (ст. 32).

Информация о работе Правоохранительные органы