Правоохранительные органы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 06:59, контрольная работа

Описание работы

Правоохранительная направленность. Правоохранительная деятельность направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов любых субъектов правоотношений, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью.

Работа содержит 1 файл

Правоохранительные органы.doc

— 1.15 Мб (Скачать)

Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению. Нижестоящие прокуроры представляют такую информацию органам власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления. Все прокуроры представляют информацию радио, телевидению, газетам, иным средствам информации, выступают на страницах печати, с лекциями и докладами перед населением. Все более широко органы прокуратуры используют в этих целях сеть Интернет.

Принцип политической независимости (внепартийности) прокурорских работников сформулирован в п. 4 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. (в редакции от 2 января 2000 г.): прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность таких общественных объединений в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Действие этого принципа распространяется на научных и педагогических работников учреждений прокуратуры как «прокурорских работников», а также иных работников органов и учреждений прокуратуры, имеющих классные чины. В своей служебной деятельности прокуроры и следователи не связаны решениями любых общественных объединений (профессиональных союзов и т. п.).

Конкретизацией принципа независимости прокуратуры как  условия объективности и принципиальности ее деятельности по укреплению законности, охране прав и свобод граждан является недопустимость совмещения прокурорскими работниками своей основной деятельности с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью. Такое совмещение нарушает экономическую, материальную независимость прокурорского работника. Безвозмездное сотрудничество с властными, коммерческими и иными структурами, особенно связанное с выработкой и принятием решений, нормативных и иных актов, также способно повлиять на объективность и принципиальность последующих действий прокурорского работника по устранению правонарушений. Исключение составляет преподавательская, научная и творческая деятельность, которая может осуществляться на договорной, контрактной или разовой, эпизодической основе.

Принцип законности - важнейшее общеправовое начало деятельности всех субъектов правоприменения; соблюдение его служит верным показателем развития процесса построения правового государства. Это главенствующий принцип в деятельности прокуратуры, обеспечивающий верховенство закона, единство и укрепление законности.

Требование обеспечения законности для прокуратуры несколько осложнено тем, что по Конституции РФ Генеральный прокурор РФ не наделен правом законодательной инициативы1. Прокуроры реализуют эту задачу в рамках полномочий по участию в правотворческой деятельности (ст. 9 Закона о прокуратуре).

Принцип законности означает обеспечение ее требований в деятельности самих органов прокуратуры. Этой задаче способствует совокупность норм, определяющих требования к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, касающиеся их профессиональных и моральных качеств, уровня образования, возрастного ценза для лиц, замещающих должности прокуроров, порядка назначения на должности прокуроров, аттестации прокурорских работников. Этим же задачам служит и создание в органах прокуратуры службы безопасности.

В деятельности органов  прокуратуры используются в качестве организационных, определяющих начал зональный и предметный принципы. Независимо от того, как организуется работа в структурном подразделении (при четком разграничении зонального и предметного принципов или при их сочетании), неизменным остается требование взаимного обмена информацией, особенно между прокурорами одного отдела (управления), с тем, чтобы у каждого из них были исчерпывающие сведения об объектах их работы.

 

Вопрос №50

Основные направления деятельности прокуратуры, их общая характеристика.

Существует  отдельное понятие «основные направления деятельности» органов прокуратуры, тесно связанное с понятием «функции». Прокуратура не должна и не может подменять другие государственно-правовые структуры по обеспечению законности, с одинаковой интенсивностью осуществлять надзор за исполнением законов во всех сферах правовых отношений. Должны быть правильно выбраны приоритеты, от обеспечения которых в решающей степени зависит состояние законности и правопорядка в стране.

В отличие от функций  как самостоятельных (но взаимосвязанных и взаимообусловленных) видов деятельности, основные направления деятельности прокуратуры обусловлены различными факторами политического, социально-экономического и иного характера. По своей значимости выделяются постоянные приоритетные направления деятельности и динамичные направления - с учетом состояния правовой ситуации в районе, городе, регионе, в стране в целом. К числу постоянных приоритетов относятся:

соблюдение законов  при издании правовых актов федеральными, региональными органами власти, на которые распространяется компетенция прокуратуры, органами местного самоуправления;

надзор за исполнением  законов прежде всего государственными органами, на которые возложено осуществление функций вневедомственного контроля за соблюдением законов, иных нормативных правовых актов (различные инспекции и другие контролирующие органы);

соблюдение прав и  свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; в их числе соблюдение прав и свобод несовершеннолетних граждан.

В последние годы особую актуальность приобрело соблюдение законодательства о приватизации, в сфере налоговых, банковских, кредитно-финансовых и иных отношений.

С учетом особенностей социально-экономической, криминогенной и иной ситуации в различных регионах страны могут выделяться разнообразные приоритеты деятельности органов прокуратуры. Зачастую это находит отражение в нормативных правовых актах Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов Федерации.

В соответствии с Федеральным  законом «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральный прокурор РФ издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников (п. 1 ст. 17). Регулируемые данными актами вопросы охватывают все важнейшие аспекты организационной деятельности системы прокуратуры.

Приказы Генерального прокурора РФ относятся к категории ведомственных нормативных актов и издаются по ключевым, основополагающим вопросам организации деятельности системы прокуратуры и порядка реализации мер материального и социального обеспечения ее работников.

Указания, как правило, регулируют более узкие направления деятельности органов прокуратуры, например: исполнение законов о приватизации, о внешнеэкономической деятельности. Указания могут издаваться на основании обобщения материалов прокурорской и следственной практики, результатов конкретных проверок.

Распоряжения связаны в основном с реализацией управленческих мер разового или краткосрочного характера.

С помощью положений регламентируется статус структурных подразделений Генеральной прокуратуры РФ, включая управления по федеральным округам, наиболее крупных специализированных прокуратур, порядок реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников.

Инструкции определяют порядок, процедуры, своего рода технологию осуществления отдельных видов деятельности: организации делопроизводства, статистического учета, порядка хранения документов, оружия, вещественных доказательств и др.

Некоторые нормативные  указания Генерального прокурора РФ, данные в установленном законом  порядке, по своей обязательности выходят  за пределы прокурорской системы. Его указания по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения всеми органами предварительного следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности (ч. 2 ст. 30 Закона о прокуратуре). При этом имеются в виду не указания по конкретным уголовным делам, которые также обязательны для исполнения, а указания общего, принципиального характера, которые являются результатом обобщения практики деятельности правоохранительных органов по применению законов в процессе расследования преступлений и направлены на совершенствование этой деятельности, на повышение гарантий обеспечения законности, прав и свобод граждан.

 

Вопрос №51

Отрасли прокурорского надзора.

 

Основной функцией органов  прокуратуры является осуществление от имени Российской Федерации надзора за исполнением действующих на ее территории законов.

Надзор имеет своей  целью обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Сущность прокурорского надзора состоит в действиях прокуроров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов государственными и общественными образованиями. Прокуратура РФ осуществляет надзор также за исполнением Указов Президента РФ.

Закон о прокуратуре  выделяет в надзоре четыре направления:

– надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

– надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

– надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

– надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Актами прокурорского  реагирования на установленные факты нарушений закона в зависимости от их характера, степени опасности и других обстоятельств могут быть:

− внесение представления  об устранении нарушений;

− принесение протеста на противоречащий  законам правовой акт;

− обращение в суд или арбитражный суд с требованием о признании правового акта недействительным;

− вынесение постановления  об освобождении лица, незаконно подвергнутого  административному задержанию на основании  решений несудебного органа;

− постановление о  возбуждении производства об административном правонарушении;

− постановление о  возбуждении уголовного дела;

− письменное требование о привлечении виновного лица к иной установленной законом ответственности.

Указанное направление  прокурорского надзора охватывает две сферы деятельности: уголовно-процессуальную, осуществляемую органами дознания и следователями независимо от их ведомственной принадлежности, а также оперативно-розыскную. Последняя относится к компетенции оперативных подразделений милиции, учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, следственных изоляторов Федеральной службы безопасности, Федеральной службы налоговой полиции, таможенных органов РФ, Федеральной службы охраны РФ, Службы внешней разведки РФ.

Полномочия прокурора  в сфере надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия установлены уголовно-процессуальным законодательством. К наиболее важным их них относятся следующие:

− право на отмену незаконных и необоснованных постановлений;

− право на истребление  и проверку уголовных дел, материалов и иных сведений о совершенных преступлениях;

− право давать следователям и органам дознания (лицам, производящим дознание) письменные указания;

− право санкционировать  применение меры пресечения в виде заключения под стражу или залога;

− право санкционировать  производство обыска, отстранения обвиняемого от должности;

− право давать согласие на освобождение от уголовной ответственности и направление материалов без возбуждения уголовного дела для применения мер общественного воздействия или на прекращение уголовного  дела по основаниям, предусмотренным УПК;

− право продлевать сроки  следствия и дознания, а также  сроки содержания обвиняемых под  стражей;

− право возвращать уголовное  дело со своими письменными указаниями для продолжения предварительного расследования;

− право утверждать обвинительное  заключение, постановление о направлении дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера.

Предметом четвертого направления  из числа обозначенных Законом о прокуратуре направлений прокурорского надзора являются:

− законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения,

исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих  наказание и меры принудительного  характера, назначаемые судом;

− соблюдение установленных  законодательством Российской Федерации  прав и обязанностей задержанных, заключенных  под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

Информация о работе Правоохранительные органы