Правоохранительная деятельность средств массовой информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

«Правоохранительная деятельность средств массовой информации» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Данная тема актуальна потому, что в информационном обществе, к которому идет в своем развитии Россия, значение средств массовой информации многократно возрастает. Масс-медиа становится одним из наиболее значимых властных ресурсов, характер воздействия средств массовой информации оказывает значительное влияние общественное мнение, деятельность государственных органов. В то же время, в науке до сих пор отсутствует однозначная позиция относительно места и роли средств массовой информации в современном обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Правоохранительная деятельность и деятельность средств массовой информации………………………………………………………..…………….....5
1.1. Понятие и роль правоохранительной деятельности в
современном обществе…………………………………………………….…5
1.2. Роль и место средств массовой информации в процессе
формирования гражданского общества…………………………………..…8
1.2. Взаимодействие средств массовой информации и
Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации...11
1.3. Средства массовой информации и их роль в раскрытии,
расследовании и предупреждении преступлений………………....13
Глава 2. Правоохранительная деятельность, особенность ее осуществления.....18
2.1. Роль средств массовой информации в защите прав и свобод
граждан……………………………………………………….........................18
2.2. Функции средств массовой информации………………………….......21
2.3. Законодательство о средствах массовой информации……...………24
Заключение……………………………………………………………………….…26
Список использованной литературы……………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Правоохранительная деятельность СМИ.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

    Декларация  во многом подтверждает гарантии прав человека, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека, а также конкретизирует способы реализации прав личности в  России. Так, часть 2 статьи 13 Декларации гарантирует каждому право на получение и распространение информации. Статья 31 обязывает государственные органы, учреждения и должностных лиц обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами, материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, а часть 2 статья 25 Декларации устанавливает ответственность должностных лиц за сокрытие фактов, обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью человека.

    Деятельность  средств массовой информации в Российской Федерации в основном регулируют следующие нормативно-правовые акты: Конституция РФ (ст. 29 и др.), законы РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г.; «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 13 января 1995 г.;«Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г.; «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г.; Указы Президента РФ «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» от 31 декабря 1993 г., а также другие нормативно-правовые акты Российской Федерации.

    Статья 29 Конституции РФ каждому гарантирует  свободу мысли и слова (ч. 1), право  каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4), а также гарантирует свободу  массовой информации (ч. 5). Свобода слова есть юридическая возможность индивида (человека и гражданина) беспрепятственно выражать свои мысли и мнения. Эти мысли могут выражаться устно, письменно, в том числе и с помощью средств массовой информации. Носителем данной свободы является индивид. Под свободой массовой информации понимается юридическая возможность беспрепятственно (без ограничений) распространять средствами массовой информации при помощи специальных технических систем и устройств сведения, адекватно отражающие процессы общественного бытия, предназначенные для неопределенного круга лиц. Носителем данной свободы являются средства массовой информации. Таким образом, различие этих свобод в том, что свободу слова реализует индивид, а свободу массовой информации - независимые средства массовой информации.

 

     Заключение 

    Подводя итог курсовой работы, можно сделать следующие выводы, что особенностью современного мира является то, что права человека перестали быть только внутренним делом страны, а требование их соблюдения является сегодня неотъемлемой частью любых международных контактов. Средства массовой информации, воздействуя на сознание, общественное мнение, поступки людей, принимает участие в формирование общественной ситуации, и если делает это осознанно, то права человека выходят на передний план.

    Средства  массовой информации могут обеспечить выражение интересов всех сторон, имеющихся в обществе, претворить в реальность потребности и прав людей на широкий диапазон информации с мозаикой взглядов, позиций, но не стремятся к этому, отстаивая только одну единственную позицию. Индивид, общество имеют право на всю полноту информации. Сделать ее таковой – значит внести свой вклад в утверждение и уважение прав человека.

    Доверие людей – есть ценность средств  массовой информации. Не дорожить этим доверием недопустимо. Выступление по телевидению, по радио, в газетах за человека, его права, помогает людям, и конечном итоге, работает на утверждение справедливости, без которой права человека невозможны.

    Автор работы пришел к однозначному выводу, что средства массовой информации относятся к органам, осуществляющим правоохранительную деятельность наравне как с государственными таки и негосударственными официальными органами, предусмотренными действующим законодательством.

    Средства массовой информации незаменимы для общества, в том числе как источник доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан о предполагаемых или принятых решениях; осуществлении гражданами контроля над деятельностью государственных органов, предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями.

    Средства  массовой информации выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно – политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, по общему признанию, средства массовой информации не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений средства массовой информации подталкивают человека к определённым поступкам, действиям. Средства массовой информации в данном случае являются такими же компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независимый суд.

    На наш взгляд, цели, поставленные в работе, достигнуты. Автору удалось показать каким образом средства массовой информации способны не только повлиять на сознание общественности, но и побудить к действиям, к защите прав и свобод граждан.

 

     Список использованной литературы: 

  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ). Российская газета, № 7, 21.01.2009.
  2. Декларация о средствах массовой информации и правах человека от 23.01.1970, принята на 21-ой сессии Консультативной ассамблеи Совета Европы. Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2011.
  3. Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина». http://ombu.primorsky.ru/articles.php?id=29
  4. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». Российская газета, № 105, 02.06.2001.
  5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 146-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Российская газета, № 165, 29.07.2006.
  6. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (с изменениями, вступающими в силу с 15.08.2011). Собрание законодательства РФ, № 12, 20.03.2006, ст. 1232.
  7. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». Собрание законодательства РФ, № 28, 14.07.2003, ст. 2895.
  8. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 10.06.2002, № 23, ст. 2102.
  9. Федеральный закон от 13.01.1995 № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». Российская газета, № 9-10, 14.01.1995.
  10. Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации». Российская газета, № 32, 08.02.1992.
  11. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.1993 № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию». Российская газета, № 4, 10.01.1994.
  12. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). М.: Проспект, 2010.
  13. Васильев В.Л. «Юридическая психология»  http://www.lawtoday.ru/razdel/biblo/yur-psix/037.php.
  14. Васильченко О.О. Становление конституционного механизма защиты прав и свобод человека в России. М.: История государства и права, 2008, № 22.
  15. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008.
  16. Гриб В.В. Средства массовой информации как институт гражданского общества. М.: Информационное право, 2010, № 1.
  17. Дмитриев Ю.А. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный). М.: Юстицинформ, 2007.
  18. Замылин Е.И. Средства массовой информации и их роль в обеспечении безопасности участников уголовного процесса (позитивные и негативные моменты). М.: Общество и право, 2009, № 1.
  19. Ковалёва Н.Н. Информационное право России: Учебное пособие. М.: Дашко и К, 2007.
  20. Лукин В.П. Роль и значение института омбудсмена в деле защиты прав человека (на примере Российской Федерации). М.: История государства и права, 2009, № 22.
  21. Максимова О.И. Право человека на информацию в Конституционном законодательстве Российской Федерации и зарубежных государств (сравнительно-правовой анализ). М.: Общество и право, 2010, № 3.
  22. Маркелова Е.Г. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (постатейный) // СПС «Консультант Плюс», 2011.
  23. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник (2-е издание, переработанное и дополненное). // СПС «Консультант Плюс», 2011.
  24. Пикуров Н.И. Правосудие и средства массовой информации юридическая регламентация поиска, получения и распространения информации. Волгоград, 2008.

Информация о работе Правоохранительная деятельность средств массовой информации