Правоохранительная деятельность средств массовой информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

«Правоохранительная деятельность средств массовой информации» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Данная тема актуальна потому, что в информационном обществе, к которому идет в своем развитии Россия, значение средств массовой информации многократно возрастает. Масс-медиа становится одним из наиболее значимых властных ресурсов, характер воздействия средств массовой информации оказывает значительное влияние общественное мнение, деятельность государственных органов. В то же время, в науке до сих пор отсутствует однозначная позиция относительно места и роли средств массовой информации в современном обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Правоохранительная деятельность и деятельность средств массовой информации………………………………………………………..…………….....5
1.1. Понятие и роль правоохранительной деятельности в
современном обществе…………………………………………………….…5
1.2. Роль и место средств массовой информации в процессе
формирования гражданского общества…………………………………..…8
1.2. Взаимодействие средств массовой информации и
Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации...11
1.3. Средства массовой информации и их роль в раскрытии,
расследовании и предупреждении преступлений………………....13
Глава 2. Правоохранительная деятельность, особенность ее осуществления.....18
2.1. Роль средств массовой информации в защите прав и свобод
граждан……………………………………………………….........................18
2.2. Функции средств массовой информации………………………….......21
2.3. Законодательство о средствах массовой информации……...………24
Заключение……………………………………………………………………….…26
Список использованной литературы……………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Правоохранительная деятельность СМИ.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

- дозированное информирование населения о результатах расследования;

- строго ограниченное информирование о доказательственной базе по делу с учетом требований следственной тайны;

- представление на суд общественности данных, характеризующих основных участников и организаторов преступления;

- дискредитацию распространителей негативной информации по делу.

     Средства  массовой информации должны найти более  широкое применение в профилактике посткриминального воздействия  в отношении лиц, содействующих раскрытию и расследованию преступлений. Представляется желательным как можно чаще освещать факты из судебной практики, где рассматривались уголовные дела о привлечении к ответственности лиц, обвиняемых в понуждении потерпевших и свидетелей к противодействию расследованию. В результате законопослушные граждане смогут наглядно ощутить заботу об их безопасности со стороны государства в том случае, если любой из них окажется на месте потерпевшего или будет выступать в роли свидетеля. Это будет своеобразной правовой пропагандой действующего законодательства, воспитания граждан в духе его уважения и нетерпимости к подобным проявлениям. Именно слабую правовую пропаганду называют 21% опрошенных следователей одной из причин, обусловливающих совершение данного вида преступлений9. 

 

Глава 2. Правоохранительная деятельность, особенность ее осуществления 

    2.1. Роль средств массовой  информации в защите  прав и свобод  граждан. 

    Согласно  статье 2 Закона РФ  от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»  к средствам массовой информации относятся  периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации.

    Американский  журналист Дуглас Кейтер назвал печать, радио, телевидение «четвертой» (после законодательной, исполнительной и судебной) ветвью власти10.

    Это образное выражение не только говорит  о них как о власти, но и указывает  на своеобразный, специфический, непохожий  на власть законодательную, исполнительную и судебную характер этой власти. В чём это своеобразие? Прежде всего в том, что это - власть невидимая. Она не располагает какими-либо законодательными, исполнительными, правоохранительными и другими социальными органами. Средства массовой информации не могут приказывать, обязывать, наказывать, привлекать к ответственности. Единственное их оружие - слово, звук, изображение, несущее определённую информацию, т.е. сообщение, суждение, оценки, одобрение или осуждение явлений, событий, поступков, поведения отдельных лиц, групп людей, партий, общественных организаций, правительства. Пресса оказывает свободному обществу неоценимую услугу, являясь «зеркалом», смотря в которое оно узнаёт лучше самого себя.

    Средства  массовой информации в любом обществе выполняют важную информационную роль - становятся своеобразным посредником между журналистом и аудиторией. Причём в процессе функционирования средств массовой информации осуществляется двусторонняя связь между коммуникатором и реципиентом. Между журналистом - коммуникатором и аудиторией - реципиентом существует технический канал связи, посредствам которого средства массовой информации должны удовлетворять информационные запросы общества. Человек имеет право на правду, и это право обеспечивают наряду с наукой, искусством, научной информацией печать, телевидение и радио, различные информационные службы. Последние обеспечивают общество оперативной информацией. Они должны сказать человеку сегодня о том, что произошло вчера и сегодня. Отсутствие достоверной информации порождает слухи, мифы, а в кризисные моменты - страх, панику, неразбериху.

    В условия, когда во многих странах  права человека постоянно и повсюду  нарушаются, провозглашение частью периодических  изданий чисто информационного  кредо не отвечает потребностям поступательного  развития общества. Просто информировать о нарушениях прав не только недостаточно, но и безнравственно.

    Однако  процесс демократизации средств  массовой информации в разных странах  имеет присущие только им тенденции: от полной свободы слова или создания видимости таковой, до установления государственного диктата над субъектами вещания.

      Достоинство личности и ее  права в нашем государстве  – отправная точка функционирования  средств массовой информации, которые  участвуют в общественных процессах  и могут содействовать как объединению общества, так и его разобщению. И права человека - хороший, а главное нужный стержень такого объединения. Необходимы средства массовой информации, приобщающие читателя или зрителя к общечеловеческим ценностям, где права человека на переднем плане. При этом они должны иметь развитое правосознание и развитую правозащитную позицию – только тогда он в силах активно и позитивно способствовать утверждению прав и свобод человека в обществе.

    Профессиональный  и нравственный уровень современных средств массовой информации, определяемый в числе прочего тем, насколько они способны использовать имеющиеся у них права в интересах прав конкретного человека и общества, оставляет желать лучшего. Средства массовой информации в нынешнем нашем обществе нередко представляются как деструктивная сила. Наблюдается цинизм и лицемерие в сегодняшней информационности прессы, ибо журналисты не верят либо сомневаются в ее влияния на существенные стороны жизни общества, на власть, в том числе и на воплощение прав человека.

    В каждой стране нужен положительный  интерес к правам человека. Ведь позитивно задаваясь вопросом о  проблеме прав человека, журналист  своим разумом и чувствами  может разбудить разум и чувства  других людей. И если читатель воспринял  информацию через сопереживание или не согласился с трактовкой вопроса журналистом, то такое выступление не пройдет незамеченным, что очень важно для утверждения прав человека в обществе11.

    Также очень часто средства массовой информации говорят и пишут, прежде всего, о  том, что целесообразно (в основном для заказчика) или выгодно, хорошо оплачивается. Права человека, как правило, исключают сиюминутную выгоду.

    Средства  массовой информации несвободны, они  манипулируют общественным мнением, а  там, где есть манипулирование, права человека, могут быть в центре внимания средств массовой информации, а могут и не быть. Тем более, когда журналист пишет или говорит о правах человека, то он выявляет не только справедливость и личность с ее правами, но и показывает, что закон распространяется как на граждан, так и на власть, что особенно важно в любом государстве.

    Как свидетельствует практика и сама пресса, в нашей стране количество незаконных действий и решений государственных  органов и их должностных лиц  достаточно велико. Ими сплошь и рядом нарушаются основные права граждан и возможности людей для предохранения своих прав, минимальны. Вот почему так велика роль средств массовой информации в защите прав человека.

    Одна  из причин нарушения прав человека и прав средств массовой информации в любой стране кроется в отношениях с властью. Сами средства  массовой информации  настолько свободны и правдивы, насколько независимы от государства и выступают в качестве защитника прав человека от любой власти. Ведь именно они обеспечивают правдивое и оперативное распространение сведений, новостей, беспрепятственное получение людьми информации, свободное выражение мнений. Но эти функции несколько искажаются, не полностью реализуются. Так власть зачастую пытается использовать средства массовой информации в своих интересах, для достижения своих, в той или иной степени, целесообразных результатов. Можно сказать, что отношения между властью и средствами массовой информации в нашей стране, хотя и во многих других странах, не стали пока полностью равноправными.

    Многие  правозащитные организации говорят, что отношения между средствами массовой информации и властью –  индикатор положения дел с  правами человека в стране. И если средства массовой информации ущемляются в правах, то и общая ситуация в этой сфере желает лучшего.  

    2.2. Функции средств  массовой информации. 

    То, что средства массовой информации - большая общественная сила и серьезное  орудие власти, не вызывает никаких  сомнений. И особое значение они  приобрели в современном обществе с развитием технических средств коммуникации, в частности телевидения. Однако их место и роль в государственно-организованном обществе зависят от характера этой организации.

    В обществе с рыночной экономикой, свободой слова и плюралистической демократией  средства массовой информации как мощное орудие власти должны быть рассредоточены среди различных политических сил, должна быть налажена та же система сдержек и противовесов, что и в механизме государственной власти, с тем чтобы в конечном счете обеспечить контроль общества и над средствами массовой информации, и над теми политическими силами, в чьих руках они находятся.

    По  отношению к обществу средства массовой информации должны выполнять две  основные функции:

    а) обеспечивать общество необходимой  и достаточной информацией;

    б) адекватно отражать общественное мнение12.

    Печать, радио, телевидение могут выражать интересы государства, партии, социальной группы, политического лидера, крупных  финансовых и экономических систем, всего общества.

    В обществе обязательно должны существовать государственные средства массовой информации. Без этого государство не сможет даже выполнить свою конституционную обязанность по опубликованию законодательных актов. Государственными являются средства массовой информации, которые учреждены государственным органом (Федеральный закон  «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 13 января 1995 г., ст. 3). Все ветви государственной власти должны иметь равные возможности доступа к средствам массовой информации, чтобы не допускать усиления одной из них и разбалансированности государственного механизма.

    В демократическом обществе обязательно  должны быть негосударственные средства массовой информации. Они должны в  определенном смысле противостоять  государственной власти, выполнять функции ее постоянного критика и официального оппонента. Общественность нуждается в информации о своих правах и свободах. Информированность дает ей возможность адекватно изменять поведение в различных ситуациях, принимать правильные решения, защищать свои интересы.

    Функции средств массовой информации определяются их политической и финансовой принадлежностью, а также природой общества в целом. Средства массовой информации являются не создателем той или иной идеологии, а лишь ее распространителем.

    В литературе существуют различные подходы  к классификации функций средств  массовой информации. Так, профессор  Иллинойского университета Т. Петерсон13 выделяет семь основных функций печати:

    - служить политической системе  общества, обеспечивая информацию;

    - обсуждать общественные дела;

    - просвещать публику с тем, чтобы  сделать ее способной к самоуправлению;

    - ограждать права личности от  правительства;

    - служить экономической системе,  главным образом, соединяя покупателя  и продавца товаров с помощью рекламы;

    - обеспечивать развлечение читателей;

    - поддерживать свою собственную  финансовую независимость, чтобы  избежать давления каких-либо  частных интересов.

    Отечественный исследователь В.Л. Энтин в монографии «Средства массовой информации в  политической системе общества» (М., 1988) указывает на следующие группы функций средств массовой информации: учредительные, регулятивные, охранительные, нормативно-ценностные.

    Проф. А.Б. Венгеров (в свое время председатель Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ) также подчеркивает нормативно-ценностную функцию средств массовой информации, под которой понимается способность не просто распространять, но и создавать нормы поведения, социальные ценности, цели14. 

    2.3. Законодательство  о средствах массовой информации. 

    В настоящее время, когда Россия вступила на путь демократического развития, нормы  международного права уже не являются для гражданина России просто отвлеченным  понятием, а должны рассматриваться  как прямые гарантии прав российских граждан. Высказанная точка зрения находит прямое подтверждение в двух фундаментальных законодательных актах России. Это Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 г., и Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года15.

Информация о работе Правоохранительная деятельность средств массовой информации