Право в системе нормативного регулирования общественных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Система социальных норм отражает достигнутую степень социального, духовного, политического и экономического развития общества. Процесс, определяющий социальный порядок называют социальным регулированием.
Для понимания этого процесса необходимо было выполнить следующие задачи:
1. Дать понятие социальных норм, определить их признаки, а также выявить классификацию этих норм.
2. Рассмотреть вопрос о том, взаимодействует ли право с нормами религии, обычаев, а также с технико-юридическими нормами или всё-таки они друг от друга обособляются.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Нормативное регулирование и виды социальных норм.

6

ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ДРУГИХ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ


12
2.1. Соотношение права и религии 12
2.2. Соотношение права и обычаев 14
2.3. Соотношение права и морали 17
2.4. Соотношение права и корпоративных норм 25

ГЛАВА 3. ПРАВО И СОЦИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ
27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
30

Работа содержит 1 файл

Курсовая Право в системе нормативного регулирования общественных отношений.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

       Право и мораль плодотворно "сотрудничают" в сфере отправления правосудия, деятельности органов правопорядка, юстиции. Выражается это в различных формах: при разрешении конкретных дел, анализе всевозможных жизненных ситуаций, противоправных действий, а так же при оценке личности правонарушителя.23

       Тесное  взаимодействие норм права и морали не исключает довольно острых противоречий, расхождений между ними.24

       Причины противоречия между правом и моралью заключаются уже в их специфике, в том, что у них разные методы регуляции, разные подходы, критерии при оценке поведения субъектов. Право по своей природе более консервативно, оно, как правило, отстает от течения жизни, в нем самом немало противоречий. Даже самое совершенное законодательство содержит пробелы, недостатки. Мораль  же более динамична, активнее реагирует на происходящие изменения. Эти два явления развиваются неравномерно, у морали преобладают элементы стихийности. Отсюда в любом обществе всегда разное правовое и моральное состояние. На этой почве случаются и "лобовые столкновения", так как мораль требует от человека больше, чем право, судит строже.

       Таким образом, мыслимы ситуации, когда  закон нечто разрешает, а мораль "запрещает" и, наоборот, закон "запрещает", а мораль "разрешает". Отсутствие же "взаимопонимания" сказывается, в конечном счете, на регулятивных и воспитательных возможностях этих средств. Требуется корректировка соответствующих норм.25

       Мы  видим, что проблема соотношения права и морали весьма многогранна, и именно поэтому она привлекает к себе внимание значительного числа ученых. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4. Соотношение права и  корпоративных норм.

      Корпоративные нормы выступают неотъемлемой частью системы нормативного регулирования общественных отношений. Они вырабатываются на основе взаимодействия индивидуальных воль отдельных членов различных общественных организаций, их слияния.

      В целях организации своей деятельности, успешного решения внутренних задач общественные организации создают корпоративные нормы, являющиеся нормами общественных организаций. Специфическая их особенность состоит в том, что их действие ограничено пределами той или иной общественной организации и вследствие этого, носит локальный характер.

      Вообще  корпоративные нормы можно определить, как установленные правила поведения, выраженные в уставах, положениях, решениях общественных организаций для реализации и достижения целей их функционирования.

      Сфера действия корпоративных норм обусловлена тем, что они выражают волю участников общественных объединений и имеют для них обязательное значение. Корпоративные нормы регулируют только внутренние отношения: задачи и цели данной организации, компетенцию органов, их права и обязанности, порядок вступления и выхода из данной организации, гарантии соблюдения норм.

      Нормы общественных организаций правового  характера могут содержаться в совместных актах государственных органов и общественных организаций, но приобретают при этом в большей степени значение правового акта, так как исходят в основном от государства. Формально - юридически право издавать нормативно-правовые акты закреплено в основном за профсоюзами и отдельными видами коопераций.

      Можно сделать вывод, что корпоративные  нормы в значительной мере схожи с правовыми. Они, как и юридические нормы, документально закреплены, в известной мере детализированы, они имеют политическое содержание, обеспечиваются при помощи организационных мер, санкций и т.д. Однако следует отметить отсутствие непосредственной связи корпоративных норм с государственной деятельностью. Эти нормы уступают правовым по силе, сфере деятельности, категоричности, однако имеют и преимущества: выражают активность и инициативу, являются самодеятельными, распространяют свое действие за пределы правового регулирования.

      Влияние права на корпоративные нормы  определяется характером и пределами регулирования ими организации и деятельности общественных объединений. Положения, содержащиеся в Конституции РФ (ст. 6, 7, 30, 52, 96 и др.), федеральном законе " Об общественных объединениях " и других законодательных актах, определяют сферу действия корпоративных норм, их гарантируемость. В частности, закон предусматривает, что несоблюдение уставных норм либо осуществление объединением деятельности, противоречащей нормам устава, является основанием для приостановления и даже ликвидации общественного объединения.26  

      Делая вывод, необходимо отметить следующее. Нормы права и корпоративные нормы имеют общие черты: они содержат четкие, ярко выраженные правила поведения; закреплены в специальных актах; представляют собой системы норм. Различие между ними - в степени обеспечения: если нормы права принимаются государством и обеспечиваются его принудительной силой, то нормы общественных организаций ими и ими же, то есть силой общественного мнения данной общественной организации, обеспечиваются. Кроме того необходимо отметить определенный приоритет права, признаваемый в нормах общественных организаций. 

ГЛАВА 3.

Право и социально-технические  нормы.

       Весьма  важными и своеобразными в рамках нормативной системы являются юридико-технический и нормативно-технический регуляторы. И в этой связи следует указать на коренное отличие социальных норм от технических. Социальные нормы регулируют отношения людей и их коллективных образований между собой, технические нормы определяют отношение человека к технике (например, это могут быть инструкции о том, как задействовать ту или иную «технику», как пользоваться этой «техникой»). Социальные нормы при всем своем многообразии обладают общей чертой - они регулируют общественные отношения типа «человек - человек». Технические нормы, хотя и создаются человеком, выражаются в формуле «человек - машина».

       Технические нормы всегда рассматривались вне  системы правового регулирования ввиду необычности субъектов и объектов соответствующих отношений. По мнению А. Ф. Черданцева, научно-технические,    технологические     нормы,     получившие положительную социальную оценку, в определенном  порядке  закрепляются в юридических актах и обретают  значение  государственного  стандарта.  Стандарт - это нормативная  характеристика  материала,  его  качества,  утвержденная  компетентным  государственным  органом  и  выражается  в юридическом акте. Техническое правило, облеченное в правовую форму, не  теряя своего технического характера, приобретают качественные признаки правовой нормы, становятся технико-юридической  нормой.  Таким  нормам  присущи все признаки правовых норм: они исходят от государства;  в них выражается  государственная   воля;   их   соблюдение   обеспечивается  возможностью  государственного  принуждения;  они  объективируются   в специальных нормативных актах, издаваемых компетентными органами;  они регулируют  общественные  отношения.  Последний  признак  имеет   свою специфическую особенность как следствие того, что содержанием технико-юридических норм является техническое правило,  но  при  этом  следует  сказать, что содержанием общественных отношений могут быть и различные технические   действия.   Устанавливая   определенные   требования   к техническим действиям, технико-юридические нормы тем  самым  оказывают определенной регулятивное воздействие и на сами общественные отношения путем  установления  обязательных  требований  к  действиям  людей  по отношению  к  природе,  средствам  производства  и другим   предметам внешнего мира, в которых проявляются отношения между людьми.27

         Остальные технические нормы,  в частности, действующие в  бытовой сфере, не опосредуются правом и, следовательно, за их нарушение не наступает никакой юридической ответственности (например, требования по эксплуатации различных домашних приборов - телевизоров, холодильников, магнитофонов). В случае выхода их из строя по причине неправильного обращения и понесенного ущерба человек сам себя «наказывает».28

       Технические нормы различаются и по своему содержанию. Одни адресованы конкретному лицу в рамках его должностных обязанностей, вторые - производственные и строительные - адресованы как обязанному субъекту, так и его партнерам, третьи устанавливают количественные показатели операций (квоты, объемы, отчетность и т.п.)

       Технико-юридические  нормы приобретают все большую  значимость в нашей жизни. С 1 июля 2003 г. в России вступил в действие Федеральный закон N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Принятие этого документа вызвало у большинства российских служащих, разработчиков и производителей немало вопросов. Заведующий отделом административного законодательства Института А.Ф. Ноздрачев отметил необходимость решения проблемы четкого законодательного регулирования технических регламентов и предложил общие технические регламенты принять в форме закона, а специальные - урегулировать нормативно-правовыми актами. Еремина О. Ю., изучив данную проблему, делает вывод о том, что для обеспечения проведения реформы технического регулирования потребуется не только разработка и принятие технических регламентов, но и принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих разработку и принятие технических регламентов, учитывая специфику предмета правового регулирования.29

       Мордовец  А.С. и Синюков В.Н. рассматривают соотношение технико-юридических и правовых норм в рамках трех подходов:

       1. Субъект действует в четком  соответствии с предписанием  технической нормы. В этом случае правовая норма бездействует либо отсутствует.

       2. Субъект нарушает требования технической нормы, причиняя при этом вред только себе. При этом интересы других людей данное нарушение не затрагивает.

       3. Нарушение технической нормы  повлекло за собой наступление  социально - вредных последствий.  В этом случае к нарушителю  применяется мера юридической ответственности, предусмотренная санкцией соответствующей нормы права.30

       Технико-юридические нормы играют в правовом регулировании дополнительную роль, подчиненную другим юридическим нормам; их обязательность обычно опирается на силу санкций других правовых норм, являющихся бланкетными. Они не могут быть служить общим основанием возникновения охранительных правоотношений.

       Проблема  «технических норм», роли права в  их утверждении и функционировании требуют дополнительного изучения. Её актуальность предъявляет требования к правоведам и разработке юридических средств гуманизации труда, техники и технологии, сферы охраны окружающей среды, в обеспечении здоровых условий жизни человека.

       Взаимосвязь права и технических норм означает, что никогда не доступная праву область общественной жизни становится объектом его регулирования и охраны. При этом не только отдельные нормы и институты, но и целые законодательные массивы и отрасли права вовлечены в этот процесс. В частности, экологическое право призвано защищать юридическими средствами экологические права граждан, обеспечить разумное и цивилизованное отношение к природе и природным ресурсам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

       Исходя  из вышесказанного, можно сделать  вывод, что социальные нормы регуляторы нормативной системы, действующей в обществе, имеют общее содержание. Это их нормативность, их воздействие на общественные отношения единым масштабом, мерой, правилами поведения. Именно эта их общность и объединяет все нормативные регуляторы и систему, позволяет осуществлять их комплексное изучение и усовершенствование.

       Нормативная система в обществе - это действительно  целостная система, так как, кроме  определенных элементов, составляющих ее, она еще имеет четкие связи  между своими элементами, а эти  связи, в свою очередь, имеют соответствующие характеристики. Характер этих связей проявляется как раз с наибольшей полнотой в действии нормативной системы.

       Право занимает особое место в системе  нормативного регулирования общественных отношений. Потому что право фактически охватывает в своих нормах все наиболее важные общественные отношения. Конечно, нормы права отличаются от других социальных регуляторов тем, что эти нормы имеют формально - определенный характер, изменять эти нормы достаточно не простое дело, для их изменения требуется особый порядок.

Информация о работе Право в системе нормативного регулирования общественных отношений