Право в системе нормативного регулирования общественных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Система социальных норм отражает достигнутую степень социального, духовного, политического и экономического развития общества. Процесс, определяющий социальный порядок называют социальным регулированием.
Для понимания этого процесса необходимо было выполнить следующие задачи:
1. Дать понятие социальных норм, определить их признаки, а также выявить классификацию этих норм.
2. Рассмотреть вопрос о том, взаимодействует ли право с нормами религии, обычаев, а также с технико-юридическими нормами или всё-таки они друг от друга обособляются.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Нормативное регулирование и виды социальных норм.

6

ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ДРУГИХ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ


12
2.1. Соотношение права и религии 12
2.2. Соотношение права и обычаев 14
2.3. Соотношение права и морали 17
2.4. Соотношение права и корпоративных норм 25

ГЛАВА 3. ПРАВО И СОЦИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ
27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
30

Работа содержит 1 файл

Курсовая Право в системе нормативного регулирования общественных отношений.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

       Из  перечисленных выше определений  социальные нормы, можно выделить признаки, характеризующие эти нормы. В  качестве общих признаков социальных норм можно назвать следующие:

       1) Социальность - социальные нормы  определяют, каким может или должно быть поведение субъекта, либо какое поведение является недопустимым с точки зрения интересов общества.

       2) Нормативность - социальные нормы  действуют как определенные стандарты поведения, имеют общий характер: сформулированы в общей модели поведения;

  - их адресаты определены не  поименно, а путем указания типовых  признаков (пол, возраст, вменяемость, партийная или религиозная принадлежность и т.п.);

  - они рассчитаны на многократное  применение, то есть вступают  в действие всякий раз, когда возникает предусмотренная нормой типовая ситуация;

       3) Сочетание объективности и субъективности - социальные нормы складываются  закономерно, исторически в связи  с тем, что общество представляет  собой сложный организм и нуждается  в регулировании внутренних процессов.

       4) Культурная обособленность - социальные  нормы соответствуют характеру  социальной организации, уровню  развития общества, типу культуры. Они изменяются вслед за изменениями общественных отношений.

       Социальные  нормы весьма многочисленны и  разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью общественных отношений. Поэтому их можно классифицировать по различным основания.

       В социологии они делятся по различным  основаниям на соответствующие виды, классы, группы (элементарные и сложные, интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные, спонтанные и директивные, "живые" и "мертвые", функционирующие и нефункционирующие).

       В зависимости от сферы регулируемых отношений, они подразделяются на:

       1) Политические - правила поведения,  регулирующие отношения между социальными группами по поводу достижения, удержания и функционирования политической власти.

       2) Экономические - правила поведения,  регулирующие отношения в сфере  производства и распределения благ.

       3) Эстетические нормы - правила  поведения, формирующие отношения к прекрасному и безобразному.

       4) Этические нормы - правила поведения,  касающиеся внешнего проявления  отношения к людям, располагающего к общению.

       5) Нормы моды - правила поведения,  отражающие отношения к вещам,  окружающим человека.

       6) Нормы литературного жанра - правила, используемые при написании литературных произведений.

       Юридическая наука не вдается в столь подробную  и исчерпывающую классификацию, а подразделяет указанные нормы, в основном исходя из таких критериев, как способы формирования, социальная направленность. С этой точки зрения выделяются нормы: 1) правовые; 2) моральные; 3) эстетические; 4) семейные; 5) корпоративные; 7) нормы обычаев, традиций, привычек; 8) деловые обыкновения; 9) правила этикета, корректности, приличия, обрядов, ритуалов.7

       Также классифицируют социальные нормы по способу закрепления:

       1) Формально - определенные

       2) Формально - неопределенные

       Отмечая многообразие видов и форм социальных норм, можно сделать вывод о том, что в обществе присутствует нормативный плюрализм. Несмотря на их различия, они тесно взаимосвязаны, ни одни из них не действуют изолированно от других.

       Значение  и место социальных норм в обществе значительно велико, благодаря общим правилам возможно достигнуть единый порядок в общественных отношениях, подчинить поведение людей общим условиям, продиктованным требованиями власти, идеологии, всей социальной жизни.

       Исходя  из этого, можно сделать вывод о том, что главная цель социальных норм - это упорядочение всей социальной жизни, прежде всего от приобретения ею общественной устойчивости и независимости от случая и произвола.

                Говоря о праве можно обозначить, что право - уникальный высоко  значимый и авторитетный регулятор,  но оно лишь один из компонентов системы нормативного регулирования. Выявление места и роли права среди иных социальных регуляторов имеет важное значение для понимания его природы, определения возможностей и пределов регулятивного действия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2.

Соотношение права и других социальных норм.

                Цивилизация выработала множество различных норм и правил, которыми люди руководствуются в своей повседневной жизни.

                 Какие иные, кроме права, регулятивные  системы действуют в обществе, какие взаимодействия или противоречия  существуют между ними эти и другие вопросы сразу возникают, как только выясняется, что основное назначение права - быть регулятором общественных отношений, складывающихся по всему спектру нового социально-хозяйственного уклада человеческого бытия. На данные вопросы, постараюсь ответить в своей работе. 

2.1. Соотношение права и религии.

       С древнейших времен особое место в  обществе занимает религия. Её главной целью на протяжении многих столетий являлось объединение людей, а также непосредственное влияние на государственную жизнь.         Назначением религии является выработка " смыслов ", позволяющих человеку так или иначе освоить и определить свое место в мире, в котором он живет.

       Общепринятого определения понятий «религия»  в международном праве не существует, и многие государства сталкивались с трудностями при определении таковых. Распространенной ошибкой при определении религии является признание необходимости веры в бога. Наиболее очевидными примерами, доказывающими обратное, являются классический буддизм (религия, не основанная на идее бога-творца) и индуизм, в котором исповедуется многобожие.8

       В современном обществе сложилось  так, что государство отделено от церкви. Это говорит о том, что государственные органы и должностные лица не имеют права вмешиваться в сферу религиозных отношений, воздействовать на деятельность религиозных объединений. Но не стоит забывать о том, что государство гарантирует защиту законной деятельности религиозных объединений, оставаясь при этом в вопросах свободы вероисповедания в нейтральной позиции.

       Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения. Оно еще означает и право на существование всех религий и возможность каждой их них беспрепятственно проповедовать вероучение.

         Не смотря на свободу вероисповедания, УК РФ преследует те религиозные объединения, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению противоправных действий. Имеются в виду секты и объединения, действующие нелегально в стране.

       Религиозным объединениям может предоставляться  статус юридического лица. Они вправе иметь храмы, учебные заведения, культовое и другое имущество, необходимое для религиозных целей. Нормы, содержащиеся в уставах соответствующих юридических лиц, определяющие их правоспособность и дееспособность, имеют юридический характер.

       Стоит также отметить, есть религиозные  праздники, которые официально признаны государством с учетом исторических традиций.

       Взаимоотношения между церковью и государством во многом определяются уровнем социально-экономического развития страны, историческими традициями, сложившимися в обществе. Религия рассматривается в качестве регулятивно - охранительной системы корпоративного характера. А религиозные нормы не являются общеобязательными и осуществляют воздействие лишь на представителей различных конфессий.

2.2. Соотношение права и обычаев.

       В системе внеправовых социальных норм важное место занимают обычаи. Обычай - это правило, утвердившееся в общественной практике, вошедшее в привычку, в результате многократного применения, установившегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива людей. Обычай представляет собой привычную для членов общества, группы людей форму социальной регуляции. Под обычаем понимают традиционно установившиеся правила общественного поведения.9

       Исторически обычаи относятся к числу самых  ранних социальных норм. В период становления первых цивилизаций, образования древних государств обычаям начинают придавать общеобязательное значение. Облеченные в письменную форму, в определенном смысле систематизированные, своды обычаев возводятся в ранг законов государства (законы Ману, законы Хаммурапи и т.п.) и становятся первыми источниками права. Нормативные системы современных обществ такого перехода обычаев в юридические нормы уже фактически не знают.

       Соблюдение  норм, содержащихся в обычаях, на ранних стадиях развития общества обеспечивалось такими мерами общественного воздействия на нарушителей, как изгнание из рода или племени, лишение огня и воды и прочее. По мере развития общества и становления государства меры общественного воздействия качественно изменялись, частично трансформируясь в меры государственного воздействия.

       К большинству традиций, обрядов, ритуалов право индифферентно. В то же время оно опирается на привычные формы поведения, а в ряде случаев закрепляет их в своих нормах. В частности, имеющий высокую общественную значимость ритуал приведения главы государства10, судей конституционного суда к присяге, регламентируется нормами конституции и федерального конституционного закона.11

       Сегодня говорят о взаимодействии права  и обычаев, которое рассматривается преимущественно как «отношение» юридических норм к существующим в обществе обычаям. Такое «отношение» сводится к трем основным вариантам.

       1. Юридические нормы поддерживают  обычаи, полезные с точки зрения  общества и государства, создают  условия для их реализации.

       2. Юридические нормы могут служить  вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев.

       3. Юридические нормы безразличны к действующим обычаям. Таких обычаев большинство и связаны они главным образом с межличностными отношениями, бытовым поведением людей.12

       Общая схема влияния права на обычаи таковы: прогрессивные обычаи стимулируются  правом, а те из них, которые противоречат закону, квалифицируются как правонарушения.

       На  современном этапе развития общества те обычаи, которые служат одной из форм выражения норм морали, правил организационного характера или норм культурного поведения, обеспечиваются в случае необходимости мерами общественного воздействия. Что же касается других обычаев, называемых правовыми, то они как все иные правовые акты обеспечиваются государственным принуждением.

       Испытывая на себе воздействие права, обычаи в  то же время оказывают влияние на право. При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права. В частности, гражданское право признает обычаи делового оборота - правило поведения, сложившееся и широко применяемое в какой - либо области предпринимательской деятельности.

       Нормы права и обычаи обладают рядом общих признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая, каким должны или могут быть человеческие поступки. Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, по форме выражения, по способу обеспечения реализации. Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы права существуют в государственно-организационном  обществе; если обычаи не закрепляются в социальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учетом возможности государственного принуждения.

             Важность обычаев  и их роль в жизни общества выражается, прежде всего, в том, что обычаи вместе с другими не правовыми актами - регуляторами общественных отношений действуют как самостоятельные, причем весьма эффективные средства воздействия на поведение людей и на возникающие между ними отношения.

Информация о работе Право в системе нормативного регулирования общественных отношений