Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 12:36, реферат
Специфические черты права, отразившие особенности культурного, социально-экономического и государственного развития Древней Индии и Древнего Китая проявились, прежде всего, в его источниках. На сегодняшний день Восток с его культурой, историей и правом все чаще становится предметом научного исследования, так как это важно для самопознания и самоидентификации, а нам, как представителям другой культуры, все это интересно вдвойне.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Предпосылки возникновения права в Древней Индии и в Древнем Китае . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Виды и характеристика источников права Древней Индии и Древнего Китая. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Особенности правового регулирование брачно-семейных отношений в праве Древней Индии и Древнего Китая.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 Список литературы . . . . . . . . . . . .
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Всероссийская
государственная
налоговая академия
Министерства финансов
Российской Федерации»
Кафедра
государственно-правовых дисциплин
Реферат
по истории
государства и права зарубежных стран
на тему: Право
в Древней Индии и Древнем
Китае.
Москва
2011г.
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Заключение
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 Список литературы
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . 19
Введение
Специфические черты права, отразившие особенности культурного, социально-экономического и государственного развития Древней Индии и Древнего Китая проявились, прежде всего, в его источниках. На сегодняшний день Восток с его культурой, историей и правом все чаще становится предметом научного исследования, так как это важно для самопознания и самоидентификации, а нам, как представителям другой культуры, все это интересно вдвойне.
Актуальность заявленной темы состоит
в том, что при исследование исторических
аспектов возникновения, становления
и развития права в Древней Индии и Древнем
Востоке, и проведении сопоставительного
анализа права этих двух стран, во-первых,
мы приобретаем опыт проведения научного
исследования и применения методов научного
познания, обретенных за годы учебы, во-вторых,
мы имеем возможность проследить при помощи
полученных знаний влияние древнего права
на современное состояние права Индии
и Китая, в-третьих, мы можем провести сравнительный
анализ права нашей страны и права Востока
с целью выявления общего и особенностей,
наличия или отсутствия тех или иных источников
права и правовых институтов.
1. Предпосылки возникновения права в Древней Индии и в Древнем Китае.
Право Древней Индии традиционно рассматривают через призму религиозных взглядов, согласно которым все его содержание, границы действия норм предопределены ведами - священными источниками «всех знаний», в противопоставление этому, право Древнего Китая необходимо характеризовать с учетом влияния двух философских учений: конфуцианства и легизма. Такого влияния философских учений, как в Китае, в Индии не было. Крашенинникова Н.А. пишет: «…догматы конфуцианства и политико-правовые концепции легизма стали определяющими факторами самого поступательного развития права, его идейных основ, принципов и институтов, а также механизмов правоприменения, традиционного првоприменения китайцев».
В основе права Индии положены религиозные принципы: понятие драхмы, закрепление неравенства варн, особое значение ритуала, ритуальной чистоты и нечистоты индуса, системы искупления с целью очищения, в том числе и за совершенные преступления. Древняя Индия понятия права, как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, не знает. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, носившим ярковыраженный религиозный характер. Древняя Индия также имеет весьма слабую государственность, характерным проявлением для Индии является исторически сложившиеся слои общества – варны. В Индии пожизненно фиксированный социальный статус индивида почти не представлял простора для престижных устремлений и это сыграло существенную роль в устремлении людей в сторону поиска мокши и нирваны, поэтому для Индии не характерна социально-политическая активность, что проявилось и в формирование права.
В отличие от права Индии на формирование права Китая на первом этапе развития древнекитайского права – в шаньско-инском и раннечежоусском периодах – играли главную роль этические нормы (ли) и идеи гармонии как главного условия всеобщего космогонического порядка, принадлежавшие Конфуцию. «Философское учение конфуцианства признавало преобладающее значение норм морали над нормами права, отождествляя право с уголовным законом»; на втором этапе – начиная с периода Чжаньго – усиливается роль права с его стабильным комплексом наказаний. В это время было создано легистское учение об управлении народом и государством. Легисты, наоборот предавали большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни, проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания для всех лиц, выдвигали идею сильного государства; на третьем этапе – при правлении династии Хань – происходит слияние легизма и конфуцианства в новое учение, согласно которому существовало неравенство людей и этому должна была служить тщательная регламентация поведения людей в обществе, семье с помощью жестких моральных норм «ли», официально признанного ритуала. В конечном итоге, слияние конфуцианства и легизма, способствовало тому, что нормы «ли» приобрели большую обязательность и формализм, а в право были перенесены большие отрывки их конфуцианских произведений, закрепляющие нормы конфуцианской морали.
Для Китая характерна наоборот социально-политическая активность, через источники права. Их содержание, возможно, стремиться к качественному улучшению жизни и личной доли каждого.
Из рассмотренных исторических предпосылок
формирования права Древней Индии и Древнего
Китая, на основе изученной учебной литературы
можно сделать следующий вывод: разница
факторов, оказавших влияние на формирование
права Китая и Индии лежит в «…цивилизации,
в культурных традициях, в исторически
обусловленных формах организации социума».
Основополагающими для формирования права
древней Индии, в первую очередь, являются
религиозные учения, а также оказывают
влияние индийские варны и касты, слабость
государственности, а для Китая - философские
учения, где весьма скромны позиции религии.
Отсутствие хорошо разработанной системы
царско-храмовых хозяйств, присущих Индии,
послужило хорошей основой для возникновения
сильного централизованного государства
с глубоко проработанными источниками
права, содержащими правовые нормы.
2. Виды и характеристика источников права Древней Индии и Древнего Китая.
Особое место среди источников права Индии занимают дхармашастры – сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм) и артхашастры – трактаты о политике и праве. Понятие дхармы имеет несколько значений. Под ним понимается и религиозная добродетель, и мораль, и норма поведения, и свод правил, обязательных для каждого правоверного индуса, регламентирующих различные стороны его жизнедеятельности. Наряду с термином дхарма в древнеиндийском праве существовало понятие, "ньяя", сходное с европейским понятием – закон. Ньяя уже по содержанию понятие чем дхарма и обозначает общепринятую норму поведения, нарушение которой влекло за собой наказание, применяемое государством.
Дхармашастры составлялияь брахманами (священнослужителями). Включение в дхармашастры правовых тем и предписаний явилось прямым следствием определения дхармы царя (раджадахарма) как охранителя мира и порядка. В учебной литературе, посвященной вопросу «источников права Индии», к источникам права относят такие дхармашастры - Гаутама, Баудхаяна, Апастамба, Васиштха, носившие название дхармасутр (сутра— нить), датируются 2 половиной I тысячелетия до н.э. и на рубеже н.э. На их основе возникла обширная литература уже упомянутых дхармашастр - Манусмрити, или Законы Ману (П в. до н.э. - II в. н.э.), Яджнавалкьясмрити (П - III вв. н.э.), Нарадасмрити (Ш - IV вв. н.э.).
С появлением Законов Ману (далее ЗМ) и последующих дхармашастр начался новый этап в развитии права в Древней Индии. В первую очередь произошло переосмысление и углубление понятия дхармы. Она стала трактоваться в контексте не 4 стадий жизни индуса, а правил жизни четырех варн. Качественное изменение коснулось и содержания дхарашастр: большее внимание стало уделяться договорным и имущественным отношениям, ответственности за их нарушение (о неуплате долга, закладе, границах земельных участков и пр.). Правовые нормы в них были более упорядочены, классифицированы. Все это можно объяснить тем, то Индия испытывала светское влияние и как следствие – приспособление к нуждам практического применения. Также необходимо сказать о структуре дхармашастр. Начиная с ЗМ, правовые нормы стали строиться на основе 18 поводов судебного разбирательства: поводы (нормы) - договорные отношения (VIII, 4); затем идут нормы, касающиеся неуплаты жалования, нарушения соглашения, отмены купли-продажи, спора хозяина с пастухом (VIII, 4), нормы, касающиеся конкретных деликтов-преступлений, далее поводы, связанные с брачно-семейным и наследственным правом, а также азартными играми, приравниваемых к преступлениям. Еще одна дхармашастра – Яджнавалкья – в рамках 18 членной системы более пристальное внимание уделяет процессуальным нормам. И наконец, Нарадсмрити представляет собой законченный юридический памятник права Древней Индии, в котором на достаточно высоком уровне сформулированы абстрактные рекомендация, что говорит о практическом назначение дхармашастры.
После анализа указанных дхармашастр, несмотря на их разнообразие, можно увидеть сходство между ними, взаимовлияние, «а главное – единство религиозно-философских концепций, принципов, на которых они основывались».
Между дхармашастрами не может быть противоречий. Если же они выявляются, то должны быть разрешены соответствующим толкованием: ЗМ гласит, что когда имеются противоречия в двух отрывках священного откровения, они оба ... объявлены правильной дхармой" (III, 14).
Особое место в системе источников права Индии занимала литература светского жанра, относящаяся к науке политики – артхашастры. Ее содержанием является рассмотрение дхармы царя, внутренней и внешней политики, Дхармашастры признают артхашастры в качестве источника права, но вместе с тем в Ядж. Говорится, "что дхармашастра имеет большее значение, чем артхашастр" и в последствии прекратилось дальнейшее развитие литературного жанра артхашастр. Учитывая исторические особенности развития Древней Индии (слабая государственная власть, автономность общин), мы можем сделать вывод, что именно они легли в основе возможности наличия права двух уровней: государственного (артхашастра) и общинного (дхармашастра). Значение этих письменных памятников велико, но помимо них на всех этапах развития страны за обычаем признавалась роль его приоритетного источника. Так, в дхармашастрах содержатся отсылки к обычаю и в общей декларативной форме, и по конкретным нормам права. Под обычаем понималось поведение "добрых, благоразумных людей" в соответствии с моралью, общественной пользой.
Основным источником права в Китае являлись законы, первые писанные законы появились в государстве Шань, а в Х веке в Чжоу существовал Уголовный кодекс. Усиление законодательной деятельности в период Чжаньго «Воюющих царств», в V – III в.в. до н.э., было связано с необходимостью использования закона в целях стабилизации политической обстановки в условиях непрекращающейся борьбы китайских княжеств между собой. В учебной литературе пишется, что на рубеже V— IV вв. до н.э. появился один из первых сводов законов «Книга законов царства Вэй», составленная Ли Фуем на основе правовых положений, принятых в отдельных княжествах и по традиции считающихся законами предков. Он состоял из 6 глав: законы о ворах, разбойниках, о заключении в темницу, о поимке преступников, об орудиях казни и пытки. Этот сборник положил начало последующей практике разработки сборников законов. В ханьском Китае в Ш —П вв. до н.э. проводилась работа по описанию, переписке, комментированию и восстановлению древних законов. «Книга законов царства Вэй» была в это время дополнена еще рядом глав, в частности нормами права о военном деле, о государственном коневодстве и о финансах.