Философия Древнего Китая и Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:31, реферат

Описание работы

Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине
второго тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.)
возникает рабовладельческий уклад хозяйства.

Работа содержит 1 файл

реф.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

                    Философия Древней Индии и Древнего Китая 
 

                                  Философия Древнего Китая 

      Китай - страна древней истории,  культуры, философии;  уже  в   середине

второго тысячелетия  до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до  н.  э.)

возникает рабовладельческий  уклад хозяйства. Труд рабов, в которых  обращали

захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в  земледелии. В XII  веке

до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было  разгромлено  племенем

Чжоу, которое оснавало свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.

      В эпоху Шан-Инь и  в   начальный  период  существование   династии  Джок

господствующим  было  религиозно-мифологическое   мировоззрение.   Одно   из

отличительных черт китайских мифов – это зооморфный характер  действующих  в

них богов и  духов. Многие из древнекитайских божеств  (Шан-ди)  имели  явное

сходство с  животными, птицами или рыбами. Но Шан-ди был не только  верховным

божеством, но и  их родоначальником. Согласно мифам, именно  он  был  предком

племени Инь.

      Важнейшим элементом древнекитайской   религии  являлся  культ   предков,

который строился на признании влияния умерших  на жизнь и судьбу потомков.

      В глубокой древности, когда  еще не было ни неба, ни  земли,  Вселенная

представляла  собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два  духа-  инь

и ян, которые  занялись упорядочением мира.

      В  мифах  о  происхождении   Вселенной  налицо  очень   смутные,  робкие

зачатки натурфилософии.

      Мифологическая форма  мышления,  как  господствующая,  просуществовала

вплоть до первого  тысячелетия до н. э.

       Разложение  первобытнообщинного   строя  и  появления  новой   системы

общественного производства не привели к исчезновению мифов.

       Многие  мифологические  образы  переходят  в  позднейшие  философские

трактаты. Философы, жившие в V-III в. до н. э.,  часто  обращаются  к  мифам

для того, чтобы  обосновать свои концепции истинного  правления и  свои  нормы

правильного поведения  человека.  Вместе  с  тем,  конфуцианцы  осуществляют

историзацию  мифов,  демифологизацию  сюжетов  и  образов   древних   мифов.

Историзация мифов, заключавшаяся  в  стремлении  очеловечить  действия  всех

мифических персонажей, была главной задачей конфуцианцев. Стремясь  привести

мифические предания в соответствие с догмами своего учения,  конфуцианцы  не

мало потрудились  для того, чтобы превратить духов  в людей и для самих  мифов

и легенд найти  рациональное объяснение. Так миф  стали  частью  традиционной

истории.  Рационализированные  мифы  становятся  частью  философских   идей,

учений, а персонажи  мифов  -  историческими  личностями,  используемыми  для

проповеди конфуцианского учения.

       Философия  зарождалась   в   недрах   мифологических   представлений,

использовала  их материал. Не была исключением в  этом  отношении  и  история

древнекитайской философии.

      Философия Древнего Китая тесно  связана с мифологией. Однако  эта  связь

имела некоторые  особенности, вытекавшие  из  специфики  мифологии  в  Китае.

Китайские мифы предстают прежде всего как исторические  предания  о  прошлых

династиях, о  “золотом  веке”.  Они  содержат  сравнительно  мало  материала,

отражающего взгляды  китайцев  на  становление  мира  и  его  взаимодействие,

взаимосвязь  с  человеком.  Поэтому  натурфилософские  идеи  не  занимали  в

китайской философии  главного  места.  Однако  все  натурфилософские  учения

Древнего  Китая,  такие,  как  учения  о  “пяти  первостихиях”,  о  “великом

пределе” - тайцзи, о силах инь и ян и даже учения о дао, ведут  свое  начало

от мифологических и примитивно религиозных  построений  древних  китайцев  о

небе и земле, о “восьми стихиях”.

      Наряду  с  появлением  космогонических   концепций,  в  основе  которых

лежали  силы  ян  и  инь,  возникают  наивно-материалистические   концепции,

которые прежде всего были связаны  с  “пятью  первостихиями”:  вода,  огонь,

металл, земля, дерево.

      Борьба за господство между  царствами привела во  второй  половине  III

в. до н. э.  к  уничтожению  “Сражающихся  царств”  и  объединению  Китая  в

централизованное  государство под эгидой сильнейшего  царства Цинь.

       Глубокие  политические   потрясения   -   распад   древнего   единого

государства и  укрепление отдельных  царств,  острая  борьба  между  крупными

царствами за гегемонию  -  нашли свое  отражение в бурной  идеологической

борьбе различных  философско-политических  и  этических  школ.  Этот  период

характеризуется рассветом культуры и философии.

      В таких литературно-исторических  памятниках как “Ши цзин”,  “Шу  цзин”,

  прослеживаются   философские   идеи,   возникшие   на   основе   обобщения

непосредственной  трудовой и общественно-исторической практики людей.  Однако

подлинный расцвет  древней китайской философии  приходится  именно  на  период

VI-III в до н.  э.,  который  по  праву  называют  золотым  веком  китайской

философии. Именно в этот период появляются  такие  произведения  философско-

социологической мысли, как “Дао дэ цзин”, “Лунь  юий”,  “Мо-цзы”,  “Мэн-цзы”,

“Чжуан-цзы”,  выступают со своими концепциями  и  идеями  великие мыслители

Лао-Цзы, Конфуций,  Мо-цзы,  Чжуан-цзы,  Сюнь-цзы,  и  формируются  школы  -

даосизм, конфуцианство, моизм,  легизм,  натурфилософская  школа,  оказавшие

затем громадное  влияние на все последующее развитие китайской  философии. В

этот период зарождаются те проблемы, те понятия  и категории,  которые  затем

становятся традиционными  для всей последующей истории  китайской  философии,

вплоть до новейшего  времени. 

                Особенности развития философии в Китае 

            Два основных этапа развития философской мысли в  Древнем  Китае:

этап зарождения философских воззрений,  который  охватывает  период  VIII-VI

вв. до н. э., и  этап расцвета философской мысли -  этап  соперничества  “100

школ”, который  традиционно относится к VI-III вв. до н. э.

      Период формирования философских   воззрений  древних  народов,  которые

жили в бассейнах  рек Хуанхэ,  Хуайхэ,  Ханьшуй  (VIII-VI  вв.  до.  н.э.)  и

заложили основы китайской цивилизации, по времени  совпадает  с  аналогичным

процессом в Индии и Древней Греции. На  примере  возникновения  философии  в

этих трех районах  можно проследить общность закономерностей, по которым  шло

становление, развитие человеческого общества мировой  цивилизации.

       История  становления  и   развития  философии  неразрывно  связана   с

классовой борьбой  в обществе. Поэтому борьба различных  классов  в  обществе,

противостояние  прогрессивных сил реакционным  непосредственно  отразилась  на

развитии философии  и привела к борьбе двух основных направлений в  философии

-  материалистического   и  идеалистического  -  с   той  или  иной   степенью

осознания и  глубиной выражения этих направлений.

      Специфика китайской философии   непосредственно  связана   с  ее  особой

ролью в той  острой социально-политической  борьбе,  которая  имела  место  в

многочисленных  государствах  Древнего  Китая  периодов  “Весны  и  осени”  и

“Сражающихся  Царств”. Развитие социальных отношений  в  Китае  не  привело  к

четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов. В  Китае

своеобразное  разделение труда между политиками и  философами  не  было  ярко

выражено, что  обусловило прямую,  непосредственную  подчиненность  философии

политической  практике.  Вопросы  управления  обществом,   отношения   между

различными социальными группами, между царствами - вот  что  преимущественно

интересовало  философов Древнего Китая.

       Другая  особенность  развития  китайской   философии   в   том,   что

естественнонаучные  наблюдения китайских ученых  не  находили,  за  небольшим

исключением, более  или менее адекватного  выражения  в  философии,  так  как

философы,  как  правило,  не  считали   нужным   обращаться   к   материалам

естествознания. Пожалуй,  единственным  исключением  в  этом  роде  является

школа моистов  и школа натурфилософов, которые после  эпохи  Чжоу  прекратили

свое существование.

      Философия и естествознание существовали  в Китае, как бы  отгородившись

друг от друга  непроходимой стеной, что нанесло  им  непоправимый  ущерб.  Тем

самым китайская  философия лишила себя надежного источника  для  формирования

цельного  и  всестороннего  мировоззрения,  а  естествознание,   презираемое

официальной идеологией, испытывая трудности в  развитии,  оставалась  уделом

одиночек и  искателей  эликсира  бессмертия.  Единственным  методологическим

компасом     китайских      естествоиспытателей      оставались      древние

наивноматериалистические  идеи натурфилософов о пяти первостихиях.

      Этот взгляд  возник  в  Древнем   Китае  на  рубеже  VI  и  V  веков  и

просуществовал вплоть до  нового  времени.  Что  касается  такой  прикладной

отрасли естествознания, как  китайская  медицина,  то  она  и  по  сей  день

руководствуется этими идеями.

      Таким образом оторванность китайской  философии от  конкретных  научных

знаний  сузило  ее  предмет.  В  силу  этого,   натурфилософские   концепции

объяснения природы, а также  проблемы  сущности  мышления,  вопросы  природы

человеческого сознания и логики не получили в  Китае большого развития.

      Обособленность   древнекитайской   философии   от   естествознания   и

неразработанность вопросов логики являются одной  из  главных  причин  того,

что формирование философского понятийного аппарата шло весьма медленно.  Для

большинства китайских  школ  метод  логического  анализа  остался  фактически

Информация о работе Философия Древнего Китая и Индии