Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 12:36, реферат
Специфические черты права, отразившие особенности культурного, социально-экономического и государственного развития Древней Индии и Древнего Китая проявились, прежде всего, в его источниках. На сегодняшний день Восток с его культурой, историей и правом все чаще становится предметом научного исследования, так как это важно для самопознания и самоидентификации, а нам, как представителям другой культуры, все это интересно вдвойне.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Предпосылки возникновения права в Древней Индии и в Древнем Китае . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Виды и характеристика источников права Древней Индии и Древнего Китая. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Особенности правового регулирование брачно-семейных отношений в праве Древней Индии и Древнего Китая.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 Список литературы . . . . . . . . . . . .
Но, появление писаных законов не могло изменить свойственный всему древнему праву Китая порядок, при котором непосредственному приказу вышестоящего лица, вплоть до правителя, или правилам нравственности, возведенным в ранг общепринятых установлений Конфуцием или его последователями, отводилось главное место в регулировании жизнедеятельности китайского общества. Законы не вытеснили и широко распространенных во все времена на общинном уровне норм обычного права, регулирующих многие стороны общественных отношений.
Таким образом, на виды источников права Древней Индии и Древнего Китая оказали влияние, выявленные нами предпосылки возникновения права. Религиозные учения в Индии и философские учения в Китае легли в основу появившихся источников права. Для Индии источниками права выступали: артхашастры, дхармашастры и обычаи, а для Китая – законы, правила нравственности, возведенные в ранг общепринятых правил и обычаи.
Правовая регламентация института имущественных отношений в источниках права Древнего Китая и Древней Индии
Из анализа Ядж. и ЗМ можно увидеть о том, что Древняя Индия знает понятие право собственности. Об этом свидетельствует, например, наличие в ЗМ норм о сроках давности пользования, владения вещью, влекущих за собой превращение владения в собственность (VIII., 147). Индия хорошо понимала разницу между собственностью и владением. Законы указывают на семь возможных способов приобретения права собственности. Право Китая также знает право собственности.
Особым объектом собственности и в Китае и в Индии являлась Земля. Земельный фонд Индии составляли земли царские, общинные, частных лиц. Царь не рассматривался как собственник всех земель, а как суверен, защищающий все население. ЗМ закрепляет: «Если царь взимает налоги, не охраняя подданных, то он немедленно идет в ад; такой царь называется крадущим шестую часть урожая». В Китае в период Инь, Западного Чжоу земля наоборот считалась собственностью ванна, на полученные в дар земли приближенные имели лишь право пользования. В период Западного Чжоу намечается тенденция к превращению владения в частную собственность. Период Цинь отмечен интенсивным развитием частнособственнического землевладения за счет перераспределения земельного фонда.
В Древней Индии характерным являлось общинное землевладении. Нормы древнеиндийского права охраняют земледельческие права общин, деревень, селений, которые имели почти неограниченное право распоряжения землей: продавать, сдавать в аренду» дарить, в частности — храмам; В соответствии с ЗМ частное землевладение также было связано с широкими правомочиями: продажей, сдачей в аренду, дарением земли и пр. Но полномочия собственника не были безграничными, устанавливались определенные пределы: ограниченны в интересах упрочнения общинных связей.
Помимо земли важнейшим объектом права собственности в Китае выступали рабы. В период Инь рабы находились на положении скота. Они считались государственной собственностью и, хотя находились во владение частных лиц, купли-продажи еще не было. Во времена Чжоу стал возможен обмен, покупка раба. В V—III вв. до н.э. существовали две категории рабов: государственные и частные, причем частное рабовладение играет все большую роль. Для периода Цинь характерна широкая свободная торговля рабами.
Для Индии характерно уделение внимания
охране частной собственности: например,
за незаконное присвоение чужой собственности
накладывался большой штраф, присвоившего
чужую землю объявляли вором.
Так же необходимо сказать о регламентации обязательств. Древнекитайскому праву были известны различные виды договоров. Одним из первых является договор мены, который постепенно по значимости уступает место договору купли-продажи. При совершении торговых сделок требовалось заключение договора в письменной форме и, кроме того, уплачивалась пошлина. Довольно широкое распространение получил договор дарения: земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества. В период Чжаньго был известен договор займа, развивается ростовщичество. Договор займа оформлялся долговой распиской. Были известны отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Развитие договора займа привело к появлению долгового рабства. В У—Ш вв. до н.э. довольно часто заключался договор аренды земли. К III в. до н.э. относятся сведения о договоре личного найма.
Детально регламентированы были обязательства в Древней Индии. Больше половины их 18 поводов судебного разбирательства, указанных в шастрах, занимают нормы об обязательствах. При трактовке договорных отношений формулируются и некоторые общие принципы. Так, в специальной главе Арт. (III, 1) — «Установление о сделках» перечисляются условия, каким должен отвечать правомерный договор, указывается форма. Сделки считалась недействительной, если заключалась тайно, без свидетелей, путем обмана или насилия, или безумным человеком, находившимся в состоянии гнева, горя, а также стариком, ребенком, уродом (ЗМ,VIII,163—165). Так же как и в Китае право Индии описывает договор займа.
Применение труда свободных наемных работников послужило регламентации в ЗМ этого вида договора. Многовековой практикой были установлены нормы оплаты труда работника — 1/10 часть урожая, но они, как правило, не соблюдались, из-за его зависимости. Он вынужден был отказываться от остатков личной свободы, становясь рабом "за содержание".
Также Древней Индии был известен договор аренды земли, договор купли-продажи, хранения.
Таким образом, право и Древней Индии и Древнего Китая знало основные институты, регламентирующие имущественные отношения: право собственности и обязательственное право. Для права Индии характерна более детальная проработка основных понятий, касающихся сделок в целом, и отдельно взятых договоров.
3. Особенности правового регулирование брачно-семейных отношений в праве Древней Индии и Древнего Китая.
Для древнего Китая характерна большая патриархальная семья с абсолютной властью отца, с многоженством, культом предков. Женщина полностью зависела от власти мужа, личного имущества не имела, права женщин в наследовании были ограничены. Первейшей целью брака было обеспечение физического и духовного воспроизводства семьи, которое достигалось рождением прежде всего мужского потомства. Брак заключался родителями и скреплялся частным соглашением. Нарушение которого влекло за собой не только определенные материальные потери, но и наказание в уголовном порядке старших в семье. В Китае требовалась строгая верность жены мужу. Существовал принцип: одна жена – один муж.
Для Индии также было характерно приниженное, подчиненное положение женщины. Здесь сохранились большие патриархальные кланы, в которых глава семьи обладал огромной, почти неограниченной властью. В сфере семейных отношений наиболее отчетливо проявилось влияние социокультурных традиций, норм обычного права. Об этом свидетельствует, например, указание на восемь разноречивых форм брака, которые были распространены в Индии и которые шастры не могли не учитывать. Главным назначением женщины считалось рождение и воспитание детей, прежде всего сыновей, на которых падала обязанность совершать поминальные обряды по умершим предкам. Потомство, как и скот, признавалось основным видом богатства. В силу этого законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто им был фактически. Женщина в данном случае приравнивалась к домашним животным, рабыням, потомство которых принадлежало хозяину (ЗМ, IX, 52 — 55). Допускалась также, хотя и считалась грехом, продажа жены и детей (ЗМ, XI, 69). Продажа сыновей не влекла, как правило, обращения их в рабов. Подаренные и проданные в крайних обстоятельствах сыновья (видимо, в бездетные семьи) получали все права прямых родственников в новых семьях. Жена считалась не 'только собственностью мужа, она составляла как бы часть его самого. Не случайно даже проданная жена не освобождалась от мужа (ЗМ, IX, 46), а право на нее в представлении древнего индийца сохранялось и за умершим мужем. Традиционные установки лежали и в основе запрещения повторных браков вдов (ЗМ, IX, §4) и обычая самосожжения вдов на погребении своего мужа.
Таким образом, для семейного права Древней Индии и Древнего Китая было характерно приниженное положение женщины в семье. Ее правовой статус зависел от мужа. Главное предназначение семьи было в воспроизводстве и в первую очередь сыновей. Хотя и имелись особенности в правовой регламентации семейно-брачных отношений, например, в заключении брака.
Перечень преступлений, закрепленных источниками права Китая велик. В эпоху Чжоу насчитывалось 3000 различных преступлений. Среди них государственные (мятеж, заговор), религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу), против личности (убийство, нанесение телесных повреждений), против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота), воинские (неявка к установленному сроку на место сбора, непроявление мужества воином). Как преступления рассматривались отказ от уплаты налога, пьянство, которое влекло за собой смертную казнь. В праве Индии на первом месте стояли преступления против государства (служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот). Полного перечня не содержится в памятниках права Индии. Также говорится о преступлениях против собственности и против личности. Среди имущественных преступлений уделяется внимание краже. ЗМ четко разграничивает кражу как тайное хищение и грабеж как совершаемое в присутствии потерпевшего и с насилием к нему.
Длительное время в Китае существовала кровная месть. В условиях обострения классовой борьбы этот обычай вытесняют система телесных наказаний и широкое применение смертной казни, осуществляемой непосредственно органами государственной власти. Виды наказаний в различные периоды незначительно отличались от друга. В Иньском государстве применялось битье палками, поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, закапывание живым в землю, отрубание руки, ноги. В Уложении Му-вана (период Чжоу) выделены в основных наказаний: «мосин» (клеймо тушью на лице); «исин» (отрезание носа); «фэйсин» (отрезание ног); «чужин» (кастрация для мужчин и превращение рабынь-затворниц для женщин); «данисин» (отрубание головы). Кроме перечисленных, в кодексе указаны битье палками, удары плетью, отрезание ушей и др. От наказания можно было откупиться.
Для Индии больше чем для Китая были характерны пережитки старины: принцип талиона, ответственность общины за преступление, совершенное на его территории. ЗМ определяют наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их, предписывая применять наказание с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени осознанности его. Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахмана она заменялась бритьем головы), через посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление,; членовредительские наказания; штрафы; изгнание; тюремное заключение. Во времена закона Ману кровная месть не применялась.
Для Индии характерно довольно высокий
уровень развития уголовного права, так
как четко проявляется указание на формы
вины, на рецидив, на соучастие, на тяжесть
преступления в зависимости от принадлежности
потерпевшего и виновного к определенной
варне, чего не было в уголовном праве
Китая, но с другой стороны, для Индии дольше
было характерно использование кровной
мести, чем в Китае.
Заключение
Разница факторов, оказавших влияние на формирование права Китая и Индии лежит в «…цивилизации, в культурных традициях, в исторически обусловленных формах организации социума». Основополагающими для формирования права древней Индии, в первую очередь, являются религиозные учения, а также оказывают влияние индийские варны и касты, слабость государственности, а для Китая - философские учения, где весьма скромны позиции религии. Отсутствие хорошо разработанной системы царско-храмовых хозяйств, присущих Индии, послужило хорошей основой для возникновения сильного централизованного государства с глубоко проработанными источниками права, содержащими правовые нормы;
На виды источников права Древней Индии и Древнего Китая оказали влияние, выявленные нами предпосылки возникновения права. Религиозные учения в Индии и философские учения в Китае легли в основу появившихся источников права. Для Индии источниками права выступали: артхашастры, дхармашастры и обычаи, а для Китая – законы, правила нравственности, возведенные в ранг общепринятых правил и обычаи;
Право и Древней Индии и Древнего Китая знало основные институты, регламентирующие имущественные отношения: право собственности и обязательственное право. Для права Индии характерна более детальная проработка основных понятий, касающихся сделок в целом. И отдельно взятых договоров;
Для семейного права Древней Индии и Древнего Китая было характерно приниженное положение женщины в семье. Ее правовой статус зависел от мужа. Главное предназначение семьи было в воспроизводстве и в первую очередь сыновей. Хотя и имелись особенности в правовой регламентации семейно-брачных отношений, например, в заключение брака;
Для Индии характерно довольно высокий
уровень развития уголовного права, так
как четко проявляется указание на формы
вины, на рецидив, на соучастие, на тяжесть
преступления в зависимости от принадлежности
потерпевшего и виновного к определенной
варне, чего не было в уголовном праве
Китая, но с другой стороны, для Индии дольше
было характерно использование кровной
мести, чем в Китае.