Философия Древней Индии и Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 13:18, реферат

Описание работы

История философской мысли Древней Индии восходит к концу 2 – начала 1 тысячелетия до н.э. В этот период происходит смена экономических отношений: развивается торговля, появляется товарообмен на основе денежных единиц. Появляются новые способы производства, происходит рост ремёсел, находит широкое применение использование железа в хозяйственной деятельности вместо бронзы. Ослабевают родоплеменные структуры, возникают первые формы государственности, традиционная религия утрачивает свою монополию под давлением светских тенденций в обществе, отмечается развитие научного знания.

Работа содержит 1 файл

03-Философия Древней Индии и Китая.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

Философия Древней Индии  и Китая. 

1. Культурная  специфика  становления философской  мысли в Древней  Индии.

      История философской мысли Древней Индии  восходит к концу 2 – начала 1 тысячелетия  до н.э. В этот период происходит смена  экономических отношений: развивается торговля, появляется товарообмен на основе денежных единиц. Появляются новые способы производства, происходит рост ремёсел, находит широкое применение использование железа в хозяйственной деятельности вместо бронзы. Ослабевают родоплеменные структуры, возникают первые формы государственности, традиционная религия утрачивает свою монополию под давлением светских тенденций в обществе, отмечается развитие научного знания.

      В Древней Индии философская мысль  формируется как оппозиция брахманизму, основному мифолого-религиозному учению того периода. Религиозные воззрения брахманизма были выражены в сборниках гимнов в честь богов «Ведах» («веда» с санскрита переводится как знание). Каждая веда дополнялась «брахманами», то есть комментариями, а позже появились «араньяки» или «лесные книги» предназначенными для отшельников, а также «упанишадами», название которых дословно означало «сидеть у ног учителя». Весь корпус ведических текстов считался священным, а истинными знатоками и толкователя выступали представители высшей касты (или расы) – брахманы.

      Первые  зачатки философского мышления, или  профилософии, встречаются в таких  произведениях как «Рингведы», «Упанишады», эпических трудах «Махабарта» и  «Рамаяна», также можно отметить «Законы Ману», «Архашастра» и д.р. В 6 – 5 веках до н.э. появляется ряд течений критически относящихся к брахманизму, например, натуралистически-фантастическое учение «адживака», далее, джайнизм, буддизм, шраманские школы (шраман – совершающий усилие) или школ аскетов проповедников. Для этих направлений характерными чертами являлись: высмеивание брахманов; появляются первые попытки поставить вопрос о единобожии (в Древней Индии существовало 3 тысячи божеств); ставятся вопросы об определении и происхождении бытия и человека, например, в труде «Гимн Пуруше»; прослеживается тенденция к разделению бытия и божеств.

      Первыми свидетельствами самостоятельного систематического  изложения философского понимания мира явились «сутры» (дословно – изречения) датируемые 7 – 6 веками до н.э. В целом, философия Древней Индии развивалась в русле шести классических систем получивших общее название «даршан». К этим система были отнесены: венданта, санкхья, йога, ньяя, вайшеншка, миманса. Все они ориентировались на авторитет Вед и наиболее весомых учений, таких как материалистическое учение «чарвака» или «лакаята», джаизм и буддизм.  Появляются первые философские имена: Будда, основатель джаизма Махавира, основатель адживаки Макхали Госала и многие другие. 

2. Профилософские учения  Древней Индии.

      На  стадии профилософии, которая зарождается в основных мифологических и религиозных труда и чётко ещё не отделена от них, можно различить уже первые зачатки идеалистических и материалистических направлений в видении мира. Идеализм, к примеру, представлен в учение «вендата» («завершение Вед»). Это течение обосновывает каноны брахманизма, и считает, что единственной сущностью, первичной реальностью является безличный мировой дух - брахман, который единичен и вездесущ. Весь объективный мир есть только его эманация. Таким образом, различается  мир действительного бытия от «феноменального» или «явленного» мира. Материальное тело представлено только как оболочка души, которая, в свою очередь, есть лишь частичка или одно из воплощений брахмана. То есть в «вендате» прослеживается чёткое выделение объективного аспекта бытия и преподнесение его как истинно сущего через образ брахмана, который находит своё субъективное выражение в отдельной душе –  атмане. Онтологическим основанием учение о душе в вендате становится монистическое представление о мире, который образован единой сущностью абсолютного духа. Изначально, любая душа бессмертна, но так как человек слишком привязан к земле, то он считает свою душу отличной от души абсолютной (брахман), поэтому подчиняется закону кармы и зависит от последних своих перерождений, принимая различные оболочки, который заслужил. Для того, чтобы душа освободилась от кармы и слилась с брахманом, необходимо отстраниться от земной жизни, и предпочесть суете размышление о своей подлинной природе – тождестве душе с брахманом, слиянии с абсолютным духом. В подобном действии представители вендаты видели высший смысл человеческой жизни. Но познание этого тождества не доступно для обыкновенного ума, оно может достигаться только при посредстве откровения, содержащегося в Ведах и длительного самосозерцания.

      Первые  материалисты в философской мысли  Древней Индии отталкивались  от наивных представлениях о материи. Последняя полностью отождествлялась с конкретными образами вещественного мира, на основе неосознанного, «философски бессознательного», «само собой разумеющего и очевидного» убеждения в том, что окружающая природа и человек в ней есть единственная форма реальности. Поэтому вся действительность и её закономерности объяснялась через образы аналогичные вещам – вода, огонь, воздух, свет, пространство и время. Также появляется тенденция отрицать возможность бессмертие души. Рассуждением над «материалистическим» проблемам занимались такие течения, как ядричха, свабха и паринама, для которых общим становится указание на то, что первоосновой мира выступает вода.

      В ядричхе физический мир считался вечным и некем несотворённым. Процесс  образования вещей не подчинён никаким  принципам, так как всем правит случайность, а не воля бога. Представители свабхи, напротив, считали нельзя объяснять бытие природы как стечение обстоятельств. По их мнению, мир управляется строго закономерно, но эта закономерность не божественна, а внутренне присуща вещам. Каждый предмет по свойственным только его природе принципам. Общим для этих школ также становится отрицание переселение душ, их бессмертие и существование потустороннего мира.

      Париману, в истории философии, характеризуют  как учение о превращении, изменении, эволюции мира. Указывают также основателя этой школы, мудреца Капилу. Основными  постулатами для этого течения становятся утверждения о том, что мир существует вечно и никем не создан, является причиной самого себя и постоянно находиться в динамичном процессе созидания и разрушения. Первоначальная форма материи недифференцирована, аморфна по отношению к её конкретным состояниям (вещам), но состоит из трёх противоречивых компонентов – приятное, неприятное, нейтральное. Взаимодействие между этими компонентами служит причиной изменения и развития материи. Из материи возникает из материи, которой тождественна. При этом душа, также как и в ранее указанных течениях, утрачивает в паримане свойство бессмертия.

      На  этапе предфилософии появляются первые разработки теории познания, фрагментировано  встречаются упоминания о принципах построения логики и о трёх источниках познания: восприятие, вывод или умозаключение, свидетельство священного писания или же авторитетного лица. 

3. Индийская философия.

      Комплекс  индийских мировоззренческих размышлений, который преодолевает стадию профилософии, переходя к собственно философии, получает название даршана (видение, исследование). Формируясь в период с 4 по 2 века до н.э., состоит из систем: 1) Чарвака (или Лакаята);  2) Ньяя; 3) Вайшеншки; 4) Санкхья; 5) Йога; 6) Миманса; 7) Вендата (дословно – окончание Вед). Философские идеи также содержались в буддизме и джайнизме.

      Чарвака или лакаята (есть версии, лакаята означает «народное учение», так как дословно лак – мир, люди, а чарвака – «доходчивое слово»), является представителем материалистических направлений в философии, поэтому отрицала идеалистические модели мира и противилась религии. Выразителями воззрений  лакаяты были, например, мудрецы Бхагури и Пуранда. Известными работами, принадлежащими к этому направлению, стали: «Собрание шести философий», «Обзор всех учений» и другие.

      Основными философским идеями чарвака можно  назвать, положение о том, что  мир материален, и всё в нём, в том числе человек, состоит  из огня, воздуха, воды и земли. Материя  выступает в качестве основы всего сущего, и даже сознание, человеческое «Я» это лишь свойства присущие телу, которые исчезают вместе с его смертью. Душа и сознание представителями лакаяты отождествлялись, при этом отрицалась возможность переселения, а процесс возникновения сознания был представлен как следствие сочетания всех четырёх элементов материи.

      В чарваке уделялось внимание процессам  познания и логики. Так единственным источником открытия истины считались восприятие и ощущение, прочие источники ставились под сомнение. Исходя из этого положения, логический вывод не признавался источником достоверного познания, так как, по мнению мудрецов лакаяты, включает в себя «общее отношение», которое не может быть предметом чувственного восприятия, а «логический» вывод затрагивает прошлое. Логика даёт лишь двойственные знания, которые могут быть ложными и истинными. В чарваке мы встречаем также отрицание авторитета Вед, как источника познания. По мнению представителей этого течения, веды не содержат в себе истинного знания, а потому не могут стать его источником. Одной из причин подобного утверждения можно считать тот факт, что сторонники лакаяты, как материалисты, отрицали существование бога и основывались на утверждении что мир только ему имманентно (внутренне) присущим причинным связям.

      В этической части этого учения использовалось положение о том, что нет необходимости подавлять все желания, ибо этим не прервёшь страданий человека. Смысл нравственной жизни не состоит в том, чтобы отделять душу от тела – это лишь вымысел людей. Нет ни ада, ни рая, в действительности «рай» это наслаждение, «ад» – страдание. При этом в чарваке нет призыва грубых телесных наслаждений.

      Санкхья (перечисление) возникает около 7 века до н.э. и представляет собой дуалистическое философское течение, то есть пытается сочетать, главным образом в этике, как идеализм, так и материализм. В санкхии природа мира материальна и развивается из единой первоматерии. Она обладает неподдающимися определению элементами – стабильность, активность, инерция. Важным для истории философии становится то, что элементом этого учения являлся взгляд на движение, пространство, время как неотделимые свойства (атрибуты) материи. Например, природа движения кроется в нарушение равновесия между частями первоматерии, и, так как, не поддаются определению эти элементы, то и причина движения неизвестна. Идеализм санкхии заключался в допущении существования душ. независимо от материи. Душа – «пуруша» - это некий чистый субъект, независимое первоначало, психический элемент. Но души не участвуют в процессе мировой эволюции.

      Ньяя-Вайшешики  (ньяя – закон, правило; вайшешики – отличный, выдающийся) заменяют представления о мире, как комбинации элементов, на более сложное учение об атомарном строении материи. По мнению представителей этого течения, мир состоит из качественно разнородных мельчайших частиц (ану) воды, земли, воздуха, огня, заключённых в эфире, времени и пространстве. Ану вечны, несотворимы и неразрушимы, но вещи состоящие из них, непостоянны и изменчивы. Эти частицы различны между собой по размерам, формам, также им приписывались вкус, цвет и прочие чувственно-конкретные состояния. Образование вещей из ану происходит не посредством движения, а через законы адришты или морального духа дхармы. Образуется моральный образ мира из вечных частиц пространства, времени эфира, ума и дум.

      В вопросах познания в этом течении придерживались позиций, что знание о внешнем мире предоставляются чувствами и формируются интеллектом. Поэтому большое внимание уделялось выработке основ пятичленного логического силлогизма (силлогизм,  от греч. syllogismos – умозаключение, в котором из двух данных суждений (посылок) следует третье (вывод)) . В учении о средствах достижения познания выделялось четыре праманы: восприятие, логический вывод, свидетельство авторитета, сравнение. Отметим, что первые три праманы использовались также в учении санкхья.

      Миманса в учении о средствах познания позаимствовала концепцию четырёх праман, и добавила пятую – сравнение. Миманса вошла в историю философии не только благодаря своим «добавлениям» в области логики. Представители этого течения считали мир реальным не нуждающимся в творце, созданным из атомов и вечно существующим, но управляемым законами кармы. Поэтому свойственно говорить о необходимости соблюдении ведиского ритуализма как о способе достижения праведной души и бессмертия после телесной смерти.

      Джайнизм, его сторонники говорили о том, что устройство мира необходимо знать для того, чтобы указать пути к бессмертию души, освободиться от оков мира. Джайнизм представлял мир несотворённым богами и вечным. Мироздание состоит из двух видов материи – неживой и живой, - последняя в виде души обитает во всех предмета. Из атомов неживой материи образуются вещи, и наделяются свойствами пространства и времени.

      Буддизм, как философское течение, можно отнести к идеализму. В этом философско-религиозном течении весь мир это единый поток, состоящий из отдельных элементов – физических и психических дарм. Но, в целом, общее понятие материи, как категории, обозначающей объективную реальность, отвергается. Дармы прибывают в постоянном процессе изменения, поэтому в природе происходит вечный процесс возникновения и уничтожения. Поэтому бытие это непрерывное становление, и нет реальных личностей и субстанций, они находятся в постоянном изменении. Центральной идеей становится достижение вечного блаженства, соития с божественным через нирвану, путём отречения от материализованной жизни, главного источника человеческих страданий, или посредством самоуглубления в свой мир. В буддизме придерживались позиций реинкарнации (перевоплощение, переселение душ), которая наряду с нирваной, рассматривалась как главный аспект избавления от страданий. В буддизме выделялось такое направление как нагарджуна, его представителей часто называют логиками-буддистами. Представители нагарджуны доказывали, что всё относительно, поэтому нет конечной реальности  всего сущего. Сущность вещей лежит вне причинно-следственных отношений, то есть проистекает не из мира явлений и, следовательно, непознаваема, а сами сущности не реальны и пусты («беспространственны»).

Информация о работе Философия Древней Индии и Китая