Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 13:18, реферат
История философской мысли Древней Индии восходит к концу 2 – начала 1 тысячелетия до н.э. В этот период происходит смена экономических отношений: развивается торговля, появляется товарообмен на основе денежных единиц. Появляются новые способы производства, происходит рост ремёсел, находит широкое применение использование железа в хозяйственной деятельности вместо бронзы. Ослабевают родоплеменные структуры, возникают первые формы государственности, традиционная религия утрачивает свою монополию под давлением светских тенденций в обществе, отмечается развитие научного знания.
Философия
Древней Индии
и Китая.
1. Культурная специфика становления философской мысли в Древней Индии.
История
философской мысли Древней
В
Древней Индии философская
Первые
зачатки философского мышления, или
профилософии, встречаются в таких
произведениях как «Рингведы», «Упанишады»,
эпических трудах «Махабарта» и
«Рамаяна», также можно отметить
«Законы Ману», «Архашастра» и д.р. В 6
– 5 веках до н.э. появляется ряд течений
критически относящихся к брахманизму,
например, натуралистически-
Первыми
свидетельствами
2. Профилософские учения Древней Индии.
На стадии профилософии, которая зарождается в основных мифологических и религиозных труда и чётко ещё не отделена от них, можно различить уже первые зачатки идеалистических и материалистических направлений в видении мира. Идеализм, к примеру, представлен в учение «вендата» («завершение Вед»). Это течение обосновывает каноны брахманизма, и считает, что единственной сущностью, первичной реальностью является безличный мировой дух - брахман, который единичен и вездесущ. Весь объективный мир есть только его эманация. Таким образом, различается мир действительного бытия от «феноменального» или «явленного» мира. Материальное тело представлено только как оболочка души, которая, в свою очередь, есть лишь частичка или одно из воплощений брахмана. То есть в «вендате» прослеживается чёткое выделение объективного аспекта бытия и преподнесение его как истинно сущего через образ брахмана, который находит своё субъективное выражение в отдельной душе – атмане. Онтологическим основанием учение о душе в вендате становится монистическое представление о мире, который образован единой сущностью абсолютного духа. Изначально, любая душа бессмертна, но так как человек слишком привязан к земле, то он считает свою душу отличной от души абсолютной (брахман), поэтому подчиняется закону кармы и зависит от последних своих перерождений, принимая различные оболочки, который заслужил. Для того, чтобы душа освободилась от кармы и слилась с брахманом, необходимо отстраниться от земной жизни, и предпочесть суете размышление о своей подлинной природе – тождестве душе с брахманом, слиянии с абсолютным духом. В подобном действии представители вендаты видели высший смысл человеческой жизни. Но познание этого тождества не доступно для обыкновенного ума, оно может достигаться только при посредстве откровения, содержащегося в Ведах и длительного самосозерцания.
Первые материалисты в философской мысли Древней Индии отталкивались от наивных представлениях о материи. Последняя полностью отождествлялась с конкретными образами вещественного мира, на основе неосознанного, «философски бессознательного», «само собой разумеющего и очевидного» убеждения в том, что окружающая природа и человек в ней есть единственная форма реальности. Поэтому вся действительность и её закономерности объяснялась через образы аналогичные вещам – вода, огонь, воздух, свет, пространство и время. Также появляется тенденция отрицать возможность бессмертие души. Рассуждением над «материалистическим» проблемам занимались такие течения, как ядричха, свабха и паринама, для которых общим становится указание на то, что первоосновой мира выступает вода.
В ядричхе физический мир считался вечным и некем несотворённым. Процесс образования вещей не подчинён никаким принципам, так как всем правит случайность, а не воля бога. Представители свабхи, напротив, считали нельзя объяснять бытие природы как стечение обстоятельств. По их мнению, мир управляется строго закономерно, но эта закономерность не божественна, а внутренне присуща вещам. Каждый предмет по свойственным только его природе принципам. Общим для этих школ также становится отрицание переселение душ, их бессмертие и существование потустороннего мира.
Париману, в истории философии, характеризуют как учение о превращении, изменении, эволюции мира. Указывают также основателя этой школы, мудреца Капилу. Основными постулатами для этого течения становятся утверждения о том, что мир существует вечно и никем не создан, является причиной самого себя и постоянно находиться в динамичном процессе созидания и разрушения. Первоначальная форма материи недифференцирована, аморфна по отношению к её конкретным состояниям (вещам), но состоит из трёх противоречивых компонентов – приятное, неприятное, нейтральное. Взаимодействие между этими компонентами служит причиной изменения и развития материи. Из материи возникает из материи, которой тождественна. При этом душа, также как и в ранее указанных течениях, утрачивает в паримане свойство бессмертия.
На
этапе предфилософии появляются
первые разработки теории познания, фрагментировано
встречаются упоминания о принципах построения
логики и о трёх источниках познания: восприятие,
вывод или умозаключение, свидетельство
священного писания или же авторитетного
лица.
3. Индийская философия.
Комплекс
индийских мировоззренческих
Чарвака или лакаята (есть версии, лакаята означает «народное учение», так как дословно лак – мир, люди, а чарвака – «доходчивое слово»), является представителем материалистических направлений в философии, поэтому отрицала идеалистические модели мира и противилась религии. Выразителями воззрений лакаяты были, например, мудрецы Бхагури и Пуранда. Известными работами, принадлежащими к этому направлению, стали: «Собрание шести философий», «Обзор всех учений» и другие.
Основными философским идеями чарвака можно назвать, положение о том, что мир материален, и всё в нём, в том числе человек, состоит из огня, воздуха, воды и земли. Материя выступает в качестве основы всего сущего, и даже сознание, человеческое «Я» это лишь свойства присущие телу, которые исчезают вместе с его смертью. Душа и сознание представителями лакаяты отождествлялись, при этом отрицалась возможность переселения, а процесс возникновения сознания был представлен как следствие сочетания всех четырёх элементов материи.
В чарваке уделялось внимание процессам познания и логики. Так единственным источником открытия истины считались восприятие и ощущение, прочие источники ставились под сомнение. Исходя из этого положения, логический вывод не признавался источником достоверного познания, так как, по мнению мудрецов лакаяты, включает в себя «общее отношение», которое не может быть предметом чувственного восприятия, а «логический» вывод затрагивает прошлое. Логика даёт лишь двойственные знания, которые могут быть ложными и истинными. В чарваке мы встречаем также отрицание авторитета Вед, как источника познания. По мнению представителей этого течения, веды не содержат в себе истинного знания, а потому не могут стать его источником. Одной из причин подобного утверждения можно считать тот факт, что сторонники лакаяты, как материалисты, отрицали существование бога и основывались на утверждении что мир только ему имманентно (внутренне) присущим причинным связям.
В этической части этого учения использовалось положение о том, что нет необходимости подавлять все желания, ибо этим не прервёшь страданий человека. Смысл нравственной жизни не состоит в том, чтобы отделять душу от тела – это лишь вымысел людей. Нет ни ада, ни рая, в действительности «рай» это наслаждение, «ад» – страдание. При этом в чарваке нет призыва грубых телесных наслаждений.
Санкхья (перечисление) возникает около 7 века до н.э. и представляет собой дуалистическое философское течение, то есть пытается сочетать, главным образом в этике, как идеализм, так и материализм. В санкхии природа мира материальна и развивается из единой первоматерии. Она обладает неподдающимися определению элементами – стабильность, активность, инерция. Важным для истории философии становится то, что элементом этого учения являлся взгляд на движение, пространство, время как неотделимые свойства (атрибуты) материи. Например, природа движения кроется в нарушение равновесия между частями первоматерии, и, так как, не поддаются определению эти элементы, то и причина движения неизвестна. Идеализм санкхии заключался в допущении существования душ. независимо от материи. Душа – «пуруша» - это некий чистый субъект, независимое первоначало, психический элемент. Но души не участвуют в процессе мировой эволюции.
Ньяя-Вайшешики (ньяя – закон, правило; вайшешики – отличный, выдающийся) заменяют представления о мире, как комбинации элементов, на более сложное учение об атомарном строении материи. По мнению представителей этого течения, мир состоит из качественно разнородных мельчайших частиц (ану) воды, земли, воздуха, огня, заключённых в эфире, времени и пространстве. Ану вечны, несотворимы и неразрушимы, но вещи состоящие из них, непостоянны и изменчивы. Эти частицы различны между собой по размерам, формам, также им приписывались вкус, цвет и прочие чувственно-конкретные состояния. Образование вещей из ану происходит не посредством движения, а через законы адришты или морального духа дхармы. Образуется моральный образ мира из вечных частиц пространства, времени эфира, ума и дум.
В вопросах познания в этом течении придерживались позиций, что знание о внешнем мире предоставляются чувствами и формируются интеллектом. Поэтому большое внимание уделялось выработке основ пятичленного логического силлогизма (силлогизм, от греч. syllogismos – умозаключение, в котором из двух данных суждений (посылок) следует третье (вывод)) . В учении о средствах достижения познания выделялось четыре праманы: восприятие, логический вывод, свидетельство авторитета, сравнение. Отметим, что первые три праманы использовались также в учении санкхья.
Миманса в учении о средствах познания позаимствовала концепцию четырёх праман, и добавила пятую – сравнение. Миманса вошла в историю философии не только благодаря своим «добавлениям» в области логики. Представители этого течения считали мир реальным не нуждающимся в творце, созданным из атомов и вечно существующим, но управляемым законами кармы. Поэтому свойственно говорить о необходимости соблюдении ведиского ритуализма как о способе достижения праведной души и бессмертия после телесной смерти.
Джайнизм, его сторонники говорили о том, что устройство мира необходимо знать для того, чтобы указать пути к бессмертию души, освободиться от оков мира. Джайнизм представлял мир несотворённым богами и вечным. Мироздание состоит из двух видов материи – неживой и живой, - последняя в виде души обитает во всех предмета. Из атомов неживой материи образуются вещи, и наделяются свойствами пространства и времени.
Буддизм, как философское течение, можно отнести к идеализму. В этом философско-религиозном течении весь мир это единый поток, состоящий из отдельных элементов – физических и психических дарм. Но, в целом, общее понятие материи, как категории, обозначающей объективную реальность, отвергается. Дармы прибывают в постоянном процессе изменения, поэтому в природе происходит вечный процесс возникновения и уничтожения. Поэтому бытие это непрерывное становление, и нет реальных личностей и субстанций, они находятся в постоянном изменении. Центральной идеей становится достижение вечного блаженства, соития с божественным через нирвану, путём отречения от материализованной жизни, главного источника человеческих страданий, или посредством самоуглубления в свой мир. В буддизме придерживались позиций реинкарнации (перевоплощение, переселение душ), которая наряду с нирваной, рассматривалась как главный аспект избавления от страданий. В буддизме выделялось такое направление как нагарджуна, его представителей часто называют логиками-буддистами. Представители нагарджуны доказывали, что всё относительно, поэтому нет конечной реальности всего сущего. Сущность вещей лежит вне причинно-следственных отношений, то есть проистекает не из мира явлений и, следовательно, непознаваема, а сами сущности не реальны и пусты («беспространственны»).