Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 16:35, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – выяснить сущность права в качестве социального компромисса.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
•выделить основные подходы к пониманию права;
•уяснить сущность права;
•охарактеризовать социологический подход к пониманию права;
•рассмотреть право в качестве социального регулятора;
•дать понятие социального компромисса;
•найти правовые средства достижения социального компромисса;
•исследовать проблемы социального компромисса в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика права
1.1. Основные подходы к пониманию права………..……………………………..5
1.2. Сущность права…………………………………………………………………7
Глава 2. Право и общество
2.1. Социологический подход к пониманию права………………………………14
2.2. Право как социальный регулятор………………………….…………………16
Глава 3. Право и социальный компромисс
3.1. Понятие социального компромисса………………………………..…………22
3.2. Правовые средства достижения социального компромисса…………..…....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.……………………………...34
Побуждение
— метод социального
В социальном регулировании, как правило, задействованы все эти методы в различных комбинациях, или может использоваться каждый метод в отдельности. Они позволяют достаточно гибко регулировать поведение индивидов и социальных групп в обществе27.
Важное место в социальном регулировании занимают структуры и способы контроля за результатами воздействия на общественные отношения и процессы. В качестве контролирующих инстанций могут выступать высшие государственные органы законодательной или исполнительной власти, общественные организации, средства массовой информации, специализированные контрольные организации (например, налоговая инспекция, аудиторские организации, институт уполномоченного по правам человека и т.д.). Социальное регулирование может осуществляться в правовых (отдельные законы, кодексы), моральных (кодексы чести, этика предпринимательства), эстетических (мода, стиль), организационно-технических (правила безопасности, стандарты), централизованных (директивы, программы) формах28.
Таким образом,
в обществе существует множество
регулятивных систем и методов воздействия,
которые учитывают всю
В основе социального
регулирования лежат классовые
интересы, главенствующей является воля
господствующего, эксплуататорского
класса (кроме социалистического
общества, где, как объявлялось, эксплуатация
отсутствует). И хотя социальное регулирование
учитывает в некоторых областях
обще социальные интересы (например, в
нравственной сфере), но все же по своему
основному содержанию правовые, моральные
нормы – это классовые
Бихевиористский (поведенческий) подход сводит социальное регулирование к влиянию тех или иных правил, установленных или признанных обществом, государством, коллективными образованиями, на поведение человека, к определению рамок, границ этого поведения, к учету различных факторов, определяющих поведение человека30.
Наконец, кибернетический подход. В его русле социальное регулирование определяется как воздействие на общественные отношения, социальные процессы, системы, которое придает объекту регулирования обусловленные характеристики, параметры31.
Объекту регулирования придается заранее заданное социально необходимое, желаемое состояние, определяемое правилом (нормой). И если оказывается, что объект регулирования не получил, не приобрел это состояние, отклонился от него, принимаются дополнительные меры, чтобы удержать этот объект от отклонения, вернуть в необходимое состояние. Процесс контроля за состоянием общественных отношений, социальных процессов, систем и возврата их в заранее заданное правилом (нормой) состояние называется обратной связью. Обратная связь предполагает наличие данных о состоянии объекта регулирования, анализ этих данных, своевременное определение необходимых мер (средств) дополнительного воздействия, возврат объекта в заданное состояние32.
Эти характеристики регулирования присущи всем системам – биологическим, социальным, техническим, но особенно важны для понимания социального регулирования33.
Глава 3. Право и социальный компромисс
3.1. Понятие социального компромисса
В жизни случается много противоречивых конфликтов и разногласий. Для их разрешения как правило существует несколько выходов. Одним из таких выходов является компромисс.
Компромисс вообще представляет собой договоренность, соглашение как разумный способ разрешения конфликтов, заключающийся в достижений взаимопонимания путем обоюдных уступок участвующих сторон. Для достижения компромисса необходимо четкое определение предмета или объекта разногласий спора, осознание пределов уступок, на которые в данных условиях может пойти каждая из сторон, формирование авторитетных групп, которым доверено вести между собой переговоры и, в случае их успеха, заключить то или иное конкретное соглашение. Хотя возможны и иные ситуации, которые затрагивают основы существования противостоящих сторон. Противоборство в подобного рода случаях может носить бескомпромиссный характер, и разрешаются они иными средствами, вплоть до применения силы в ее различных вариациях34.
Люди идут на компромисс, когда оба партнера готовы чем то пожертвовать, чтобы найти общее в их позициях, и пытаются разрешить конфликт, предоставив, по крайней мере, некоторое удовлетворение обеим сторонам. При таком подходе оба партнера отказываются от какой то части того, чего они действительно хотят или во что верят, или обменивают то, что они хотят, на что то другое35.
Хотя компромисс довольно распространен при разрешении конфликтов, у него есть свои недостатки. Следует отметить, что не всегда принимается правильное решение, поскольку стороны «продают» лучшее решение, чтобы достичь компромисса. Компромисс оказывается приемлемым, когда отношения важны, проблемы не имеют простого решения и оба партнера заинтересованы в какой то части вопроса. Компромисс не приносит вреда длительным отношениям, потому что обе стороны в результате получают некоторое удовлетворение. Компромисс — ситуация, когда обе стороны идут на жертвы ради поиска общих интересов36.
Как известно, именно конфликты подталкивают вперед общественное развитие. Несмотря на изобильную и местами довольно справедливую критику теории общественного (исторического) прогресса, никакой иной формы движения истории, кроме схемы «конфликт — разрешение», не существует. В рамках теории прогресса конфликт сам по себе совсем не плох, а плохо затягивание его разрешения, вызывающее стагнацию и появление новых конфликтных узлов. На этом поле компромисс представляет собой средство поворота конфликтного процесса в русло эволюционного развития. Альтернативой является употребление насилия для разрешения социальных конфликтов. В масштабах государства это революции, террор и гражданские войны. Компромиссы в политике — прежде всего паллиативные средства для недопущения выхода противоречий в стадию насильственного разрешения.
В политической жизни компромиссы обычно достигаются на основе взаимовыгодных уступок, причем каждая конфликтная ситуация, как правило, решается как система уступок (в пределах обычной «нулевой суммы» на каждом отдельном уровне), хотя развившийся в постиндустриальном обществе аппарат медийного «прикрытия» вполне спокойно может преподносить ситуацию как «ненулевую».
Компромисс как процессуальное явление подразделяется на стадии. Выделяют такие стадии социального компромисса как:
Также компромисс
в итоге должен давать какие-либо
результаты. Данные результаты должны
соответствовать следующим
3.2. Правовые
средства достижения
Право, как и государство, является одним из средств управления в обществе. Оно имеет свои отличительные особенности, выделяющие его среди других средств управления.
Назначение права состоит в том, чтобы создать и обеспечить общественный порядок. Можно думать, что исторически право для того и возникло, для того и сформировалось, чтобы преодолеть общественные противоречия, социальные конфликты, чтобы приблизить общество к порядку и спокойствию. Как свидетельствует история, такое приближение достигается двумя путями. При тоталитарных режимах право используется как средство подавления, но с помощью одного насилия нельзя полностью обеспечить общественный порядок. При демократических режимах достижение общественного согласия приходит через учет и координацию интересов различных групп и слоев общества, через отыскание и закрепление социальных компромиссов. В обоих случаях право служит средством достижения порядка в обществе. Для нас, в современных сложных условиях становления правового государства, право можно и должно рассматривать как средство обеспечения порядка, в первую очередь через общественные компромиссы и согласие людей39.
С этих позиций
следует охарактеризовать будущее
права (и государства). Как известно,
составная часть марксистской теории
государства и права – тезис
об их отмирании. В классовой трактовке
государства и права этот тезис
выглядел логично: через пролетарское
государство к преодолению
Развитие
общества идет по пути дальнейшего
его усложнения и дифференциации.
Этот процесс характерен для всех
современных стран и народов.
Можно называть разные социальные группы
классами, прослойками или как
угодно иначе, но суть дела от этого
не меняется: в обществе становится
все больше разных коллективных интересов.
Процесс этот объективно обусловлен
усложнением производственных, национальных,
региональных и других отношений, которые
разделяют людей. А чем больше
социальная дифференциация, тем больше
опасность деструктивных
Возрастание роли права в жизни общества не нужно представлять упрощенно, как непременное расширение сферы правового регулирования. Дело в ином – в возрастании авторитета права как средства синтеза различных общественных интересов, как мощного фактора общественного согласия. Принудительная, насильственная сторона права хотя и сохранится, но, можно утверждать, в чем-то уменьшится, останется потенциальной возможностью. Роль права будет определяться его содержательной стороной, отражающей достижения социального компромисса42.
Информация о работе Право как средство социального компромисса