Право как средство социального компромисса

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – выяснить сущность права в качестве социального компромисса.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
•выделить основные подходы к пониманию права;
•уяснить сущность права;
•охарактеризовать социологический подход к пониманию права;
•рассмотреть право в качестве социального регулятора;
•дать понятие социального компромисса;
•найти правовые средства достижения социального компромисса;
•исследовать проблемы социального компромисса в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика права
1.1. Основные подходы к пониманию права………..……………………………..5
1.2. Сущность права…………………………………………………………………7
Глава 2. Право и общество
2.1. Социологический подход к пониманию права………………………………14
2.2. Право как социальный регулятор………………………….…………………16
Глава 3. Право и социальный компромисс
3.1. Понятие социального компромисса………………………………..…………22
3.2. Правовые средства достижения социального компромисса…………..…....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.……………………………...34

Работа содержит 1 файл

SODERZhANIE (1).docx

— 70.94 Кб (Скачать)

Различные учёные выделяют различные признаки права, среди них наиболее распространены:

  • Нормативность (устанавливает правила поведения общего характера);
  • Общеобязательность (действие распространяется на всех либо на большой круг субъектов);
  • Гарантированность государством (подкреплено мерами государственного принуждения);
  • Интеллектуально-волевой характер (право выражает волю и сознание людей);
  • Формальная определённость (нормы права выражены в официальной форме);
  • Системность (право — это внутренне согласованный, упорядоченный организм).

Помимо вышеизложенных, к признакам  права можно отнести следующие:

1. Право - это явление общественное. Оно возникает как продукт общества на определенной ступени его развития.

2. Право есть регулятор социально значимого поведения человека, разновидность социальных норм. Оно имеет дело с социальной сферой, которая включает в себя:

а) людей;

б) отношения между людьми (общественные отношения);

в) поведение субъектов общественных отношений.

3. Содержание права определяется  потребностями общественного развития, интересами участников общественного процесса, отраженными в общественном сознании.

4. Право по своей природе (сущности) есть средство (инструмент, форма) социального компромисса в масштабе общества, установления баланса социальных интересов, справедливого распределения благ, мера социальной свободы индивида.

5. Через механизмы общественного  сознания и коллективной воли  реальный баланс интересов в зависимости от расстановки политических сил более или менее адекватно отражается в формальных источниках права, что означает приближение права к своему идеалу или отступление от него, от своей сущности.

6. Право как разновидность социальных  норм обладает качеством нормативности; оно действует как типовой регулятор, адресаты которого определены не конкретно, поименно, а общими признаками (возраст, вменяемость, общие признаки юридического лица и т. п.). Нормативность права проявляется и в неоднократности действия юридических норм: они вступают в процесс регулирования всякий раз, когда возникают типовые ситуации, установленные как условия их действия.

7. Действие права основано на  принципе применения равных мер к участникам общественных отношений независимо от их индивидуальных особенностей (физической силы, умственных способностей, социального положения и т. п.), то есть к фактически неравным субъектам (принцип формального равенства).

8. Нормы права должны быть  объективированы вовне, закреплены  в определенных официальных формах (источниках права в формальном смысле): нормативно-правовых актах, правовых обычаях, юридических прецедентах и др.

9. С точки зрения внутренней  организации право есть система (целостность), состоящая из элементов, связанных целесообразными отношениями (структурой) и взаимодействующих друг с другом.

10. Право общеобязательно. В отличие от других социальных норм, оно представляет собой единую (и единственную) общегосударственную нормативную систему, которая распространяет свое действие на всех членов общества.

11. Праву присуща процедурность. Процедуру как детально регламентированный порядок, последовательность в осуществлении тех или иных действий в какой-то мере используют все социальные регуляторы. Но в праве процедурность (как и нормативность) выражена наиболее глубоко: в системе права существуют целые процедурные отрасли (гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и др.). Процедура касается как реализации, так и издания юридических норм.

12. Право действует как интеллектуально-волевой регулятор поведения. Право имеет не только специально-юридический, сугубо правовой механизм действия, но и психологический механизм: оно не может регулировать поведения иначе как через сознание и волю людей. В определенном аспекте право можно рассматривать как информационную систему, содержащую информацию властного характера, которая, будучи осознана, детерминирует волю и поведение субъектов.

13. Право тесно связано с государством. Государство выявляет правовые притязания общества и оформляет их в процессе издания нормативно-правовых актов (а также путем делегирования полномочий на издание нормативно-правовых актов, санкционирования устоявшихся обычаев, создания юридических прецедентов), то есть «возводит в закон». Оно также осуществляет контроль за осуществлением юридических предписаний и в необходимых случаях обеспечивает их властную реализацию.

14. Право охраняется государственным принуждением. Никакие другие социальные нормы не обеспечены возможностью государственно-принудительной реализации (речь может идти лишь об их поддержке со стороны государства).

15. Признанием необходимости государственной  охраны права в понятие права вводится понятие правонарушения: право для того и нужно, чтобы пресекать отклонения от наиболее важных с общественной точки зрения вариантов поведения. То есть в качестве признака права можно назвать то, что оно всегда имеет дело с отклоняющимся от нормы поведением.

Определений права существует множество. И это вполне закономерно, поскольку  никакое определение не может  охватить всех признаков понятия. В  то же время в какой-то мере такое  многообразие определений права полезно, так как оно позволяет рассмотреть право с разных позиций, под разными углами зрения и на этой основе составить о нем многомерное, объемное представление.

С учетом названных признаков можно  сказать, что право есть оформленная в официальных источниках и гарантированная государством единая в масштабе общества нормативная система, призванная регулировать социально значимое поведение участников общественного процесса на основе баланса интересов, согласования воль и правовых притязаний всех слоев общества.

 

 

 

Глава 2. Право и общество

2.1. Социологический  подход к пониманию права

 

Одной из концепций  правопонимания является социологический  подход к пониманию такого явления.

Формирование  и развитие социологического правопонимания всегда шло под знаком борьбы с  доминированием легистского подхода  в юридической теории и практике. И хотя с точки зрения методологии  исследования социологическое правопонимание, так же как и легизм, оставалось в рамках позитивистского подхода, ограничивая сферу своего научного интереса лишь уровнем эмпирического  анализа (т.е. наблюдаемым правом), однако право при этом толковалось уже  не как система нормативных предписаний  государственной власти, а как  специфические явления социальной жизни, которые стихийно возникают  в результате процессов социальной саморегуляции16.

Первоначально все социологические исследования права основывались на позитивистском подходе к праву (аналогично тому, как вся социология в период своего становления развивалась на основе методологии позитивизма). Отсюда проистекают  часто встречающиеся в юридической  литературе неверные представления  о том, что и в настоящее  время социологический подход к  праву ограничивается рамками социологического позитивизма. Между тем, социологические  исследования правовых явлений могут  осуществляться и осуществляются с  позиций разных типов правопонимания, и в зависимости от того, на какой  тип правопонимания ориентируются  исследователи, выстраиваются совершенно разные теоретические конструкции  социологии права. Так, в целом ряде работ социологическое направление  исследований выстраивается на базе легистского правопонимания; социология права как юридическая дисциплина, основанная на либертарном типе правопонимания, обосновывается в работах В.В. Лапаева17.

Авторитетными отечественными учёными, рассматривающие  правовые вопросы с социологической  точки зрения, были правоведы Л.С. Явич и А.А. Пионтковский.

Например, А.А. Пионтковский, ещё в 1956 году, прямо указывал на то, что социологический подход при изучении права должен привести к установлению объективной истины. Он писал: «При изучении действующего законодательства, в целях его правильного применения на практике, основным методологическим вопросом является проблема взаимоотношения права как специфической формы регулирования общественных отношений с её социально-экономическим содержанием»18. Говоря о задачах теории государства и права, А.А. Пионтковский подчеркнул, что теоретические абстракции имеют смысл лишь в том случае, когда они не только связаны с действительностью, но и черпаются из неё: «Для того чтобы основные общие понятия в юридической науке были действительно подлинно научными абстракциями, необходимо чтобы они выражали классовую, общественную суть соответствующих правовых явлений»19.

Не менее  ёмко о связи права с общественно - политическими и социально - экономическими явлениями в обществе, и в государстве  написал и Л.С. Явич, в своей работе «Человек и советский закон»: «Чем полнее отражает новый закон объективные тенденции социального развития, тем он стабильнее, дольше успешно действует без каких-либо изменений. Стабильность законодательства очень важна, так как способствует упрочению законности, усвоению требований закона и уважительному к нему отношению»20. В наши дни, когда процветает «правовой нигилизм» и очень много не работающих на практике законов эти слова являются очень актуальными.

Как видно  из вышесказанного, за целый век  существования такого направления  как социология, было накоплено много  эмпирического материала, но из-за определённой политической ситуации у нас в  стране и на Западе («холодная война») эти материалы не получали объективной оценки21. Поэтому формирования социологии права, как направления в науке, пришлось на начало 50-х годов XX века, а окончательно сформировалось в конце 80-х годов XX века22.

При социологическом  подходе к пониманию права  придается большое значение судебной и арбитражной практике, свободе  судейского усмотрения, изучению эффективности  правовых норм и юридической практики. Однако социологическая школа имеет  и недостатки.

Во-первых, есть опасность размывания понятия права: оно становится очень неопределенным.

Во-вторых, возникает  опасность произвола со стороны  судебных и административных органов, т.е. любые действия государственного аппарата и должностных лиц будут  признаваться правом.

В-третьих, игнорируется тот факт, что право - это не сама деятельность субъектов, а регулятор  их деятельности, общественных отношений. Нельзя действия наделять свойствами регулятора23.

 

2.2. Право  как социальный регулятор

 

Одна из главнейших функций права — регулирование социальных отношений. Правовое регулирование определяется как воздействие на социальное поведение индивидов, общественные отношения, социальные процессы, системы, придающее им социально необходимое, желаемое состояние, определяемое правовой нормой. Регулирование осуществляется на основе правила (нормы), которое может спонтанно формироваться в самоорганизующейся системе.

Социологию  права интересуют те сферы жизнедеятельности общества, которые подвергаются социальному регулированию, а также вопрос, почему один вид общественных отношений регулирует право, другой — мораль, а третий — религия; почему один закон охватывает все социальное пространство, а другой — только один его фрагмент и т.д. Социальное регулирование распространяется на такие сферы, как брачно-семейная, трудовая, обрядово-культовая, политическая, экономическая и др. Важное значение имеет регулирование отношений собственности — общественной, государственной, групповой, семейной, частной, личной, интеллектуальной. Социальное регулирование осуществляет распределение социальных ролей в обществе, определяет социальную подчиненность, иерархию, организацию и функционирование власти и т.п. Согласно мнению известного российского правоведа С.С. Алексеева, рассмотрение права сквозь призму выполняемой им функции социального регулятора позволяет «увидеть в нем социальное образование, обеспечивающее такую непрерывную динамику функционирования общества, при которой достигается постоянное и стабильное воспроизводство и, следовательно, сохранение и утверждение (своего рода «увековечение») выраженных в праве социальных ценностей, условий и механизмов функционирования общества»24.

Право как  социальный регулятор характеризуют  внешние функции права. К внешним функциям права относят общесоциальные. Среди них выделяют функции:

1) культурно-историческую, посредством ее право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры;

2) воспитательную - способность права выражать определенную идеологию и оказывать влияние на сознание и волю людей. Она направлена на воспитание высокого правосознания и формирование стимулов правомерного поведения;

3) социального контроля - стимулирует определенное поведение и в то же время ограничивает нежелательные с точки зрения общества поведение и действия, т.е. удерживает от совершения неправомерных действий;

4) информационно-регулирующую - информирует о возможностях того или иного социально значимого поведения и способствует социально полезному поведению25.

Способы социального  регулирования поведения людей можно по характеру свести в три основные группы: побуждения, понуждения, принуждения.

Информация о работе Право как средство социального компромисса