Право как средство социального компромисса

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – выяснить сущность права в качестве социального компромисса.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
•выделить основные подходы к пониманию права;
•уяснить сущность права;
•охарактеризовать социологический подход к пониманию права;
•рассмотреть право в качестве социального регулятора;
•дать понятие социального компромисса;
•найти правовые средства достижения социального компромисса;
•исследовать проблемы социального компромисса в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика права
1.1. Основные подходы к пониманию права………..……………………………..5
1.2. Сущность права…………………………………………………………………7
Глава 2. Право и общество
2.1. Социологический подход к пониманию права………………………………14
2.2. Право как социальный регулятор………………………….…………………16
Глава 3. Право и социальный компромисс
3.1. Понятие социального компромисса………………………………..…………22
3.2. Правовые средства достижения социального компромисса…………..…....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.……………………………...34

Работа содержит 1 файл

SODERZhANIE (1).docx

— 70.94 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3

Глава 1. Общая характеристика права

1.1. Основные подходы к пониманию  права………..……………………………..5

1.2. Сущность права…………………………………………………………………7

Глава 2. Право и общество

2.1. Социологический подход к  пониманию права………………………………14

2.2. Право как социальный регулятор………………………….…………………16

Глава 3. Право и социальный компромисс

3.1. Понятие социального компромисса………………………………..…………22

3.2. Правовые средства достижения  социального компромисса…………..…....26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…..32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.……………………………...34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В юридической  науке нет единства в правопонимании. Существует множество подходов и теорий для определения сущности права и среди нет такого, который господствовал бы над всеми остальными.

С древних  времен юристы задавались вопросом: что  есть право? И среди их ответов  не было совпадений. Например, древнеримский  юрист Ульпиан считал, что право – искусство о добром и справедливом. На протяжении всей истории право понималось и как духовное начало, и как историческое явление, которое не устанавливается договором, и даже как классовое явление: как власть господствующего класса.

Однако у  каждой теории, у каждого подхода к пониманию права имеет место быть одна и та же проблема – сущностное представление права, его категорий и принципов. Ведь специфика любой теории выражается в конкретном определении права и прикладных аспектов.

Одной из теорий правопонимания является определение права как социального компромисса, который разрешает конфликты в обществе. При таком подходе к пониманию права социальные интересы преобладают классовыми, общечеловеческие – над национальными, общие – над частными.

Актуальность  данной работы состоит в том, что  не только российские, но и зарубежные ученые исследуют проблемы права как социального компромисса, как регулятора общественных отношений. Конфликты, как правило, порождают различные  разногласия. И эти разногласия необходимо преодолевать. Для их преодоления сторонам необходимо найти такое решение, которое устроило бы обе стороны. То есть, необходимо найти компромисс – согласие. Но мнения по поводу такого компромисса расходятся.

В наши дни  недостаточно хорошо изучена сущность права как социального компромисса. Нет четко сформулированных задач, функций права при данном правопонимании.

Цель данной курсовой работы – выяснить сущность права в качестве социального  компромисса.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

    • выделить основные подходы к пониманию права;
    • уяснить сущность права;
    • охарактеризовать социологический подход к пониманию права;
    • рассмотреть право в качестве социального регулятора;
    • дать понятие социального компромисса;
    • найти правовые средства достижения социального компромисса;
    • исследовать проблемы социального компромисса в России.

Помимо этого, следует отметить, что разработкой  и исследованием данной темы занимались такие авторы как Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк, А.Г. Здравомыслов, Н.В. Гришина, Д.П. Зеркин, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Дж. фон Нейман, О. Моргенштерн, Дж. Нэш, Т. Шеллинг, Н.Н. Моисеев, Ю.Б. Гермейер, И.А. Ватель, В.А. Лефевр и т.д.

Структура данной курсовой работы состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика права

1.1. Основные  подходы к пониманию права

 

В науке и  в истории существовало и  существует множество точек зрения относительно понимания права. В литературе и  в жизни понимание права тоже различно.

В разных частях света, в группах государств или  в отдельно взятой стране исторически  складывалась своя система права. Обстоятельства места, времени и условий развития тех или других народов объективно формировали свои источники права. Вместе с тем на каждом отдельном отрезке времени и при каждой специфической ситуации в действие вступало конвенционное начало, которое в числе других субъективных моментов способствовало единообразию в представлениях о праве1.

Термин «право»  в современной правовой науке  используется в следующих значениях: социально-правовые притязания (естественные права), позитивное право (выраженное в  системе нормативно-правовых актов), право в объективном смысле (право  как система юридических норм - трудовое, гражданское, семейное и  т.д.), право в субъективном смысле (официально признанные возможности  лица)2.

На сегодня  можно выделить, по крайней мере, три аспекта использования термина  право:

1. Право как русское слово, употребляемое в том смысле, что кому-то что-то принадлежит. Здесь слово право употребляется в противовес таким словам, как обязанность, долг. Для дальнейшего облегчения проблемы разграничения различного смыслового содержания термина право первое его значение обозначим как право-слово;

2. Термин право, далее, употребляется в смысле правила поведения, установленного или принятого в общественной жизни. Это значение термина можно обозначить как право - правило поведения, и поскольку оно применялось ранее и широко применяется в настоящее время, остановимся на нем подробно3. В праве - правиле поведения выделяются следующие разновидности:

    • Общее право. Этим понятием в литературе обозначают правила поведения наиболее общего характера, которые выступают как система обобщенных установлений человеческого общества. Оно показывает достижения человеческой цивилизации в регулировании общественных отношений, включая отношения между различными государствами, выступает мерой оценки национальных традиций и обычаев, а также юридических законов4.
    • Естественное право - понятие общественно-политической мысли, которое означает, что живая жизнь на земле регулируется совокупностью принципов и норм, вытекающих из природы человека.
    • Каноническое (церковное) право - совокупность норм, определяющих церковные и некоторые другие общественные отношения (семейно-брачные, имущественные) и сосредоточенные в церковном законодательстве.
    • Мусульманское право - совокупность норм, содержащихся в Шариате (свод божественных установлений, направляющих в надлежащий путь) и обязательных для верующих исламской религии. В широком смысле мусульманское право содержит нормы, определяющие основы веры и отправления религиозных обязанностей. В теократических же мусульманских государствах Шариату полностью или частично придается юридическое значение, и он поддерживается государственным принуждением.
    • Так же, как и о мусульманском праве, можно говорить об индусском праве, которое, представляя собой религиозное начало в установлении правил общения, до сих пор используется как право общины в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и других странах, где живут люди, исповедующие индуизм.
    • Международное право - это совокупность правил поведения, разработанных и принятых государствами или международными организациями.
    • Корпоративное право - совокупность правил поведения, складывающихся внутри организаций, объединяемых на основе профессиональных, национальных, политических и иных интересов.
    • Теневое право. Этим понятием принято обобщать правила, используемые в том или ином обществе для фактического регулирования общественных отношений вопреки установленным государством порядкам5.

3. В отличие  от отмеченных (вполне возможно, что не всех) разновидностей использования  понятия право юридическое право обычно представляет собой творение конкретного государства. Отсюда термин право употребляется и как право-юридическое, или юридическое право6.

 

1.2. Сущность  права

 

В философии  под сущностью любого явления  понимается совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, выражающих внутренние глубинные, необходимые связи и отношения, которыми определяются все другие свойства и признаки данного явления. Следовательно, сущность права – это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе. А поскольку праву свойствен волевой характер, то важно, чью волю выражает право, чьи интересы оно воплощает7.

Сущность  права раскрывается в его предписаниях, так как право носит предоставительно-обязывающий  характер. При этом право выражает или общую, или классовую волю. Выделяются следующие подходы к  сущности права:

• классовый, согласно которому право является системой юридических норм, выражающих возведенную  в закон волю господствующего  класса (право как средство обеспечения  узкоклассовых интересов); такой  поход характерен как для учения К. Маркса и Ф. Энгельса, так и для  других марксистских и социалистических теорий: волевая теория Гегеля была наполнена «исключительно классовым  содержанием»8;

• общесоциальный, где право рассматривается как выражение компромисса между различными слоями общества (здесь право обеспечивает интересы широких слоев населения, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина).

Сущность  права не сводится только к классовым  или общесоциальным началам, в различные  периоды истории то классовые, то социальные начала выходят на первый план. Кроме того, существуют и другие подходы к определению сущности права: позитивизм (признание правом норм, исходящих от государства), нормативизм («чистая теория права»), неопозитивизм (признание права таким, какое оно есть, - нормы признания), социологическая юриспруденция («живое право»), психологическая теория (признание права официального и неофициального - норм переживаний императивно-атрибутивного характера), либертарная теория права (различения права и закона, обосновывающая понимание права как всеобщей формы и равной нормы (меры) свободы индивидов) и др9. Таким образом, право рассматривается как система юридических норм, правовых отношений, идей, идеалов и ценностей.

В основе любого социального явления лежит воля, но эта воля одного индивида, группы лиц, класса, нации и т.д., и только в основе права (вместе с государством) это воля всего общества. Исходя же из общесоциального подхода к сущности государства, его характеристика как организации всего общества, можно утверждать, что сущность права – государственная воля всего общества10.

Государство осуществляет свои функции установления в обществе единого порядка путем  издания обязательных для всех законов  либо санкционирования установившихся обычаев и создания судебных прецедентов. Через свои органы оно также обеспечивает исполнение норм права и предусмотренных  ими прав и обязанностей и их охрану от нарушения. Право, юридические права  и обязанности, акты применения права  необходимы, таким образом, для функционирования государственной власти11.

В то же время  сами правовые нормы не могут возникнуть и приобрести общеобязательное значение в обществе без официального законодательного решения государства. Применение, реализация правовых норм всегда поддерживается государственным принуждением в  силу наличия общественных противоречий, конфликтов, антагонизмов. Для этого  существует специальный аппарат  надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров, наказания  виновных и т.п.12.

Связь права  с государством выражается и в  системе официального воспитания населения  в духе уважения к законам, в различных  государственных поощрениях за добросовестное исполнение законов и т.п. Однако эти взаимосвязи характерны и  для иных форм социального регулирования. Первые же две – установление государством и обеспеченность мерами принуждения  типичны именно для государственной  политико-правовой системы13.

Стремление  отождествить право и закон имеет  определенное основание: в этом случае рамки права строго формализуются, правом признается лишь то, что возведено  в закон; вне закона права нет  и быть не может. Особо отметим, если под правом понимать только нормы права, то вывод о тождестве права и закона неизбежен, поскольку вне источников права юридические нормы не существуют. Однако право нельзя сводить к нормам. Кроме норм оно (повторим) включает в себя социально-правовые притязания (естественное право) и субъективные права. В этой триаде назначение норм состоит в том, чтобы социально-правовые притязания трансформировать в субъективные права — "юридическую кладовую" всевозможных духовных и материальных благ. Следовательно, право охватывает сферу не только должного (нормативные и индивидуальные предписания и решения), но и сущего (реальное использование юридических возможностей, реальное использование обязанностей). Право есть и регулятор, и появляющаяся в результате регулирования юридическая фирма общественных отношений, представляющих бытие общества14.

Помимо связи  с государством и законом право имеет свои собственные особенности, которые выражаются в его признаках.

Следует различать  признаки и свойства права. Признаки характеризуют право как понятие, свойства – как реальное явление. Признаки и свойства находятся в  соответствии, т. е. свойства отражаются и выражаются в понятии права в качестве его признаков15.

Информация о работе Право как средство социального компромисса