Право и мораль

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:12, курсовая работа

Описание работы

Особое место в формировании духовного мира личности, её сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на преобразования сознания личности. Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВА……………………………………. 5

Раздел 1.1. Термин право………………………………………. 5
Раздел 1.2. Позитивное право…………………………………. 8

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ МОРАЛИ………………………………….. 11

Раздел 2.1. Термин морали …………………………………….. 11
Раздел 2.2. Функции морали…………………………………… 14

ГЛАВА 3.ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА И МОРАЛИ……………….. 18

Раздел 3.1. Единство права и морали………………………….. 18
Раздел 3.2. Противоречия между правом и моралью………… 22
Раздел 3.3. Отличительные особенности……………………… 27

Заключение …………………………………………………………. 30

Список использованных источников ……………………

Работа содержит 1 файл

Курсавая (1).doc

— 173.00 Кб (Скачать)

26

оставляет  иных  выходов,  как  лицемерие  для  слабых  и  мученичество  для сильных.  Отнимая  у  человека  возможность  делать  добро  по  собственному побуждению и постичь истину силой собственного внутреннего развития, она,  в сущности, преграждает  доступ  к  высшему  нравственному  совершенствованию.

«Что может быть тягостнее  для  развитого  нравственного  сознания,  как  не средневековый способ нравственно-религиозного восприятия при помощи  костров инквизиции и государственного меча? Там, где водворяется  подобная  система, рано или поздно должен явится и Лютер со своими протестами».[8, c.348]

«Общество не может  не  высказываться  относительно  поведения  своих членов, и чем сильнее говорит в нем голос нравственного чувства,  тем  резче и решительнее будет оно осуждать отдельных лиц  за  отступление  от  заветов морали». [8, c.562] Общественное  мнение  воздействует,   поэтому   с   неизбежной необходимостью  на  нравственное  настроение  отдельных  лиц,  и   устранить подобное воздействие не представляется возможным.

Право, например, разрешает согнать с квартиры бедняка, не уплатившего вовремя деньги, ибо оно позволяет требовать  своего,  допуская  в  известных пределах эгоизм. Напротив, мораль при всех условиях, требует  сострадания  к ближнему, она зиждется на любви, а любовь, по известному  изречению,  тем  и отличается, что «не ищет своего». Во  многих  случаях  то,  что  дозволяется правом, запрещается моралью, которая  обращается  к  человеку  с  заповедями высшими и более строгими.

Разграничивая  нравственность  и   право,   утверждая   практическую необходимость разделения их сфер, мы не можем, однако, отрицать  несомненной и не превращающейся связи их между собой. Жизнь приводит к  их  обособлению, но она не может устранить их взаимодействия.

  Гегель утверждал, что право  и  мораль  отличаются  друг  от  друга.  Нечто  вполне позволительное  с  точки  зрения  права  быть  чем-то  таким,  что   моралью запрещается. Право, например, мне разрешает распоряжаться своим  имуществом, совершенно  не  определяя  пределов  этого  распоряжения,  и  только  мораль содержит определения, которые его ограничивают. [5, c.75]

 

3.3. Отличительные особенности

Как отмечал Новгородцев, что в последнее время все чаще  высказывается утверждение, что право есть минимум требований,  предъявляемых  обществом  к лицу.[1, c.105]  Более  важные  для  внешнего  порядка  юридические   предписания охраняются  более  строгим  контролем  общественной  власти,  но  по  своему содержанию они представляются более ограниченными, чем  нормы  нравственные. Если  прибавляют  иногда  к  этому,  что  право  есть  минимум  нравственных предписаний, или, как говорят иначе – этический минимум, то  в  этом  нельзя не видеть известного недоразумения. Несомненно, что в  области  права  могут относиться не только действия, безразличные с нравственной точки зрения,  но даже  и  запрещаемые  нравственностью.  Право,  никогда  не  может   всецело проникнуться началами  справедливости  и  любви.  Но  если  оно  вступает  в известных случаях в противоречие с нравственными  заветами,  то  его  нельзя называть нравственным, даже  и  в  минимальной  степени.  Это,  конечно,  не исключает  того,  что  находится  под  влиянием  нравственности  и   отчасти воплощает в себе ее требования.

Не будучи всецело нравственным, подчеркнем, что право  дает  известный  простор  личным интересам  и  стремлениям,  даже  в   их   эгоистическом   и   своекорыстном проявлении.  Напротив,  нравственность  представляет  собой   более   чистое воплощение альтруистических начал, и соответственно  с  этим  ее  требования имеют всеобъемлющий и безусловный характер.   Это проявляется по преимуществу в двух направлениях.

1. Право, по сравнению с  нравственностью,  отличается  точностью  и ограниченностью своих предписаний.  Подобно  нравственности,  оно  ограничивает произвол отдельных лиц,  налагая  на  них  известны  обязательства во избежание общих споров и столкновений. Но  в  то время как право ограничивает свои требования строго обозначенными  пределами,  устанавливая  в  каждом  случае  совершенно  ясные  и определенные предписания, нравственность, как мы  понимаем  ее  в настоящее  время,  не  составит  каких-либо  границ   для   своих  предписаний: «…когда говорят, например, о цивилизованном значении права, лично я вижу его величайшую миссию в ограничении безграничных самих по себе притязаний морали» [2, c.139]

Требуя от  нас  служения  людям,  исполнения  закона любви,  нравственность  не  определяет  подробно  ни  формы,   ни  пределов этого служения, предоставляя нам самим  найти  в  каждом  отдельном случае соответствующий способ  выполнения  нравственных заветов. Для достижения  нравственного  совершенства  нет,  и  не может быть, никаких  заранее  установленных  рамок;  это  область  постоянного стремления к добру, высшая цель которого переходит за  пределы всяких личных соображений и расчетов, чтобы торжествовать победу над эгоизмом и подвигах самозабвения и  самопожертвования.

По глубокому замечанию И. Канта, «моральное  состояние  человека,  в  котором он  всегда  должен  находиться,  есть  добродетель,  т.е.   моральное настроение в борьбе, а  не  святость,  в  виде  мнимого обладания полной чистотой  настроений  воли ».[8, c.326]    

  2. Нравственность, не удовлетворяется,  подобно  праву,  требованием  внешних действий, но вменяет людям в обязанность также  и  добрые чувства, без которых исполнение заветов лишается  истинной  цены. Для права безразлично, например, уплачивается ли долг по  чувству честности, или же из одной боязни законного преследования; но для нравственности это не  безразлично:  она  осуждает  те  действия, которые  имеют  одну  видимость   добрых,   а   на   самом   деле подсказываются  своекорыстными   побуждениями.   Если   право   и принимает во внимание внутренние мотивы,

то не при исполнении,  а при нарушении закона, там, где  требуется  определить  виновность  лица,  что,  конечно,  не  может быть  сделано   без   освещения субъективной стороны правонарушения.

Развитие жизни приводит к тому, что право и нравственность обособляются друг  от  друга,   не   утрачивая   своей   связи,   но   приобретая   более самостоятельное значение.

Новгородцев объяснял это тем, что в самих  требованиях  общества  по отношению   к   исполнению   своих   предписаний    заключается    известная двойственность, рано или поздно приводящая в раздвоении этих предписаний  на две самостоятельные области. [1, c.110] Условия общественной жизни требуют,  чтобы известные предписания исполнялись,  во  что  бы  то  ни  стало,  все  равно, соответствуют они или нет желаниям и мнениям отдельных лиц. Сожитие людей  в обществе было бы немыслимо, если бы такие деяния, как воровство и  убийство, ставились исключительно в зависимость от добровольного усмотрения  отдельных лиц. Общество должно требовать обязательного  исполнения  норм,  запрещающих подобные деяния, одинаково от всех своих членов, без различия их  воззрений. С другой стороны, развитое  нравственное  сознание  признает  истинную  цену лишь за  таким  исполнением  моральных  требований,  которое  сопровождается соответствующим  внутренним  настроением.   «Одно  внешнее  исполнение   без надлежащего  нравственного  чувства,  с  подобной  точки  зрения,  не  имеет никакого этического значения».[8, c.84]

    Право  очерчивает  свободу   внешних   действий   человека,   оставаясь нейтральным по отношению к его внутренним мотивам. Иное дело мораль, она  не только  определяет  границы  внешней  свободы,  но  и  требует   внутреннего самоопределения личности. В этом смысле мораль –  неформальный  определитель свободы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Анализируя соотношение права и морали, можно сделать вывод, что  выполнение правовых норм в значительной мере обуславливаются  тем,  в  какой  мере  они соответствуют  требованиям  морали.  Нормы  права  не  должны  противоречить положительным устоям общества. Вместе с тем требования  общественной  морали непременно учитываются государственными органами при разработке  нормативных актов государства.

    Право и мораль находятся в тесном единстве и взаимодействии. С  помощью норм права государство добивается  утверждения  прогрессивных  норм  морали, которые в свою очередь способствуют укреплению морального авторитета  права, воспринимаемого как социальная  ценность  всего  общества.  Соблюдение  норм права  входит  в  содержание  нравственного  долга  граждан  в  обществе.  С развитием морального и правового сознания повышается авторитет  норм  права, совершенствуются как нормы морали, так и нормы права.

    Право  должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливости в обществе. Судебные и  другие  правоприменительные  органы  обращаются  при определении юридических мер к моральным нормам, а некоторые  правовые  нормы непосредственно  закрепляют  моральные  нормы,  усиливая   их   юридическими санкциями. Через право осуществляется охрана моральных норм  и  нравственных устоев.

    Эффективность правовых норм, их исполнение  во  многом  обусловливается тем, на сколько они соответствуют требованиям морали. Чтобы  правовые  нормы работали, они, по крайней мере, не  должны  противоречить  правилам  морали. Право в целом должно соответствовать моральным взглядам общества.

    Мораль -  необходимая  принадлежность  всякого  общества,  ее  значение неуклонно возрастает, причем  должно  постоянно  усиливаться 

31

взаимодействие правовых и моральных факторов в жизни общества, их взаимная поддержка, а  не поглощение права моралью; чем лучше будет налажено это  взаимодействие,  тем успешнее будет движение общества по пути прогресса.

    Воздействуя на правовую жизнь общества, мораль способствует  укреплению общественного порядка. Служебная функция морали во взаимодействии  с  правом выражается в том, что мораль возвышает качество правового и  в  целом  всего общественного порядка. Это можно проследить на действии правового  положения

«Все, что не запрещено законом – разрешено»  в  регулировании  общественного порядка.   Реализацию  этого  принципа  нельзя  понимать  абсолютно,  в  том смысле, что человек должен руководствоваться  лишь  названным  принципом.  В сознании индивида есть такие факторы, как ответственность,  совесть,  честь, достоинство, долг, которые проникают в правосознание  лица,  взаимодействуют с ним, корректируют его правовое поведение. В условиях становления  рынка  в нашей  стране  совершенствуется  правовая  основа   частной   собственности, договорных  отношений.  Частный  интерес,  предпринимательская   инициатива, прибыль  все  больше  обретают   приоритетное   значение.   Утверждается   и совершенствуется предпринимательская этика. Среди принципов, исповедуемых  в предпринимательской деятельности, важное место занимает  суждение:  «Прибыль выше всего, но честь  выше  прибыли».  В  этом  суждении  находит  выражение моральное сознание цивилизованного предпринимателя.

        Право  и  мораль  -  различные,  но   не   антагонистические   явления.

Гиперболизация особенностей  права  и  морали  может  привести  к  правовому нигилизму,  с  одной  стороны,  к  освобождению   от   моральных   принципов государства, правосудия и т.д. - с другой. Равным образом

 

32

взаимосвязь  права и  морали  не  означает   их   слияния.   При   всей   смысловой   этической

"нагруженности" правовых явлений  вряд  ли  правильно  превращать  мораль  в компонент права, как и право - в категорию этики.

    Всякое нарушение норм права является аморальным поступком, но не всякое нарушение  моральных  норм  является  противоправным  деянием.  В  некоторых случаях право  способствует  избавлению  общества  от  устаревших  моральных догм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Новгородцев Н. И. Право и нравственность. //Правоведение. – Спб.,1995.№6 – 103-113с.  Алексеев С.С. Общая теория права. Курс в 2-х т. – М. Юрид.лит.,1981-82. – 359с.

2. Алексеев С.С. Теория права. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: БЕК, 1995. –  320с. 

3. Алексеев С.С. Философия права. – М.: Норма,1999. – 329с.

4. Алексеев С.С. Цивилистические записки. Межвузовский сборник научных трудов. – М.: СТАТУТ,2001. – 397с.

5. Гегель Г. В. Ф. Философия права. /Пер. с нем. Столпнера Б. Г., Левиной М. И. – М.: Мысль,1990. – 524с.

6. Букреев В. И. Римская И. Н. Этика права. – М.: Юрайт,2000. – 336с.

7. Кант И. Критика чистого разума /Под.ред. Торбова Ц. – 2-е изд., –          София.,2000. –263с.

8. Кант И. Сочинения в 6-и т. Т.4. – М.: Мысль,1965. – 1018с.                

9. Комаров С. А. Общая теория государства и права. Учебник для ВУЗов. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: ЮРАЙТ,1998. – 416с.

10. Кони А. Ф. Избранные сочинения в 2-х т. – 2-е изд., доп. – М.:             Юрид.лит.,1959. – 536,628с.

11. Алексеев С.С. Право: азбука, теория философия. Опыт комплексного исследования. – М.: СТАТУТ, 1999. – 709с

12. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.,1987. – 912с.         

13. Общая теория государства и права. Академ.курс в 3-х т. /Под ред. проф. М. Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Зерцало,2001. – 528с. 

14. Агешин Ю. А. Политика, право, мораль. – М.: Юрид.лит.,1982. - 160с.

15. Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: учебник. 2-е изд. перераб. и доп. / А.Ф.Вишневский,  Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; под общ. ред. Проф. В.А.Кучинского. – М.: Изд-во деловой и учеб. лит-ры, 2006. – 656 с.

16. Словарь по этике. /Под ред. Кона И. С. – 3-е изд. – М.: Полит.лит.,1975. – 392с.

Информация о работе Право и мораль