Право и государство в их взаимоотношении

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Государство и право – важнейшие факторы общественной эволюции. Теория государства и права – идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории. Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

Работа содержит 1 файл

Текст.docx

— 53.96 Кб (Скачать)

     Интересный  способ решения проблемы равенства  в пост-тоталитарном обществе предложен В.С.Нерсесянцем. Согласно его концепции социализм есть не случайная тупиковая ветвь развития общества, а естественный закономерный процесс, ведущий к созданию так называемого цивилизма – постсоциалистического строя, где всеобщее формально правовое равенство будет дополняться принципиально новым моментом – экономическим равенством всех граждан. Приватизация и десоциализация собственности, проводимые в России, неизбежно будут осуществлены таким образом, что экономическое неравенство сохранится. И никакая социальная помощь не может компенсировать разницу между собственником и несобственником. Только преобразование социалистической собственности в равную гражданскую собственность создает условие для «более высокой ступени человеческой свободы, равенства, справедливости и права».3 
 

     2 Государство и право. 

     В науке, традиционно, различалось два  подхода о соотношении государства  и права. Первый – этотистский, исходивший из приоритета государства над правом. Согласно этому подходу право рассматривалось как продукт государственной деятельности, как его (государства) следствие. Этот подход имел широкое распространение в отечественной юридической литературе. Считалось, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного подхода служила политическая практика, склонная видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством.

     Второй  подход к соотношению государства и права утвердился в русле естественно-правовых воззрений. Сторонники школы естественного права выводившие понятие государства из общественного договора, исходили из ограничения государством права, что, по их мнению, вытекало из нерушимости естественного закона и не отчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиции данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Право возникает до образования государства. Оно старше государства, никакое государство и никакая власть не есть первоначальный источник права.

     Также есть третий подход к рассматриваемой проблеме, который позволяет интегрировать взгляды сторонников отмеченных позиций и в то же время избежать крайностей в оценке связи государства и права. Согласно этому подходу связь между государством и правом не имеет столь однозначного причинно-следственного характера, государство порождает право или из права рождается государство. Связь видится более сложной и носит характер двусторонней зависимости: государство и право друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь. Данный подход позволяет тем самым выявить глубинные связи между государством и правом, избежать односторонности, понять, что дает право государству, и в то же время выяснить истинную роль государства в обеспечении права. Анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей общественной практики.

     Признание двустороннего характера связи  между государством и правом позволяет  исключить интерпретацию данного  вопроса в духе узконормативного подхода к пониманию права. В  то же время при данном подходе роль государства по отношению к праву не сглаживается, как это вытекает их некоторых концепций так называемого широкого право-понимания. Государственный нигилизм в такой же мере опасен, как нигилизм правовой. Связь государства и права представляется иной: государство не порождает право, не производит его, а является, с одной стороны, зависимой, подчиненной ему силой, а с другой – мощным средством, поддерживающим и усиливающим мощь права, его потенциал в общественной системе. Государство использует право в качестве средства управления общественными процессами, но лишь в той мере, в какой само право ему это позволяет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.1 Влияние государства на право. 

     Государство является главным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное значение для самого существования права как особо институционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает в самую суть права.

     Государство опекает право, использует его потенциал  для достижения целей государственной политики. В тоже время влияние государства на право не следует абсолютизировать и признавать право исключительно инструментом (средством) государства, его признаком или атрибутом. Не только государство, но и право обладает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь с оговоркой, что и государство в той же мере является инструментом по отношению к праву.

     Наиболее  ощутимое воздействие государства  на право проявляется в сфере правотворчества и право реализации. Право формируется при непосредственном участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько завершает право-образовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на институциональном уровне. Причины же возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, исторических традициях народа и пр. Недооценка этого принципиально важного положения ведет к тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.

     Вряд  ли можно согласиться с имеющими распространение в юридической теории взглядами, согласно которым образование права рассматривается в полном отрыве от государства. Вне конструктивной деятельности государства существовании права как институционного образования немыслимо. Вместе с тем роль государства в правообразовательном процессе достаточно специфична. По настоящему государство вмешивается в правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в отношении образования права заключается в следующем.

  • В осуществлении правотворческой деятельности. Государство в соответствии с познанными законами общественного развития, определяет потребность в юридической регламентации тех или иных общественных отношений, определяет наиболее рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и учреждает общие нормы, предавая им авторитетом государственной власти формально-юридический, всеобщий характер. В буквальном смысле это означает, что государство устанавливает нормы права.
  • В санкционировании государством норм, которые не имеют прямого государственного характера. Для некоторых правовых систем такой способ «производства» права является преобладающим. Так, образование мусульманского права характеризовалось как раз тем, что государство санкционировало главным образом те нормы, которые выработаны были мусульманской доктриной. Из истории права известны случаи, когда положением, выработанным правовой доктриной или появляющимися вследствие толкования применяемой нормы, государство придавало общеобязательное значение.
  • В признании юридически обязательными регуляторами поведения фактически сформировавшихся и существующих отношений и связей вследствие чего эти связи и отношения получают юридическое значение. Таким образом, формируется так называемое обычное и прецедентное право, признаются в качестве общих норм положения нормативных договоров.

     Государство, таким образом, обеспечивает развитие всей системы источников права. Сообразуется с социально-экономическими потребностями, политической ситуацией в обществе, государство в значительной мере оказывает на выбор типов, государственно-юридических средств обеспечения правомерного поведения. В этом смысле можно сказать, что государство управляет правовой средой общества, обеспечивает ее обновление соответственно современной ситуации.

     Значимой является роль государства в обеспечении реализации права. Исторический опыт свидетельствует о том, что вне государства использование его ресурсов, осуществление правовых установлений было бы невозможно. Назначение государства как раз и проявляется в том, что оно своей деятельностью призвано создавать фактические, организованные юридические предпосылки для использования гражданами, их организациями предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей.

     Активность  государства – необходимое условие  утверждения правовых начал в  общественной жизни. Государство обязано  проявлять эту активность, иначе  оно не соответствует своему предназначению, вследствие чего государственная власть утрачивает легитимный характер.

     Государство обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила, авторитет государства. Уже сама угроза государственного принуждения охраняет право. Таким образом, упрочивается правопорядок, создается режим наибольшего благоприятствования для конструктивных действий социальных субъектов.

     Государство способствует распространению права  в социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений действовать по праву, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.

     Существует  пределы воздействия государства  на право. И, прежде всего это обусловлено  регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства, его  структур обеспечить действие права  в данных социально-экономических  и политических условиях. Государство  не может также использовать право  в противоречии с его истинным назначением. Важна по этой причине  научно обоснованная, эффективная юридическая  политика государства, позволяющая  наиболее рационально и в интересах  общества использовать правовой инструментарий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Влияние права на государство. 

     Государство нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется во внутренней организации государства и в его деятельности.

     Для своего существования государство, как организация, нуждается в  праве. Право оформляет структуру  государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном  механизме, взаимоотношения между  его основными звеньями. С помощью права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. Право создает юридические гарантии против возможной узурпации власти одной из ветвей власти. Таким образом, отношение между государственными структурами получают правовое регулирование, превращаются в правоотношения.

     С помощь права определяются место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. Упорядочивая внутри организованные связи государства, право, позволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства. Нормативно-юридические акты правоустановительного характера формируют государство как систему с развитым органическим построением. Тем самым право создает юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.

     Существует два метода, с помощью которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам. Цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового инструментария, такой метод присущ государствам с развитым демократическим режимом. Следовательно, современное демократическое государство не может вне права осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной деятельности. Такое качество присуще праву, поскольку оно незаменимо как обще-социальный регулятор и его использование обусловлено объективными факторами, находившимися вне государства. Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободить от него.

     В целом можно отметить ряд направлений, характеризующих организующую роль права в отношении к государству:

  • Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в границах правовых требований; в свою очередь, и граждане воздействуют на государство с помощью права. Ценность права измеряется главным образом тем, в какой мере оно обеспечивает гармоничное и прогрессивное развитие личности и расширение ее свободы.
  • Право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства. Государственная деятельность посредством права вводится в строгие рамки юридических требований, приобретает юридическую форму.
  • Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан.
  • Правовая форма обеспечивает возможность осуществления действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением.
  • Право выступает в современных условиях языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами, мировым сообществом в целом.
  • Право является основным средством легитимации государственного принуждения. Право определяет основания, пределы и формы государственного принуждения.

Информация о работе Право и государство в их взаимоотношении