Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 17:03, курсовая работа
Государство и право – важнейшие факторы общественной эволюции. Теория государства и права – идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории. Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.
Интересный
способ решения проблемы равенства
в пост-тоталитарном обществе предложен
В.С.Нерсесянцем. Согласно его концепции
социализм есть не случайная тупиковая
ветвь развития общества, а естественный
закономерный процесс, ведущий к созданию
так называемого цивилизма – постсоциалистического
строя, где всеобщее формально правовое
равенство будет дополняться принципиально
новым моментом – экономическим равенством
всех граждан. Приватизация и десоциализация
собственности, проводимые в России, неизбежно
будут осуществлены таким образом, что
экономическое неравенство сохранится.
И никакая социальная помощь не может
компенсировать разницу между собственником
и несобственником. Только преобразование
социалистической собственности в равную
гражданскую собственность создает условие
для «более высокой ступени человеческой
свободы, равенства, справедливости и
права».3
2
Государство и право.
В
науке, традиционно, различалось два
подхода о соотношении
Второй подход к соотношению государства и права утвердился в русле естественно-правовых воззрений. Сторонники школы естественного права выводившие понятие государства из общественного договора, исходили из ограничения государством права, что, по их мнению, вытекало из нерушимости естественного закона и не отчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиции данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Право возникает до образования государства. Оно старше государства, никакое государство и никакая власть не есть первоначальный источник права.
Также есть третий подход к рассматриваемой проблеме, который позволяет интегрировать взгляды сторонников отмеченных позиций и в то же время избежать крайностей в оценке связи государства и права. Согласно этому подходу связь между государством и правом не имеет столь однозначного причинно-следственного характера, государство порождает право или из права рождается государство. Связь видится более сложной и носит характер двусторонней зависимости: государство и право друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь. Данный подход позволяет тем самым выявить глубинные связи между государством и правом, избежать односторонности, понять, что дает право государству, и в то же время выяснить истинную роль государства в обеспечении права. Анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей общественной практики.
Признание
двустороннего характера связи
между государством и правом позволяет
исключить интерпретацию
2.1
Влияние государства на право.
Государство является главным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное значение для самого существования права как особо институционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает в самую суть права.
Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики. В тоже время влияние государства на право не следует абсолютизировать и признавать право исключительно инструментом (средством) государства, его признаком или атрибутом. Не только государство, но и право обладает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь с оговоркой, что и государство в той же мере является инструментом по отношению к праву.
Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляется в сфере правотворчества и право реализации. Право формируется при непосредственном участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько завершает право-образовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на институциональном уровне. Причины же возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, исторических традициях народа и пр. Недооценка этого принципиально важного положения ведет к тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.
Вряд ли можно согласиться с имеющими распространение в юридической теории взглядами, согласно которым образование права рассматривается в полном отрыве от государства. Вне конструктивной деятельности государства существовании права как институционного образования немыслимо. Вместе с тем роль государства в правообразовательном процессе достаточно специфична. По настоящему государство вмешивается в правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в отношении образования права заключается в следующем.
Государство, таким образом, обеспечивает развитие всей системы источников права. Сообразуется с социально-экономическими потребностями, политической ситуацией в обществе, государство в значительной мере оказывает на выбор типов, государственно-юридических средств обеспечения правомерного поведения. В этом смысле можно сказать, что государство управляет правовой средой общества, обеспечивает ее обновление соответственно современной ситуации.
Значимой является роль государства в обеспечении реализации права. Исторический опыт свидетельствует о том, что вне государства использование его ресурсов, осуществление правовых установлений было бы невозможно. Назначение государства как раз и проявляется в том, что оно своей деятельностью призвано создавать фактические, организованные юридические предпосылки для использования гражданами, их организациями предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей.
Активность
государства – необходимое
Государство обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила, авторитет государства. Уже сама угроза государственного принуждения охраняет право. Таким образом, упрочивается правопорядок, создается режим наибольшего благоприятствования для конструктивных действий социальных субъектов.
Государство способствует распространению права в социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений действовать по праву, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.
Существует
пределы воздействия
2.2
Влияние права на государство.
Государство нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется во внутренней организации государства и в его деятельности.
Для
своего существования государство,
как организация, нуждается в
праве. Право оформляет структуру
государства и регулирует внутренние
взаимоотношения в
С помощь права определяются место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. Упорядочивая внутри организованные связи государства, право, позволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства. Нормативно-юридические акты правоустановительного характера формируют государство как систему с развитым органическим построением. Тем самым право создает юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.
Существует два метода, с помощью которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам. Цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового инструментария, такой метод присущ государствам с развитым демократическим режимом. Следовательно, современное демократическое государство не может вне права осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной деятельности. Такое качество присуще праву, поскольку оно незаменимо как обще-социальный регулятор и его использование обусловлено объективными факторами, находившимися вне государства. Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободить от него.
В целом можно отметить ряд направлений, характеризующих организующую роль права в отношении к государству:
Информация о работе Право и государство в их взаимоотношении