Государство и право

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 00:13, реферат

Описание работы

Организация Объединённых Наций (ООН) — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.
Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года.
4 октября 1945 года, был ратифицирован устав этой организации большинством подписавших его государств. Ее уникальный характер и возложенные уставом полномочия дают ООН возможность осуществлять деятельность по широкому ряду вопросов, являясь для своих государств - членов форумом, который позволяет им через Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет и другие органы и комитеты высказывать свою точку зрения.

Содержание

История создания ООН. Беларусь как одно из государств-основателей ООН. 2
Право БССР (50-е - первая половина 80-х). 2
Конституция БССР 1978 г: основные положения. 3
Республика Беларусь как полноправный член мирового сообщества. 5

Работа содержит 1 файл

ксрс 3.docx

— 30.38 Кб (Скачать)

Оглавление:

  1. История создания ООН. Беларусь как одно из государств-основателей ООН.                                                                                                                   2
  2. Право БССР (50-е - первая половина 80-х).                                              2
  3. Конституция БССР 1978 г: основные положения.                                     3
  4. Республика Беларусь как полноправный член мирового сообщества.   5
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I 

Организация Объединённых Наций (ООН) — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Основы  её деятельности и структура разрабатывались  в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года.

4 октября  1945 года, был ратифицирован устав  этой организации большинством  подписавших его государств. Ее  уникальный характер и возложенные  уставом полномочия дают ООН  возможность осуществлять деятельность  по широкому ряду вопросов, являясь  для своих государств - членов  форумом, который позволяет им  через Генеральную Ассамблею,  Совет Безопасности, Экономический  и Социальный Совет и другие  органы и комитеты высказывать  свою точку зрения.

История внешнеполитической деятельности Беларуси неразрывно связана с ООН. БССР стояла у истоков ее создания. 27 апреля 1945 года учредительная конференция в Сан-Франциско приняла решение о включении Белорусской Советской Социалистической Республики в число первоначальных членов, основателей новой международной организации, что явилось свидетельством признания неоценимого вклада белорусского народа в разгром фашизма, уважения и памяти о миллионах белорусов, отдавших свои жизни ради свободы не только белорусской нации, но и многих народов Европы, находившихся под гнем фашистских оккупантов. 

II 

Для развития права этого периода характерны три основные тенденции, демократизация, кодификация и расширение сферы  применения права. Эти тенденции  проявились под воздействием тех  задач, которые определялись правящей коммунистической партией в экономической, социальной, политической и других сферах общественной жизни. Характерной  чертой развития права 1950 -1980-х годов  является большая степень динамичности. Среди многочисленных разноплановых  текущих нормативно-правовых актов  этого периода особое место занимают постановления ЦК КПСС и Совета Министров  СССР и постановления ЦК КПБ и  Совета Министров БССР, в которых  содержались нормы, вносящие принципиальные изменения в действующее законодательство. Так, 22 марта 1962 г. было принято постановление  ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О перестройке управления сельским хозяйством», 11 января 1963 г. - «Об организации  работы Совета народного хозяйства», 19 декабря 1968 г. - «Об утверждении  Положения об органах народного контроля» и много других, которые внесли существенные изменения в отрасли права.

Большое количество нормативно-правовых актов, принятых в данный период, остро  поставило вопрос о систематизации действующего законодательства, которая  начала проводиться в конце 50-х  годов, как в масштабе СССР, так  и в каждой республике. В БССР также были созданы специальные  комиссии для подготовки кодексов по основным отраслям права. Одним из главных  источников, на базе которого разрабатывались  кодексы БССР, были Основы гражданского законодательства СССР и союзных  республик (1961 г ), Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик (1958 г.) и другие подобные нормативные акты СССР, в том числе и Конституция СССР 1977 г.

Кодификационные работы, начавшиеся в БССР в конце 50-х годов, продолжались до середины 80-х годов, когда в 1984 г. впервые  был принят Кодекс БССР об административных правонарушениях. Всего было принято  более 10 кодексов и новая Конституция  БССР 1978 года.

В развитии всех отраслей права четко проявилась тенденция на дальнейшее углубление его демократических черт. Так, нормы  конституционного права закрепили  расширение прав союзных республик, а по Конституции БССР 1978 г. права  граждан увеличились почти в  два раза; в гражданском праве  была значительно расширена правоспособность граждан и впервые введены  нормы, предусматривающие гражданско-правовую защиту чести и достоинства физического  лица. В уголовном праве данная тенденция проявилась в декриминализации некоторых уголовных правонарушений (отмена уголовной ответственности  женщин за производство аборта - 1954 г., за самовольный проезд в товарных поездах в 1955 г., и др.) и в возможности  освобождения от уголовной ответственности  за совершение в первый раз малозначительного преступления. Но следует отметить, что наряду с демократизацией в уголовном праве в этот период времени начала проявляться тенденция, противоречащая указанной усиление карательной политики, что наш ю отражение в восстановлении смертной казни в 1950 г. за такие преступные действия, как измена, шпионаж, диверсия. В последующие годы применение смертной казни постоянно расширялось, что отражает принятый в 1960 г УК БССР, в который в 70-80-е годы вносили изменения, предусматривающие применение исключительной меры наказания даже за имущественные преступления (ст. 91), а не только за государственные, особо опасные против личности и воинские преступления. 

III 

Разработка  и принятие Конституции БССР 1978 г. проходила в соответствии с общепринятыми  стадиями правотворческого процесса. Были созданы Конституционная комиссия высшего законодательного органа - Верховного Совета БССР для подготовки проекта новой Конституции в 1977 г. и Редакционная комиссия по подготовке окончательного текста проекта Конституции в 1978 году. Председателем Конституционной комиссии и Редакционной комиссии был первый секретарь ЦК КПБ П.М. Машеров. Весь ход работ над проектом Конституции шел под непосредственным руководством первых лиц партийного и государственного аппарата республики. Проект Конституции 1978 г. по Указу Президиума Верховного Совета БССР «О проекте Конституции БССР» от 16 марта 1978 г. был опубликован 18 марта этого же года во всех республиканских и областных газетах, для всенародного обсуждения 14 апреля 1978 г. На второй день своей работы девятая сессия Верховного Совета БССР девятого созыва приняла Декларацию Верховного Совета БССР «О принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) Белорусской ССР», в которой указывалось, что Верховный Совет БССР принимает Конституцию БССР и объявляет о ее введении с 14 апреля 1978 г.

Конституция БССР 1978 г., имея много общего с Конституцией 1937 г., отличается от последней и структурой и содержанием. В новой Конституции БССР, помимо глав и статей, есть еще четко названные разделы, что облегчает пользование текстом, значительно большее количество статей (172 вместо 122) и статьи о правах, свободах и обязанностях помещены во втором разделе Конституции БССР 1978 г, тогда как аналогичные статьи в Конституции БССР 1937 г. содержатся в восьмой главе.

Как структура, так и содержание Конституции  БССР 1978 г. отражают де-юре ту демократическую  тенденцию в развитии всех сфер общественной и государственной жизни, которая  наметилась в СССР в середине 50-х  годов.

Особенно  большие изменения глубоко демократического характера внесены по вопросу прав, свобод и обязанностей граждан во втором разделе Конституции БССР «Государство и личность». Впервые на конституционном уровне закрепляется право граждан на участие в управлении государственными и общественными делами (ст. 46), право на жилище (ст. 42), право на государственную охрану здоровья (ст. 40), право на пользование достижениями культуры (ст. 44), право обращаться с жалобами на действие должностных лиц (ст. 56) и другие.

Новым в Конституции являются и положения, касающиеся экономической системы (глава 2), где наряду с государственной  и колхозно-кооперативной собственностью впервые конституционно закрепляется собственность профсоюзных и  общественных организаций (ст. 10). Более  того, за общественными организациями  впервые закрепляется право участвовать  в решении политических, хозяйственных  и социально-культурных вопросов, а  также право законодательной  инициативы. Это свидетельствует  о большей самостоятельности  и о возросшей роли их в жизни  общества.

Демократичным является и положение, согласно которому значительно расширяется круг лиц, участвующих в управлении государством благодаря снижению возраста, дающего  право быть избранным в Верховный  Совет БССР - с 21 года до 18 лет (ст. 85).

Как и  многие положения Конституции БССР 1937 г.,  так и некоторые положения новой Конституции носили декларативный характер и в реальной общественно-политической и государственной жизни не действовали, так как уже в момент принятия Конституции БССР 1978 г. во всех сферах общественной жизни наметились застойные (кризисные) явления, которые в середине 80-х годов вызвали острую необходимость проведения радикальных реформ во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях - в СССР и в республиках. Руководящая партия вынуждена была публично заявить об этом на XXVII съезде КПСС в 1986 г. и на XIX Всесоюзной конференции КПСС в 1988 г. и определить основные направления реформ. 

IV 

Беларусь  выступает как равноправный член мирового сообщества, начиная с провозглашения ее суверенитета 27 июля 1990г. Находясь в  составе СССР, БССР проводила согласованный с центральными органами внешнеполитический курс. После распада СССР Республика Беларусь стала проводить самостоятельный внешнеполитический курс. Наша страна является полноправным участником Совещания по безопасности и сотрудничеству в Нероне, членом Международного валютного фонда, налаживает взаимоотношения с Европейским экономическим сообществом. Беларусь подтвердила приверженность принципам Устава ООН и выступает за реформирование деятельности этой организации.

На территории БССР находилось почти 30% ядерных боеприпасов  СССР. Огромное количество ядерного оружия угрожало не только бывшим противникам  СССР, но и таило в себе экологическую  опасность для самой Беларуси. В «Декларации о государственном  суверенитете БССР» от 27 июля 1990г. было объявлено, что Беларусь ставит целью  сделать свою территорию безъядерной  зоной, а республику нейтральным  государством, т. е. государством, внешнеполитический курс которого характеризуется неучастием в вооруженных конфликтах. В соответствии с этим внешнеполитическим курсом в 1996г. ядерное оружие было полностью  выведено за пределы нашей страны. Беларусь стала первым в мире государством, которое добровольно отказалось от владения ядерным оружием.

Беларусь  вместе с Россией и Украиной 8 декабря 1991г. стала одной из стран  основательниц Содружества Независимых  Государств (СНГ).  
Беларусь проводит курс на укрепление экономических связей со странами СНГ, создание условий для постепенного вхождения в Европейское экономическое сообщество и создание общего рынка с Европой. С 1996 г. действует Таможенный союз между странами – участницами СНГ. В 2006 г. Беларусь стала членом Евразийского экономического сообщества. Развитие взаимоотношений с Российской Федерацией является приоритетным направлением внешней политики Республики Беларусь. В 1995 г. Беларусь подписала Договор о дружбе и сотрудничестве с Россией. Важное значение в восстановлении и развитии тесных связей между Беларусью и Россией, а также странами СНГ имел проведенный в мае 1995 г. республиканский референдум. На нем большинство населения высказалось за углубление интеграции с Россией, т.е. постепенное сближение и выравнивание уровней экономического развития стран, формирование устойчивых связей в основных областях экономики. Важным шагом на пути к всесторонней интеграции двух стран стало создание Союза Беларуси и России, договор о котором был подписан 2 апреля 1997 г. Этот день объявлен Днем единения народов Беларуси и России. Процесс сближения Беларуси и России был продолжен 8 декабря 1999 г., когда в Москве состоялось подписание президентами обеих стран Договора о создании Союзного государства. Налаживается деятельность Парламентского собрания Союза Беларуси и России, которое разрабатывает Конституцию Союза Беларуси и России на принципах суверенного равенства государств-участников.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

  1. Круталевіч, В.А. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі (1917-1945 гг.) / В.А. Круталевіч, І.А. Юхо. – Мінск, 1998.
  2. Кузнецов, И.Н., Шелкопляс, В.А. История государства и права Беларуси: пособие для студентов высших учебных заведений. – Минск, 2004. – 318 с.
  3. Доўнар, Т.І. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі / Т.І. Доўнар. – Мінск, 2007.

Информация о работе Государство и право