Право и государство в их взаимоотношении

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Государство и право – важнейшие факторы общественной эволюции. Теория государства и права – идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории. Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

Работа содержит 1 файл

Текст.docx

— 53.96 Кб (Скачать)

     Введение. 

     Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они самостоятельны. Государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение, а в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет силу. Право активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.

     По  мере развития общества и государства, появилось несколько правовых теорий и суждений, о взаимоотношении  государства и права, современные исследователи выделяют в основном два подхода и два разных определения права.

     Один  из подходов – позитивистский ориентируется как на неразрывную связь государства и права, так и на то, что государство является исключительным источником права и определяется, как система общеобразовательных, формально-определенных, государственно-принудительных норм, выражающих  возведенную в закон государственную волю господствующего класса и выступающего в качестве классового регулятора общественных отношений. Таким образом право полностью или почти полностью отождествляется с законом, а точнее – с нормативно-правовыми актами, исходящими от государства и обеспечиваемыми государством.

     Второй  подход к праву – не так жестко связывает, как первый, понятие права с понятием государства. Право при этом рассматривается как претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения окружающей природной среды. При этом подходе право не отождествляется с законом. Закон считается правовым лишь в том случае, если он несет в себе идеи добра, справедливости, гуманизма, если в его содержание «заложен» правовой идеал.

     Государство и право – важнейшие факторы  общественной эволюции. Теория государства  и права – идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории. Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Понятие государства. 

     Государство это продукт развития общества возникающий из за непримиримости классовых противоречий, когда общество делиться на эксплуататоров и эксплуатируемых. 1Государство это сила для разрешения классовых противоречий навязанная самим обществом, держащее общество в границах порядка и эта сила, произошедшая из общества, все больше отчуждающаяся от него, ставит себя над ним.

     Государство есть особая организация политических сил, находящихся у власти. Государство отличается от родоплеменной организации следующими признаками:

  • Публичной властью, не совпадающей со всем населением, обособленной от него. Эта публичная власть опирается на особые отряды вооруженных людей – первоначально на дружины монарха, а в дальнейшем – армию, полицию, тюрьмы и другие принудительные учреждения; наконец, на чиновников, специально занятых управлением людьми, подчинением последних воле экономически господствующего класса. На содержание публичной власти и ее аппарата (чиновников, армии, полиции, тюрем и т.д.) с населения собираются налоги.
  • разделением подданных не по кровнородственному, а по территориальному признаку. Вокруг укрепленных замков монархов ,под защитой их стен селилось торгово-ремесленное население, росли города. Здесь же селилась и богатая наследственная знать. Именно в городах, прежде всего люди связаны были не кровнородственными, а соседскими отношениями. С течением времени кровнородственные связи заменяются соседскими и в сельской местности.

     Классической  формой возникновения государства  является действия внутренних факторов развития данного общества, помимо географического положения и  исторических условий, расслоение на антагонистические  классы. Примером служит возникновение  Афинского государства, как образование государства вообще, потому что оно, с одной стороны,  происходит в чистом виде, без всякого насильственного вмешательства, внешнего или внутреннего, с другой стороны, потому, что в данном случае весьма высоко развитая форма государства – демократическая республика – возникает непосредственно из родового строя, и, наконец, потому, что на достаточно хорошо известны все существенные подробности образования этого государства. В Риме родовое общество превращается в замкнутую аристократию, окруженную многочисленным, стоящим вне этого общества, бесправным, но несущим обязанности плебея; победа плебея взрывает старый родовой строй и на его развалинах воздвигает государство, в котором скоро совершенно растворяются и родовая аристократия и плебс. У германских победителей Римской империи государство возникает как непосредственный результат завоевания обширных чужих территорий, для господства, над которыми родовой строй не дает ни каких средств.

     Следовательно, нередко процесс формирования государства «подталкивается», ускоряется внешними для данного общества факторами, например война с соседними племенами или уже существующими государствами. В результате завоевания германскими племенами обширных территорий рабовладельческой Римской империи родоплеменная организация победителей, находившаяся на стадии военной демократии, быстро переродилась в федеральное государство. 
 
 
 
 
 
 

1.1 Роль государства в политической системе общества. 

     В главе первой Конституции Р.Ф. сказано - что политическая система – это совокупность организационных форм политической деятельности народа Российской Федерации. Государство рассматривается как форма организации политической деятельности народа, причем форма основная, все остальные формы по отношению к государству имеют вспомогательный характер. Они помогают негосударственными средствами в решении задач, стоящих перед государством, и создают возможность участия для всех граждан в управлении делами общества и государства, способствуют дальнейшему расширению демократических начал в государственной жизни. Статья 3 Конституции РФ гласит, что государственная власть в Российской Федерации принадлежит народу. Народ осуществляет ее путем представительной (через выборные государственные законодательные органы) так и путем непосредственной демократии.

     Основное  место и роль государства в политической системе общества определяется рядом особенностей, позволяющих говорить о том, что государство – основной элемент системы:

  • государство является организацией всего многонационального народа РФ, т.е. организацией всех без исключения членов общества, вне зависимости от их социального, имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, рода и характера занятий и т.п. Таким образом, государство, будучи организацией всего народа, обладает гораздо более широкими социальными возможностями, чем каждый их других структурных элементов системы, взятых в отдельности.
  • государство располагает особым государственным аппаратом, органы которого, в отличие от остальных структурных элементов, наделяются государственно-властными полномочиями. Такими полномочиями обладает система правоохранительных органов, в которую входят органы внутренних дел, прокуратуры, безопасности, которые выполняют функции принуждения.
  • государство как официальный выразитель воли народа создает предпосылки для развития всех форм собственности.
  • государство располагает системой издания органами государства, в пределах своих компетенций, нормативно-правовых актов, а также системой контроля за их исполнением. Общественные организации также наделены правом издания нормативных актов, однако, последние не носят общеобязательного характера и распространяются только на членов данной общественной организации.
  • государство является единственной организацией, обладающей суверенитетом, т.е. верховенством государственной власти по отношению ко всем гражданам, по всем негосударственным организациям. Обладая суверенитетом, государство организует само себя и издает общеобязательные правила поведения (законы).

       Таким образом, государство занимает  особое место в политической системе общества и играет в ней основную роль. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Общество и государство. 

     Характер  и цели государства определяются экономическим строем общества; как  политическая надстройка над базисом  государство играет важную роль в  жизни общества, оказывая воздействие  и на ход экономического развития. Государство выступает как особый орган, управляющий общими делами господствующих классов, а в отношении их противникам, большинству населения, орудие управления и подавления.

     Помимо  государства в систему политических организации классового общества также  входят партии и другие организации, но именно государству принадлежит  высшая власть в обществе (суверенность государственной власти). Верховенство государственной власти выражается в:

  • Универсальности - её властная сила распространяется на все население и общественные организации данной страны
  • Прерогативах - государственная власть может отменить любое проявление всякой другой общественной власти
  • наличии таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (например, монополия законодательства, правосудия)

     В ходе истории государства приобретает  по отношению к базису значительную, хотя и относительную самостоятельность. Его самостоятельное воздействие на основанные сферы жизни общества (в том числе на экономику), исторические и социальные процессы весьма существенно осуществляется в разных направлениях, т.е. государство может способствовать развитию общественным отношением или, наоборот, тормозить его. По мере усложнения государственно-организованного общества роль этого воздействия возрастает.

     В сфере политических отношений государство  занимает ведущее место, при этом оно обусловлено гражданским обществом, т.к. его деятельность определяется выполнением общих дел, вытекающих из природы всякого общества. Последовательное становление демократического гражданского общества требует цивилизованности взаимоотношений личности и государства, гармонизации отношений в обществе.

     Гражданское общество можно определить, как способ организации экономических, производственных отношений и соответствующих производственных сил, совокупность отношений возникающих в процессе пользования, владения и распоряжения собственностью, функционирования общественных объединений, средств массовой информации, воспитательных, образовательных, научных, культурных предприятий и учреждений.2

     Гражданское общество в лице самодеятельных ассоциаций людей (религиозных, общественных, политических  партий, профессиональных союзов, кооперативов и т.п.), призванных выражать и защищать их групповые и индивидуальные интересы и права, вступает в особые политические отношения с государством.

     Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для функционирования демократических форм государства. И, наоборот, чем меньше развито гражданское общество, тем больше оснований для наличия авторитарных и тоталитарных режимов власти. Развитость гражданского общества определяется не столько степенью охвата слоев населения, а, сколько уровнем развития свободы личности, признаваемой в этом обществе.

     В гражданском обществе государство  обеспечивает равную правовую защиту всем собственникам, объявляет ее неприкосновенной, при возможном отчуждении собственности в случае общественной необходимости гарантируется ее возмещение, национализация собственности не допускается.

     Труд  свободен и поощряется как государством, так и обществом, принудительный труд запрещается, гарантируется свобода индивидуального и коллективного труда. Государство создает условия для полной трудовой занятости населения, осуществляет программу профессионального обучения и переквалификации, выплачивает пособия по трудовой подготовке и по безработице.

     1.3 Социальное государство. 

     Без воздействия государства невозможно преобразование общества. Особенно важна его деятельность в сфере защиты прав человека направленная на смягчение негативных последствий рыночных реформ. Задача социального государства состоит в перераспределении доходов между различными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы.

     Определение путей развития нашего общества, обоснование  пределов вмешательства государства в экономическую и социальные сферы, его регулирующей роли в распределении собственности, усиления социальной функции государства и возрастания его ответственности за создание своим гражданам достойных условий жизни – актуальные задачи правовой науки.

     Компетенция социального правового государства, обеспечивающего постепенный переход к равенству, справедливости и нравственности, - важный аспект модели нового общества, которое должно быть сформировано в России.

Информация о работе Право и государство в их взаимоотношении