Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 09:52, курсовая работа
С середины XIV до конца XVIII века М.М.Сперанский, А.Н.Радищев, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев, А.И.Герцен занимались вопросом о реорганизации Российского общества. Значительный интерес к теории правового государства был проявлен российскими правоведами и в конце XIX — начале XX вв. Примером могут послужить исследования С. А. Котляревского «Власть и право. Проблемы правового государства» (М.,1915), В.А. Четвернин «Демократическое конституционное государство» и работы многих других.
Введение……………………………………………………………………………2
Глава I. Становление и развитие идеи правового государства
Глава II Позиции Конституционного суда ФРГ по проблемам правового государства
§ 1. Федеративное устройство ФРГ. Роль идеи «правового государства»…….3
§ 2. Принцип разделения властей…………………………………………………6
§ 3. Реализация основных права и свобод граждан………………………………8
§ 4. Конституционные основы финансовой системы ФРГ………………………13
Глава III. Позиции Конституционного суда РФ по проблемам правового государства
§ 1. Верховенство закона………………………………………………………….18
§ 2. Разделение властей……………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………………29
Список используемой литературы………………
• верховенство права имеет особое значение, а также и ответственность, связанная с актами государственного властвования;
• принцип правового государства представляет, совместимы с разнообразными программами и идеями социальной и культурной политике.
В период так
называемого "парада суверенитетов"
большинство республик в
§ 2. Разделение властей
Разделение
властей — это такая институционально-
Государственная
власть состоит из трех
Требованиями разделения властей являются34:
1) То, что «правовые нормы должны быть легитимированы демократической, ориентированной на общественные потребности процедурой законотворчества, т.к. право должно формироваться в рамках процесса, отражающего потребности общественного развития. Поэтому большая роль принадлежит конституционному контролю, который предназначен для защиты от возможных законодательных нарушений всеобщей и равной меры свободы, и должен осуществляться в рамках судебной или надлежащей правовой процедуры».
2) Исполнительные органы не должны заниматься «нормотворчеством», но «должны действовать во исполнение закона и в рамках бюрократических процедур, регламентированных законом».
3) «Любой спор о праве по желанию одной из сторон должен решаться в рамках надлежащей правовой процедуры. В условиях разделения властей суд служит основным гарантом законности — как правоохранительный институт, подчиненный только конституции и правовым законам».
В.А. Четвернин высказывается, что «ядро» теории разделении властей выражено в слова известной сентенции Ш. Л. Монтескье: «Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не будет отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем».35
В
России принцип разделения
I) Постановление от 14 января 1992 года N 1-П по делу о проверке конституционности Указа Президента РСФСР от 19 декабря 1991 года N 289 "Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 6. Ст. 24). ((Постановление принято на основе Конституции РФ 1978 года (в ред. от 1 ноября 1991 года), ее статьи 121.5, имеющей тот же предмет регулирования, что и статья 10 Конституции РФ 1993 года.))
Заявители: Народные депутаты РФ.
Предмет рассмотрения: Указ Президента РСФСР от 19 декабря 1991 года.
Позиция заявителей: При издании Указа Президент вышел за пределы своих конституционных полномочий.
Итоговый вывод решения: Указ Президента РСФСР от 19 декабря 1991 года N 289 не соответствует Конституции с точки зрения установленного в РФ разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, а также закрепленного Конституцией разграничения компетенции между высшими органами государственной власти и управления РФ.
Мотивы решения: Один из основополагающих принципов конституционного строя заключается в том, что любой государственный орган может принимать только такие решения и осуществлять только такие действия, которые входят в его компетенцию, установленную в соответствии с Конституцией. Конституция РСФСР не предоставляет Президенту права образовывать министерства.
Разделение и
взаимное сдерживание служб
II) Постановление
от 19 мая 1993 года N 10-П
по делу о проверке конституционности
Постановления Верховного
Совета Российской Федерации
от 17 июля 1992 года "О
газете "Известия" (Вестник
Конституционного Суда
Российской Федерации. 1994. N 2 - 3)
37
Заявители: Народные депутаты РФ; члены журналистского коллектива редакции газеты "Известия" (в порядке части первой статьи 165.1 Конституции РФ 1978 года (в ред. от 10 декабря 1992 года)).
Предмет рассмотрения: Постановление Верховного Совета, которым были решены вопросы, связанные с распоряжением государственной собственностью, и дано поручение издательству "Известия Советов народных депутатов СССР", касающееся его деятельности как государственного предприятия.
Позиция заявителей: Основные права и законные интересы индивидуальных жалобщиков нарушены в результате отступления при принятии оспоренного Постановления Верховного Совета от норм Конституции, закрепляющих принцип разделения властей, а также право искать, получать и свободно распространять информацию; это создает не соответствующее Конституции обыкновение правоприменительной практики.
Итоговый вывод решения: Постановление Верховного Совета РФ от 17 июля 1992 года "О газете "Известия" не соответствует статьям Конституции, гарантирующим разделение властей, свободу информации, право на судебную защиту, а также определяющим принципы деятельности и полномочия высших органов государственной власти.
Мотивы
решения: В полномочия Верховного
Совета входит осуществление в пределах
компетенции Российской Федерации законодательного
регулирования отношений собственности,
а не распоряжение объектами собственности,
которое относится к полномочиям исполнительной
власти. Вторжение в сферу полномочий
исполнительной власти является нарушением
конституционного принципа разделения
властей.
Заключение
В заключение своей работы я хотела бы подчеркнуть значимость исследуемой мной проблемы.
Существуют четыре общих элемента, основы для создания правового государства. Первым можно назвать – экономический (в него входят: определенные производственные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности и т.д.). Также отмечается и социальная основа правового государства, она предполагает: наличие гражданского общества, свободных граждан, равных перед законом, с широкими социальными правами. Нравственную основу состоит из общечеловеческих принципов гуманизма и справедливости, равенства. Политический элемент проявляется в наличие государственного суверенитета. Правовое государство является суверенным, оно концентрирует в себе суверенитет народа и наций, населяющих определенную страну.
На сегодняшний день нет идеальной модели правового государства. В каждом государстве, считающего себя правовым, существуют свои различные передовые для своего времени взгляды правоведов-философов, поднимающих эту проблему. Каждое государство представляет собой многогранную индивидуальность. По мнению Четвернина В.А., нужно не абсолютизировать роль права, а следует «реальнее» относиться и к самой идее правового государства, ибо «в действительности политическая власть всегда стремиться вырваться из рамок и «правовое государство» - это скорее идеальный тип…"38
Список используемой
литературы
1. Власть и право. Проблемы правового государства. Авт. Котляревский С.А.
2. Государственное право Германии. Том І, 1994 / Под ред. H.Ахтенберг, П. Бадура, E. В. Бекенфёрде, В. К. Гек, В ш глезер, P герцог, Я. Изензее, О. Киминних и др. Г. Г. ф Арним, Р. Бартльшпергер, Г. Бетге, В. Блюмель, М. Буллингер, Р. Вендт. E Грабитц, Э Деннингер, И. Изензее и др.
3. Государственное право Германии. Том ІІ, 1994 / Под ред.
Г. Г. ф Арним, Р. Бартльшпергер, Г. Бетге, В. Блюмель, М. Буллингер,
Р.Вендт. E грабитц, Э деннингер, И. Изензее, А. Ф. Кампенхаузен и др.
5. Учение о правовом государстве // История государства и права. - 2007. - № 4, с-39.. А.С. Котляревского
6. Конституция РФ в решениях Конституционного Суда РФ, Лазарев Л.В., Маршакова Т.Г., Страшун Б.А.
Информация о работе Позиции Конституционного суда РФ по проблемам правового государства