Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 09:52, курсовая работа
С середины XIV до конца XVIII века М.М.Сперанский, А.Н.Радищев, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев, А.И.Герцен занимались вопросом о реорганизации Российского общества. Значительный интерес к теории правового государства был проявлен российскими правоведами и в конце XIX — начале XX вв. Примером могут послужить исследования С. А. Котляревского «Власть и право. Проблемы правового государства» (М.,1915), В.А. Четвернин «Демократическое конституционное государство» и работы многих других.
Введение……………………………………………………………………………2
Глава I. Становление и развитие идеи правового государства
Глава II Позиции Конституционного суда ФРГ по проблемам правового государства
§ 1. Федеративное устройство ФРГ. Роль идеи «правового государства»…….3
§ 2. Принцип разделения властей…………………………………………………6
§ 3. Реализация основных права и свобод граждан………………………………8
§ 4. Конституционные основы финансовой системы ФРГ………………………13
Глава III. Позиции Конституционного суда РФ по проблемам правового государства
§ 1. Верховенство закона………………………………………………………….18
§ 2. Разделение властей……………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………………29
Список используемой литературы………………
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава I. Становление и развитие идеи правового государства
Глава II Позиции Конституционного суда ФРГ по проблемам правового государства
§ 1. Федеративное устройство ФРГ. Роль идеи «правового государства»…….3
§ 2. Принцип разделения властей…………………………………………………6
§ 3. Реализация основных права и свобод граждан………………………………8
§ 4. Конституционные основы финансовой системы ФРГ………………………13
Глава III. Позиции Конституционного суда РФ по проблемам правового государства
§ 1. Верховенство
закона………………………………………………………….
§ 2. Разделение
властей……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………………..
Введение.
Идеи правового государства на протяжении длительного времени волновали не только зарубежных, но и отечественных ученых – юристов.
С середины XIV до конца XVIII века М.М.Сперанский, А.Н.Радищев, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев, А.И.Герцен занимались вопросом о реорганизации Российского общества. Значительный интерес к теории правового государства был проявлен российскими правоведами и в конце XIX — начале XX вв. Примером могут послужить исследования С. А. Котляревского «Власть и право. Проблемы правового государства» (М.,1915), В.А. Четвернин «Демократическое конституционное государство» и работы многих других.
И
в наше время вопросы правового
государства широко обсуждаются, что
говорит об актуальности данной темы.
Цель моей работы - проанализировать теоретические
основы концепции правового
Глава I. Становление
и развитие идеи правового
государства
Впервые термин «правовое государство» был сформулирован в трудах немецких правоведов К.Т. Велькера, Роберт фон Моль в первой трети XIX века, последний рассматривал правовое государство как непрерывно развивающее учение о государстве. В его работах мы не найдем вполне точного определения рассматриваемого нами понятия. Зачатки теории правового государства были выражены в виде идей гуманизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона, которые прослеживаются еще в рассуждениях мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.
Еще древнегреческий философ Платон говорил в своих работах о том, что там, где «закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью», неизбежна «близкая гибель государства»1. Он считал, что государство должно строиться на тирании, только там, «где закон - владыка над привилегиями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Аналогичные идеи встречаются также в работах его учеников. Так, Аристотель говорит о том, что «закон должен властвовать над всем»2.
С
идеями передовых мыслителей Древней
Греции о праве, свободе, человеческом
достоинстве и гуманизме
Такие гуманистические мотивы были воплощены в соответствующие государственно-правовые взгляды и доктрины, по которым в обществе и государстве должны торжествовать не зло, насилие, а право и закон. Данные идеологические взгляды встречались и наблюдались в Древней Индии и Китае.
Древняя гуманистическая мысль, государственно-правовые взгляды и идеи передовых, прогрессивных мыслителей того времени, стали первоосновой всего последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии фундаментом теории правового государства.
В
дальнейшем это учение встречается
в трудах ученых нового времени, таких
как Д.Локк, который считал, что
государство устанавливает
О философском понимание теории правового государства высказывались Кант и Г.Гегель. Кант разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает личность, человек, его свобода. Гегель считал, что государство есть «наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы»4
На протяжении нескольких веков идеи правового государства, постоянно привлекали внимание философов, юристов. В конце XIX в. немецкий юрист Г. Еллинек выдвинул идею самоограничения государства создаваемыми им законами. Но это явление не гарантирует гражданскому обществу защиту от произвола со стороны государства. Государство может быть в равной степени связано как демократическими, так и авторитарными законами. Например, фашистская Германия, объявлявшая себя правовым государством, неукоснительно выполняла принятые законы и, тем не менее, представляла собой типичное тоталитарное государство, основанное на насилии и произволе.
Понятие
правового государства
Для постижения правовой государственности кроме конституционно-правовых определений важны нормы обычного законодательства и конкретные данные, касающиеся традиций и правовых представлений. Именно на такой поэтапный процесс формирования конституционного понимания правового государства постоянно указывал Федеральный Конституционный суд. «Принцип правового государства, — как отмечалось в его решениях, — неполно сформулированный в Конституции, не содержит всесторонних определенных рекомендаций и запретов; он требует конкретизации в зависимости от реальных обстоятельств; при этом должны, конечно, сохраняться в целом основополагающие элементы правового государства и государственности».
Термин «правовое государство» Основной закон употребляет лишь однажды — в ст. 28, абз. 1. Там сказано, что «конституционный строй в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства». Конкретные нормы, гарантирующие правовую государственность, формируются на различных конституционных уровнях. Ее теоретическая конструкция находится на двух главных опорах: субъективно-правовом принципе достоинства человека (ст. 1 Основного закона) и объективно-правовом разделении властей, характерном для конституции правового государства. Оба компонента обеспечивают реализацию правовой государственности в двух направлениях: обязывает государственную власть в равной мере уважать и защищать достоинство человека и принимать практические меры для ее охраны, а принцип разделения властей конституирует и ограничивает функции государственных органов.
Важнейшими конкретными проявлениями конституционной правовой государственности, выступают разнообразные основные права, а также законодательство об управлении и правосудии с соответствующими рабочими гипотезами. Они раскрывают принцип правового государства как сочетание субъективных прав гражданина и объективного порядка государственной деятельности. С этой целью в обеих сферах формируются гарантирующие их существование материальные, процедурные, организационные элементы. Существуют и другие конкретные проявления правовой государственности: гарантия ответственности государства за действия должностных лиц (ст. 34); правила опубликования законов согласно (ст. 82 Конституции). Многочисленные конституционные нормы касаются правосудия: это ст. 19, абз. 4; ст. 100, 101, 103, 104, составляющие «как бы специальный подраздел регулирования, соответствующий традиционно уважительному отношению именно к этой властной функции в условиях правового государства».
При
системном подходе к
Таким образом, принцип правового государства действует на двух уровнях, между которыми, в свою очередь, возможны переходы: он играет декларативную роль сокращенного обозначения понятий в сфере, где существуют подробные гарантии прав, и конститутивную там, где речь идет о формулировании общих понятий и описании системы. Часто термин «правовое государство» применяется, чтобы соединить обе сферы.
Глава II. Правовые позиции Конституционного суда ФРГ по проблемам правового государства.
§ 1. Федеративное устройство ФРГ. Роль идеи «правового государства».
Рассматривая подробно понятие «правового государства», можно сказать, что оно возникло, по мнению Е. Шмидт–Асмана, как «своеобразная программа ограничения государственных притязаний» на рубеже XVIII и XIX вв. Для постижения правовой государственности кроме конституционно-правовых определений важны нормы обычного законодательства и конкретные данные, касающиеся традиций и правовых представлений. Именно на такой поэтапный процесс формирования конституционного понимания правового государства постоянно указывал Федеральный Конституционный Суд. «Принцип правового государства, — как отмечалось в его решениях, — неполно сформулированный в Конституции, не содержит всесторонних определенных рекомендаций и запретов; он требует конкретизации в зависимости от реальных обстоятельств; при этом должны, конечно, сохраняться в целом основополагающие элементы правового государства и государственности». Принцип правового государства не сводится лишь к защите человека от государственных притязаний, а преследует двойную цель: «в равной мере ограничивать и обеспечивать деятельность государства, чтобы таким образом гарантировать достоинство человека, свободу, справедливость и правовую защищенность его как в отношениях с государственной властью, так и между индивидами».8
Термин «правовое государство» Основной закон употребляет лишь однажды: «Конституционный строй в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства» (ст. 28, абз. 1). Конкретные нормы, гарантирующие правовую государственность, формируются на различных конституционных уровнях. Ее теоретическая конструкция находится на двух главных опорах: субъективно-правовом принципе достоинства человека (ст. 1 Основного закона) и объективно-правовом разделении властей, характерном для конституции правового государства. Оба компонента обеспечивают реализацию правовой государственности в двух направлениях: обязывает государственную власть в равной мере уважать и защищать достоинство человека и принимать практические меры для ее охраны, а принцип разделения властей конституирует и ограничивает функции государственных органов.
Информация о работе Позиции Конституционного суда РФ по проблемам правового государства