Позиции Конституционного суда РФ по проблемам правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

С середины XIV до конца XVIII века М.М.Сперанский, А.Н.Радищев, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев, А.И.Герцен занимались вопросом о реорганизации Российского общества. Значительный интерес к теории правового государства был проявлен российскими правоведами и в конце XIX — начале XX вв. Примером могут послужить исследования С. А. Котляревского «Власть и право. Проблемы правового государства» (М.,1915), В.А. Четвернин «Демократическое конституционное государство» и работы многих других.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2
Глава I. Становление и развитие идеи правового государства
Глава II Позиции Конституционного суда ФРГ по проблемам правового государства
§ 1. Федеративное устройство ФРГ. Роль идеи «правового государства»…….3
§ 2. Принцип разделения властей…………………………………………………6
§ 3. Реализация основных права и свобод граждан………………………………8
§ 4. Конституционные основы финансовой системы ФРГ………………………13
Глава III. Позиции Конституционного суда РФ по проблемам правового государства
§ 1. Верховенство закона………………………………………………………….18
§ 2. Разделение властей……………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………………29
Список используемой литературы………………

Работа содержит 1 файл

ТГП Правовое государство (Чистовик).doc

— 147.00 Кб (Скачать)

Содержание. 

Введение……………………………………………………………………………2

Глава I. Становление и развитие идеи правового государства

Глава II Позиции Конституционного суда ФРГ по проблемам правового государства

§ 1. Федеративное устройство ФРГ. Роль идеи «правового государства»…….3

§ 2. Принцип разделения властей…………………………………………………6

§ 3. Реализация основных права и свобод граждан………………………………8

§ 4. Конституционные  основы финансовой системы ФРГ………………………13

Глава III. Позиции Конституционного суда РФ по проблемам правового государства

§ 1. Верховенство закона………………………………………………………….18

§ 2. Разделение властей……………………………………………………………23

Заключение…………………………………………………………………………29

Список используемой литературы………………………………………………..30

 

Введение. 

   Идеи  правового государства на протяжении длительного времени волновали не только зарубежных, но и отечественных ученых – юристов.

   С середины XIV до конца XVIII века М.М.Сперанский, А.Н.Радищев, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев, А.И.Герцен занимались вопросом о реорганизации  Российского общества. Значительный интерес к теории правового государства был проявлен российскими правоведами и в конце XIX — начале XX вв. Примером могут послужить исследования С. А. Котляревского «Власть и право. Проблемы правового государства» (М.,1915), В.А. Четвернин «Демократическое конституционное государство» и работы многих других.

     И в наше время вопросы правового  государства широко обсуждаются, что  говорит об актуальности данной темы. Цель моей работы - проанализировать теоретические  основы концепции правового государства, проследить и увидеть закономерности становления и развития идеи правового государства. А также необходимо выявить проблемы правового государства, предположить дальнейшие перспективы нашего государства. 

 

Глава I. Становление и развитие идеи правового государства 

     Впервые термин «правовое государство» был  сформулирован в трудах немецких правоведов К.Т. Велькера, Роберт фон  Моль в первой трети XIX века, последний  рассматривал правовое государство  как непрерывно развивающее учение о государстве. В его работах  мы не найдем вполне точного определения рассматриваемого нами понятия. Зачатки теории правового государства были выражены в виде идей гуманизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона, которые прослеживаются еще в рассуждениях мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.

     Еще древнегреческий философ Платон говорил в своих работах о  том, что там, где «закон не имеет  силы и находится под чьей-либо властью», неизбежна «близкая гибель государства»1. Он считал, что государство должно строиться на тирании, только там, «где закон - владыка над привилегиями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Аналогичные идеи встречаются также в работах его учеников. Так, Аристотель говорит о том, что «закон должен властвовать над всем»2.

     С идеями передовых мыслителей Древней  Греции о праве, свободе, человеческом достоинстве и гуманизме перекликаются  воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных деятелей, писателей, историков, поэтов. Этот факт мы наблюдаем в работах римского оратора, государственного деятеля и мыслителя Цицерона3. Сформулированный им правовой принцип заложил основу теории правового государства. Согласно ему «под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане». Римскими мыслителями было выработано положение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственно стремление «убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами»; также провозглашались призывы к человеколюбию, «законосообразности», к борьбе за свободу и справедливость, за гуманистическое отношение государственных органов к свободным гражданам и даже рабам.

     Такие гуманистические мотивы были воплощены в соответствующие государственно-правовые взгляды и доктрины, по которым в обществе и государстве должны торжествовать не зло, насилие, а право и закон. Данные идеологические взгляды встречались и наблюдались в Древней Индии и Китае.

     Древняя гуманистическая мысль, государственно-правовые взгляды и идеи передовых, прогрессивных мыслителей того времени, стали первоосновой всего последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии фундаментом теории правового государства.

     В дальнейшем это учение встречается  в трудах ученых нового времени, таких  как Д.Локк, который считал, что  государство устанавливает законы для устройства и учреждения собственности. Он положил начало теории разделения властей. Его идеи поддерживал и развил французский правовед Ш. Монтескье (1689 - 1775 гг.). По его мнению, путем разделения властей, а также системой сдержек и противовесов можно обеспечить соблюдение прав и свобод граждан.

      О философском понимание теории правового  государства высказывались Кант и Г.Гегель. Кант разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает личность, человек, его свобода. Гегель считал, что государство есть «наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы»4

     На  протяжении нескольких веков идеи правового  государства, постоянно привлекали внимание философов, юристов. В конце XIX в. немецкий юрист Г. Еллинек выдвинул идею самоограничения государства создаваемыми им законами. Но это явление не гарантирует гражданскому обществу защиту от произвола со стороны государства. Государство может быть в равной степени связано как демократическими, так и авторитарными законами. Например, фашистская Германия, объявлявшая себя правовым государством, неукоснительно выполняла принятые законы и, тем не менее, представляла собой типичное тоталитарное государство, основанное на насилии и произволе.

   Понятие правового государства возникло, по мнению Е. Шмидт–Асмана5, как «своеобразная программа ограничения государственных притязаний» на рубеже XVIII и XIX вв. Вообще, если говорить о государственности ФРГ, то под ней подразумевается «конституционно–правовая реальность демократического, федеративного, социалистического и правового государства в форме республики».6 Основной закон ФРГ обязывает формировать всю общественную и государственную жизнь, руководствуясь критериями права как особого фактора порядка. Принцип правового государства не сводится лишь к защите человека от государственных притязаний, а преследует двойную цель: «в равной мере ограничивать и обеспечивать деятельность государства, чтобы таким образом гарантировать достоинство человека, свободу, справедливость и правовую защищенность его как в отношениях с государственной властью, так и между индивидами».7

   Для постижения правовой государственности  кроме конституционно-правовых определений  важны нормы обычного законодательства и конкретные данные, касающиеся традиций и правовых представлений. Именно на такой поэтапный процесс формирования конституционного понимания правового государства постоянно указывал Федеральный Конституционный суд. «Принцип правового государства, — как отмечалось в его решениях, — неполно сформулированный в Конституции, не содержит всесторонних определенных рекомендаций и запретов; он требует конкретизации в зависимости от реальных обстоятельств; при этом должны, конечно, сохраняться в целом основополагающие элементы правового государства и государственности».

   Термин  «правовое государство» Основной закон употребляет лишь однажды — в ст. 28, абз. 1. Там сказано, что «конституционный строй в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства». Конкретные нормы, гарантирующие правовую государственность, формируются на различных конституционных уровнях. Ее теоретическая конструкция находится на двух главных опорах: субъективно-правовом принципе достоинства человека (ст. 1 Основного закона) и объективно-правовом разделении властей, характерном для конституции правового государства. Оба компонента обеспечивают реализацию правовой государственности в двух направлениях: обязывает государственную власть в равной мере уважать и защищать достоинство человека и принимать практические меры для ее охраны, а принцип разделения властей конституирует и ограничивает функции государственных органов.

   Важнейшими  конкретными проявлениями конституционной  правовой государственности, выступают  разнообразные основные права, а  также законодательство об управлении и правосудии с соответствующими рабочими гипотезами. Они раскрывают принцип правового государства как сочетание субъективных прав гражданина и объективного порядка государственной деятельности. С этой целью в обеих сферах формируются гарантирующие их существование материальные, процедурные, организационные элементы. Существуют и  другие конкретные проявления правовой государственности: гарантия ответственности государства за действия должностных лиц (ст. 34); правила опубликования законов согласно (ст. 82 Конституции). Многочисленные конституционные нормы касаются правосудия: это ст. 19, абз. 4; ст. 100, 101, 103, 104, составляющие «как бы специальный подраздел регулирования, соответствующий традиционно уважительному отношению именно к этой властной функции в условиях правового государства».

   При системном подходе к рассматриваемому предмету должны быть упомянуты и  нормы Основного закона, касающиеся в первую очередь иных объектов регулирования. В их число входят, положения о  распределении полномочий между центром и местами; им свойственны характерные черты норм правового государства, обусловленные историей германской конституции. Среди проявлений правовой государственности в конституционном законе почетное место принадлежит принципу единства основополагающих правовых норм и их реализации, гарантированному распределением компетенции (ст. 74, п. 1) и созданием профессионального чиновничества (ст. 33, п. 4 Основного закона).

      Таким образом, принцип правового государства  действует на двух уровнях, между которыми, в свою очередь, возможны переходы: он играет декларативную роль сокращенного обозначения понятий в сфере, где существуют подробные гарантии прав, и конститутивную там, где речь идет о формулировании общих понятий и описании системы. Часто термин «правовое государство» применяется, чтобы соединить обе сферы.

 

Глава II. Правовые позиции Конституционного суда ФРГ по проблемам правового государства.

§ 1. Федеративное устройство ФРГ. Роль идеи «правового государства».

   Рассматривая  подробно понятие «правового государства», можно сказать, что оно возникло, по мнению Е. Шмидт–Асмана, как «своеобразная программа ограничения государственных притязаний» на рубеже XVIII и XIX вв. Для постижения правовой государственности кроме конституционно-правовых определений важны нормы обычного законодательства и конкретные данные, касающиеся традиций и правовых представлений. Именно на такой поэтапный процесс формирования конституционного понимания правового государства постоянно указывал Федеральный Конституционный Суд. «Принцип правового государства, — как отмечалось в его решениях, — неполно сформулированный в Конституции, не содержит всесторонних определенных рекомендаций и запретов; он требует конкретизации в зависимости от реальных обстоятельств; при этом должны, конечно, сохраняться в целом основополагающие элементы правового государства и государственности». Принцип правового государства не сводится лишь к защите человека от государственных притязаний, а преследует двойную цель: «в равной мере ограничивать и обеспечивать деятельность государства, чтобы таким образом гарантировать достоинство человека, свободу, справедливость и правовую защищенность его как в отношениях с государственной властью, так и между индивидами».8

   Термин  «правовое государство» Основной закон употребляет лишь однажды: «Конституционный строй в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства» (ст. 28, абз. 1). Конкретные нормы, гарантирующие правовую государственность, формируются на различных конституционных уровнях. Ее теоретическая конструкция находится на двух главных опорах: субъективно-правовом принципе достоинства человека (ст. 1 Основного закона) и объективно-правовом разделении властей, характерном для конституции правового государства. Оба компонента обеспечивают реализацию правовой государственности в двух направлениях: обязывает государственную власть в равной мере уважать и защищать достоинство человека и принимать практические меры для ее охраны, а принцип разделения властей конституирует и ограничивает функции государственных органов.

Информация о работе Позиции Конституционного суда РФ по проблемам правового государства