Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 22:36, реферат
Объект исследования - источники права, содержащие сведения о референдумах.
Предмет исследования - закономерности формирования в юридической науке подходов к порядку назначения и проведения референдумов.
Цель написания работы - рассмотреть порядок назначения и проведения республиканских и местных референдумов в Республике Беларусь.
Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что референдум - это форма непосредственного участия общественности в процессе принятия важных решений, в том числе способных повлиять на состояние окружающей среды конкретного региона, населенного пункта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие и назначение референдумов - важнейшей формы непосредственной демократии;
2. охарактеризовать виды референдумов;
3. перечислить принципы организации и проведения республиканского и местного референдумов;
4. осветить кому принадлежит право инициативы на проведение республиканского и местного референдумов;
5. описать процесс голосования и подведения итогов референдума;
6. дать характеристику республиканских референдумов, проведенных в Республике Беларусь.
Введение
1. Понятие и назначение референдумов - важнейшей формы непосредственной демократии
2. Виды референдумов. принципы организации и проведения республиканского и местного референдумов
3. Право инициативы на проведение республиканского и местного референдумов
4. Голосование и подведение итогов референдума
5. Характеристика республиканских референдумов, проведенных в республике Беларусь
Заключение
Список сипользованных источников
По результатам референдума были приняты новые правовые акты, реализующие решения республиканского референдума. Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 1995 г. № 213 утвержден эталон Государственного герба Республики Беларусь и Положение о Государственном гербе Республики Беларусь. Указом №214 от того же числа - Положение о Государственном флаге Республики Беларусь.13 июля 1998 г. была принята новая редакция Закона "О языках в Республике Беларусь", предусматривающая применение в Республике Беларусь двух государственных языков - белорусского и русского. В это же время начинают активно развиваться политические и экономические отношения с Российской Федерацией. [7, с.68]
30 августа 1996 г. Президент Республики Беларусь направил Верховный Совет проект закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь", а также проект Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями). Депутатами фракций коммунистов и аграриев был внесен альтернативный проект новой редакции Конституции. [10, с.121]
6 сентября 1996 г. принято постановление Верховного Совета "О проведении республиканского референдума в Республике Беларусь и мерах по его обеспечению". [10, с.121]
Референдум
был проведен 24 ноября 1996 г. Итоги его опубликованы
27 ноября 1996 г. в "Советской Белоруссии".
[10, с.121]
Итоги референдума
Число граждан, внесенных в списки на участие в референдуме | 7 346 937 чел. |
Приняли участие в голосовании | 6 181 463 чел., или 84,14% |
1. Проголосовали за одобрение вопроса "Перенести День независимости Республики Беларусь (День республики) на 3 июля - день освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков в Великой Отечественной войне" | 5 450 830 чел., или 88,18% |
Проголосовали против | 646 708 чел., или 10,45% |
Признано бюллетеней недействительными | 83 925 |
2. Проголосовали за принятие Конституции Республики Беларусь 1994 год (с изменениями и дополнениями), предложенными Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко | 5 175 664 чел., или 70,45% |
Проголосовали против | 689 642 чел., или 9,39% |
Признано бюллетеней недействительными | 316 157 |
3. Проголосовали за одобрение вопроса "Выступаете ли Вы за свободную, без ограничений, куплю и продажу земли?" | 948 756 чел., или 15,35% |
Проголосовали против | 5 123 386 чел., или 82,88% |
Признано бюллетеней недействительными | 109 321 |
4. Проголосовали за одобрение вопроса "Поддерживаете ли Вы отмену смертной казни в Республике Беларусь?" | 1 108 226 чел., или 17,93% |
Проголосовали против | 4 972 535 чел., или 80,44% |
Признано бюллетеней недействительными | 100 702 |
5. Проголосовали за принятие Конституции Республики Беларусь 1994 год (с изменениями и дополнениями), предложенными депутатами фракций коммунистов и аграриев | 582 437 чел., или 7,93% |
Проголосовали против | 5 230 763 чел., или 71,2% |
Признано бюллетеней недействительными | 368 263 |
6. Проголосовали
за одобрение вопроса "Выступаете ли
Вы за то, чтобы руководители местных органов
исполнительной власти избирались непосредственно
жителями соответствующей административно- |
1 739 178 чел., или 28,14% |
Проголосовали против | 4 321 866 чел., или 69,92% |
Признано бюллетеней недействительными | 120 419 |
7. Проголосовали за одобрение вопроса "Согласны ли Вы, что финансирование всех ветвей власти должно осуществляться гласно и только из государственного бюджета?" | 1 989 252 чел., или 32,18% |
Проголосовали против | 4 070 261 чел., или 65,85% |
Признано бюллетеней недействительными | 121 950 |
В соответствии со ст.1, 14, 39 Закона Республики Беларусь "О народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь" вопросы 1, 2, 5 и 6 были вынесены на обязательный референдум решения которого стали окончательными и имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а вопросы 3, 4 и 7 были вынесены на консультативный референдум, решения которого носят рекомендательный характер. [10, с.122]
В результате референдума полностью была заменена система центральных органов государственной власти и управления, изменились их роль в государственной и общественной жизни, их полномочия.
17 октября 2004 г. в Республике Беларусь по инициативе Президента Республики Беларусь проводился республиканский референдум по вопросу: "Разрешаете ли Вы первому Президенту Республики Беларусь А.Г. Лукашенко участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли ч.1 ст.81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции: "Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?" [13, с. 19]
За принятие решения по данному вопросу проголосовало 5 548 477 граждан, что составляет 79,42% от числа граждан, внесенных в списки для голосования. [13, с. 19]
Таким образом, референдум - это способ участия граждан в процессе принятия решений путем вынесения на голосование законопроектов и других решений, в том числе и экологически значимых, имеющих большое республиканское и местное значение.
В соответствии со ст.73 Конституции Республики Беларусь для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы. Более детально порядок проведения референдума определен Избирательным кодексом Республики Беларусь.
Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь, а местные референдумы - соответствующими местными представительными органами Советом депутатов) по своей инициативе либо по предложению не менее 10 процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории. Инициативная группа о проведении референдума должна включать: при проведении местного референдум - в области и городе Минске - не менее 50 человек; при проведении референдума в районе, городе, районе города - не менее 20 человек; при проведении референдума в поселке, сельсовете - не менее 10 человек. Инициативной группе референдума выдается свидетельство о регистрации в течение 30 дней со дня регистрации.
На
рассмотрение местного референдума могут
выноситься вопросы, имеющие наиболее
важное значение для населения соответствующих
административно-
На местный референдум не выносятся вопросы о принятии чрезвычайных и неотложных мер по охране общественного порядка, защиты здоровья и безопасности населения, о налогах, бюджете, вопросы, связанные с назначением, утверждением и освобождением должностных лиц, относящихся к компетенции соответствующего местного Совета народных депутатов.
Общественным объединениям, трудовым коллективам, коллективам средних, специальных и высших учебных заведений, гражданам Республики Беларусь предоставляется право беспрепятственной агитации за предложение по проведению референдума, за принятие решения, выносимого на референдум, а также против предложения по проведению референдума, принятия решения, выносимого на референдум.
Выносимый на референдум вопрос должен быть сформулирован инициативной группой четко и ясно с тем, чтобы на него был возможен однозначный ответ. Вопрос, предлагаемый на местный референдум, с учетом заключения соответствующей постоянной комиссии местного Совета народных депутатов и состав инициативной группы регистрируется исполнительным комитетом соответствующего Совета народных депутатов. В местных Советах народных депутатов, где исполнительные комитеты не образуются, регистрация производится председателями Советов.
Для реализации права инициативы граждан на проведение референдума по конкретному вопросу устанавливается двухмесячный срок (исчисление этого срока ведется с момента регистрации инициативной группы референдума). В случае, если в течение двух месяцев не было собрано необходимое число подписей, дальнейший сбор подписей прекращается. С инициативой по одному и тому же вопросу, связанной с проведением референдума, разрешается выступать не ранее, чем через год после истечения срока дня сбора подписей.
Решение принятое обязательным референдумом является окончательным, в утверждении не нуждается. Решения, принятые могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не определено референдумом.
Именно эти положения определяют привлекательность референдума как формы непосредственного участия общественности в процессе принятия важных решений, в том числе способных повлиять на состояние окружающей среды конкретного региона, населенного пункта.
С момента инициирования (в случае инициирования общественностью - с момента подачи необходимого количества подписей) все расходы покрываются соответственно из государственного или местного бюджета.
Преимущества референдума перед другими формами участия общественности в процессе принятия решений:
Решение референдума является окончательным - это единственный процесс принятия решений, при котором мнение общественности носит обязательный характер для государственных органов,
Процесс принятия решений посредством референдума носит независимый характер,
Часто это единственный способ прямо повлиять на процесс принятия решений,
Решения, принятые на референдуме, обычно пользуются большей поддержкой, чем принятые только властями.
Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с измен. и дополн., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - №1. - 1/0; 2004. - №188. - 1/6032.
Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии, принятая 3 февраля 1919 г.1-м Съездом Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов // История Советской Конституции (в документах) 1917-1956 гг. - Москва, 1957. С.187-190.
Конституция (Основной Закон) Белорусской ССР, принятая 19 февраля 1937 г. Чрезвычайным VII съездом Советов БССР // Гiсторыя канстытуцыйнага права Беларусi. - Минск: ВТА "Права i эканомiка", 2001. -С.246-259.
Конституция (Основной Закон) Белорусской ССР, принятая 14 апреля 1978 г. на внеочередной 9-й сессии Верховного Совета БССР 9-го созыва // Гiсторыя канстытуцыйнага права Беларусi. - Минск: ВТА "Права i эканомiка", 2001. -С.259-300.
Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. (с измен. и дополн. от 4 июля 2000 г. и 4 января 2003 г) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. - №25. - 2/145, №64.2/181; 2003. - №8. - 2/932.
Антонова О.А. Правовой анализ проведения местных референдумов в Республике Беларусь // Актуальные проблемы совершенствования законодательства Республики Беларусь на современном этапе: материалы республиканской научно-практической конференции. Минск, 2 декабря 2005 г. - Минск: БГЭУ, 2005. - С.57-59.
Бабко Д.В. К вопросу о специфике проведения референдума в Республике Беларусь // Актуальные проблемы науки государственного управления: тезисы докладов Республиканской студенческой научно-практической конференции (21 ноября 2001 г., Минск) / под общей редакцией С.В. Решетникова, А.В. Солтановича. - Минск, 2002. - Ч.1. - С.67-68.
Василевич Г.А. Избирательная система. Референдум. Органы государственной власти: научно-практический комментарий Конституции Республики Беларусь. - Минск: Право и экономика, 2000. - 170 с.
Василевич Г.А. Конституционные основы избирательного права в Республике Беларусь // Органы государственной власти в Республике Беларусь. - Минск: Амалфея, 2006. - 128 с.
Василевич Г.А. Референдумы в Беларуси и ее путь к независимости в конце XX столетия. - Минск: Молодежное научное общество, 2001. - 156 с.
Вишневский А.Ф. Очерки истории государства и права Республики Беларусь. -Минск: Академия МВД, 1995. - 327 с.
Демичев Д.М. Конституционное право: учебное пособие. - Минск: Высшая школа, 2004. - 351 с.
Демичев Д.М. Референдум как институт непосредственной демократии // Правовые и социально-экономические аспекты развития государства на современном этапе сборник научных трудов Барановичского государственного университета. - Барановичи: БарГУ, 2007. - С.13-20.
Кодавбович В.А., Круглов В.А. Конституционное право Республики Беларусь. - Минск: Амалфея, 2007. - 528 с.
Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. - Минск: Молодежное научное общество, 2000. - 164 с.
Сидорчук В.К. Организация местного самоуправления. - Минск: Амалфея, 2002. - 272 с.
Чудаков М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - Минск: Высшая школа, 1998. - 411 с.
Информация о работе Порядок назначения и проведения референдума