Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 22:36, реферат
Объект исследования - источники права, содержащие сведения о референдумах.
Предмет исследования - закономерности формирования в юридической науке подходов к порядку назначения и проведения референдумов.
Цель написания работы - рассмотреть порядок назначения и проведения республиканских и местных референдумов в Республике Беларусь.
Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что референдум - это форма непосредственного участия общественности в процессе принятия важных решений, в том числе способных повлиять на состояние окружающей среды конкретного региона, населенного пункта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие и назначение референдумов - важнейшей формы непосредственной демократии;
2. охарактеризовать виды референдумов;
3. перечислить принципы организации и проведения республиканского и местного референдумов;
4. осветить кому принадлежит право инициативы на проведение республиканского и местного референдумов;
5. описать процесс голосования и подведения итогов референдума;
6. дать характеристику республиканских референдумов, проведенных в Республике Беларусь.
Введение
1. Понятие и назначение референдумов - важнейшей формы непосредственной демократии
2. Виды референдумов. принципы организации и проведения республиканского и местного референдумов
3. Право инициативы на проведение республиканского и местного референдумов
4. Голосование и подведение итогов референдума
5. Характеристика республиканских референдумов, проведенных в республике Беларусь
Заключение
Список сипользованных источников
Граждане
могут направлять предложения и замечания
по проектам законов, другим вопросам,
вынесенным на народное обсуждение, непосредственно
в государственные органы, инициировавши
их. При обсуждении граждане не участвуют
непосредственно в голосовании, они высказывают
лишь свои замечания и вносят предложения
по проекту закона, иному вопросу, которые
рассматриваются и учитываются при доработке
проекта соответствующими государственными
органами. [8, с.71]
Принципы организации и проведения референдумов |
Право
на участие
(ст.4 Избирательного кодекса) |
Свободное участие
(ст.5 Избирательного кодекса) |
Равное право на участие (ст.6 Избирательного кодекса) | Прямое волеизъявление
(ст.7 Избирательного кодекса) |
Тайное голосование (ст.9 Избирательного кодекса) | Гласность
(ст.13 Избирательного кодекса) |
Право
инициативы на проведение республиканского
референдума
(ст.74 Конституции, ст.113 Избирательного кодекса) |
Право инициативы на проведение республиканского референдума принадлежит | Президенту Республики Беларусь | |
Палате представителей и Совету Республики | ||
Гражданам Республики Беларусь |
Инициатива Палаты представителей и Совета Республики на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от полного состава каждой из палат, и вносится Президенту Республики Беларусь. [12, с.183]
Инициатива граждан на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, внесенного не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тыс. граждан от каждой из областей и города Минска. [12, с.183]
В силу ст.114 Избирательного кодекса в случае, если с инициативой о проведении республиканского референдума выступают граждане, ими образуется группа по проведению референдума (далее - инициативная группа) из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве не менее 100 человек, примерно в равной степени представляющих граждан от каждой области и города Минска. [12, с.183]
Инициативная группа обращается в Центральную комиссию с заявлением о регистрации инициативной группы и вопроса (проекта решения), предлагаемого ею на референдум. К заявлению прилагаются протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение об образовании группы, выдвижении инициативы о проведении референдума, вопросе (проекте решения), предлагаемом на референдум, избрании председателя группы и координаторов по областям и городу Минску, список участников собрания, подписанный председателем и секретарем собрания, а также список членов инициативной группы, давших согласие на участие в работе инициативной группы, что должно быть подтверждено их собственноручными подписями, подлинность которых подлежит нотариальному засвидетельствованию. [12, с.184]
Собрание инициативной группы правомочно, если в нем приняло участие более половины состава инициативной группы. Решения собрания принимаются большинством голосов его участников.
В списке инициативной группы указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или реквизиты заменяющего его удостоверения личности каждого члена группы. На собрании инициативной группы из ее состава избираются председатель группы, а также координаторы по областям и городу Минску. [12, с.184]
Выносимый на республиканский референдум вопрос (проект решения) должен быть сформулирован инициативной группой четко и ясно с тем, чтобы на него был возможен однозначный ответ. Формулировка вопроса (проекта решения), предлагаемого на референдум, может быть уточнена с согласия инициативной группы, о чем должен быть представлен протокол собрания группы.
Документы, представленные инициативной группой о проведении республиканского референдума, и вопрос (проект решения), предлагаемый на референдум, направляются Центральной комиссией на заключение в Министерство юстиции и Прокуратуру Pecпублики Беларусь, которые проверяют соответствие вопроса (проекта решения) требованиям законодательства Республики Беларусь и соблюдение порядка образования инициативной группы.
Вопрос
(проект решения), предлагаемый на республиканский
референдум с учетом заключения Министерства
юстиции и Прокуратуры Республики Беларусь,
и состав инициативной группы регистрируются
Центральной комиссией. [12, с.185]
В регистрации отказывается | В случае нарушения требований законодательства Республики Беларусь | |
Отказ в регистрации инициативной группы может быть обжалован | В месячный срок | |
В верховный Суд Республики Беларусь |
Жалоба должна быть подписана большинством состава инициативной группы |
После регистрации инициативной группы Центральная комиссия выдает ей свидетельство о регистрации и образец листа для сбора подписей граждан под предложением о проведении республиканского референдума (далее - подписной лист), а членам инициативной группы - соответствующие удостоверения. [12, с.185]
Материальное обеспечение агитации по инициированию республиканского референдума гражданами и сбору подписей граждан осуществляется за счет средств инициативной группы, которая открывает для этого счет в банке. В этих целях инициативная группа может использовать добровольные пожертвования организаций (за исключением государственных), политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан Республики Беларусь. Контроль за поступлением и расходованием этих средств осуществляется Центральной комиссией.
На
подготовку и проведение референдума
использование яств иностранных государств,
предприятий, организаций, иностранных
граждан и международных организаций,
предприятий Республики Беларусь с иностранными
инвестициями не допускается. [12, с.185]
Сбор
подписей граждан
(ст.115 Избирательного кодекса) |
Осуществляется | Только членами инициативной группы |
В 2-месячный срок со дня регистрации инициативной группы |
Подписные листы должны содержать формулировку зарегистрированного вопроса, предлагаемого на референдум, и (или) изложение существа предлагаемого решения (законопроекта), а также фамилию, имя и отчество члена инициативной группы, собирающего подписи, с указанием номера свидетельства о регистрации инициативной группы и органа, выдавшего его. Член инициативной группы, проводящий сбор подписей, обязан по требованию гражданина представить для ознакомления полный текст решения (законопроекта), предлагаемого на референдум. [12, с.186]
В подписной лист могут быть включены только подписи граждан, проживающих в одном населенном пункте, а в городах с районным делением - в одном районе города.
В подписном листе указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или реквизиты заменяющего его удостоверения личности гражданина Республики Беларусь, обладающего избирательным правом, поддерживающего предложение о проведении референдума. Данные о гражданине вносятся в подписной лист рукописным способом. Гражданин собственноручно ставит в подписном листе дату подписи и расписывается. Подписи нумеруются. [12, с.186]
Гражданин имеет право подписаться в поддержку предложения о проведении референдума только один раз.
Каждый подписной лист заверяется подписью члена инициативной группы, осуществлявшего сбор подписей, в присутствии руководителя либо заместителя руководителя местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого проводился сбор подписей, и немедленно удостоверяется печатью этого органа. На каждом подписном листе производится запись об общем числе заверенных подписей и дате такого заверения. [12, с.187]
Принуждение граждан Республики Беларусь с целью получения подписи в подписном листе, а также использование противоправных форм сбора подписей запрещается.
Ответственность
за достоверность содержащихся в подписных
листах данных несет член инициативной
группы, осуществлявший сбор подписей.
Рассмотрение инициативы граждан о проведении республиканского референдума (ст.116 Избирательного кодекса) |
Подписные листы сдаются инициативной группой | Не позднее истечения срока, установленного для сбора подписей |
В районный, городской исполнительный комитет, в районную администрацию в городе |
Которые в 10-дневный срок проверяют достоверность подписей граждан в подписных листах |
При этом должно быть проверено не менее 20% подписей граждан в подписных листах, сданных инициативной группой |
Определение порядка проверки и учета подписей граждан в подписных листах, представленных в органы, указанные в ч.1 ст.116 Избирательного кодекса, а также признание недостоверными подписей граждан проводятся в порядке предусмотренном ч.13 и 14 ст.61 Избирательного кодекса. Недостоверными считаются также подписи граждан, собранные до регистрации инициативной группы.
В случае обнаружения нескольких подписей одного и того же гражданина достоверной считается только одна подпись, а остальныеe подписи считаются недостоверными.
Если количество обнаруженных при проверке недостоверных подписей граждан составит более 15% от количества проверенных подписей, проводится дополнительная проверка еще 15% подписей от количества подписей в подписных листах, сданных членом (членами) инициативной группы в соответствующий районный, городской исполнительный комитет, районную администрацию в городе. [12, с.188]
В случае, если суммарное количество недостоверных подписей граждан, выявленных при проверках, составит более 15% от общего количества проверенных подписей в подписных листах, дальнейшая проверка подписей в подписных листах районным, городским исполнительным комитетом, районной администрацией в городе прекращается, и все подписи граждан в сданных подписных листах не учитываются при определении результата сбора подписей в районе, городе, районе в городе. [12, с.188]
О результатах сбора подписей граждан в подписных листах в поддержку инициативы о проведении республиканского референдума принимается решение соответствующего районного, городского исполнительного комитета, районной администрации в городе, которое направляется соответственно в областной, Минский городской исполнительный комитет. В решении указываются общее количество подписей в подписных листах, принятых от инициативной группы; количество подписей, достоверность которых проверялась; количество подписей, признанных достоверными, и количество подписи, признанных недостоверными.
Информация о работе Порядок назначения и проведения референдума