Понятие, виды и структуру правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Цели работы – исследовать понятие, виды и структуру правоотношений. Цели работы предусматривает решение следующих задач:
Определить понятие правоотношений.
Показать основные предпосылки и признаки правоотношений.
Дать классификацию и характеристику видов правовых отношений.
Охарактеризовать субъекты и объекты правовых отношений.
Навести справку о субъективном праве и юридической обязанности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2-3 стр.
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Понятие правоотношений 4-8 стр.
1.2 Предпосылки возникновения правоотношений 9-12 стр.
1.3 Признаки правоотношений 13-15 стр.
ГЛАВА 2
ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
2.1 Классификация правовых отношений 16-19 стр.
2.2 Характеристика видов правоотношений 20-23 стр.
ГЛАВА 3
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ
3.1 Характеристика субьектов правоотношений 24-28 стр.
3.2 Субьективное право и юридическая обязаность 29-31 стр.
3.3 Обьекты правоотношений 32-34 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35-36 стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ, ЛИТЕРАТУРА 37-38 стр.

Работа содержит 1 файл

курсовая 2 курс.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

Юридические факты подразделяются по их связи с индивидуальной волей  субъекта на две группы: события и действия. События – это юридические факты, происходящие независимо от воли людей (рождение или смерть человека, достижения совершеннолетия, стихийные бедствия и т.д.), а действия – факты, наступление которых зависит от их воли и сознания. С точки зрения законности все действия людей подразделяются на правомерные и неправомерные. В свою очередь правомерные действия делятся на юридические акты, т.е. такие действия, которые специально совершаются субъектами с целью вступления их в определенные правоотношения, и юридические поступки – правомерные действия, не направленные на возникновение, изменение или прекращение правоотношений, однако влекут за собой такие последствия.

Юридическим фактом может быть также  и неправомерное действие – правонарушение. Если совершено правонарушение, то между лицом, совершившим это правонарушение, и соответствующим государственным органом возникают правоотношения [13. стр. 318].

Еще в правовой литературе выделяются квази-факты – это обстоятельства, существующие длительное время и непрерывно или периодически порождающие юридические последствия, а также жизненные ситуации, имеющие вероятностный характер и рассматривающие право в качестве основания возникновения, изменения или прекращения правоотношений      [11. стр. 3].

Подводя итог, можно сказать, что ни одно правоотношение не может возникнуть и функционировать без ряда общих и специальных предпосылок. Общие предпосылки характерны не только для правовых, но и для любых других общественных отношений. К ним относят не менее двух субъектов и интересы, под влиянием которых они вступают в отношения. Что касается специальных (юридических) предпосылок, то таковыми являются нормы права, правосубъектность и юридические факты.

 

                             1.3 Признаки правоотношений

В современной правовой науке выделяют пять основных признаков правовых отношений:

1. Правоотношение – это общественное отношение, складывающееся на основе правовых норм. В процессе жизнедеятельности люди вступают друг с другом в различные отношения. Однако не все отношения, как известно, регулируются с помощью норм права. Многие из них регламентируются нормами морали, нормами общественных организаций, обычаями. Форму правоотношений приобретают только те отношения, которые регулируются правовыми нормами. В нормах права содержатся общие (безличные) юридические права и обязанности – типовые образцы тех общественных отношений, которые люди могут или должны придерживаться в соответствии с правовыми предписаниями. Они реализуются тогда, когда определенные лица выполняют требования правовых норм, т.е. вступают в правоотношения        [13. стр. 307].

2. Участники правоотношений наделяются взаимными юридическими правами и обязанностями. Одна сторона имеет строго определенные субъективные права (управомоченная сторона), а на другую возложены соответствующие юридические обязанности (обязанная сторона). Не может быть правоотношений, основанных только на правах или только на обязанностях. Добавим, что в некоторых правоотношения каждая сторона может быть одновременно и управомоченной, и обязанной [8. стр.565].

3. Правоотношения являются идеологическими отношениями – результатом сознательной деятельности (поведения) людей. Правоотношения не возникают, не проходя через сознание людей: нормы права не могут повлиять на человека, его поведение, пока они не будут осознаны людьми, не станут их правосознанием [8. стр. 564].

4. Правоотношения имеют волевой характер. В отличие от экономических отношений, которые складываются объективно, вне зависимости от воли отдельного индивида, правоотношения всегда носят индивидуально – волевой характер. Сознательно – волевое содержание правоотношений имеет два взаимосвязанных аспекта. С одной стороны, они возникают на основе правовых норм, которые являются продуктом сознательно – волевой деятельности правотворческих органов. С другой стороны, участники правоотношений реализуют предусмотренные права и обязанности также посредством своих волевых, сознательных действий. Тем не менее, в некоторых случаях правоотношения могут возникать и прекращаться помимо воли их участников. Например, потерпевший от преступления помимо своего желания оказывается вовлеченным в уголовно – процессуальные правоотношения с преступником и судом. [8. стр. 565]. Однако в данном случае речь идет лишь о возникновении правоотношения без желания участника, что же касается его реализации, то она возможна только на основе выявления воли  субъекта правоотношения.

5. Правоотношения гарантируются государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой. Государство создает необходимые экономические, социальные и другие условия для полной реализации правовых норм. Если же нарушается мера свободы правомочных или обязанных лиц, вступивших в правоотношение, государство принимает принудительные меры к их обеспечению. В прочем в большинстве случаев субъективные права и юридические обязанности осуществляются без применения мер государственного принуждения. Но в случае необходимости заинтересованная сторона может обратиться в компетентный государственный орган, который выносит решение с четким определением прав и обязанностей сторон. Возможность государственного принуждения создает режим социальной защищенности  и законности [13. стр. 308].

На основе указанных выше признаков  дадим еще одно определение правоотношениям. Итак, правоотношения – это урегулированные нормами права и обеспеченные государством общественные отношения, выражающиеся в конкретной связи между управомоченными и обязанными субъектами и имеющие своей целью реализацию их потребностей и интересов.

                      

 

ГЛАВА 2

ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

2.1 Классификация правовых отношений

Классификация правовых отношений осуществляется по различным  основаниям (критериям). Одним из наиболее простых и наиболее распространенных критериев является классификация правоотношений в зависимости от отраслевой принадлежности норм, на основе которых они возникают, изменяются или прекращаются. Используя данный критерий, все правоотношения подразделяют на конституционные, гражданско-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые, международные и т.д. В основе этого деления лежит специфика отдельных областей общественных отношений. [14. стр. 301].

Кроме этого, профессор С. А. Комаров в учебнике «Теория государства и права» предлагает следующую классификацию правовых отношений:

1) в зависимости от характера правоотношения подразделяются на материальные (финансовые, трудовые и т.д.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные и др.);

2) в зависимости от природы юридической обязанности – на пассивные, связанные с воздержанием от действий, запрещенных нормами права (правоотношения собственности) и активные, связанные с осуществлением определенных положительных действий (правоотношения займа);

3) в зависимости от состава участников – на простые, возникающие между двумя субъектами (правоотношения купли-продажи) и сложные, возникающие между несколькими субъектами (правоотношения отбывания уголовного наказания);

4) в зависимости от продолжительности действия – на кратковременные  
(правоотношения мены) и долговременные (правоотношения гражданства);

5) в зависимости от степени конкретизации (индивидуализации) субъектов правоотношения могут быть относительными и абсолютными. В относительных правоотношениях конкретно (поименно) определены обе стороны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, истец и ответчик). В абсолютных правовых отношениях названа лишь управомоченная сторона, а обязанная сторона — это каждый и всякий, чья обязанность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъективного права (правоотношения, вытекающие из права собственности, авторского права); 
6) в зависимости от функциональной роли – на регулятивные, охранительные и защитные [15. стр. 333]. В первом случае делается акцент на регулировании общественных отношений в процессе их возникновения и развития, а во втором случае – на охране этих отношений, прежде всего – охране прав граждан. Вместе с тем и в теории, и на практике надо учитывать, что в регулятивных правовых отношениях одновременно могут присутствовать и элементы охранительных правоотношений, т.е. можно сказать, что они взаимосвязаны. Например, правоотношения, которые возникают при акционировании и приватизации государственных предприятий являются регулятивными, так как имеют позитивное, регулятивное содержание. Тем не менее, в данном случае присутствуют и охранительные элементы, которые, являются вспомогательными. Так, при акционировании, приватизации государственных предприятий одним из важнейших моментов является охрана этой деятельности от неправомерного присвоения государственной собственности за счет так называемого теневого капитала, коррупции и применения методов, используемых мафиозными структурами.  

Что касается охранительных  правоотношений, то их основным содержанием являются правовые запреты, ограничения либо активные обязанности соответствующих должностных лиц, предусмотренные в целях обеспечения охраны регулятивных правоотношений. В таких правоотношениях доминирует охранительная функция права.

Защитные правоотношения возникают из фактов неправомерного поведения субъектов. Они направлены на привлечение к ответственности лиц, совершивших правонарушение, восстановление нарушенных прав и интересов, применение мер физического принуждения, предусмотренных в санкциях норм запрещающего характера (уголовные, административные, гражданские правоотношения). Иными словами, в данных правоотношениях реализуется защитная функция права. Защитные уголовно-правовые отношения возникают между государством и преступником; реализуются со вступлением обвинительного приговора в законную силу. Защитные административно-правовые отношения следуют из неправомерных действий, нарушающих нормы административного права; реализуются через применение к виновному соответствующих мер юридической ответственности, предусмотренных административной нормой. Защитные гражданско-правовые отношения появляются в результате осуществления защитных норм гражданского права и обеспечивают защиту субъективных прав и охраняемых законом интересов потерпевших, а также возложение гражданско-правовой ответственности на правонарушителей. Для всех защитных правоотношений необходимо вмешательство третьего лица [8. стр. 600].

Следует заметить, что  кроме регулятивных, охранительных и защитных правоотношений, в научной литературе выделяют еще общерегулятивные правовые отношения. Они возникают на основе норм права (как правило, это конституционные нормы) и обращены к чрезвычайно широкому кругу субъектов. Общерегулятивные правоотношения опосредуют наиболее важные связи государственно-организованного общества (правовое положение граждан, организаций, властную компетенцию государственных органов и др.). По сроку своего существования они носят длящийся, бессрочный характер. Гражданин вступает в общерегулятивные отношения, как правило, с момента рождения или принятия гражданства и выбывает из них в связи со смертью или утратой гражданства. Отметим важный момент: несмотря на предельно широкий круг участников («всякий и каждый»), можно с полной определенностью установить, участвует ли данный субъект в общерегулятивном правоотношении. По характеру действий обязанного лица общерегулятивные правоотношения могут быть как пассивными, так и активными. Например, неприкосновенность личности, жилища, охрана личной жизни граждан, тайна переписки и телефонных переговоров обычно не требуют активных действий от обязанных лиц: необходимо лишь воздерживаться от действий, нарушающих эти права граждан. Примером активного общерегулятивного правоотношения может служить обязанность гражданина не наносить вред природе, культурному наследию. В этом правоотношении участник обязан не только воздерживаться от причинения вреда, но и своими активными действиями сохранять природу и памятники культуры, а в случае нарушения – возмещать убытки [16 стр. 276 – 277].

Таким образом, можно сделать вывод, что в современной правовой науке правоотношения имеют широкую видовую дифференциацию. Их классификация осуществляется по ряду критериев, к которым относят отраслевой признак,  природу юридической обязанности, продолжительность действия, характер и функциональную роль правоотношения, состав и степень конкретизации участников и т.д.

 

 

 

 

2.2 Характеристика видов  правоотношений

Как уже указывалось, правовые отношения, возникающие в общественной жизни, далеко не равнозначны по составу  субъектов, объему прав и обязанностей, функциональной роли, протяженности во времени. Поэтому в правовой литературе выделяется большое количество различных видов правоотношений, число которых неуклонно растет с развитием общества и науки. Сравнительно новым видами правовых отношений являются диспозиционные и обеспечительные правоотношения.   

 Диспозиционное правоотношение представляет собой фактически то общественное отношение, для регулирования которого создается и вводится в действие правовая норма. Однако отождествлять это общественное отношение и диспозиционное нельзя. Это объясняется тем, что в процессе правового регулирования общественное отношение теряет некоторые свои черты, приобретает новые свойства, изменяется и преобразуется. Таким образом, диспозиционное правоотношение – это уже новое качественное состояние общественного отношения.

Необходимо указать  так же на то, что данные преобразования общественных отношений, связанные  с их правовой регламентацией, могут  носить различный характер. Некоторые  из них будут иметь позитивную направленность, стимулировать прогрессивное развитие общественного отношения. Другие – наоборот, приобретут регрессивную направленность, тормозя развитие. Все это зависит от качества правовой регламентации, от правильности оценки реального состояния общественных отношений, перспектив их дальнейшего развития. Это является одним из проявлений сущностных свойств диспозиционных правоотношений [17. стр. 37].

 Диспозиционные правоотношения, как и любые другие, порождаются материальными условиями жизни общества. Однако они теснее, глубже связаны с материальными процессами. Таким образом, они находятся в большей зависимости от материальных и экономических условий общественной жизни, что в свою очередь влияет на пределы правового вмешательства в подобные общественные отношения. Наиболее ярко это проявляется в отношениях собственности, в хозяйственных отношениях между предприятиями, организациями [17. стр. 41].

Диспозиционные правоотношения находятся в тесной, ограниченной связи с обеспечительными правоотношениями, которые возникают при реализации санкций правовых норм. Характерным признаком обеспечительных правоотношений является их властный характер, т.е. они напрямую связаны с необходимостью применения власти. Властный характер обеспечительных правоотношений ярко проявляется в специфике их субъективного состава. Субъекты обеспечительных правоотношений подразделяются на обязательных и вспомогательных. К обязательным субъектам в первую очередь относится носитель властных полномочий, обладающий правом и обязанностью оказать правовое воздействие путем применения санкции правовой нормы. Тем самым этот субъект обладает обеспечительной компетенцией. Компетентными субъектами обеспечительных правоотношений могут быть государственные органы, должностные лица и т.п. Однако здесь необходимо четко отметить, что государство в целом не может быть субъектом обеспечительных правоотношений.

Информация о работе Понятие, виды и структуру правоотношений