Понятие, предмет и методология теории государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 20:42, реферат

Описание работы

Изучение методологии теории государства и права актуально теоретически и практически. Теоретическая ценность и актуальность методологии теории государства и права состоит в том, что в основе метода лежит теория, а без теории метод останется беспредметным.

Актуальность темы состоит в реальном применении методов к действующим государственным и правовым институтам, нормам права и законам. Правильный выбор и использование метода обеспечивает научную корректность теории и практическую результативность ее применения.

Содержание

Введение 3

1 Предмет науки теории государства и права 4

2 Функции теории государства и права 9

3 Методология науки теории государства и права 13

3,1 Классификация методов теории государства и права 17

Заключение 26

Список использованных источников 27

Работа содержит 1 файл

Курсовая мо!!!.docx

— 49.46 Кб (Скачать)

     Эта классификация, как и большинство, условна и не единственна. В учебной  литературе существуют и иные классификации.

     Онтологическая  функция - первая и отправная. Онтология  – это учение о бытие, в котором  исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности.  Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т. д.

     Мировоззренческая - вырабатывать правовые ценности, совершенствовать правосознание общества, его правовую культуру, формировать основы правовой пропаганды и правового воспитания.

     Праксеологическая (прикладная) - формулировать практические предложения по совершенствованию  системы государственного управления и правовой системы.

     Прогностическая - выявить тенденции развития государства  и права, предсказать и смоделировать  варианты их будущего развития.

     Эвристическая функция. Эвристика — это искусство  нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением  государственно-правовых явлений, а  открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в  частности, в условиях рыночной экономики.

     Идеологическая  функция. Идеология — система  основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и  жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых  интегрирующих идеологических установок  и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни  общества обычно сопровождаются потерей  идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и  права аккумулирует и приводит в  систему идеи о государственном праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.

     Прогностическая функция. На основе признания закономерностей  развития государства и права  анализируемая наука выдвигает  гипотезы о их будущем, истинность которых  затем проверяется практикой. Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позволяет «заглянуть» в будущее государственности. Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе они дают полное представление о назначении теории государства и права.

     Значительны достижения государствоведения и правоведения в прошлом, актуальны их проблемы сегодня, важны плодотворные направления  дальнейшего развития,[7,с.22-24]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3 Методология науки теории государства и права. 

     Древние греки, введя в научный оборот понятие метода - «методос», хотели подчеркнуть важность способа исследования космоса, т. е. явлений природы, человеческого общества, вселенной.  Они видели в методе подход к изучаемым объектам планомерный путь научного познания и установления истины. В современную эпоху большие требования предъявляются к методу. Он должен быть подлинно научным, истинным, т. е. вытекать из достижений практики, отражать объективные законы бытия, учитывать особенность предмета изучения, адекватно отражаться в сознании субъекта.

     Виднейшие ученые придавали методам познания исключительное значение. Так, Ф. Бэкон  сравнивал метод с фонарем, освещающим путь ученому, считая, что даже хромой, идущий с фонарем по дороге, опередит того, кто бежит впотьмах без дороги. Иначе говоря, плодотворность научного поиска, степень и глубина познания реальной действительности во многом зависят от методов, используемых исследователями. Сами по себе методы - продукт творческой, интеллектуальной деятельности человека, они неразрывно связаны с предметом  изучения. Постоянный поиск новых  исследовательских приемов, способов, методов обеспечивает прирост научных  знаний, углубление представлений о  присущих предмету закономерностях,[7,с.25].

     Методы  теории государства и права - это  приемы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и  получения научных результатов. Учение о методах научного познания называется методологией.  

     Многовековой  мировой опыт государственно-правового  развития вызвал к жизни многочисленные и многообразные политико-правовые теории и доктрины. Все они опираются  на различные методы, подходы и  получают далёко не одинаковые выводы и результаты: одни теории отвергают  саму возможность познания сущности государства и права, другие считают, что государство и право возникают  и развиваются спонтанно, третьи утверждают, что государство и  право создаются и совершенствуются по воле людей, и т. д.

     Теорию  права и государства нельзя рассматривать  как собрание готовых истин, канонов  или догм. Это живая, развивающаяся  теория. 

     Применяя  методы познания, теория права и  государства приближается к осуществлению  своей конечной цели – служит в  государственно-правовой практике, способствовать активному и творческому использованию  государственных и правовых институтов,[9,с.47].

     Методы  теории государства и права, как  уже говорилось, тесно связаны  с ее предметом. Последний отвечает на вопрос, что изучает теория, методы - как, какими способами она это  делает. В основе методов лежит  предмет теории, ибо без теории метод остается беспредметным, а  наука - бессодержательной. В свою очередь лишь теория, вооруженная адекватными методами, может выполнить стоящие перед ней задачи и функции.

     Теория  и методы возникают одновременно, к ним предъявляются сходные  требования: не только результаты, но и  путь к ним должен быть истинным. Но теория и методы не тождественны, не могут и не должны подменять  друг друга.

     Как отдельные методы, так и методология  в целом определяются предметом  самой науки. Важную роль играют субъективные факторы. Они заключаются в способности использовать по своему выбору методы исследования предмета.

     Метод представляет собой совокупность правил, требований которые обеспечивают успех  в работе. Процесс научного познания осуществляется особым методом.

       Методы предмета теории государства и права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс получения объективно-истинных знаний о сущности и закономерностях государственно-правовых явлений.

     Методология теории государства и права представляет собой совокупность принципов, методов  и уровней исследования государственно-правовых явлений,[4,с.39].

     К числу исследовательских принципов, общих для всех социальных наук, включая теорию государства и права, относят: принцип всесторонности, принцип историзма, принцип комплексности.

     Основой смысла принципа всесторонности исследования государства и права заключается в том, чтобы исследовать государственно-правовые явления не сами по себе, а в их взаимосвязи и взаимодействии с другими, соотносящимися с ними явлениями. Полнота и всесторонность исследования предполагают также рассмотрение государства и права не в одном каком-либо отдельно взятом аспекте, а во всех формирующих общее видение исследуемых явлений аспектах.

     Принцип историзма в исследовании государства  и права означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения настоящего их состояния, но и с позиций их прошлого и предполагаемого будущего.

     Содержание  принципа комплексности в изучении государства и права заключается  в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с позиций других общественных наук - философии, социологии, политэкономии, политологии.

     В юридической литературе в связи  с широким использованием философских  категорий справедливо указывалось  на то, что не нужно бояться "философизации" или "социологизации" государственно-правовой науки. Однако важно при этом не подменять  юридическое исследование философским, социологическим или любым другим исследованием.

 

          3.1Классификация методов теории государства и права. 

     Философский метод. Содержание философского метода составляют всеобщие принципы познания. Совокупность этих принципов зависит  от того, какое философское учение разделяет исследователь. В частности, ученый-юрист, придерживающийся диалектического  материализма, должен реализовать требования объективности  и всесторонности познания, исторического и конкретно-исторического  подходов, познания отдельного явления  через выделение противоречивых его сторон и др,[4,с.45].

     Принцип объективности означает, что в  процессе познания нужно подходить  к исследуемым явлениям и предметам  так, как они существуют в реальности, не домысливая и не добавляя к ним  ничего такого, чего в действительности в них нет. В свете этого  требования необходимо рассматривать  государство и право в процессе их многовекового развития, в его  действительных связях и отношениях, уметь отличать помыслы и побуждения политиков и юристов от действительной направленности законодательства, обусловленного, в конечном итоге, экономическими отношениями  общества.

     Для раскрытия сущности государства  и права весьма важным является и  требование всесторонности познания. Государство и право находятся  во взаимосвязи со всеми надстроенными  и базисными явлениями. Если какие-либо из этих связей останутся неисследованными, то это повлечет за собой неточное и в ряде случаев неверное понимание  сущности государства и права. Для  исследования сущности государства  и права важны не только их связи  и отношения, существующие на момент изучения, но и отношения, которые  существовали на различных этапах их развития. Ибо научный подход к  познанию социальных явлений сводится к рассмотрению истории возникновения  и главных этапов развития исследуемого явления, а также его современного состояния, как итога, результата предшествующего  развития. Всеобщие философские принципы не содержат и не могут содержать  специфических правил, принципов  познания права, и поэтому в конкретных исследованиях, проводимых учеными-юристами, они применяются в тесном единстве с общими, специальными и частными методами.

     Любой метод, как бы ни велика была его  роль в познании, позволяет получить плодотворные результаты лишь в ограниченном взаимодействии с философскими методом  в качестве одной из форм конкретизации  определенной совокупности его принципов. В совокупности общих, специальных  и частных методов, составляющих методологию теории государства  и права, философский метод реализуется  полностью.

     Принципы  философии не связаны с какими-то одними общими, специальными или частными методами, а реализуются в нескольких методах, выполняющих одинаковые познавательные задачи.

     В методологии предмета теории государства  и права имеется широкий круг способов изучения социально-правовой практики, анализа и обобщения  единичных фактов, что свидетельствует о весьма высоком уровне ее разработки. Философский метод оставляет большую свободу для выбора и исследования отдельных общих и специальных методов в соответствии со спецификой фактического материала, задачами исследования, уровнями науки и т.д. Чем разнообразнее и совершеннее метод конкретной науки, чем полнее в нем отражены достижения науки, и условия в которых протекает процесс познания, тем полнее и глубже осуществляется познания предмета этой науки.

     Таким образом, основой философского метода теории государства и права выступает  диалектика – то есть учение о наиболее общих закономерностях, становлении  и развитии бытия и познания.

     Наиболее  общими законами диалектики являются: переход количественных изменений  в качественные (расширение и сужение  сферы государственного социального  страхования и социального обеспечения  фактически способствуют изменению  сущности государства); закон единства и борьбы противоположностей (развитие государства и права буквально  пронизано этой борьбой);[2,с.42], закон отрицания (в новой государственно-правовой системе всегда присутствуют элементы старой и зародыши новой системы).

     Важнейшей категорией диалектики является материя; прежде всего категория материи  не обусловлена никакими предпосылками, а сама составляет исходную диалектическую форму для развертывания всех остальных категорий. С ней неразрывно связаны основные формы существования  материи: движение, пространство, время. Бесконечное многообразие форм материи  позволяет вычислить тот или  иной объект исследования, констатировать его бытие, раскрыть его свойства, установить различие и тождество. Определяющая, в конечном счете, роль экономики, производство материальных благ не отрицают самой  существенной зависимости права  и государства от большого количества самых разнообразных надстроечных факторов: политики, морали, традиций, религии, культуры в целом. Временами  и субъективные моменты, «человеческий  фактор», например уровень менталитета  законодателя, могут оказать весьма существенные для формы проявления того или иного правового феномена или процесса.

Информация о работе Понятие, предмет и методология теории государства и права