ПРедмет теории государства и права

Автор: s******************@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 21:30, методичка

Описание работы

Любая наука представляет собой систему знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется специфичным для нее объектом и предметом. Многообразие наук приводит к многообразию объектов и предметов человеческого познания.

Виды наук:

1) естественные (изучающие природу во всех ее формах и проявлениях);

2) технические (изучающие закономерности развития и функционирования техники);

3) гуманитарные (изучающие человеческое общество), которые делятся на отдельные отрасли человеческого познания.

Работа содержит 1 файл

1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.docx

— 28.52 Кб (Скачать)

1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Любая наука представляет собой систему знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется  специфичным для нее объектом и предметом. Многообразие наук приводит к многообразию объектов и предметов  человеческого познания.

Виды наук:

1) естественные (изучающие  природу во всех ее формах  и проявлениях);

2) технические (изучающие  закономерности развития и функционирования  техники);

3) гуманитарные (изучающие  человеческое общество), которые  делятся на отдельные отрасли  человеческого познания.

Все они отличаются друг от друга спецификой предмета и метода их изучения.

Теория государства  и права относится к гуманитарным наукам.

Особенности теории государства и права:

1) наличие общих  специфических закономерностей,  так как теория государства  и права изучает государство  и право в целом и исследует  не всякие, а наиболее общие  закономерности возникновения, существования,  дальнейшего развития и функционирования  государства и права как единых  и целостных систем в явлениях  общественной жизни;

2) разработка и  изучение таких основных вопросов  юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции,  структура и механизм действия  государства и права, правовая  система, развитие и соотношение  современных государственных и  правовых систем, основные проблемы  в современном понимании государства  и права, общая характеристика  политико—правовых доктрин и  др.;

3) выражение познаний  закономерностей развития и функционирования  государства и права в формулировании  понятий (научных абстракций, отражающих  систему взаимосвязанных признаков,  которые позволяют отграничить  явление от иных родственных  явлений общественной жизни) и  определений (кратких разъяснений  сущности понятий путем перечисления  их наиболее характерных свойств)  государственно—правовых явлений,  а также в выработке идей, выводов  и научных рекомендаций, которые  будут способствовать развитию  государства и права;

4) исследование государственных  и правовых явлений в органическом  единстве и системном влиянии  на другие явления и процессы;

5) отражение в  предмете как состояния и структуры  государства и права, так и  их динамики, т. е. функционирования  и совершенствования. С учетом  вышеперечисленных особенностей

можно сказать, что  предмет теории государства и  права – это государственные  и правовые явления по поводу:

1) возникновения,  развития и функционирования  государства и права;

2) развития правосознания  и правовой культуры;

3) соблюдения принципов  демократии, законности и правопорядка;

4) использования,  применения, соблюдения и исполнения  норм права, а также основных  государственно—правовых понятий,  общих для всех юридических  наук в целом.

2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ  ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Метод теории государства  и права – система принципов, способов, приемов научной деятельности, посредством которых осуществляется процесс получения объективных  знаний о сущности и значении государственных  и правовых явлений.

Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы, выражающие наиболее универсальные  принципы мышления (диалектика, метафизика);

2) общенаучные методы, используемые в различных областях  научного познания и независящие  от отраслевой специфики науки:

а) общефилософские  – методы, используемые в течение  всего процесса познания (метафизика, диалектика);

б) исторический –  метод, с помощью которого государственно—правовые  явления объясняются историческими  традициями, культутой, общественным развитием;

в) функциональный –  метод выяснения развития государственно—правовых  явлений, их взаимодействия, функций;

г) логический – метод, основанный на использовании:

– анализа – разделения объекта на части;

– синтеза – соединения в единое целое ранее разделенных  частей;

– индукции – получения  знаний по принципу «от частного к  общему»;

– дедукции – получения  знаний по принципу «от общего к  частному»;

– системности –  исследования государственно—правовых  явлений как систем;

3) частнонаучные (специальные) методы,направленные на изучение особенностей предмета познания:

а) формально—юридический. Позволяет познать структуру  государства и права, их развитие и функционирование на основании  политических и правовых понятий;

б) конкретно—социологический. Оценивает государственное управление и правовое регулирование посредством  анализа информации, полученной при  анкетировании, опросе, обобщении юридической  практики, исследовании документов и  т. п.;

в) сравнительный. Способствует выявлению особенностей государственно—правовых  явлений на основе сопоставления  с аналогичными явлениями, но только в других отраслях, регионах или  странах;

г) социально—правовой эксперимент. Позволяет экспериментально проверить использование на практике научных гипотез и предложений  и включает в себя методы:

– статистический. Основан  на количественных способах изучения и получения данных, которые объективно отражают состояние, динамику и тенденции  развития государственно—правовых  явлений;

– моделирования. Государственно—правовые  явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;

– синергетики. Является необходимым для установления закономерностей  самоорганизации и саморегулирования  социальных систем и т. д.

3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ  НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С  ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ

Государство и право  – объект изучения многих юридических  и гуманитарных наук, в том числе  и теории государства и права. Теория государства и права занимает ведущее место в системе юридических  наук, так как основным для нее  является исследование государства  и права.

Теория государства  и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, связанные  с ними общественные отношения, формирует  основные правовые понятия, которые  являются теоретической базой для  других юридических и гуманитарных наук.

Среди юридических  наук теория государства и права  имеет особое методологическое значение, так как в отличие от историко—правовых  наук она не изучает государство  и право в историческом развитии и хронологической последовательности, а определяет общие закономерности государственно—правового функционирования, анализирует и обобщает конкретные исторические данные, факты, события  и процессы. В отличие от отраслевых юридических наук и независимо от времени и пространства теория государства  и права обобщает отраслевые юридические  знания, определяет их взаимосвязь, устанавливает  юридические явления и процессы, которыми впоследствии все отраслевые юридические науки руководствуются.

Теория государства  и права – обобщающая наука, поскольку  для отраслевых юридических наук (гражданского, уголовного, трудового, административного права и т. д.) она имеет руководящее и  координирующее значение. 

Теория государства  и права также тесно взаимосвязана  с такими гуманитарными науками, как:

1) история, которая  изучает государство и право  в хронологической последовательности, учитывая при этом конкретные  государственно—правовые явления  и исторические процессы. Взаимосвязь  теории государства и права  с историей проявляется в использовании  конкретных явлений, процессов  и данных истории как науки  в целом;

2) философия, которая  является методологической основой  теории государства и права,  так как возникновение, развитие  и сущность права познаются  на основе законов общественного  развития. Философия определяет  место и роль государственно—правовых  явлений в общем историческом  процессе;

3) экономическая  теория, которая исследует экономические  законы развития общественной  жизни и влияние государственно—правовых  явлений на экономику;

4) политология, изучающая  влияние государства и права  на политическую среду, политику  и политические системы, тесно  соприкасаясь с теорией государства  и права, которая исследует  место и роль государства и  права в политической системе  общества.

4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ  ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Функции теории государства  и права – основные направления  исследовательской деятельности, которые  раскрывают и показывают роль теории государства и права как науки  в общественной жизни и юридической  практике. 

Функции теории государства  и права:

1) онтологическая  – функция, которая изучает  государственно—правовые явления,  исследует их и анализирует;

2) гносеологическая  – функция, с помощью которой  познается государство и право,  а также иные государственные  и правовые явления, осуществляется  получение необходимых знаний (при  этом они объясняются с научных  позиций);

3) прогностическая  – функция, с помощью которой  теория государства и права  прогнозирует развитие государства  и права в будущем, выявляя  закономерности их развития и  возникающие в связи с этим  проблемы;

4) методологическая  – функция, при осуществлении  которой теория государства и  права выступает в качестве  методологической основы для  всех юридических наук, так как,  обобщая государственно—правовую  практику, она исследует методологические  вопросы всей юридической науки,  вырабатывает основополагающие  государственно—правовые понятия,  положения и выводы, которые используются  другими юридическими науками  в качестве базовых при исследовании  своих предметов;

5) прикладная –  функция, состоящая в разработке  практических рекомендаций для  различных сфер государственно—правовой  действительности;

6) политическая (политико—управленческая  или организационно—управленческая)  – функция, направленная на  разработку средств и методов  преобразования правовых и государственных  институтов применения норм права,  укрепления законности, образования  органов государства, обеспечения  научности государственного управления, а также формирования научных  основ внутренней и внешней  политики;

7) эвристическая  – функция, посредством которой  теория государства и права  с помощью логических приемов,  правил исследования открывает  закономерности в развитии государства  и права;

8) идеологическая  – функция, которая характеризуется  сбором идей, взглядов, представлений  о государстве и праве для  выработки научной основы объяснения  государственно—правовых явлений;

9) практически—организаторская  – функция, которая выражается  в том, что теория государства  и права вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование  государственно—правового строительства,  законодательства и юридической  практики;

10) воспитательная  – функция, посредством которой  теория государства и права  помогает в решении задач правового  воспитания;

11) теоретико—познавательная  – функция, заключающаяся в  объяснении, научной интерпретации  государственно—правовых явлений;

12) учебная – функция,  обеспечивающая общетеоретическую  подготовку.

5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ  И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО  СТРОЯ

Для защиты от внешней  среды и совместного добывания  пищи первобытные люди создавали  объединения, которые были неустойчивыми  и не могли обеспечить необходимые  условия для выживания. Экономика  в первобытно—общинных объединениях характеризовалась присваивающей  формой, так как добытые продукты питания распределялись поровну  и обеспечивали минимальные потребности  его членов.

Первичное объединение  организации людей – род, в  котором взаимоотношения его  членов обладали кровнородственным  характером. С развитием жизни  роды объединялись в племена, союзы  племен.

Во главе родов  находились вожди и старейшины, поведение  которых являлось примером для других. В повседневной жизни вожди и  старейшины рода признавались равными  среди равных. Общее собрание всего  взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Отношения между  племенами регулировались советом  старейшин.

Информация о работе ПРедмет теории государства и права