Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:23, реферат
С древних времен людей интересовал вопрос, что такое право и что такое государство. На каждом этапе развития человеческой цивилизации имелись свои представления о праве и государстве, их роли в обществе, об их социальном назначении. Но с развитием общества многие положения юридической науки претерпевали изменения. Это связано с эволюцией мировоззрения, многих жизненных ориентиров и человеческих ценностей.
Введение 3
1. Предмет теория государства и права 5
2. Методология юридической науки 7
2.1 Методы 10
Заключение 15
Список использованной литературы
Содержание
Введение | 3 |
1. Предмет теория государства и права | 5 |
2. Методология юридической науки | 7 |
2.1 Методы | 10 |
Заключение | 15 |
Список использованной литературы | 18 |
Введение
С древних времен людей интересовал вопрос, что такое право и что такое государство. На каждом этапе развития человеческой цивилизации имелись свои представления о праве и государстве, их роли в обществе, об их социальном назначении. Но с развитием общества многие положения юридической науки претерпевали изменения. Это связано с эволюцией мировоззрения, многих жизненных ориентиров и человеческих ценностей.
Общество, как и природа, существует и развивается по определенным законам. Законы развития общества и человеческого бытия изучаются философией, историей, этикой, социологией, экономическими и другими общественными науками.
Наука - это область общественной жизни, которая занимается изучением объективных закономерностей существования и развития природы и общества. Подлинная наука всегда в непрерывном поиске истины.
Наука подразделяется на целый ряд отраслей. Обычно выделяют три самостоятельные отрасли. Это естественные, технические и гуманитарные науки.
Гуманитарная (общественная) - это отношения между людьми, закономерности становления и развития общества, общественное бытие и общественное сознание.
Будучи в своей основе единой, гуманитарная наука распадается на ряд отраслей знания, имеющих специфический предмет.
В число общественных входит и юридическая наука. Она раскрывает закономерности существования, функционирования и развития права и государства, политического и правового сознания, политических и правовых отношений. Юридическая наука призвана объективно отражать исследуемые явления и вооружать человека знаниями о природе и сущности правовых явлений.
Среди юридических наук особое место принадлежит общей теории права, которая изучает закономерности функционирования и развития права.
Право – это общественное явление. Оно призвано регулировать, упорядочивать определенные общественные отношения. Следовательно, нет общества без права и нет права без общества. И наука, изучающая право, относится к общественным наукам. Вместе с тем это наука и гуманитарная – наука о человеке (его правах и свободах).
Метод науки – это способ изучения, выражающий общие исходные позиции и подход к данным явлениям. Метод науки характеризует ее философскую, мировоззренческую основу – ту философскую систему, на которой построена наука.
Методология юридической науки - это обусловленная философским мировоззрением система теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования, которые применяются для получения новых знаний, объективно отражающих государственно-правовую действительность.
В
данной работе стоит цель рассмотреть
предмет теории государства и права
как науку и определить методы, которые
существуют в ее изучении.
1.
Предмет теория государства и права
Теория государства и права стоит особняком в общей системе юридических наук. Она не изучает правовые системы отдельных государств, те или иные части (отрасли, институты) права одной или нескольких стран. Ее предмет - те общие черты и закономерности, которые характерны в целом для становления и функционирования такого самостоятельного общественного явления, каким является право, которые свойственны всем правовым системам мира или их комплексам (англосаксонская, континентальная, мусульманская и другие правовые семьи). Эта наука исследует весь совокупный, свойственный каждому региону мира механизм государственно-правового регулирования общественных отношений, определяет основные пути и тенденции его развития.
Теория государства и права определяет этапы его создания и развития, сущность, социальное назначение и роль в жизни отдельной личности, коллективов людей, общества в целом, перспективы дальнейшего совершенствования. Потребность такой науки связана с тем, что в реальной жизни существуют такие общие во всем мире закономерности государственно-правовой действительности, без познания которых невозможно проанализировать основные черты законодательства отдельных государств, предмет отраслевых и иных специальных юридических наук. Ни одна из таких наук не способна обеспечить исследование права как единой и целостной системы, как самостоятельного и специфичного по своим признакам социального феномена.
Закономерности создания и развития государства, как и иных институтов политической системы общества, изучаются специальной наукой - политологией. Однако такие закономерности в определенной и даже значительной своей части исследуются также и теорией государства и права. Это касается тех из них, которые непосредственно связаны с правом, без которых право, будучи инструментом государственного руководства обществом, не может быть глубоко понято как самостоятельная социальная категория. Государство изучается правоведением как правообразующая и правообеспечительная сила. Теория государства и права анализирует его правовые свойства и аспекты. Те же закономерности государства, которые не связаны непосредственно с правом, не являются отражением взаимодействия этих двух самостоятельных общественных явлений (например, сущность социальной власти вообще и государственной власти в частности, связь государства с идеологией, культурой, менталитетом общества), не являются предметом теории государства и права. Они входят в общий предмет политологии.
Право и государство существуют в тесной связи друг с другом и органическом единстве. Они неразрывны в реальной жизни, возникают в силу одних и тех же причин и переходят от одного исторического типа к другому одновременно и параллельно. Их раздельное существование практически немыслимо.
Таким образом, государство и право неразрывно связаны между собой и не могут существовать независимо друг от друга.
Именно
поэтому общая наука
Теории государства и права делится на две самостоятельные части. Одна из них - философско-методологическая часть. В нее входят наиболее общие принципиальные основы изучения права и государства. К ним, в частности, относятся главные закономерности возникновения и этапы развития права и государства, их сущность, основное назначение и исторические судьбы, соотношение типа и формы права и государства, сочетание в их сущности общечеловеческих и классовых начал, формирование правового государства и гражданского общества, взаимоотношение права и государства с личностью, роль этих социальных явлений в обеспечении материальных и духовных потребностей людей. В эту часть включается также и характеристика основных правовых систем, ныне существующих на планете, проблемы создания мирового права и государства.
Серьезное внимание в этой части уделяется методологии взаимоотношений права и государства с такими социальными категориями, как экономика, политика, культура, демократия, мораль, национальные отношения, религия, экология, глобализация и другое.
Другую часть теории государства и права можно было бы назвать в условном смысле конкретно-аналитической. В ней анализируются и определяются основные понятия, отражающие государственно-правовую действительность, формулируются в обобщенном теоретическом виде ответы на вопросы, что представляет собой то или иное государственно-правовое явление, каковы их главные черты.
Предмет теории государства и права не стоит на месте. Он все время расширяется в силу динамики общественных отношений, объективного повышения роли государства и права, усиления во всех странах мира государственно-правового вмешательства в различные сферы социальной жизни. Общественная практика ставит перед наукой все новые и новые задачи, требующие теоретического анализа и осмысления.
Подробнее
рассмотрим методологическую часть.
2. Методология
юридической науки
Наряду с предметом у каждой науки есть также и свой самостоятельный метод. Если предмет отвечает на вопрос, что изучает соответствующая наука, то ее метод представляет собой совокупность приемов, способов, с помощью которых этот предмет исследуется.
Методология
юридической науки - это учение о
том, как, какими путями и способами,
с помощью каких философских
начал необходимо изучать государственно-
Термин методология складывается из двух греческих по происхождению слов: метод (путь к чему либо) и логос (наука, учение). Дословно методология есть учение о методах познания.
Таким образом, методология юридической науки - это обусловленная философским мировоззрением система теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования, которые применяются для получения новых знаний, объективно отражающих государственно-правовую действительность.
Известны слова английского философа Ф. Бэкона, что метод науки подобен фонарю, который освещает путь науке. Только правильно выработанная методология исследования способна привести к позитивным результатам научного поиска.
Многовековые научные исследования становления и развития государства и права во всем мире породили многочисленные, порой прямо противоположные политико-правовые доктрины и теории, причем они обычно основывались на несовпадающих методах и приемах изучения, и это было одной из причин их различия по содержанию. Государство и право изучалось с несовпадающих и зачастую прямо противоположных философско-методологических позиций - материализма и идеализма, метафизики и диалектики.
Ряд
теоретиков связывали государственно-
Неодинаково отвечают ученые также на вопросы о познаваемости всех социальных, в том числе политико-правовых явлений. Если одни уверены, что такие явления, будучи созданы человеческой волей и разумом, вполне познаваемы, их сущность и назначение могут быть полностью раскрыты, то философские идеи агностицизма исходят из идей, что человеческий разум неспособен до конца уразуметь сущность этих явлений, отстаивают теории примата веры над разумом, идеалистической "основной идеи" над свободной волей людей.
В
отечественной юридической
Такое положение не способствовало развитию научной мысли, не позволяло максимально использовать достижения различных теоретических направлений, мировой опыт правоведения. Не подлежит сомнению, что каждая серьезная научная работа, любая теоретическая мысль вносят определенный вклад в сокровищницу мировых знаний, способствуют поступательному развитию юридической теории.