Понятие, правовые основы и принципы государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:25, реферат

Описание работы

Введение
Государственная служба - одна из сторон деятельности государства. Она предназначена для решения следующих задач:
• осуществления на основе Конституции и законов Российской Федерации функций государства и государственных органов;
• создания условий для эффективной деятельности органов государства в соответствии с их компетенцией;
• совершенствования организации управленческой деятельности;
• обеспечения прав и свобод граждан.

Содержание

Введение-------------------------------------------------------------------------стр. 3
Понятие, правовые основы и принципы государственной службы---------------------------------------------------------------------------------------------стр. 5
Заключение--------------------------------------------------------------------стр. 15
Список использованной литературы-------------------------------------стр. 17

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

Содержание

  • Введение-------------------------------------------------------------------------стр. 3
  • Понятие, правовые основы и принципы государственной службы---------------------------------------------------------------------------------------------стр. 5
  • Заключение--------------------------------------------------------------------стр. 15
  • Список использованной литературы-------------------------------------стр. 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственная служба - одна из сторон деятельности государства. Она предназначена для решения следующих задач:

· осуществления  на основе Конституции и законов  Российской Федерации функций государства  и государственных органов;

· создания условий  для эффективной деятельности органов  государства в соответствии с  их компетенцией;

· совершенствования  организации управленческой деятельности;

· обеспечения  прав и свобод граждан.

Практически обеспечивает их реализацию государственный аппарат - система органов, через которые  осуществляются власть и функции  государства. Но сам по себе государственный аппарат не может выполнять функции государства, решать те или иные задачи. Только труд лиц, работающих в государственных органах и их аппаратах, составляет содержание государственной службы.

Для организации  государственной службы устанавливаются служебные должности, которые определяют содержание деятельности служащего, его права и обязанности.

Несмотря на достаточно длительный период существования  государственной службы, многие исследователи  сходятся в одном - она в меньшей  степени претерпела какие-либо изменения и недостаточно эффективно влияет на положение дел.

Исследователи отмечают, что современная административная система стала работать хуже, ибо, сохранив почти все прежние недостатки, приобрела и новые.

Негативные  черты, которые характерны государственной службе, не являются проявлением сегодняшнего дня, а имеют свои корни, когда, по выражению К. Маркса, государство рассматривается как частная собственность бюрократии.

Законодательство  о государственных служащих традиционно  подчеркивало, что ключевым понятием являлся труд в аппарате государственного управления, обеспечивающий выполнение задач и функций государства. Подобный подход затрудняет выяснение всех категорий служащих. Ведь, по существу, практически все выполняли функции государства, поэтому составить точный реестр функций представляется невозможным.

Таким образом, понятие государственной службы связано с деятельностью государственных  служащих в государственных органах  по исполнению должностных полномочий, направленную на реализацию задач и функций государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие, правовые основы и принципы государственной службы

Государственная служба - сложный социально-правовой институт. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения, т.е. права, обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, прохождение государственной службы, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. С точки зрения традиционной теории под государственной понимается служба в государственных учреждениях, предприятиях, организациях и объединениях.

Нынешнему нормативно-правовому  закреплению государственной службы в качестве службы только в государственных  органах способствует сложившееся  в теории мнение о ее публичности. Так, в процессе государственной службы возникают публично-правовые отношения, “состоящие в том, что поступивший в аппарат государственного управления находится на службе не только в соответствующем органе, но и у государства в целом”; а суть государственной службы в этом плане состоит в “формировании властно-управленческих взаимоотношений между государством и обществом”.

Анализируя  Федеральный закон “Об основах государственной службы РФ”, можно выделить следующие признаки государственной службы:

во-первых, это  профессиональная деятельность, т.е. осуществляемая на основе специальных знаний и навыков;

во-вторых, в  процессе осуществления этой деятельности происходит реализация компетенции  государственных органов,

в-третьих, эта  деятельность направлена на обеспечение функционирования государственных органов;

в-четвертых, такая  деятельность представляет собой исполнение должностных обязанностей конкретными  лицами, замещающими штатные государственные  должности.

И, наконец, деятельность эта должна быть оплачена исключительно из государственного бюджета.

Государственная служба осуществляется в аппаратах  органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных  органах, реализующих от имени государства его цели и функции и отнесенных актами законодательства РФ и субъектов РФ к государственной службе.

Правовые основы системы государственной службы Российской Федерации определяются Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Принципы государственной  службы – это основополагающие нормативно-правовые начала, установления, выражающие объективные  закономерности в системе организации  и функционирования государственной службы, специфику, основное содержание и тенденции развития данного правового института.

В литературе имеются  разные подходы к классификации  принципов государственной службы. Можно выделить из всего комплекса  принципов те, которые относятся  только (или в основном) к службе в целом; те, которые адресуются служащим; и, наконец, принципы, касающиеся граждан, когда они соприкасаются с государственной службой. Д.Н.Бахрах разделяет принципы по трем основным критериям: законность; демократизм; профессионализм. Существует выделение конституционных и организационно-функциональных принципов государственной службы (по аналогии с системой принципов государственного управления). Конституционные принципы обусловлены положениями Конституции РФ, которые конкретизируются в соответствующих законодательных актах. В ст. 3 Федерального закона “Об основах государственной службы РФ” закрепляются основные принципы государственной службы:

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной  службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы);

законность;

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

равный доступ граждан к государственной службе;

единство правовых и организационных основ государственной  службы, предполагающее законодательное  закрепление единого подхода к организации государственной службы;

взаимосвязь государственной  службы и муниципальной службы;

открытость государственной  службы и ее доступность общественному  контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных  служащих;

профессионализм и компетентность государственных служащих;

защита государственных  служащих от неправомерного вмешательства  в их профессиональную служебную  деятельность как государственных  органов и должностных лиц, так  и физических и юридических лиц.

Государственный служащий обязан осуществлять отраслевые и конкретно институционные принципы осуществлять все свои действия только в пределах компетенции государственного органа, в котором он занимает государственную должность, и в соответствии с законодательством РФ; в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с должностными обязанностями. Отказ или уклонение от действий, предписанных федеральными законами, влечет установленную законом ответственность государственных служащих.

Верховенство  федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории России обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей правовой системы и ее отдельных элементов.

В структуру  принципа верховенства Конституции  и законов входят принцип верности государственных служащих государству при осуществлении служебных обязанностей и принцип доверия служащим со стороны, как государства, так и граждан; также важное значение приобретает и соразмерность в государственном управлении, т.е. соответствие применяемых в управлении средств, способов и методов задачам и целям управления.

 Важным является требование  закона, чтобы государственные служащие, прежде всего, признавали права  и свободы человека и гражданина. Признание государственным служащим  этих прав и свобод влечет  за собой его обязанность соблюдать и защищать их, т.е. делать все возможное для реализации гражданином принадлежащих ему прав и свобод.

Перед государственными служащими стоит задача руководствоваться  положениями Конституции РФ в  своей деятельности: учитывать интересы граждан; удовлетворять их законные требования; признавать, соблюдать и защищать права и свободы в полном объеме, установленном законодателем; создавать условия для активного участия граждан в государственном управлении.

Конституция РФ содержит ряд  норм, регламентирующих деятельность государственных служащих при решении этих задач: запрет на вмешательство в личную жизнь (ст.23); обязанность обеспечения возможности ознакомления с документами и материалами, которые непосредственно затрагивают права и свободы человека (ст.24); ответственность за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья граждан (ст.41); возможность обжалования решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц в судебном порядке (ч.2 ст.46); право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц (ст.53).

В конечном счете, данный принцип  определяет главный смысл и сущность деятельности государственных служащих.

 Государственная служба  представляет собой множество  государственных должностей, учреждаемых  в единой системе органов государственной  власти. Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации непосредственно вытекает из федеративного устройства страны. Федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации, а государственная служба субъектов Федерации – в совместном ведении РФ и ее субъектов.

В соответствии с закрепленным в ст. 10 Конституции  РФ принципом разделения властей  дифференцируется государственная  служба в органах законодательной, исполнительной и судебной властей.

Каждый вид  государственной службы, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами, и при этом они ограничивают и уравновешивают друг друга.

Принцип равного  доступа граждан к государственной  службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. При поступлении и прохождении государственной службы запрещена всякая дискриминация по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Однако совершенно ясно, что государственным служащим может быть лишь гражданин, способный по состоянию здоровья и своим деловым качествам профессионально обеспечивать выполнение функций, возложенных на соответствующий государственный орган. Претенденту необходимо иметь образование и подготовку, соответствующие содержанию и объему полномочий по должности. При этом принцип равнодоступности к государственной службе реализуется посредством участия граждан в конкурсе на вакантные государственные должности государственной службы.

Принцип подконтрольности и подотчетности государственных органов и деятельности государственных служащих определяет следующие важнейшие положения:

во-первых, принятые вышестоящими государственными органами и руководителями решения обязательны  для исполнения нижестоящими государственными служащими;

во-вторых, эти  решения должны быть законными, т.е. принятыми специальными субъектами в пределах их компетенции и полномочий и должны не противоречить закона. Данный принцип способствует обеспечению  нормальной деятельности государственных органов с учетом построения всего государственного аппарата на традиционных принципах организации управления: иерархичность структуры; разделение и четкое определение компетенции государственных органов; фиксирование полномочий, прав, обязанностей и ответственности государственных служащих; взаимосвязь отраслевого и межотраслевого начал в государственном управлении; сочетание коллегиальности и единоначалия.

Информация о работе Понятие, правовые основы и принципы государственной службы