Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 13:29, реферат
Формированию государственных границ государств на протяжении последних десятилетий посвящено достаточно большое количество исследований. Это в свою очередь позволяет более детально исследовать вопросы формирования государственной границы Российской Федерации, а именно принципы, на основе которых происходит установление и изменение ее прохождения.
Введение
1. Особенности терминологии
2. Правовая основа государственных границ Российской Федерации
2.1 Установление границ РФ
2.2 Законодательные основы пограничной сферы
2.3 Основной закон о границах Российской Федерации
3. Проблемные пограничные вопросы
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Особенности терминологии
2. Правовая основа государственных границ Российской Федерации
2.1 Установление границ РФ
2.2 Законодательные основы пограничной сферы
2.3 Основной закон о границах Российской Федерации
3. Проблемные пограничные вопросы
Заключение
Список использованной литературы
Формированию государственных границ государств на протяжении последних десятилетий посвящено достаточно большое количество исследований. Это в свою очередь позволяет более детально исследовать вопросы формирования государственной границы Российской Федерации, а именно принципы, на основе которых происходит установление и изменение ее прохождения.
Внутригосударственные изменения в Российской Федерации, социально-экономическая ситуация в стране, новые внешнеполитические и международно-правовые реалии значительно усложнили характер и содержание российской пограничной политики, предопределили настоятельную необходимость выделения правоотношений в пограничной сфере (сфере защиты государственной границы) в самостоятельную область правового регулирования. Совершенно очевидно, что без надежного правового фундамента и правовой основы государственной границы безопасность российского государства гарантирована быть не может.
В связи с этим необходимо осветить вопрос, что же понимается под термином правовой основой государственной границы.
В научной литературе понятие правовой основы государственной границы не получило сколько-нибудь широкого освещения. Ученые-юристы, исследующие правовой статус государственной границы, чаще всего используют термин «законодательство о государственной границе», либо «правовой режим государственной границы». Бесспорно, такие категории и связанные с ними подходы к проблеме имеют право на жизнь и должны активно разрабатываться юридической наукой. Вместе с тем существует предел их функциональных возможностей.
Так, анализируя законодательство о государственной границе, прежде всего акцентируем внимание на форме, внешней стороне правового регулирования, иерархии нормативных актов, их соподчиненности, взаимозаменяемости, соотношении актов федерации и ее субъектов, посвященных государственной границе. В то же время вопросы содержательного плана, а также особенности действия юридического инструментария зачастую отходят на второй план.
При использовании категории «правовой режим государственной границы» тоже возникают проблемы. Конечно, режимные правила несут основную нагрузку в определении правового статуса государственной границы, но они не исчерпывают всего содержания рассматриваемого государственно-правового института.
Важное значение имеют и другие нормы: о системе субъектов, обеспечивающих охрану государственной границы, их компетенции, социальной защищенности военнослужащих пограничных войск и др. Кроме того, само понятие режима государственной границы не охватывает всех режимных норм.
Закон о Государственной границе Российской Федерации четко разграничивает режим государственной границы и пограничный режим по их содержанию, а также режим в пунктах пропуска через государственную границу. Однако это не дает оснований для использования категории «правовой режим государственной границы» в качестве собирательного понятия при характеристике всех юридических элементов механизма охраны границы.
Представляется, что категория «правовая основа государственной границы» дает возможность существенно обогатить наши представления о юридических аспектах установления, функционирования и охраны государственной границы. Эта категория объемна по своему содержанию и позволяет охватить всю систему правового регулирования государственной границы, она дает возможность определить общие закономерности, основные тенденции развития государственного права России.
По установившемуся мнению, правовая основа государственной границы - это система взаимосвязанных внутригосударственных и международных нормативных актов, юридических норм, иных правовых средств, регламентирующих вопросы установления, функционирования и охраны государственной границы Российской Федерации, включая меры ответственности за нарушения соответствующих правил и процедур.
Введение в научный оборот категории «правовая основа государственной границы» дает возможность анализировать не только собственно законодательство о границе, но и практику его применения, своевременно вносить корректировки в законы и совершенствовать юридические механизмы.
При таком широком подходе могут и должны быть приняты во внимание и такие факторы, как правовая культура воинов-пограничников, других лиц, осуществляющих охрану государственной границы, уровень знания ими законов, международных соглашений и степень уважения прав и свобод личности. Эти обстоятельства, оказывающие серьезное влияние на правоприменительную практику, реальный режим государственной границы, до последнего времени оставались за пределами научных исследований и недостаточно учитывались в законотворческой деятельности.
На современном этапе развития прохождение государственной границы Российской Федерации устанавливается и изменяется международными договорами и федеральными законами. Документы об изменениях и уточнениях прохождения государственной границы на местности, произведенных в порядке проверки государственной границы на основании международных договоров и соглашений Российской Федерации, вводятся в действие в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 5 Федерального Закона «О государственной границе Российской Федерации» прохождение государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается: на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам; на море - по внешней границе территориального моря Российской Федерации; на судоходных реках - по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях - по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах - по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы государственной границы к берегам озера или иного водоема. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону; на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах - в соответствии с линией государственной границы, проходившей на местности до ее затопления; на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, - по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения государственной границы на воде.
Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками. Описание и порядок установки пограничных знаков определяются международными договорами Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации.
В международной практике различают три способа проведения границ: орографический, геометрический и астрономический (географический).
При орографическом способе границу проводят с учетом особенностей рельефа местности: по реке, горному хребту и т. п. У Российской Федерации орографическим способом проведены границы с Монголией, Китаем некоторыми другими странами.
Геометрический способ проведения границы предусматривает проведение прямой линии между фиксированными точками на поверхности суши без учета рельефа земной поверхности и каких-либо естественных ориентиров. Россия проведенные геометрическим способом границы имеет на отдельных участках с Китаем и Финляндией.
Способ проведения государственной границы по параллели или меридиану называется астрономическим (географическим). Такие границы встречаются в основном на Африканском континенте (Ангола, Египет, Судан, Чад).
Анализ норм действующего законодательства, регулирующего общественные отношения в пограничной сфере, показывает, что нормативно-правовая база во многом не отвечает современным задачам строительства и развития системы Пограничной службы Российской Федерации. Правовое регулирование отличается наличием существенных пробелов. На уровне законов недостаточно защищены имущественные и иные интересы субъектов, осуществляющих свою деятельность по охране государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.
До настоящего времени Пограничная служба Российской Федерации как самостоятельный федеральный орган исполнительной власти еще не имеет завершенной, комплексной, отвечающей всем современным требованиям законодательной базы, а временная, переходная схема правового регулирования охраны государственной границы России еще не преодолена.
Так, после образования самостоятельного Российского государства Российская Федерация продолжала еще длительное время регулировать отношения в правовой сфере, руководствуясь законодательными актами Союза ССР:
Законом о порядке выезда и въезда граждан СССР;
Законом о правовом положении иностранных граждан в СССР;
Таможенным кодексом Союза ССР;
Кодексом торгового мореплавания;
Правилами плавания и пребывания в территориальных водах (территориальном море) СССР, внутренних водах и портах СССР иностранных кораблей и др.
Вместе с тем постепенно принимались и принимаются новые законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, такие как:
Конституция Российской Федерации;
Закон «О безопасности» от 5.03.1992 г.;
Закон «О Государственной границе Российской Федерации» от 1.04.1993 г.;
Закон « О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 г.;
Закон «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 г.;
Закон «О беженцах» от 19.02.1993 г.;
Закон «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 г.;
Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г.;
Закон «О внешней разведке» от 10.01.1996 г.;
Закон «О Пограничной службе Российской Федерации» от 4.05.2000г.
указы Президента Российской Федерации:
«Об охране природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации»;
«Об образовании пограничных войск Российской Федерации» от 12.06.1992 г.;
«О некоторых мерах по организации таможенного контроля» от 18.07.1992 г.;
«О Федеральной пограничной службе Российской Федерации» от 30.12.1994 г. и другие.
Кроме того, Россией заключено значительное число договоров на многосторонней и двухсторонней основе с государствами СНГ по вопросам охраны границ государств содружества.
Задача по наращиванию нормативной базы государственной границы должна решаться дифференцированно, с учетом различных типов границ России: классических государственных; государственных границ, формирующихся по классическому типу; бывших административных границ со странами СНГ, формально провозглашенных в качестве государственных.
Применительно к границам России, совпадающим с границами Союза ССР, речь, прежде всего, идет об упрочении их международно-правовой основы. Так, например, возрастание угрозы контрабандных операций требует принятия мер по укреплению границы с Монголией, которая на всем ее 1382-километровом отрезке практически не охраняется. В связи с этим могут быть приняты изменения в договорно-правовой базе, правовом режиме этого участка границы России.