Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав

Автор: a**************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 05:05, курсовая работа

Описание работы

Для того чтоб ясно представить себе устройство действия таковой трудной юридической категории как правовое отношение, нужно овладеть его теоретической базой. Это означает:
-разглядеть понятие, признаки и виды правоотношения;
-изучить структуру, изучить субъект, объект, а еще права и субъектов правоотношения;
-уделить интерес основаниям возникновения, изменения и прекращения правовых отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава1.Понятие,признаки и структура правоотношений 4
1.1Понятие правовых отношений 4
1.2Признаки правовых отношений 5
1.3Структура правовых отношений 7
Глава2.Виды правоотношений. Правоотношения, возникающие в деятельности органов внутренних дел 13
2.1Виды правоотношений 13
2.2Правоотношения, возникающие в деятельности органов внутренних дел 14
Глава3.Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав 17
3.1Понятие,виды и функции юридического факта 17
3.2Виды юридических фактов 23
3.3Функции юридических фактов 27
Заключение 32
Список использованой литературы

Работа содержит 1 файл

Левин Кирилл Курсовая работа.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Система фиксации и удостоверения юридических фактов нуждается в дальнейшем совершенствовании. В литературе неоднократно указывалось на отсутствие единой общегосударственной системы регистрации предприятий, а также общегосударственной системы регистрации недвижимости. Очевидно, что отсутствие подобных общегосударственных регистрационных систем крайне отрицательно влияет на становление рыночной экономики, выступает одним из факторов ее криминализации.

Организации, для которых фиксация и оформление юридических фактов не является основным видом деятельности, не всегда уделяют, достаточное внимание этому участку работы. Важные фактические обстоятельства закрепляются небрежно, с большим опозданием, что существенно осложняет защиту законных прав и интересов граждан. Должностные лица и работники, выполняющие фактофиксирующие функции, практически не несут за свои действия ответственности, ибо их ошибки и упущения выявляются зачастую через много лет, когда возможность привлечения к ответственности уже утрачена.

Нередко сами граждане, предприниматели, вступая в те или иные правоотношения, пренебрегают их юридическим оформлением. Правовая связь складывается на ненадежной, по существу дефектной фактической основе. Такого рода правоотношения – один из источников сложных «казусных» ситуаций, возникающих в правоприменительной практике.

Небрежное отношение к оформлению документов служит благодатной почвой для проходимцев, создающих финансовые «пирамиды», домогающихся выплат им различного рода «пособий»  и «компенсаций». В правовой пропаганде необходимо настойчиво проводить мысль, что своевременное и правильное оформление юридически значимых обстоятельств, правоотношений, сделок - не формализм, а необходимый элемент юридической культуры, предпосылка формирования правового государства и цивилизованной рыночной экономики.

3.3 Сложные юридические  факты и фактический  состав

Отображение в праве общественных отношений - далеко никак не обычный процесс. Определенная социальная обстановка представляет собой подчас переплетение элементов  объективного и субъективного, закономерного и случайного. Потому в качестве юридических фактов выступают никак не лишь простые фрагменты социальной действительности, однако и достаточно трудные ее «срезы». В итоге в правовом регулировании возникают трудные юридические факты- эти практические обстоятельства, которые складываются из нескольких юридически важных сторон.

К примеру, факт дееспособности (недееспособности) гражданина включает в себя как субъективный элемент - «способность гражданина собственными деяниями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и выполнять их», так и объективный элемент - возраст. Обычный пример трудных по составу юридических фактов - факты-правонарушения, которые складываются, как правило, из нескольких элементов как субъективного, так и объективного характера.

Приведенные примеры говорят о том, будто «волевой критерий», сообразно которому все юридические факты разделяются на события и действия, невозможно абсолютизировать. В качестве юридических фактов могут выступать не только «чистые» события и действия, однако и фактические обстоятельства, охватывающие собственным содержанием и то, и иное - сложные юридические факты.

Укрепление  сложных юридических фактов в  принципе положительное явление  в законодательстве. Сложные юридические факты (к примеру, местожительство, безвестное отсутствие, недееспособность и др.) помогают охватить многосторонние социальные ситуации, содействуют увеличению системности в правовом регулировании. В неких отраслях (трудовом, семейном, уголовном праве и др.) использование сложных юридических фактов объективно нужно и неизбежно. Совместно с тем можно привести много образцов (в лесном, водном законодательстве), когда сложные юридические факты порождены малой дифференцированностью правового регулирования. Так, ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации описывает загрязнение водных объектов как «сброс либо поступление другим способом в водные объекты, а еще образование в их вредоносных веществ, которые усугубляют качество поверхностных и подземных вод, сдерживают использование или негативно воздействуют на состояние дна и берегов водных объектов».

Таковым образом, под «загрязнением» закон понимает как умышленные действия («сброс»), так и неумышленные («поступление другим способом»), а еще действия, возникшие случайно, хотя и в связи с его деятельностью человека, однако в отсутствии его прямого умысла («образование вредоносных веществ»). На наш взгляд, в предоставленном случае закон отображает социально-правовую ситуацию слишком «укрупненно». Этот юридический факт имел возможность бы быть заменен несколькими наиболее конкретными юридическими фактами, позволяющими дифференцировать разные случаи «загрязнения».

Базируясь на достигнутом уровне интеграции и  дифференциации правового регулирования, компетентный правотворческий орган обязан в каждом определенном случае отыскать меру сложности юридических фактов, избрать лучшую форму их закрепления в законодательстве.

Сложные юридические факты никак не следует  перемешивать с фактическими составами.Фактический состав дает собой совокупность (точнее систему) юридических фактов, нужных для наступления правовых последствий - возникновения, изменения, прекращения правоотношения.

К примеру, для призыва гражданина на действительную военную службу нужно присутствие российского гражданства, достижение установленного в законе возраста, присутствие нужного состояния здоровья, отсутствие установленного законодательством права на отсрочку. Совокупность отмеченных фактических обстоятельств (плюс сам акт призыва) порождают для гражданина комплекс прав и обязанностей, связанных с прохождением действительной военной службы.

От  сложного юридического факта фактический  состав различается тем, будто состоит  из разнородных юридических фактов. В ряде случаев для юридической полноценности фактического состава нужно никак не лишь присутствие всех элементов - юридических фактов, однако и серьезное соблюдение порядка их «накопления» в фактическом составе.

К примеру, для признания бизнесмена банкротом  факт неспособности удовлетворить законные требования кредиторов обязан настать по такого, как данные запросы станут объявлены в суде, в противном случае признание бизнесмена банкротом невозможно.

Метод связи элементов описывает функционирование фактического состава как сложной системы. В неких вариантах процесс становления фактического состава сопровождается очень трудным взаимодействием материальных и юридических отношений.

Юридическая связь побуждает к развитию фактическую  основу состава, а накопление еще  одного факта влечет дальнейшее развертывание юридических связей.

Фактические обстоятельства, связанные с возникновением, изменением, прекращением правоотношения никак не исчерпываются юридическими фактами. При бдительном рассмотрении выясняется, будто они включают наиболее широкий круг фактов, имеющих юридическое значение - юридические условия.

Юридические условия- это обстоятельства, имеющие  юридическое значение для наступления  правовых последствий, однако связанные  с ними не прямо, а чрез одно либо некоторое количество промежуточных звеньев. К примеру, для увольнения рабочего либо служащего нужно, кроме остального, наличие трудового правоотношения. Ежели правоотношения нет, его невозможно и прекратить. Однако надлежит ли из данного, будто все правообразующие факты трудового правоотношения вступают в правопрекращающий фактический состав?

Как мне видится, будто нет. Правопрекращающий  состав никак не имеет возможность  и никак не обязан вбирать в  себя всю цепь предыдущих правообразующих  и правоизменяющих юридических  фактов. Они примыкают к нему по другому - в качестве юридических условий.

Это хорошо видно на последующем примере. Право собственности на вещь работает юридической предпосылкой для распоряжения данной вещью - введения в правоотношения мены, дарения, купли-продажи и т. д. Юридические причины приобретения права собственности, как правило, никак не вступают в состав новой сделки, а примыкают к нему в качестве юридического условия.

К количеству юридических условий надлежит отнести  еще гражданство, пол, возраст, состояние  здоровья, семейное положение, образование, местожительство и др. Никак не являясь элементами определенных фактических составов, данные юридически значимые обстоятельства выступают юридическими условиями для возникновения, изменения, прекращения целых массивов правовых связей. В литературе данные факты получили обобщенное название элементов гражданского состояния.

В отличие  от юридических фактов юридико-фактические  условия создают возможность  возникновения правоотношений, образуют правовую среду, в которой имеют все шансы появляться и развиваться различные правовые связи, конкретизация юридических фактов.

В механизме  правового регулирования функции  юридических фактов тесно переплетаются  с функциями актов индивидуального  регулирования. В механизме правового  регулирования индивидуальные правовые акты, как правило, выступают элементами фактических составов.

Появление индивидуального акта - нужное условие  для окончания фактических составов трудовых, пенсионных, жилищных и почти  всех других правовых отношений. Совместно с тем, индивидуальный акт - никак не рядовой элемент фактического состава. Он как бы «аккумулирует» юридическое содержание фактического состава, подводит результат его развитию. Никак не случайно в основной массе составов индивидуальный акт учтен в качестве его завершающего элемента. Включение индивидуального акта в фактический состав призвано снабдить контроль со стороны государства за возникновением, изменением, прекращением правовых отношений.

Однако  взаимоотношение юридических фактов и актов индивидуального регулирования имеет и иную сторону. В юридической практике их часто рассматривают как разные и в том числе и противоположные доли фактического состава. Задачу юридических фактов наблюдают в том, чтоб ограничить акт индивидуального регулирования, выступить по отношению к нему в качестве своеобразного «противовеса». К примеру, гражданам Российской Федерации, общепризнанным в установленном порядке имеющими необходимость в усовершенствовании жилищных условий, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. имеет возможность быть предоставлена бесплатная субсидия на строительство либо покупку жилья. Предшествующие юридические факты («признание в установленном порядке имеющим необходимость в усовершенствовании жилищных условий») не лишь создают предпосылку для принятия решения о выдаче субсидии, однако и устанавливают для него известные рамки. В неких ситуациях стороны обязаны «дожидаться» всех нужных юридических фактов, чтоб получить право на принятие желательного для их юридического решения. В данном случае, по нашему мнению, разрешено говорить еще о одной дополнительной функции юридических фактов: с их помощью ограничиваются пределы вольного усмотрения при издании индивидуальных правовых актов.

Данная  сторона функционирования юридических фактов иногда преувеличивается - они рассматриваются только как средство ограничения полномочий государственных органов и должностных лиц. Как мне видится, это - односторонний подход. Юридические факты призваны не только «формализовать» деятельность государственных органов и должностных лиц, но и сигнализировать о возникновении социально-юридических ситуаций, гарантировать своевременность и точность правовой реакции.

Индивидуальное  регулирование приводит к тому, что  в процесс правового регулирования «включаются» фактические обстоятельства, которые никак не отнесены с необходимой отчетливостью в нормах права. Эту категорию фактических обстоятельств разрешено именовать индивидуально-определяемыми (либо относительно-определенными) фактами. Индивидуально-определяемые факты имеют юридическое смысл для наступления правовых последствий - возникновения, изменения, прекращения прав и обязанностей субъектов правовых отношений. Их особенность заключается в том, что они требуют не только установления, как всевозможные юридические факты, но еще и конкретизации со стороны правоприменительного органа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав