Автор: a**************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 05:05, курсовая работа
Для того чтоб ясно представить себе устройство действия таковой трудной юридической категории как правовое отношение, нужно овладеть его теоретической базой. Это означает:
-разглядеть понятие, признаки и виды правоотношения;
-изучить структуру, изучить субъект, объект, а еще права и субъектов правоотношения;
-уделить интерес основаниям возникновения, изменения и прекращения правовых отношений.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава1.Понятие,признаки и структура правоотношений 4
1.1Понятие правовых отношений 4
1.2Признаки правовых отношений 5
1.3Структура правовых отношений 7
Глава2.Виды правоотношений. Правоотношения, возникающие в деятельности органов внутренних дел 13
2.1Виды правоотношений 13
2.2Правоотношения, возникающие в деятельности органов внутренних дел 14
Глава3.Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав 17
3.1Понятие,виды и функции юридического факта 17
3.2Виды юридических фактов 23
3.3Функции юридических фактов 27
Заключение 32
Список использованой литературы
Система фиксации и удостоверения юридических фактов нуждается в дальнейшем совершенствовании. В литературе неоднократно указывалось на отсутствие единой общегосударственной системы регистрации предприятий, а также общегосударственной системы регистрации недвижимости. Очевидно, что отсутствие подобных общегосударственных регистрационных систем крайне отрицательно влияет на становление рыночной экономики, выступает одним из факторов ее криминализации.
Организации, для которых фиксация и оформление юридических фактов не является основным видом деятельности, не всегда уделяют, достаточное внимание этому участку работы. Важные фактические обстоятельства закрепляются небрежно, с большим опозданием, что существенно осложняет защиту законных прав и интересов граждан. Должностные лица и работники, выполняющие фактофиксирующие функции, практически не несут за свои действия ответственности, ибо их ошибки и упущения выявляются зачастую через много лет, когда возможность привлечения к ответственности уже утрачена.
Нередко сами граждане, предприниматели, вступая в те или иные правоотношения, пренебрегают их юридическим оформлением. Правовая связь складывается на ненадежной, по существу дефектной фактической основе. Такого рода правоотношения – один из источников сложных «казусных» ситуаций, возникающих в правоприменительной практике.
Небрежное отношение к оформлению документов служит благодатной почвой для проходимцев, создающих финансовые «пирамиды», домогающихся выплат им различного рода «пособий» и «компенсаций». В правовой пропаганде необходимо настойчиво проводить мысль, что своевременное и правильное оформление юридически значимых обстоятельств, правоотношений, сделок - не формализм, а необходимый элемент юридической культуры, предпосылка формирования правового государства и цивилизованной рыночной экономики.
3.3 Сложные юридические факты и фактический состав
Отображение в праве общественных отношений - далеко никак не обычный процесс. Определенная социальная обстановка представляет собой подчас переплетение элементов объективного и субъективного, закономерного и случайного. Потому в качестве юридических фактов выступают никак не лишь простые фрагменты социальной действительности, однако и достаточно трудные ее «срезы». В итоге в правовом регулировании возникают трудные юридические факты- эти практические обстоятельства, которые складываются из нескольких юридически важных сторон.
К примеру, факт дееспособности (недееспособности) гражданина включает в себя как субъективный элемент - «способность гражданина собственными деяниями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и выполнять их», так и объективный элемент - возраст. Обычный пример трудных по составу юридических фактов - факты-правонарушения, которые складываются, как правило, из нескольких элементов как субъективного, так и объективного характера.
Приведенные примеры говорят о том, будто «волевой критерий», сообразно которому все юридические факты разделяются на события и действия, невозможно абсолютизировать. В качестве юридических фактов могут выступать не только «чистые» события и действия, однако и фактические обстоятельства, охватывающие собственным содержанием и то, и иное - сложные юридические факты.
Укрепление сложных юридических фактов в принципе положительное явление в законодательстве. Сложные юридические факты (к примеру, местожительство, безвестное отсутствие, недееспособность и др.) помогают охватить многосторонние социальные ситуации, содействуют увеличению системности в правовом регулировании. В неких отраслях (трудовом, семейном, уголовном праве и др.) использование сложных юридических фактов объективно нужно и неизбежно. Совместно с тем можно привести много образцов (в лесном, водном законодательстве), когда сложные юридические факты порождены малой дифференцированностью правового регулирования. Так, ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации описывает загрязнение водных объектов как «сброс либо поступление другим способом в водные объекты, а еще образование в их вредоносных веществ, которые усугубляют качество поверхностных и подземных вод, сдерживают использование или негативно воздействуют на состояние дна и берегов водных объектов».
Таковым образом, под «загрязнением» закон понимает как умышленные действия («сброс»), так и неумышленные («поступление другим способом»), а еще действия, возникшие случайно, хотя и в связи с его деятельностью человека, однако в отсутствии его прямого умысла («образование вредоносных веществ»). На наш взгляд, в предоставленном случае закон отображает социально-правовую ситуацию слишком «укрупненно». Этот юридический факт имел возможность бы быть заменен несколькими наиболее конкретными юридическими фактами, позволяющими дифференцировать разные случаи «загрязнения».
Базируясь на достигнутом уровне интеграции и дифференциации правового регулирования, компетентный правотворческий орган обязан в каждом определенном случае отыскать меру сложности юридических фактов, избрать лучшую форму их закрепления в законодательстве.
Сложные юридические факты никак не следует перемешивать с фактическими составами.Фактический состав дает собой совокупность (точнее систему) юридических фактов, нужных для наступления правовых последствий - возникновения, изменения, прекращения правоотношения.
К примеру, для призыва гражданина на действительную военную службу нужно присутствие российского гражданства, достижение установленного в законе возраста, присутствие нужного состояния здоровья, отсутствие установленного законодательством права на отсрочку. Совокупность отмеченных фактических обстоятельств (плюс сам акт призыва) порождают для гражданина комплекс прав и обязанностей, связанных с прохождением действительной военной службы.
От
сложного юридического факта фактический
состав различается тем, будто состоит
из разнородных юридических
К примеру, для признания бизнесмена банкротом факт неспособности удовлетворить законные требования кредиторов обязан настать по такого, как данные запросы станут объявлены в суде, в противном случае признание бизнесмена банкротом невозможно.
Метод
связи элементов описывает
Юридическая связь побуждает к развитию фактическую основу состава, а накопление еще одного факта влечет дальнейшее развертывание юридических связей.
Фактические обстоятельства, связанные с возникновением, изменением, прекращением правоотношения никак не исчерпываются юридическими фактами. При бдительном рассмотрении выясняется, будто они включают наиболее широкий круг фактов, имеющих юридическое значение - юридические условия.
Юридические условия- это обстоятельства, имеющие юридическое значение для наступления правовых последствий, однако связанные с ними не прямо, а чрез одно либо некоторое количество промежуточных звеньев. К примеру, для увольнения рабочего либо служащего нужно, кроме остального, наличие трудового правоотношения. Ежели правоотношения нет, его невозможно и прекратить. Однако надлежит ли из данного, будто все правообразующие факты трудового правоотношения вступают в правопрекращающий фактический состав?
Как мне видится, будто нет. Правопрекращающий состав никак не имеет возможность и никак не обязан вбирать в себя всю цепь предыдущих правообразующих и правоизменяющих юридических фактов. Они примыкают к нему по другому - в качестве юридических условий.
Это хорошо видно на последующем примере. Право собственности на вещь работает юридической предпосылкой для распоряжения данной вещью - введения в правоотношения мены, дарения, купли-продажи и т. д. Юридические причины приобретения права собственности, как правило, никак не вступают в состав новой сделки, а примыкают к нему в качестве юридического условия.
К количеству юридических условий надлежит отнести еще гражданство, пол, возраст, состояние здоровья, семейное положение, образование, местожительство и др. Никак не являясь элементами определенных фактических составов, данные юридически значимые обстоятельства выступают юридическими условиями для возникновения, изменения, прекращения целых массивов правовых связей. В литературе данные факты получили обобщенное название элементов гражданского состояния.
В отличие от юридических фактов юридико-фактические условия создают возможность возникновения правоотношений, образуют правовую среду, в которой имеют все шансы появляться и развиваться различные правовые связи, конкретизация юридических фактов.
В механизме
правового регулирования
Появление
индивидуального акта - нужное условие
для окончания фактических
Однако
взаимоотношение юридических
Данная сторона функционирования юридических фактов иногда преувеличивается - они рассматриваются только как средство ограничения полномочий государственных органов и должностных лиц. Как мне видится, это - односторонний подход. Юридические факты призваны не только «формализовать» деятельность государственных органов и должностных лиц, но и сигнализировать о возникновении социально-юридических ситуаций, гарантировать своевременность и точность правовой реакции.
Индивидуальное
регулирование приводит к тому, что
в процесс правового
Информация о работе Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав