Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав

Автор: a**************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 05:05, курсовая работа

Описание работы

Для того чтоб ясно представить себе устройство действия таковой трудной юридической категории как правовое отношение, нужно овладеть его теоретической базой. Это означает:
-разглядеть понятие, признаки и виды правоотношения;
-изучить структуру, изучить субъект, объект, а еще права и субъектов правоотношения;
-уделить интерес основаниям возникновения, изменения и прекращения правовых отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава1.Понятие,признаки и структура правоотношений 4
1.1Понятие правовых отношений 4
1.2Признаки правовых отношений 5
1.3Структура правовых отношений 7
Глава2.Виды правоотношений. Правоотношения, возникающие в деятельности органов внутренних дел 13
2.1Виды правоотношений 13
2.2Правоотношения, возникающие в деятельности органов внутренних дел 14
Глава3.Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав 17
3.1Понятие,виды и функции юридического факта 17
3.2Виды юридических фактов 23
3.3Функции юридических фактов 27
Заключение 32
Список использованой литературы

Работа содержит 1 файл

Левин Кирилл Курсовая работа.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

 Определенность  начального и конечного моментов является отличительная чертой срока,если же отрезок времени не имеет фиксированных границ то он не является сроком,и следовательно не используется как юридический факт.

Также юридические факты делятся на:

1)по  связи с соответствующими правовыми  отношениями:

а)Материальные являются  фактические обстоятельства,влекущие наступления «материальных» правоотношений;

б) Процессуальные связаны с юридическим процессом, его движением и развитием.

2)По  признаку  документального закрепления:

а) Оформленные

б) Неоформленные(например устная сделка)

3) Расчетные  юридические факты-это фактические показатели, коэффициенты, рассчитываемые на основе некоторых первичных фактических обстоятельств и служащие основанием для возникновения права на вознаграждение, надбавку или скидку и т.п.

  Обобщённой характеристикой роли и задач юридических фактов в механизме правового регулирования называю их функциями.Правовое регулирование это сложная многоплановая система,соответственно неодинаковы и функции, которые выполняют в ней юридические факты.Выделяют  основную и дополнительные функции юридических фактов  правовой системы  В зависимости от связи с её элементами:

1)Основная  функция.Обеспечение возникновения,  изменения, прекращения правовых  отношений является главной задачей,  выполняемой юридическими фактами  в правовом регулировании. Юридический факт может вызвать или правообразующие, или правоизменяющие, или правопрекращающие правовые последствия.

Правильное  понимание и оценка значения указанной  функции юридических фактов возможно лишь в более широком контексте, в связи с функциями других элементов механизма правового регулирования. Юридические нормы являются ведущим элементом механизма правового регулирования.Норма права является общей моделью поведения субъектов.Она рассчитанна на неопределенный круг лиц и неопределенное число случаев реализации.Правоотношение(конкретная модель поведения для конкретных субъектов, программа действий в определенной социально-юридической ситуации)являетя другим элементом механизма правового регулирования.Обеспечение перехода от общей модели прав и обязанностей к конкретной происходит за счёт юридических фактов,в этом и состоит оснавная задача юридических фактов в механизме правового регулирования.Стабильное и надёжное функционирование всей системы правового регулирования возможно за счёт юридических фактов.

2)Помимо своей основной задачи, юридические факты могут быть «нагружены» рядом дополнительных функций:

а) Так, в некоторых случаях юридические  факты выполняют функцию гарантии законности. Существуют юридические  факты, которые связаны с особо  важными участками правового регулирования, на которых покоится повышенная ответственность за состояние законности. Имеются в виду, например, основания для отказа в приеме искового заявления (ст. 129 Гражданско-процесуального кодекса РСФСР), основания для возбуждения и прекращения уголовного дела (ст. 5, 108 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР), обстоятельства, исключающие преступность деяния (ст. 37-42 Уголовного кодекса РФ) и другие. Эти юридические факты – своего рода «ключевые точки» правового регулирования. Законное принятие искового заявления, возбуждения или прекращения уголовного дела предопределяет правомерность всех последующих действий.Поэтому закрепление данных юридических фактов выступает как важная гарантия законности.

б)Другая дополнительная функция юридических фактов связана с предварительным воздействием норм права на общественные отношения. В области права люди не только ориентируются на правовые последствия, но и учитывают юридические факты, которые эти последствия обусловливают. Появление одних юридических фактов соответствует интересам субъектов, и они делают необходимые шаги к тому, чтобы эти факты возникли (основания для премирования, поощрения, предоставления отсрочек и льгот), появления других юридических фактов стараются избежать (основания для применения мер ответственности, пропуск сроков исковой давности и т. д.).

    3.2 Проблема юридических фактов в правоприменении

До  проявления своего юридического значения,факты  должны быть установлены надлежащим образом.Традиционной проблемой юридической  науки является установка и доказание юридических фактов.

Юридически  значимая социальная ситуация  выступает  отправной «точкой» правоприменительного процесса, которая является основанием и конечным объектом социально-правового  организующего воздействия.Социально-юридическая ситуация входит  в сферу правового регулирования  через юридический факт,который вводится в правоприменительный процесс посредством доказательств.Доказательства - это фактические данные, имеющие значение для установления юридических фактов, выраженные в предусмотренной законом форме.

Являются  ли юридические факты докозательствами?К  сожалению чёткую грань между  этими определиями не всегда проводят в юридической практике.Трудность  в решении данного вопроса  обусловливается следующим противоречием,с  одной стороны, доказательства - это фактические обстоятельства, вовлеченные в юридический процесс и через него связанные с наступлением правовых последствий,но далеко не всякие факты действительности могут выступать в роли юридических доказательств,а с другой стороны, как видно из предшествующего изложения, доказательства нельзя смешивать с юридическими фактами, составляющими предмет доказывания по делу. Отсутствие юридического факта исключает применение нормы, тогда как отсутствие доказательства не исключает, как правило, представления других доказательств.

Оценка  является завершающим этапом процесса доказывания юридических фактов.Оценочностью называется неотъемлемый элемент целесообразной сознательной деятельности.Она пронизывает  весь ход процессуального познания, начиная с самых первых его этапов: оцениваются различные версии, относимость и допустимость отдельных фактов, их достоверность и т. п.

Оценка  достаточности собранных по делу доказательств представляет                                наибольшую трудность, как свидетельствует пракика.

Процесс преобразования информации о фактических  обстоятельствах дела в информацию о принятом решении с точки  зрения теории информации   называют правоприменительной деятельностью.Ключевым моментом этого преобразования  является юридическая оценка фактических обстоятельств, их квалификация.Сопоставление информации о фактических обстоятельствах с их юридической моделью, закрепленной в юридической норме  является  юридической квалификацией.Фактическое обстоятельство  признается  и официально приобретает качество  юридического факта  в результате квалификации.Приписывание фактам несвойственного им юридического значения или игнорирование фактов, имеющих юридическое значение является  ошибкой в квалификации .Приянятое решение будет  необоснованно и незаконно как в первом ,так и во втором случае.

Факты, установленные в определенном законом  порядке и некоторые другие обстоятельства составляют фактическую основу правоприменительного акта.

 Имеются в виду факты, признанные судом общеизвестными, имеющие преюдициальное значение, презумпции и фикции,они не нуждаются в доказывании, они входят в состав юридических (или доказательственных) фактов в «готовом» виде.Процессуальная деятельность была бы неоправданно формальной и казуистической,а юридический процесс был бы очень тежёлым если из процесса удалить эти фактические обстоятельства.

 Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

- нельзя  ни отождествлять юридические  факты, доказательственные факты,  доказательства, ни разрывать их, ведь это неразрывно связанные, но не тождественные элементы процесса правового познания;

- информационный  процесс, содержание которого  заключается в преобразовании  информации о фактах: из разрозненной - в систематизированную, вероятного  знания - в достоверное  представляет собой установление юридических фактов;

- позволит  дать  юридическую оценку (квалифицировать) - признать или не признать  за ними качество юридического  факта (юридического состава)  установление всех необходимых  обстоятельств.

Единство  содержания и формы - внешнего выражения этого содержания  представляет собой  юридический факт.В неоформленном виде  юридические факты  не могут существовать.Определенным образом зафиксированое и установленое законными средствами в правоприменительном процессе социальное обстоятельство  порождает правовые последствия

 Такие социальные обстоятельства как трудовой стаж, образование, нуждаемость в жилье и т. п. вообще не могут войти в правовое регулирование без их регистрации, законного процедурно-процессуального оформления. Сказанное позволяет понять значение фиксации и удостоверения юридических фактов для их функционирования в механизме правового регулирования.

Система фиксации и удостоверения юридических  фактов изучается под своим углом  зрения отраслевыми юридическими науками, например, в области пенсионного законодательства. В систему органов, фиксирующих юридические факты в области пенсионного обеспечения, включаются органы записи актов гражданского состояния, органы социального страхования, военные комиссариаты, архивы, отделы кадров предприятий, домоуправления и др. Участники данных процедурно-процессуальных отношений подразделяются на первичные (фиксируют первоначальные факты) и вторичные (на основании фактических данных принимают решения о назначении пенсии или предоставлении иного блага).

В общетеоретическом  плане вопрос о системе фиксации и удостоверения юридических  фактов разработан недостаточно. Между  тем, это один из важных вопросов общей  теории юридических фактов. Взятая в общем виде данная система включает в себя, во-первых, органы, организации и должностных лиц, уполномоченных фиксировать те или иные фактические обстоятельства; во-вторых, установленные законом средства фиксации и стандартные процедуры работы с ними (издание приказов, оформляющих те или иные факты, внесение записей в личные дела, в трудовые книжки, регистрация тех или иных фактов записями в журналах, составление актов и т. п.); в-третьих, действия по выдаче информации о юридических фактах (свидетельств, копий, выписок, справок и др.).

В фактофиксирующей системе необходимо различать деятельность общего и деятельность специального назначения. Общая фактофиксирующая деятельность связана с регистрацией различных фактических обстоятельств независимо от их использования в конкретных правоотношениях (фиксация стажа работы, возраста, местожительства, семейного положения, полученных дипломов, регистрация вновь образуемых предприятий, регистрация недвижимости и т. п.). Результаты этой фактофиксирующей деятельности могут использоваться для возникновения, изменения, прекращения самых различных правовых отношений. Специальная фактоустановительная деятельность ведется компетентным государственным органом по конкретному юридическому делу (гражданскому, пенсионному, уголовному) и осуществляется в пределах, необходимых для разрешения именно данного дела. Результаты специальной фактоустановительной деятельности, выраженные в правоприменительном акте (решении, приговоре суда), приобретают общее юридическое значение, могут использоваться для разрешения иных юридических дел.

Фиксация  и удостоверение фактов - близкие, сопряженные, но все же не совпадающие  виды деятельности. Фиксация представляет собой регистрационную деятельность, документальное закрепление фактических  обстоятельств. Удостоверение состоит  в подтверждении истинности фактов их существования. Фиксация и удостоверение факта нередко сливаются в едином акте (например, регистрация брака, нотариальное удостоверение сделки), но они могут существовать и порознь (например, удостоверение подлинности документа, аутентичности копии).

Реальные  системы фиксации и удостоверения  юридических фактов существенно  различаются в зависимости от характера юридического факта, его  социальной значимости, области правовых отношений, с которыми связан данный факт. Они включают несколько подсистем, отличающихся далеко неодинаковым уровнем развитости, нормативной урегулированности, юридической культуры. Следствием этого является разный уровень «юридической надежности» фиксируемых и удостоверяемых ими фактов. Различия отчасти обусловлены характером самих фактических обстоятельств, не совпадающим их значениям в регулировании общественных отношений. Но очевидно и то, что сама фактофиксирующая деятельность не всегда отвечает необходимым требованиям, особенно, когда она сочетается с управленческой, производственной деятельностью.

Установлено, например, что предприятия, учреждения и организации обязаны свидетельствовать  копии документов, представляемых гражданами в эти предприятия, учреждения, организации, если законодательством не предусмотрено свидетельствование копий таких документов в нотариальном порядке. Следовательно, на субъекта, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, возлагается полная ответственность за свидетельствование всех необходимых для этого фактов.

Информация о работе Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав