Понятие и сущность Конституции РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Конституция важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.
Основной Закон - это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы граждан.

Содержание

Введение стр3
I.Понятие и сущность Конституции РФ стр5

II. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия
конституционных поправок стр15
III. Структура Конституции РФ стр18
IV.Толкование Конституции РФ стр22
V. Соотношение Конституции РФ и конституций республик стр24
Заключение стр28
Список использованной литературы стр29

Работа содержит 1 файл

по конститут.docx

— 48.05 Кб (Скачать)

Как и всякое другое, данное определение отражает типичные, сущностные признаки конституции, которые не всегда свойственны отдельным ее видам.

Так, например, не только в  прошлом, но и в настоящее время  имеются так называемые октроированные конституции, т. е. дарованные народу королем, монархом, а не провозглашаемые от имени народа.

Различают также и такие  виды конституций, как гибкие и жесткие  в зависимости от установленного в них порядка их изменения. Конституции, которые могут быть изменены в  таком же порядке, в каком принимаются  обычные законы, называются гибкими.

Те конституции, для изменения которых устанавливается сложная процедура, именуются жесткими.

Конституции, как правило, представляют собой единый писаный  акт.

Однако роль конституции государства может выполнять, как, например, в Англии, система правовых актов, а также обычаев и судебных прецедентов. В связи с этим различают писаные и неписаные конституции.

Конституции могут реально  отражать действительность, адекватно  реализоваться в системе общественных отношений. В таком случае они  являются реальными.

Нередко положения конституции  представляют собой лишь декларативные  установления, принципы и нормы которых  не находят отражения в жизни. Такие конституции именуются  фиктивными. В значительной мере таковыми являлись бывшие советские конституции, особенно в тех положениях, которые утверждали народовластие, полновластие Советов, демократические основы строя и статуса личности.

Если понятие конституции  определяет те общие черты, которые  выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции  связано с познанием ее глубокой природы, той субстанции, которая  в ней заложена, с решением вопроса  о том, чью волю она выражает.

В этом плане сущность конституции, как и любого явления, во многом проясняется  тем, как, когда и для чего она  возникла, какие социальные потребности  вызвали ее к жизни. По общепризнанному  мнению, появление конституции в  современном ее понимании относится  к XVIII веку. Оно связано с эпохой буржуазно-демократических революций, с распадом феодального общества под натиском нарождающегося капиталистического строя.

Требовалась правовая форма  защиты и охраны новых экономических  структур. Как отмечалось выше, такую  роль мог выполнить только правовой акт, в общей форме, определяющий все основы устройства государства и общества, объективно поставленный выше власти короля, феодалов, олицетворяющий волю как бы всего общества, всей нации.

Такие потребности вызвали  к жизни теоретические концепции  о народе как единственном носителе верховной власти, его суверенитете, о юридическом равенстве всех членов общества, их праве самим  определять основы устройства общества. На базе этих теорий и происходило  первоначальное возникновение конституции.

Идея создания писаной  конституции впервые возникла в  Англии, которую Маркс метко охарактеризовал  как «демиурга буржуазного космоса».

Однако данная идея не была воплощена в жизнь, и эта страна до сих пор не имеет писаной  конституции как единого акта.

Практически первыми конституциями  считаются Конституция США 1787 г., а также принятые в 1791 г. Конституции  Франции и Польши.

Происхождение самого термина  «конституция» (что означает учреждаю, устанавливаю) точно научно не установлено. Высказывается мнение, что он воспринят от технического оборота, которым начинались акты римских императоров.

Наряду с термином «конституция»  применялось на первоначальных этапах ее становления и наименование «Основной  Закон».

Бывшие советские конституции  воспроизводили оба эти термина  и имели следующие наименования «Конституция (Основной Закон) РСФСР» 1918 г., «Основной Закон (Конституция) СССР» 1924 г., «Конституция (Основной Закон)» 1936 г., 1977 г.

Впервые устранила двойственность обозначения действующая Конституция Российской Федерации 1993 г., сняв даваемые в скобках слова «Основной Закон», как ставшие излишними с учетом длительного периода наличия конституции в стране.

По вопросу о том, в  чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых выводов.

Одним из распространенных представлений является трактовка  сущности конституции как общественного  договора. По ней предполагается, что  все члены общества заключили  договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается  данное общество, по каким правилам оно живет. По этим концепциям конституция - выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологические теории видят  сущность конституции в воплощении божественных предписаний человеческому  обществу о правилах жизни, считают, что в конституции воплощаются  идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые школы естественного  права считают, что сущность конституции  заключается в воплощении в ней  многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие  конституции обладают по этой концепции  необходимой прочностью, устойчивостью, в отличие от «революционных»  конституций, составляющихся в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений  и заимствования чужого опыта.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и  связывающие ее сущность с государственной  Волей. Конституция при этом рассматривается  как самоограничение государственной  власти: поскольку возможности государственной  власти безбрежны, то, чтобы не допустить  произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы  этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической  основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции  в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а волю господствующего класса, т. е. что конституция является классовой  по своей сущности.

Такое представление о  сущности конституции доказало свою историческую несостоятельность. Из него с необходимостью вытекала правомерность  насилия, подавления, репрессий, массового  уничтожения людей, неограниченного  нарушения прав человека и гражданина, полное огосударствление общества.

Во всех советских конституциях была заложена именно такая классовая  сущность, отражаемая в каждой из них  в большей или меньшей степени  открытой и обнаженной форме.

Действующая Конституция  Российской Федерации не восприняла постулата о классовой сущности конституции.

В ее сущности заложены другие начала - не классовые, а общедемократические.

Она по своему источнику  предстает как народная конституция, поскольку принята народом на референдуме, а не как установленная  государством.

Неприменима к Конституции  Российской Федерации 1993 г. и ее трактовка  как общественного договора. Суть последнего заключалась в поголовном, едином, всеобщем согласии всех для  принятия конституции, а несогласным  даже предписывалось покинуть государство  или считать себя иностранцами. Такое  представление о сущности конституции  нежизненно.

Сущность конституции, заключающаяся  в утверждении общедемократических  начал, предполагает возможность жить в государстве в качестве его  полноправных граждан всем членам общества, как согласным, так и несогласным  с ней. Всем предоставляется право  в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.

Общедемократическая сущность конституции предполагает ее принятие при участии большинства избирателей  и поддержке ее большей частью числа последних.

Однако демократия несовместима и с диктатурой большинства.

Демократическим признается тот строй, в котором обеспечиваются права меньшинства.

Таким образом, действующая  Конституция Российской Федерации  по своей сущности как конституция  демократического правового государства  является выражением воли многонационального народа Российской Федерации, выраженной путем всенародного голосования, воли, направленной на учреждение таких основ  жизни государства и общества, которые воплощают общедемократические  принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и  свобод.

 

  1. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок

 

Принятие новой конституции  всегда вызывается весьма существенными  переменами в жизни общества. Отдельные  изменения в ней также должны требовать серьезного обоснования.

Поэтому в большинстве  стран мира установлен усложненный  порядок изменения конституции. Прежние советские конституции  закрепляли достаточно простой порядок  их изменения, устанавливая для этого  лишь квалифицированное большинство  депутатов высшего представительного  органа. Предшествовавшая российская Конституция устанавливала, что  для принятия ее изменений и дополнений требовалось согласие не менее 2/3 от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации.

Только при изменении  и дополнении статей Конституции, касающихся федеративного устройства, требовалось  согласование с субъектами федерации  в лице их Советов народных депутатов. Порядок принятия новой конституции  не устанавливался, и Конституция  ограничивалась нормой о том, что  это относится к исключительной компетенции Съезда народных депутатов  Российской Федерации.

Такой упрощенный порядок  изменения, в совокупности с другими  политическими факторами, нарушал  стабильность Конституции и привел к тому, что в прежнюю Конституцию  российской Федерации было внесено  за короткий период около 350 поправок.

Учтя предшествующий опыт, нормативные установления конституций  зарубежных демократических государств, и пытаясь укрепить стабильность конституции, являющуюся ее неотъемлемым свойством, действующая Конституция внесла в этот процесс существенные изменения.

Прежде всего, Конституция  применяет иную терминологию - вводятся понятия «пересмотр» Конституции  и «поправки». Посвященная этому гл. 9 носит название «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Конституция, в отличие  от предшествующих, право принятия Конституции не относит к компетенции какого-либо органа государственной власти. Она лишь устанавливает, что принятие тем самым, Конституция свидетельствует о том, что она восприняла концепцию установления конституции особой учредительной властью, а не учрежденной, не обычной законодательной властью. Принятие новой Конституции отнесено к полномочиям Конституционного Собрания, которое только и может принять ее 2/3 голосов от общего числа его членов или внести на всенародное голосование. В случае референдума Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Порядок образования Конституционного Собрания будет определен в соответствии с Конституцией федеральным конституционным  законом.

Конституция в ст. 134 ввела  новую норму, определяющую перечень субъектов, которые могут инициировать процесс пересмотра Конституции  или внесения в нее поправок. По прежней Конституции этот вопрос не регламентировался, и на практике это приводило к тому, что голосом  одного депутата без какой-либо предшествующей подготовительной процедуры запускался механизм голосования об изменении  того или иного положения Конституции.

Теперь предложение о  поправках и пересмотре положений  Конституции могут вносить Президент  Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации, а также группы численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

На повышение стабильности Конституции направлено и то, что  ее главы, выражающие концептуальную сущность Конституции, не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Это относится  к главам 1, 2 и 9: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Предложение о пересмотре статей этих глав требует очень значительной поддержи членов и депутатов обеих палат. Их число должно составлять 3/5 голосов от общего числа в каждой из палат. Но и при такой ситуации, как отмечалось выше, поправки в эти главы не допускаются. Созываемое в таком случае Конституционное Собрание либо подтверждает незыблемость данной Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции.

Поправки в соответствии с Конституцией допускаются только к главам 3-8. Они принимаются в  порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т. е. требуют одобрения не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 депутатов Государственной Думы.

Кроме этого, Конституция  закрепляет в качестве необходимого условия вступления поправок в силу их одобрение органами законодательной  власти не менее чем 2/3 субъектов  Федерации.

Положение Конституции о ее изменениях относятся только к нормам ст. 65 Конституции, характеризующей состав субъектов Российской Федерации, их наименования. На основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта, об изменении конституционного статуса субъектов вносятся изменения в ст. 65.

Информация о работе Понятие и сущность Конституции РФ