Понятие и сущность Конституции РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Конституция важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.
Основной Закон - это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы граждан.

Содержание

Введение стр3
I.Понятие и сущность Конституции РФ стр5

II. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия
конституционных поправок стр15
III. Структура Конституции РФ стр18
IV.Толкование Конституции РФ стр22
V. Соотношение Конституции РФ и конституций республик стр24
Заключение стр28
Список использованной литературы стр29

Работа содержит 1 файл

по конститут.docx

— 48.05 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение           стр3

 

I.Понятие и сущность Конституции РФ      стр5 

 

II. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия

конституционных поправок        стр15

 

III. Структура Конституции РФ       стр18

 

IV.Толкование Конституции РФ       стр22

 

V. Соотношение Конституции РФ и конституций республик  стр24

 

Заключение          стр28

 

Список использованной литературы      стр29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Конституция - основной закон практически любого современного государства. Сущность перемен, происходящих в социально-экономических структурах, в общественно-политической жизни страны, так или иначе отражается в эволюции конституционного законодательства. Развитие конституции в общем и целом всегда соответствует основным этапам развития самого общества и государства. В периоды активных политических действий, в переломные моменты в развитии общества эти вопросы дальнейшего конституционного и законодательного развития становятся наиболее актуальными, особенно если речь заходит о глобальном изменении установившейся системы организации данного общества, как это было в 1992-1993 гг. в нашей стране. Конституция содержит положения, заметно отличающиеся друг от друга. В ее тексте имеются декларации, программные заявления, ссылки на историю. Но вместе с тем ей присущ юридико-нормативный характер. В этом отношении она не отличается от других законов. Свойства Основного закона проявляются в Конституции в другом. Охватывая своими статьями практически все стороны развития государства, общества в целом, она определяет наиболее обобщенное регулирование. Конституция чаще, чем другие законы, в том числе и кодексы, адресуется к обществу в целом, российскому народу, социальным слоям, народам и другим этническим группам, субъектам Федерации, человеку и гражданину. Для конституционного развития показательно повышение уровня обобщенности правового регулирования. Слово “Конституция” - латинского происхождения, от constitutio, - установление, устроение. Традиционно этим термином определяется Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности органов власти и управления, основные права и обязанности граждан.

Основной Закон - это фундамент  законодательства, регулирующего взаимоотношения  граждан между собой и с  государством. Конституция нужна  для того, чтобы законы не противоречили  друг другу и не нарушали права  и свободы граждан.

Развитие Российского  государства подтверждает общее  правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет  свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция - это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие и сущность конституции РФ

 

Конституция в современном  значении этого понятия является актом, который принимается народом  или от имени народа. Выдвигаемое нарождающейся буржуазией требование ограничить права короля и феодалов для защиты своих свобод могло быть обеспечено только путем принятия акта высшей власти, воплощающей волю всей нации, всего народа.

Эта сущностная черта конституции  и поныне признается доминирующей в  конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства  стран мира начинаются словами: «Мы, народ ... принимаем (провозглашаем, учреждаем  и т. п.) настоящую конституцию».

В советских конституциях такая форма впервые была воспроизведена в Конституции СССР 1977 г., Конституции  РСФСР 1978 г. Так, последняя записала: «Народ Российской Советской Федеративной Социалистической Республики принимает  и провозглашает настоящую Конституцию» (в последующих редакциях преамбулы  эти слова были сняты).

Идею о причастности народа к принятию конституции не могли  игнорировать даже в условиях тоталитарного  режима. Тогда это выражалось во всенародном обсуждении проекта  Конституции СССР 1936 г., проводившегося в течение 6 месяцев с широчайшим размахом и призванного «освятить» Основной закон волей народа. Всенародному обсуждению подвергалась и Конституция  СССР 1977 г.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. наиболее последовательно, по сравнению со всеми предшествующими, отражен рассматриваемый признак. В ее преамбуле сказано: «мы, многонациональный  народ Российской Федерации ... принимаем  Конституцию Российской Федерации». Причем, это первая во всей российской истории Конституция, которая принята  действительно народом (а не от имени  народа) путем всенародного голосования.

Особенность субъекта, принимающего конституцию обусловливает и вторую существенную черту понятия конституции - ее учредительный характер.

Поскольку народ в демократическом  государстве является носителем  суверенитета: единственным источником власти, именно он обладает таким ее высшим проявлением, как учредительная  власть. В содержание последней вкладывается именно право принимать конституцию  и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для  себя данный народ. Только учредительная  власть может изменить, в том числе  и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

Вся история конституционного развития как нашей, так и зарубежных стран служит этому подтверждением. Через конституции получали легитимность принципиальные изменения всего общественного строя. Такую роль, в частности, сыграли Конституция РСФСР 1918 г., Конституция Российской Федерации 1993 г.

Именно на признании Конституции  в качестве проявления учредительной  власти народа основываются особый порядок  ее принятия, верховенство, ее роль во всей правовой системе государства, непререкаемость для всех учрежденных  ею властей, в том числе и для законодательной.

В зарубежной науке конституционного права концепция, в соответствии с которой проводится различие между  учредительной властью и учрежденной, представлена достаточно широко.

Учредительная природа конституции  проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это  означает, что для установления положений  конституции не существует никаких  правовых, юридических ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку ее несоответствия какому-либо правовому акту данного  государства. Так, законы не могут противоречить конституции. Указы Президента не должны противоречить конституции и федеральным законам, постановления

Правительства не могут противоречить  конституции, федеральным законам, указам Президента. У конституции  нет такого юридического «потолка».

Разумеется, из этого не следует  вывод о том, что содержание конституционных  установлений определяется произвольно, что в нее могут быть включены любые нормы.

На процесс выработки  конституции воздействует широкая  система факторов - экономических, политических, внешнеполитических, международно-правовых, социальных, исторических, сила традиций, преемственность конституционного развития страны и др.

Важной чертой, характеризующей понятие конституции, является особый предмет конституционного регулирования, т. е. специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.

Сфера конституционного воздействия  отличается всеохватывающим характером, не присущим никакому другому правовому  акту. Она затрагивает все области  жизни общества - политическую; экономическую, социальную, духовную и др., регулируя  в этих сферах базовые, фундаментальные  основы общественных отношений.

Они производны от перечисленных  выше сущностных черт конституции. Это  означает, что не юридические свойства являются основой ее особого статуса  в правовой системе, а наоборот, последний предопределяет юридическую специфику конституции.

Она выражается: в верховенстве конституции; в ее высшей юридической  силе; в ее роли как ядра правовой системы; в особой охране конституции; в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок. Эти черты последовательно отражены в Конституции Российской Федерации 1993 г.

 

 1. В ней впервые получил конституционное закрепление принцип верховенства Конституции Российской Федерации. Ни в одной из прежних конституций России такого положения не содержалось. Не закреплялось оно и применительно к характеристике Конституции бывшего СССР.

Установление в ст. 4 ч. 2 Конституции принципа верховенства Конституции Российской Федерации  на всей территории России значимо  в различных аспектах. В этом прежде всего отражается утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства, в признании верховенства конституции заложена идея, не свойственная прежним советским конституциям, о подчинении государства конституции, праву.

Верховенство конституции  означает также, что с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями, должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция  выступает как бы доминантой всего  общественного развития.

В принципе верховенства Конституции  Российской Феде рации отражается и  федеративный характер нашего государства.

Верховенство федеральной  Конституции утверждается на всей территории России, в том числе и республик, которые также имеют свои конституции. Именно на принципе верховенства Конституции  Российской

Федерации основано положение  о необходимости соответствия конституций республик Конституции России.

Характерно, что ст. 15 Конституции  Российской Федерации не включает конституции  республик в число правовых актов  России, которые не должны ей противоречить. Такой подход не означает возможности  несоответствия конституции республик  Конституции Российской Федерации, а лишь отражает иной уровень соотношения  этих актов, особую процедуру установления несоответствия и механизм его преодоления.

 

2. В ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что Конституция Российской Федерации имеют высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории России. Это юридическое свойство Конституции имеет иное содержание по сравнению с принципом ее верховенства.

Высшая юридическая сила Конституции означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые  в Российской Федерации, не должны противоречить  Конституции России, и что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны  соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Таким образом, высшая юридическая  сила конституции выражает ее место  в иерархии правовых актов, действующих  в Российской Федерации.

3. Конституция является ядром правовой системы России. Ее принципы и положения играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства.

 Именно Конституция  определяет сам процесс правотворчества  - устанавливает, какие основные  акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия  законов.

 В самой Конституции  названы многие федеральные конституционные  законы и федеральные законы, которые должны быть приняты  в соответствии с Конституцией. Принятие новой конституции вызывает  обычно значительное изменение  и обновление текущего законодательства.

 4. К юридическим свойствам Конституции относится ее особая охрана.

 В этом задействована  вся система органов государственной  власти, осуществляющих эту охрану  в различных формах.

Ст. 80 Конституции закрепляет, что Президент России является гарантом Конституции. В его присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации.

 Президент вправе приостанавливать  действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их Конституции.

Важную роль в охране Конституции  играет Конституционный Суд. Он рассматривает  дела о соответствии Конституции  Российской Федерации законов и  иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и ее субъектов. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивает силу, а не соответствующий Конституции

 Российской Федерации  международный договор не подлежит  введению в действие и применению.

5. Конституцию отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения поправок, который применительно к Конституции Российской Федерации будет изложен ниже.

 Рассмотрев основные  элементы понятия конституции,  можно сделать общий вывод: Конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина.

Этим признакам общего понятия конституции отвечает и  действующая Конституция Российской Федерации.

Информация о работе Понятие и сущность Конституции РФ