Понятие и сущность конституции РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Цель написания этой работы - всестороннее изучение Конституции Российской Федерации, как основополагающего источника Конституционного права России.
К задачам данного исследования относятся: раскрытие понятия и содержания Конституции Российской Федерации, изучение её формы и структуры, определение юридических свойств данного нормативного правового акта.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….........3
Понятие и сущность Конституции Российской Федерации…………………..5
Юридические свойства Конституции Российской Федерации .......................10
Конституция Российской Федерации: форма, структура…………………..15
Заключение……………………………………………………………………..19
Список использованной литературы…………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 113.00 Кб (Скачать)


9

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….........3

Понятие и сущность Конституции Российской Федерации…………………..5

Юридические свойства Конституции Российской Федерации .......................10

Конституция Российской Федерации: форма, структура…………………..15

Заключение……………………………………………………………………..19

Список использованной литературы…………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Введение

 

Чтобы стать реальностью и успешно выполнять свои функции, право, как и государство, должно иметь внешнее выражение. В отечественной и зарубежной юридической литературе  «внешнее выражение права» в некоторых случаях называют формой или формами права, в других - источниками, а в третьих их именуют одновременно и формами и источниками. Несомненно, вопрос о терминологии является теоретическим, но одно становится ясным, источник права, в том числе и источник конституционного права, является внешним выражением права.

К числу источников конституционного права в науке конституционного права относят в первую очередь Конституцию, выделяя  главенствующим актом в системе источников конституционного права России Конституцию Российской Федерации, которая вступила в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования. День всенародного голосования - 12 декабря 1993 г. - считается  также днем принятия Конституции Российской Федерации.

Именно особый статус Конституции делает её изучение актуальным во все времена, не смотря на то, что достаточно много трудов написано по проблемным вопросам Конституции, встающим как перед теоретиками, так и перед практиками-правоприменителями, до сих пор не прекращаются обсуждения относительно различных основных моментов правовой природы Конституции, проблем её применения.

Цель написания этой работы - всестороннее изучение Конституции Российской Федерации, как основополагающего источника Конституционного права России.

К задачам данного исследования относятся: раскрытие понятия и содержания Конституции Российской Федерации, изучение её формы и структуры, определение юридических свойств данного нормативного правового акта.

При написании работы были использованы труды таких известных исследователей конституционалистов, как Марченко М.Н., Кутафин О.Е., Румянцев О.Г., Толстых В.Л., Козлов А.Е. и др.

Также при написании работы использовались электронные ресурсы, в том числе ресурсы Интернета, что в первую очередь обусловлено широким распространением электронных видов передачи информации и информатизации многих научных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Основная часть

 

1. Понятие и сущность Конституции Российской Федерации

 

Вопрос о сущности конституции всегда занимал внимание общественной мысли и всякий раз приобретал остроту в ту пору, когда общество вставало перед необходимостью принятия или совершенствования конституции[1]. Данный вопрос находит свое отражение в современной юридической литературе, где мнения правоведов в основном сходятся в том, что конституция- это выражение общей воли и интересов народа, продукт общего согласия всех классов и групп, составляющих общество, которые создают свою государственность для достижения общей цели. При этом считается, что ее общедемократическая сущность выражается в том, что полноправными гражданами признаются все члены общества, как согласные с конституцией, так и не согласные с ней, поскольку, принимаемая и поддерживаемая большинством, она обеспечивает права меньшинства.

Принято также считать, что конституция является не только правовым документом. Например, по мнению А.Е. Козлова, наряду с юридической конституция выполняет также политическую и идеологическую функцию[2]. С.А. Авакьян, кроме названных функций, выделяет также учредительную, организаторскую и внешнеполитическую[3]. А.И. Коваленко в Конституции Российской Федерации 1993 г. наряду с правовой и политической усматривает также и гуманистическую функцию, которая выражает целевое назначение Конституции. Состоит она, по его мнению, в том, что в Конституции воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные для цивилизованного общества, составной частью правовой системы государства являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, человек, его свобода провозглашаются высшей ценностью. При этом Конституция возлагает на государство обязанность обеспечения его достойного и цивилизованного существования[4].

Некоторые исследователи выделяют три сущности Конституции: социальная, политическая и юридическая[5].

Итак, если раскрывать социальную сущность Конституции, то согласно доктрине Макиавелли людьми движет стремление к выгоде, и решения они принимают из соображения пользы, а лояльное отношение людей к власти достижимо при условии, что правитель реально защищает основные интересы своих подданных, «большая часть людей довольна жизнью, пока не задета их честь или имущество»[6].

Следуя данной доктрине, представляется, что в качестве первой функции Конституции человек назвал бы функцию своей защиты. Именно, следуя своей природе, каждый обычный, свободный от страха, обмана и навязчивых идей человек, прежде всего, подумает о том, как конституция будет способствовать ему в устройстве его жизни, т.е. как ее положения отразятся на его личных интересах, его личных правах и свободах. Далее человек отдал бы предпочтение функции защиты общества, поскольку человек, как коллективное существо, только через институты общества обнаруживает свою значимость и позиционируется среди других людей как личность. Таким образом, в необходимости защиты человека, его прав и свобод, а также защиты общества и тех его интересов, которые совпадают с интересами человека, проявляется социальная природа конституции. В этом же проявляется и социальная ценность конституции для человека, которая, как отмечает В.О. Лучин, «в конечном итоге определяется тем, насколько эффективно она способствует созданию условий для всестороннего и свободного развития человека и гражданина»[7].

Наряду с инстинктом самосохранения природа наградила человека и другими качествами. Среди них можно выделить стремление одних людей управлять другими, в то время как другие, при определенных условиях, согласны быть управляемыми.

Для того чтобы примирение политических интересов было действительным, люди должны выработать и установить в конституции такие правила приема и передачи власти, которые устраивали бы если не всех людей, то самое максимальное их число. Причем заранее должно быть оговорено, что, если какого-то человека эти правила не устраивают, он должен иметь право на временное или постоянное самоустранение из политической жизни общества и быть оставленным в покое. В таком случае человек живет по правилам, которые устанавливаются текущим законодательством государства. Если же лицо не принимает никакого гражданства, то живет только по правилам, регламентирующим частную жизнь того государства, на территории которого он находится. В таком случае общество не вправе требовать от человека нести перед ним повинности, так как и самому человеку не нужно такое общество, конституцию которого он ставит под сомнение.

Вместе с тем как обязательное условие должно быть установлено и то, что, если число выбывших из политической жизни людей достигает какого-то заранее определенного количества, конституция должна подлежать пересмотру, причем с обязательным учетом мнения всех абсентеистов. Если держатели власти не согласятся на мирный пересмотр конституции или окажутся не в силах по каким-либо причинам его организовать, у людей должно возникнуть легитимное право на принудительную смену власти, пересмотр старых или установление новых политических правил.

Заметим, что, например, в Конституции Российской Федерации 1993 г. вопросы приема-передачи власти совсем обходятся стороной и не подлежат хоть какой-либо регламентации. Об этом в ней содержится только памятка, которая  говорит  о том, что единственным источником власти и носителем суверенитета является многонациональный народ России, а институт избирательного права выведен за рамки текста Конституции. Порядок наделения конкретных лиц государственной властью устанавливается Федеральным законом Российской Федерации самим органом государственной власти. При таком подходе общенародный вопрос о власти предрешается интересами государства, поскольку порядок его решения Конституция уступила государству. Возможно, с точки зрения мировой практики порядок установления и корректировки избирательной системы самими органами государственной власти соответствует демократическим нормам. Однако очевидно, что сосредоточение реальной власти только в руках государства чревато гиперболизацией государственных интересов в ущерб интересам человека и общества. Исключительно этим может разъясняться противоречивость финансовой ситуации, в которой оказалась Россия осенью 2004 г., когда страна за счет неожиданного увеличения мировых цен на нефть встало вдруг перед проблемой расходования незапланированных доходов, учитывая то, что для населения страны увеличение цен на энергоресурсы обернулся повсеместным удорожанием жизни[8]. Вполне вероятно, что при разработке Конституции РФ 1993 г. никто и не думал о том, чтобы каким-либо образом ущемить права человека и общества в угоду интересам страны. Но действительность такова, что недостаточность теоретической проработки, в частности игнорирование политической основы Конституции, ослабляет ее защитный потенциал для человека.

Вслед за решением вопросов приема-передачи власти перед людьми неизбежно встает проблема установления порядка пользования этой властью, а также охраны этого порядка. Наделяя одних людей властью, другие люди, дабы не оказаться пораженными ею, должны предусмотреть такую систему предупредительных мер, которая смогла бы предотвратить использование власти не по назначению. В Российской истории большое количество примеров  «нецелевого» использования государственной власти. Это было как в случае с Конституцией РСФСР 1918 г., согласно которой государство объявлялось диктатором и, защищая интересы одних людей, подавляло права и свободы других, так и с другими советскими конституциями, когда под флагом широкого декларирования прав и свобод граждан государство, не спрашивая человека, строило планы на будущее, реально переступая его права и свободы.

Для того чтобы подобное не случалось, между человеком, обществом и государством должны быть установлены такие модельные отношения, развитие которых служило бы прежде всего интересам человека и способствовало бы его продвижению по пути создания общества, состоящего из свободных людей. В установлении реальных гарантий в целях охраны государственной власти от использования ее не по назначению проявляется юридическая природа конституции.

Конституция - это акт совместного творчества человека, государства и общества, а значит, она должна подвергать прямому регулированию не только вопросы организации государственной власти, но и принципиальные вопросы взаимоотношений человека, государства и общества, которые в конституционных правоотношениях должны являться паритетными субъектами.

 

 

 

 

 

 

2. Юридические свойства Конституции Российской Федерации

 

Юридические свойства - это правовые признаки конституции как основного закона государства[9]. Рассмотрим, какими свойствами она обладает.

Одним из юридических свойств конституции является её верховенство в правовой системе. Верховенство конституции служит проявлением доктрины господства права и значит её приоритетное положение в системе законодательства. Верховенство Конституции обеспечивается: 1) особым порядком её принятия и изменения; 2) приданием конституционным предписаниям высшей юридической силы; 3) созданием специального органа охраны конституционной законности (конституционным судопроизводством)[10].

За соблюдение конституционных предписаний и обеспечение соответствия Конституции РФ федеральных конституционных законов, законодательных актов субъектов РФ отвечают федеральные органы - Президент и Конституционный Суд Российской Федерации (ст.125 Конституции).

Важным юридическим свойством конституции является её устойчивость, т.е. незыблемость конституционных предписаний.

Конституция - акт долговременного действия. Стабильность проявляется во взаимодействии с субъектами права, в многократном, целенаправленном воздействии на общественные отношения, составляющие объект конституционного регулирования, на правосознание граждан. Стабильная конституция - главнейшее условие правопорядка и законности, устойчивости всей системы права, поддержания федеративных связей, механизма осуществления властных государственных функций, гуманных отношений между личностью, обществом, государством.

Конституция считается основанием системы права. Выступая ядром, фундаментом системы права, Конституция функционирует не изолированно, а в рамках данной системы. Конституция - органическая составная часть и центральное звено, главный структурообразующий элемент системы права, её основной юридический источник. Значение конституции проявляется и в том, что она устанавливает исходные начала функционирования всей системы права и одновременно с этим входит в систему каждой отрасли права и законодательства как базовый источник[11].

Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества – устанавливает, какие нормативные акты принимают различные органы, их названия, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней.

Комплексное развитие всех отраслей права на базе Конституции гарантирует наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка.

Для Конституции Российской Федерации большую роль играет определение соотношения её юридической силы не только с федеральными конституционными законами и другими федеральными нормативными правовыми актами, актами субъектов Российской Федерации, но и с международно-правовыми актами, ратифицированными СССР и Российской Федерацией. Общепризнанные нормы и принципы международного права трансформируются во внутригосударственные. Это отражает процесс унификации законодательного регулирования в мировом масштабе.

Как одно из юридических свойств конституций реальность связывают, прежде всего, с тем, что основные законы соответствуют фактически существующим общественным отношениям. В этом смысле реальность Конституции Российской Федерации заключается в том, что она должна отвечать потребностям общества, интересам граждан Российкой Федерации. Естественно, никакого автоматизма здесь нет. Реальность Конституции обеспечивается организаторской работой, прежде всего государства и его органов, но в немалой степени также и общественных объединений, включая многочисленные политические партии. Организаторские усилия должны привести в действие всю совокупность компетентных органов и лиц, реализующих конституционные предписания, соизмеряющих с ними свою деятельность.

Информация о работе Понятие и сущность конституции РФ