Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:57, курсовая работа
Конституция важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.
Основной Закон - это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы граждан.
Введение стр3
I.Понятие и сущность Конституции РФ стр5
II. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия
конституционных поправок стр15
III. Структура Конституции РФ стр18
IV.Толкование Конституции РФ стр22
V. Соотношение Конституции РФ и конституций республик стр24
Заключение стр28
Список использованной литературы стр29
Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.
В основе обобщения конституционных
норм в определенные общие комплексы
(разделы, главы) лежит единство предмета
регулирования, т. е. их связанность
единством общественных отношений,
на которые эти нормы
В основе определения последовательности расположения в Конституции этих комплексов норм лежат факторы, основанные на учете взаимосвязи этих норм друг с другом, мотивы первичности и производности норм друг от друга. В определенном аспекте в них проявляются определенные концепции, заложенные в конституции.
Поэтому осмысление структуры
Конституции, как и любого другого
правового акта, очень важно для
понимания этих концепций, связей отдельных
институтов, уяснения отраженных в
ней начал, характеризующих производность
одного институт от другого. Учет структуры
конституции является непременным
элементом квалифицированной
Структура Конституции Российской Федерации на разных этапах ее развития не была постоянной. В ней отражались особенности господствующей идеологии, лежащей в основе конституции, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.
Значительное влияние на структуру Конституции России оказал факт пребывания РСФСР в составе бывшего СССР в составе союзной республики, поскольку предполагалось, что структура республиканских конституций должна почти полностью воспроизводить принятую в союзной. Такая установка особенно ярко выражена в Конституции РСФСР 1937 и в Конституции РСФСР 1978 г., совпадавших по своей структуре с соответствующими Конституциями СССР.
Для первых советских Конституций России было характерно несовершенство их структуры с юридической точки зрения. Группировка норм, особенно в разделах «Общие положения Конституции» не была в должной мере систематизирована и логически объяснима. Их отличало сначала отсутствие особого раздела о правах граждан, затем его включение в Конституцию 1937 г. в качестве одной из последних глав (гл. 11).
Только в Конституции 1978 г. раздел о правах и обязанностях граждан был поставлен на второе место.
При разработке проекта Конституции Российской Федерации 1993 г. предполагалось начать Конституцию именно с раздела о правах и свободах человека и гражданина. В отдельных зарубежных странах именно такой раздел или глава открывают конституцию. В числе проектов Конституции Российской Федерации, составленных в инициативном порядке отдельными учеными и юристами, также предлагался подобный вариант.
Конституция 1993 г. не восприняла
такую структуру, что можно признать
логичным, так как начинать Конституцию
с закрепления прав человека без
определения общих основ
1. Основы конституционного строя.
2. Права и свободы человека и гражданина.
3. Федеративное устройство.
4. Президент.
5. Федеральное собрание.
6. Правительство Российской Федерации.
7. Судебная власть.
8. Местное самоуправление.
9. Конституционные поправки и пересмотр конституции.
Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения».
Указанная структура Конституции России существенно отличается от имеющейся в предшествующей, даже в самой поздней ее редакции. В последней выделялись преамбула, одиннадцать разделов (и дополнительно еще шесть) и в качестве приложения включался Федеративный Договор.
В структуре новой Конституции России четко прослеживаются те концептуальные идеи, на которых она основана.
Это проявляется в следующих изменениях структуры:
1. В изменении названия
первого раздела. Введение
2. В связи с отказом
от формы правления в виде
советской республики, переходом
на парламентскую систему снят
раз дел четвертый «Советы
народных депутатов Российской
Федерации и порядок их
3. Глава о Президенте
открывает перечень глав об
органах государственной
4. Последовательное и
четкое отражение в структуре
Конституции принципа
5. Концепция обновления федеративного устройства, новый статус субъектов Российской Федерации, иные принципы разграничения полномочий получили отражение в структур Конституции путем устранения таких разделов, которые выделялись в прежней Конституции и были посвящены высшим органам государственной власти и управления республики в составе России, органам государственной власти и управления края, области, автономной области, автономного округа и города федерального значения в составе России.
6. Снят раздел о государственном
плане экономического и
7. В прежней Конституции- права и свободы человека и гражданина были включены в раздел «Государство и личность». В новой Конституции глава называется «Права и свободы человека и гражданина», что показывает самоценность личности как таковой без увязки ее статуса непосредственно с государством. Конституция Российской Федерации 1993 г. не включила в свой текст Федеративного Договора, поскольку его положения нашли отражение в Конституции.
В целом по своей структуре Конституция 1993 г. в отличие от прежней стала более компактной, более четкой и юридически строгой по логике своего строения и научной обоснованности последовательности глав.
Раздел II Конституции «Заключительные переходные положения» в истории российской конституции появился впервые. В конституциях зарубежных стран наличие такого раздела явление нередкое.
В этом разделе в Конституции Российской Федерации закрепляются положения по вопросам, которые связаны с введением новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и федеративного Договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.
Конституция России 1993 г. в отличие от предшествующих ввела институт толкования Конституции. Здесь речь идет об официальном толковании, имеющем юридическую силу и обязательном для всех правоприменяющих субъектов.
В прежней Конституции России содержалось лишь положение о толковании законов, что было отнесено к компетенции Верховного Совета Российской Федерации.
Однако в практике применялось толкование некоторых норм Конституции, при этом руководствовались презумпцией, что толковать конституцию может только орган, к компетенции которого относится ее принятие. Таким органом прежде был съезд народных депутатов. Он и осуществлял толкование. Им 5ыло принято два постановления по этим вопросам: о толковании понятия «общее число депутатов» и ст. 183 Конституции. В первом случае толкование понятия «общее число» депутатов было вызвано тем, что существовала неясность как трактовать это понятие. Общее число народных депутатов по Конституции составляло 1068 депутатов. Фактически же было избрано меньше (в частности, не участвовала в выборах Чеченская республика). В условиях достаточно высокой степени противоборства различных фракций, при которых решения зачастую принимали с перевесом в несколько голосов, неясность понятия «общее число» вызывала затруднение. Съезд постановил толковать понятие «общее число» как «общее число избранных депутатов».
Цель толкования заключается в том, чтобы юридически точно определить, как понимать норму Конституции, допустимо ли ее расширительное применение.
Действующая Конституция России закрепила функцию толкования Конституции за Конституционным Судом (ст. 125 ч. 5). Это обусловлено тем, что Конституция была принята путем референдума, непосредственно народом и поэтому ее толкование может осуществляться особым образом - путем квалифицированной юридической экспертизы текста норм тем органом, который осуществляет судебную власть путем конституционного судопроизводства.
Конституция четко определила, по чьей инициативе Конституционный Суд может давать толкование конституции. К органам, полномочным обращаться с запросами в Конституционный Суд по этим вопросам, являются Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд уже рассматривал дела о толковании положений Конституции Российской Федерации 1993 г. По запросам палат Федерального Собрания он рассмотрел дела о толковании содержащегося в Конституции России понятия «общее число депутатов» и части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации.
По первому делу Конституционный Суд постановил трактовать понятие «общее число» депутатов Государственной Думы как конституционно определенный е состав в 450 депутатов.
По второму делу - постановление Конституционного Суда определило, что предусмотренный в ст. 105 14-дневный срок одобрения Советом Федерации Закона, применительно к Законам, указанным в ст. 106
Конституции, должен
пониматься как предельный
В Российской Федерации
каждая из 21 республик, являющихся
субъектами Федерации, имеет
Конституция Российской Федерации в ст. 5 фиксирует наличие своей конституции в республике.
Положение республики как
субъекта федерации, принцип верховенства
Конституции Российской Федерации
на всей ее территории, обусловливают
определенный характер соотношения
между федеральной и
Взаимосвязь конституций выражена конституционной формулой о соответствии конституций республик Конституции Российской Федерации. Причем, обеспечение такого соответствия отнесено к совместной компетенции Российской Федерации и республик (ст. 72 Конституции).
Понятие «соответствие» применительно к конституциям республик имеет конкретное правовое содержание, вытекающее из норм федеральной Конституции. Исходя из этого, факт несоответствия конституций республик Конституции Российской Федерации подлежит установлению правовым путем, требует обоснования соответствующими конституционными нормами.
Поэтому разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации и конституций республик по запросам уполномоченных на это органов возложено на Конституционный Суд. Положения конституции республики, признанные Конституционным Судом несоответствующими Конституции Российской Федерации утрачивают силу, что влечет за собой обязанность республики устранить эти положения из своей конституции.
Необходимость соответствия конституций республик федеральной Конституции России и уровень этого соответствия определяются объективными факторами. Оно устанавливается только в той мере, в какой это необходимо в целях создания условий для функционирования Российской Федерации как целостного единого государства, обеспечения гарантий единого экономического пространства, единых основ статуса личности, прямого действия Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей ее территории, претворения в жизнь основ конституционного строя России. Вне рамок этих целей за республиками обеспечивается широкая самостоятельность в определении содержания своих конституционных установлений.