Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:34, курсовая работа
Главная цель моей роботы исследовать государственную власть и государство в целом, а также ознакомится с механизмом и формой правления современного и досовременного государств. Раскрыть понятие и признаки, сущность и функции нашего государства, а также изучить существующие формы правления. Функции государства отражают динамическую сторону государственного бытия. Существующие формы и виды правления сохраняют свое значение, все они существуют в различных государствах мира, но на их базе и наряду с ними через совмещение и появление новых признаков создаются неизвестные ранее формы.
в) проявляется в способности
государственной власти оказывать воз
действие на поведение и деятельность
людей, подчинять их себе с целью
управления общественными делами.
2. Демократия имеет политический характер1:
а) предусматривает политическое и идеологическое многообразие. Демократия, как, впрочем, и рыночная экономика, невозможна без существования конкуренции, то есть без оппозиции и плюралистической политической системы. Это находит проявление в том, что демократия выступает принципом деятельности политических партий в борьбе за обладание государственной властью. При демократии учитывается многообразие политических мнений — партийных и других, идеологических подходов к решению общественных и государственных задач. Демократия исключает государственную цензуру и идеологический диктат.
Прямой (непосредственный) характер выборов означает:
1) воздействие решения избирателя на результаты выборов без посреднической инстанции;
2) наличие перед выборами непосредственной информации о кандидатах.
свои пределы. Допускается существование не любых партий и идеологий. Запрещается создание политических партий, программные цели и действия
которых направлены на насильственное
изменение конституционного строя,
нарушение целостности
б) основывается на политическом равноправии граждан относительно их ___________________________
1Перевалов В.А. Теория государства и права: Учебник. – СПб: Аврора, 2005.
участия в управлении делами общества и государства и, прежде всего, на равенстве избирательных прав. Такое равенство дает возможность выбора между различными политическими вариантами, то есть политическими возможностями развития.
Социальное государство — это правовое государство развитого гражданского общества с социально ориентированным рыночным хозяйством, способное создать условия для реализации экономических, социальных и культурных прав человека, гарантировать социальную справедливость и социальную безопасность личности, установить социальное согласие в обществе.
Признаки социального государства:
- наличие правового государства и развитого гражданского общества как условия его функционирования;
- наличие экономической основы — социально ориентированного рыночного хозяйства;
- наличие юридической основы — социального законодательства и осуществление на его основе социальной политики;
- гарантирование реализации экономических, социальных и культурных прав человека;
- гарантирование социальной безопасности личности, способной самостоятельно обеспечивать необходимый (достаточный) уровень Материального благосостояния для себя и членов своей семьи (профессиональное обучение, переквалификация, равенство стартовых возможностей для молодежи);
Таким образом,
будучи ограниченным правом, социальное
государство проявляет
Государство является социальным, правовым постольку, поскольку оно гарантирует человеку свободу проявления:
Прогнозировать перспективу успешного развития Украины можно только на путях оптимального сочетания принципов правовой государственности, демократизма, социальной государственности. Концепция социального правового государства является достоянием всего человечества. Эта рациональная концепция в случае успешной реализации способна вывести Украину в число цивилизованных государств мира.
Правовое государство — это тип государства развитого гражданского общества, в котором организация и деятельность власти основана на принципе верховенства права, признании и обеспечении прав и свобод человека, взаимной ответственности государства и личности, соблюдении реального разделения властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем. Правовое государство основывается на конституционном режиме и предполагает непротиворечивую правовую систему1.
Кроме обычных признаков, которые характерны для любого государства, правовое государство, как высшая форма политического бытия, которую выработало человечество, предполагает действие следующих принципов и иных условий:
1. Верховенство права — в Конституцией Украины 1996 г. записано: «В Украине признается и действует принцип верховенства права».
- Приоритет прав человека — признание прав человека высшей социальной ценностью и непосредственно действующим правом; закрепление в конституции каталога прав и свобод человека в соответствии с международными стандартами, а также создание социально-правового механизма их обеспечения (реализации, охраны, защиты).
- Соответствие закона праву (господство правовых законов) — соблюдение конституционного требования о правовом характере издаваемых законов, что означает: право, как справедливая и равная мера свободы, получает отработанное в законе содержание, гарантируется прямое действие конституционного закона и закрепленных в нем неотчуждаемых прав человека;
- Правовая определенность — возможность гражданина в разумных границах и при определенных обстоятельствах предусматривать юридические последствия своих действий, что означает: не только наличие норм права, но и четкое их закрепление в соответствующих юридических источниках, установленных действующей конституцией либо Законом о нормативных актах.
- Ограничение государственной власти правом — свобода в обществе может быть достигнута только в том случае, если государственная власть ограничивается (преодолевается) правом, ставится под контроль права, _____________________________
1Лазарев В. В. Общая теория государства и права. – М.: Изд. МГУ, 2005.
функционирует в сочетании и во взаимодействии с гражданским обществом в рамках права; самоограничение государственной власти своих прав возможно с помощью ею же созданных правовых законов при высокой культуре людей, составляющих эту власть.
2. Сформировавшееся гражданское общество — общество с высокоразвитой системой взаимодействия свободных и равноправных граждан и их объединений:
- Реальное обеспечение осуществления принципа равных возможностей людей свободно и безопасно распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, руководствуясь действующим правом и собственным правосознанием;
- Утверждение прав народа и его суверенитета как единственного источника и носителя государственной власти.
3. Взаимная ответственность личности и государства — признание правового равенства сторон в конкретных правоотношениях: с одной стороны, ответственность личности как объекта власти, с другой — ответственность государства как субъекта власти:
- Ответственность государства перед личностью за все виды ее безопасности выражается в гарантиях: правовой защищенности конституционно закрепленных прав и свобод личности и постоянного их расширения; не превышения пределов полномочий, четкого соблюдения законов (не привлекать к ответственности одного вида за одно и то же правонарушение; не привлекать к ответственности за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определен законом, и др.); возмещения за свой счет и за счет органов местного самоуправления морального и материального ущерба, причиненного незаконными решениями, действием или бездействием органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий;
- Ответственность личности перед государством выражается в соблюдении запретов (не создавать организационные структуры политических партий в органах исполнительной и судебной власти и др.), исполнении обязанностей (соблюдать нормы конституции и действующих законов, платить законно установленные налоги, сохранять природу и окружающую среду и др.), использовании предоставленных прав в определенных рамках, установленных законами1.
- Независимость и самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной власти — недопустимость подмены функций друг друга; издание законов исключительно парламентом или по его делегированию (если оно предусмотрено законом); осуществление правосудия исключительно судом; четкое регламентирование подзаконной деятельности исполнительных высших органов власти и т. п.
- Независимость судебных органов как действенная гарантия защиты прав человека; демократизм формирования судебной системы и процедуры судопроизводства, профессионализм и доступность судебной защиты.
Развитое правосознание и правовая культура общества, социальных групп, граждан. Знание права и умение его реализовывать. Ограничение правового нигилизма и правового догматизма. Преемственность правовой культуры и разумная правовая аккультурация.
_____________________
1Перевалов В.А. Теория государства и права: Учебник. – СПб: Аврора, 2005.
Заключение
Исследовав тему моей
курсовой роботы, я сделала вывод,
что функции и признаки современного
государства очень
Так как целью моей роботы было раскрыть сущность понятия современное государство, я отобразила сущность государства.
Я считаю, что каждый гражданин должен знать свое государство и иметь реальную его защиту.
Вопрос о государстве является фокусом всех политических вопросов и политических споров современности. От характера ответа на этот вопрос зависит толкование всех других проблем общественного развития.
Провозглашение Украины независимым суверенным государством, принятие Конституции, необходимость реального обеспечения прав и свобод гражданина, утверждение верховенства права в общественной жизни обусловили потребность осмысления сущности и роли государства в трудную пору перемен и гуманистического его развития, эффективного регулирования социальных действий людей.
С этого всего вытекает,
что современное государство
– это суверенная политико–территориальная
организация социально
Суверенитет государства отражает государственную организацию народа. Только суверенитет демократического государства является формой проявления народного суверенитета.
Также в своей роботе я обратила внимание на то, что в отличии от западных буржуазных стран, в СССР, в состав которого входила Советская Украина, было монополистом во всех сферах жизнедеятельности общества.
Государственная власть представляет собой особую разновидность власти. Если в первобытном обществе социальная власть имеет публичный (общественный) характер, то в классово-организационном – политический. В государстве мы имеем дело с политической властью. В анализе политических систем общества занимает такое же место, как деньги в экономических системах: она имеет прочные корни в общественной и частной жизни граждан.
Особо следует
выделить относительную
Отобразив Украину, как правовое государство, я хотела бы отметить, что в конституциях ряда стран (США, Франции, Швейцарии и др.) отсутствуют статьи, указывающие, что данная страна является правовой. Однако правовая сущность государства раскрывается через закрепленные в статьях Основного закона признаки правового государства: охрана и защита прав человека, подчиненность власти закону, разделение властей, независимость суда и др.
Информация о работе Понятие и признаки современного государства