Понятие и признаки современного государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Главная цель моей роботы исследовать государственную власть и государство в целом, а также ознакомится с механизмом и формой правления современного и досовременного государств. Раскрыть понятие и признаки, сущность и функции нашего государства, а также изучить существующие формы правления. Функции государства отражают динамическую сторону государственного бытия. Существующие формы и виды правления сохраняют свое значение, все они существуют в различных государствах мира, но на их базе и наряду с ними через совмещение и появление новых признаков создаются неизвестные ранее формы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

в) проявляется в способности государственной власти оказывать воз 
действие на поведение и деятельность людей, подчинять их себе с целью 
управления общественными делами.

2. Демократия имеет политический характер1:

а) предусматривает политическое и идеологическое многообразие. Демократия, как, впрочем, и рыночная экономика, невозможна без существования конкуренции, то есть без оппозиции и плюралистической политической системы. Это находит проявление в том, что демократия выступает принципом деятельности политических партий в борьбе за обладание государственной властью. При демократии учитывается многообразие политических мнений — партийных и других, идеологических подходов к решению общественных и государственных задач. Демократия исключает государственную цензуру и идеологический диктат.

Прямой (непосредственный) характер выборов означает:

1) воздействие  решения избирателя на результаты выборов без посреднической инстанции;

2) наличие  перед выборами непосредственной информации о кандидатах.

свои пределы. Допускается существование не любых партий и идеологий. Запрещается создание политических партий, программные цели и действия

которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности государства, его независимости и ряд других;

б) основывается на политическом равноправии граждан относительно их ___________________________

1Перевалов В.А. Теория государства и права: Учебник. – СПб: Аврора, 2005.

 

участия в управлении делами общества и государства и, прежде всего, на равенстве избирательных прав. Такое равенство дает возможность выбора между различными политическими вариантами, то есть политическими возможностями развития.

  1. Демократия предусматривает провозглашение, гарантирование и фактическое воплощение прав граждан — экономических, политических, гражданских, социальных, культурных.
  2. Демократия предусматривает законность в качестве режима общественно-политической жизни. Режим общественно-политической жизни выражается в требованиях ко всему обществу — ко всем субъектам политической системы (они же — и субъекты демократии) и, прежде всего, к государственным органам — учреждаться и функционировать на основе строгого и неуклонного исполнения правовых норм. Каждый орган государства, каждое должностное лицо должны иметь столько полномочий, сколько необходимо, чтобы создать условия для реализации прав человека, их охраны и защиты.

Социальное государство  — это правовое государство развитого гражданского общества с социально ориентированным рыночным хозяйством, способное создать условия для реализации экономических, социальных и культурных прав человека, гарантировать социальную справедливость и социальную безопасность личности, установить социальное согласие в обществе.

Признаки  социального государства:

    - наличие правового государства и развитого гражданского общества как условия его функционирования;

    - наличие экономической основы — социально ориентированного рыночного хозяйства;

    - наличие юридической основы — социального законодательства и осуществление на его основе социальной политики;

    - гарантирование реализации экономических, социальных и культурных прав человека;

      - гарантирование социальной безопасности личности, способной самостоятельно обеспечивать необходимый (достаточный) уровень Материального благосостояния для себя и членов своей семьи (профессиональное обучение, переквалификация, равенство стартовых возможностей для молодежи);

Таким образом, будучи ограниченным правом, социальное государство проявляет активность в регулировании социально - экономических процессов, социального аспекта основных прав граждан, их социальной защищенности в соответствии с законом.

Государство является социальным, правовым постольку, поскольку оно гарантирует человеку свободу проявления:

  • как личности, которая отличается от других физическими и психическими качествами, то есть имеет индивидуальность;
  • как члену социального организма, каким является гражданское общество, то есть личности, которая входит в состав общественных и профессиональных групп и организаций;
  • как гражданину, который находится в особых правовых связях с государством.

Прогнозировать  перспективу успешного развития Украины можно только на путях  оптимального сочетания принципов  правовой государственности, демократизма, социальной государственности. Концепция социального правового государства является достоянием всего человечества. Эта рациональная концепция в случае успешной реализации способна вывести Украину в число цивилизованных государств мира.

Правовое государство — это тип государства развитого гражданского общества, в котором организация и деятельность власти основана на принципе верховенства права, признании и обеспечении прав и свобод человека, взаимной ответственности государства и личности, соблюдении реального разделения властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем. Правовое государство основывается на конституционном режиме и предполагает непротиворечивую правовую систему1.

Кроме обычных признаков, которые характерны для любого государства, правовое государство, как высшая форма политического бытия, которую выработало человечество, предполагает действие следующих принципов и иных условий:

1. Верховенство права — в Конституцией Украины 1996 г. записано: «В Украине признается и действует принцип верховенства права».

     - Приоритет прав человека — признание прав человека высшей социальной ценностью и непосредственно действующим правом; закрепление в конституции каталога прав и свобод человека в соответствии с международными стандартами, а также создание социально-правового механизма их обеспечения (реализации, охраны, защиты).

      - Соответствие закона праву (господство правовых законов) — соблюдение конституционного требования о правовом характере издаваемых законов, что означает: право, как справедливая и равная мера свободы, получает отработанное в законе содержание, гарантируется прямое действие конституционного закона и закрепленных в нем неотчуждаемых прав человека;

- Правовая определенность — возможность гражданина в разумных границах и при определенных обстоятельствах предусматривать юридические последствия своих действий, что означает: не только наличие норм права, но и четкое их закрепление в соответствующих юридических источниках, установленных действующей конституцией либо Законом о нормативных актах.

- Ограничение государственной власти правом — свобода в обществе может быть достигнута только в том случае, если государственная власть ограничивается (преодолевается) правом, ставится под контроль права, _____________________________

1Лазарев В. В. Общая теория государства и права. – М.: Изд. МГУ, 2005.

функционирует в сочетании и во взаимодействии с гражданским обществом в рамках права; самоограничение государственной власти своих прав возможно с помощью ею же созданных правовых законов при высокой культуре людей, составляющих эту власть.

2. Сформировавшееся  гражданское общество — общество с высокоразвитой системой взаимодействия свободных и равноправных граждан и их объединений:

       - Реальное обеспечение осуществления принципа равных возможностей людей свободно и безопасно распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, руководствуясь действующим правом и собственным правосознанием;

       - Утверждение прав народа и его суверенитета как единственного источника и носителя государственной власти.

3. Взаимная  ответственность личности и государства — признание правового равенства сторон в конкретных правоотношениях: с одной стороны, ответственность личности как объекта власти, с другой — ответственность государства как субъекта власти:

- Ответственность государства перед личностью за все виды ее безопасности выражается в гарантиях: правовой защищенности конституционно закрепленных прав и свобод личности и постоянного их расширения; не превышения пределов полномочий, четкого соблюдения законов (не привлекать к ответственности одного вида за одно и то же правонарушение; не привлекать к ответственности за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определен законом, и др.); возмещения за свой счет и за счет органов местного самоуправления морального и материального ущерба, причиненного незаконными решениями, действием или бездействием органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий;

- Ответственность личности перед государством выражается в соблюдении запретов (не создавать организационные структуры политических партий в органах исполнительной и судебной власти и др.), исполнении обязанностей (соблюдать нормы конституции и действующих законов, платить законно установленные налоги, сохранять природу и окружающую среду и др.), использовании предоставленных прав в определенных рамках, установленных законами1.

       - Независимость и самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной власти — недопустимость подмены функций друг друга; издание законов исключительно парламентом или по его делегированию (если оно предусмотрено законом); осуществление правосудия исключительно судом; четкое регламентирование подзаконной деятельности исполнительных высших органов власти и т. п.

        - Независимость судебных органов как действенная гарантия защиты прав человека; демократизм формирования судебной системы и процедуры судопроизводства, профессионализм и доступность судебной защиты.

      Развитое правосознание и правовая культура общества, социальных групп, граждан. Знание права и умение его реализовывать. Ограничение правового нигилизма и правового догматизма. Преемственность правовой культуры и разумная правовая аккультурация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_____________________

1Перевалов В.А. Теория государства и права: Учебник. – СПб: Аврора, 2005.

Заключение

Исследовав тему моей курсовой роботы, я сделала вывод, что  функции и признаки современного государства очень разнообразны, также различие между современным и досовременным государствами значительные.

Так как целью моей роботы было раскрыть сущность понятия  современное государство, я отобразила сущность государства.

Я считаю, что каждый гражданин  должен знать свое государство и  иметь реальную его защиту.

Вопрос о государстве  является фокусом всех политических вопросов и политических споров современности. От характера ответа на этот вопрос зависит толкование всех других проблем  общественного развития.

Провозглашение Украины  независимым суверенным государством, принятие Конституции, необходимость реального обеспечения прав и свобод гражданина, утверждение верховенства права в общественной жизни обусловили потребность осмысления сущности и роли государства в трудную пору перемен и гуманистического его развития, эффективного регулирования социальных действий людей.

С этого всего вытекает, что современное государство  – это суверенная политико–территориальная организация социально неоднородного  общества, обладающего публичной  властью, которая осуществляется специальным аппаратом управления. 

Суверенитет государства  отражает государственную организацию  народа. Только суверенитет демократического государства является формой проявления народного суверенитета.

Также в своей роботе я обратила внимание на то, что в отличии от западных буржуазных стран, в СССР, в состав которого входила Советская Украина, было монополистом во всех сферах жизнедеятельности общества.

Государственная власть представляет собой особую разновидность  власти. Если в первобытном обществе социальная власть имеет публичный (общественный) характер, то в классово-организационном – политический. В государстве мы имеем дело с политической властью. В анализе политических систем общества занимает такое же место, как деньги в экономических системах: она имеет прочные корни в общественной и частной жизни граждан.  

Особо следует  выделить относительную самостоятельность  государства по отношению к праву, правовой системе: изменения, происходящие в государстве, не обязательно немедленно должны адекватным образом отразиться и в праве. Как самостоятельные явления, государство и право вступают в самые разнообразные отношения с другими явлениями материальной, политической, социально-культурной сфер жизни общества. Принципиальными для них являются их собственные связи. Благодаря этим связям они образуют единую сферу, которая разделяется в процессе деятельности на два самостоятельных, но взаимодействующих явления, каждое из которых обладает присущими только ему признаками и свойствами.

Отобразив Украину, как правовое государство, я хотела бы отметить,  что в конституциях ряда стран (США, Франции, Швейцарии и др.) отсутствуют статьи, указывающие, что данная страна является правовой. Однако правовая сущность государства раскрывается через закрепленные в статьях Основного закона признаки правового государства: охрана и защита прав человека, подчиненность власти закону, разделение властей, независимость суда и др.

Информация о работе Понятие и признаки современного государства