Понятие и признаки современного государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Главная цель моей роботы исследовать государственную власть и государство в целом, а также ознакомится с механизмом и формой правления современного и досовременного государств. Раскрыть понятие и признаки, сущность и функции нашего государства, а также изучить существующие формы правления. Функции государства отражают динамическую сторону государственного бытия. Существующие формы и виды правления сохраняют свое значение, все они существуют в различных государствах мира, но на их базе и наряду с ними через совмещение и появление новых признаков создаются неизвестные ранее формы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 176.00 Кб (Скачать)


Введение

Тема моей курсовой роботы «Понятие и признаки современного государства».

Главная цель моей роботы исследовать государственную власть и государство в целом, а также ознакомится с механизмом и формой правления современного и досовременного государств. Раскрыть  понятие и признаки, сущность и функции нашего государства, а также изучить существующие формы правления. Функции государства отражают динамическую сторону государственного бытия. Существующие формы и виды правления сохраняют свое значение, все они существуют в различных государствах мира, но на их базе и наряду с ними через совмещение и появление новых признаков создаются неизвестные ранее формы.

  Раскрывая содержание понятия государства, следует подвести его под такое родовое понятие, как политическая организация. Если государство до середины XIX века можно определять как политическую организацию господствующего класса, то позднейшее, и особенно современное, государство — это политическая организация всего общества.

В независимой Украине с переходом к рыночным отношениям содержание экономической функции государства (по сравнению с СССР) существенно меняется. Сфера государственного управления не сводится к государственному сектору экономики. Лишь устанавливаются пределы для вмешательства государства в частный сектор экономики.

Моей задачей выступает раскрыть сущность своего государства как независимого, суверенного, демократического, социального и правового государства.

Что касается Украины  как суверенного государства, то суверенитет государств, ставших членами международных организаций, добровольно ограничивается (делегируются полномочия) в интересах достижения ими мировых экономических и гуманитарных целей. Так, члены Европейского Союза заключили между собой договор, согласно которому большая часть их экономической жизни подлежит руководству Союза. Отдельные элементы суверенитета перемещаются в ведение таких надгосударственных, надправительственных и даже частных институтов — Всемирный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация (ВТО) и др. Несмотря на эти ограничения, члены Европейского Союза остаются суверенными государствами.

Относительно  демократии, то она предполагает взаимную ответственность государства и гражданина, которая выражается в требовании воздерживаться от совершения действий, нарушающих их обоюдные права и обязанности. В Конституции Украины подчеркнуто: «Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства». Арбитром в возможных конфликтах между государством и гражданином является независимый и демократический суд. Демократизация общества — это долговременный постоянный процесс, нуждающийся не только во внутригосударственных, но и в международных гарантиях.

Понятие государства, а  главное его сущность, функционирование и функции есть важным элементом  при изучении теории государства  и права, и по этому является актуальной темой.

Предметом моего изучение было государство, как современное, так и досовременное.

 В рассмотрении органов власти я затрагиваю вопрос о большинстве конституционных государств, в которых принцип разделения властей положен в основание организации государственной власти, имеются государственные органы, которые формально не относятся ни к одной из классических отраслей власти.

 

 

 

 

Раздел 1. Общая характеристика современного государства.

Государственная власть – способ управления обществом, выражающийся в публично-политический, волевых  отношениях руководства (господства) – принятия (подчинения, которые складываются между государственным аппаратом и объектами политического властвования на основе правовых норм, при использовании, в случае необходимости, государственного принуждения.

Признаки государственной  власти:

1) публичная власть – выступает от имени всего общества (народа), имеет «публичную» основу своей деятельности – казенное имущество. Собственные доходы, налоги1.

2) верховная власть  – юридически олицетворяет общеобязательную  волю всего общества, располагает монопольным правом издавать законы и опираться на аппарат принуждения как на одну из средств соблюдения законов и иных правовых актов;

3) суверенная власть – отделена от других видов власти внутри страны – от партийной, церковной и других, от власти других государств. Она независима от них и имеет исключительное монопольное положение в сфере государственных дел;

4) легитимная власть  – юридически обоснована и  признана народом страны, а также  мировым сообществом. Например, представительные органы приобретают легитимность в результате проведения выборов, предусмотренных и регламентированных законом. Легитимность власти предполагает признание ее правового характера.

5) легализованная власть  – узаконена в своей деятельности, в том числе в использовании  силы в пределах государства. Легализованность – это юридическое выражение легитимности: способность не только воплощать в нормах права, но функционировать в границах закона. Деятельность __________________________

1Скакун О. Ф. Теория государства и права: Учебник. – Харьков: Консул, 2006.

легализованной власти направлена на стабилизацию общества.

6) аппаратная власть  – концентрируется в аппарате, системе органов государства  и через эти органы осуществляется;

7) универсальная власть  – распространяет властные решения  на все общество: они являются общеобязательными для всех коллективных и индивидуальных субъектов;

Содержанием государственной  власть является совокупность полномочий, которыми она наделена по закону. Объем  властных полномочий и ответственности  соответственно предмету ведения есть ее компетенция.

В разных обществах и  государствах характер власти различен: в одних «руководство» со стороны  государства означает прямое насилие, в других –

скрытое принуждение, в  третьих – организацию и убеждение. Имеет место и сочетание разных средств осуществления государственной воли.

 

1.1 Понятие и признаки государства

В специальной литературе разрабатывается множество определений понятия государства, которые отражают следующие его аспекты:

— государство как организация политической власти;

— государство как аппарат власти;

— государство как политическая организация всего общества.

Каждый из указанных  аспектов заслуживает внимания. Действительно, понимание государства как организации политической власти подчеркивает, что среди других субъектов политической системы оно выделяется особыми качествами, представляет собой официальную форму организации власти, причем единственную организацию политической власти, управляющую всем обществом1. Государство является основным универсальным аккумулятором политической власти, ибо имеет возможность: а) придавать интересу (воле) власти общеобязательный характер; б) использовать специа-

________________________________

1Комаров С. А. Общая теория государства и права. – М.: Юрайт, 2002.

льные органы (аппарат) для ее осуществления; в) применять принуждение в случае нарушения прав человека.

Вместе с тем политическая власть — важное функциональное звено государства, но не единственное. Государство как форма организации совместного человеческого бытия представляет собой органическую систему, которая состоит из объединяющих ее элементов: 1) публичная власть как способ управления обществом; 2) система органов, осуществляющих власть; 3) народ — объект государственного властвования; 4) государственная территория как материальная основа государства; 5) юридические средства управления обществом, которые вместе с другими социальными нормами поддерживают их совместное существование, правовой порядок, регулируют поведение и сохраняют целостность. Поэтому нецелесообразно сводить понятие государства исключительно к организации политической власти.

Нельзя и отождествлять  государственную власть и государство. Государственная власть является способом руководства, управления обществом, а  государство — формой организации общества. Государственная власть — непременный элемент государства, без которого оно не может функционировать. Но государство также не может существовать и без других, указанных выше, элементов.

С внешней стороны государство выступает как механизм осуществления

власти и управления обществом, как аппарат публичной власти, то есть система представительных, исполнительных и судебных органов. Рассмотрение государства через непосредственное воплощение политической власти в аппарате, системе государственных органов также не раскрывает полностью его понятия. При таком рассмотрении не учитывается деятельность системы органов местного самоуправления, а также других элементов государства.

Государство становится не просто властью, основанной на принуждении, а целостной организацией общества, которая выражает и охраняет общественные солидарные интересы, обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов, реализует главное, что дает людям цивилизация, — народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности. Признак принуждения, характерный для недемократических государств, в цивилизованном государстве является субсидиарным, вспомогательным.

Государство (лат. imperium, civitas; англ. state) — это суверенная политико-территориальная организация социально неоднородного общества (населения), обладающего публичной властью, которая осуществляется специальным аппаратом управления и принуждения на основе юридических норм, обеспечивающих согласование социально-групповых, индивидуальных и общественных интересов.

Выделение индивидуальных и общественных интересов, подлежащих обеспечению государства, как правило, не вызывает возражений. Несколько иное отношение к акцентированию внимания на социально-групповых интересах. Между тем, оно заслуживает внимания и принятия. Государство рассматривается в связке с гражданским обществом как его политическая организация. А гражданское общество неоднородно и состоит из различных социальных групп.

Общие признаки государства:

1) располагает территорией в определенных пределах (государственных границах). Территория — материальная основа существования государства. Сама территория не порождает государство. Она только образует пространство, в пределах которого государство простирает свою власть на проживающее здесь население;

2)  объединяет население, проживающее на данной территории, по признаку гражданства. Гражданство — юридическая связь лица с данным государством, которая выражается во взаимных правах и обязанностях. Гражданин государства обретает: а) право на участие в управлении государством, покровительство и защиту государства; б) обязанность подчиняться государственно-властным велениям и нести ответственность перед государством;

3) обладает специальным аппаратом управления — системой государственных органов, состоящих из особого разряда лиц, профессионалов по управлению;

4)  опирается на аппарат принуждения (в случае необходимости) — учреждения принудительного характера (полиция, тюремные и исправительно-трудовые учреждения)1;

5)  издает общеобязательные юридические нормы и обеспечивает их реализацию: охраняет и защищает права своих граждан, а также других людей, которые находятся на его территории, социальных групп и общества в целом. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечить осуществление принимаемых им решений;

6)  имеет единую денежную систему;

7) устанавливает официальную систему налогообложения и финансового контроля;

8)  обладает суверенитетом;

 Под территорией государства понимается: (1) сухопутное пространство — земная территория; (2) йодное пространство — внутренние воды внутри государственных границ и территориальные воды в пределах 12 морских миль; (3) воздушное пространство над государственными границами — на высоте до 35 километров; (4) недра; (5) военные и торговые суда в открытом море; (6) воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Украины; (7) космические объекты под флагом и гербом государства; (8) трубопроводы; (9) подводные кабели и нефтяные морские вышки; (10) территории дипломатических представительств и консульств за рубежом.

9) имеет формальные реквизиты — официальные символы: флаг, герб.

___________________________

1Перевалов В.А. Теория государства и права: Учебник. – СПб: Аврора, 2005.

Следует учесть, что государство  может быть светским и теократическим.

Большинство государств мира — светские, то есть такие, в которых разграничены сферы действия церкви и государства (церковь отделена от государства). В теократических государствах власть принадлежит церковной иерархии (Монголия).

 

1.2 Сущность государства

Чтобы раскрыть понятие  государства, необходимо проникнуть в  его сущность.

Сущность государства — это внутренний смысл его деятельности, который выражает единство (общность, солидарность) общесоциальных и узкоклассовых (социально-групповых) интересов граждан. Любое государство, наряду с решением узкоклассовых задач, выполняет и общесоциальные задачи («общие дела»), без которых не может функционировать ни одно общество. Это — средства транспорта и связи, строительство дорог, ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью, меры по обеспечению мира и другие.

Информация о работе Понятие и признаки современного государства