Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:34, курсовая работа
Главная цель моей роботы исследовать государственную власть и государство в целом, а также ознакомится с механизмом и формой правления современного и досовременного государств. Раскрыть понятие и признаки, сущность и функции нашего государства, а также изучить существующие формы правления. Функции государства отражают динамическую сторону государственного бытия. Существующие формы и виды правления сохраняют свое значение, все они существуют в различных государствах мира, но на их базе и наряду с ними через совмещение и появление новых признаков создаются неизвестные ранее формы.
- Конституционная (ограниченная) – власть монарха ограничена конституцией,
он не может прямо влиять на состав и политику правительства, которое ______________________________
1Скакун О. Ф. Теория государства и права: Учебник. – Харьков: Консул, 2006.
формируется парламентом и подотчетно ему; парламент осуществляет законодательную деятельность.
Республика – форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется представительным общенациональным органом власти (парламентом), избранным народом на определенный срок.
Виды республики:
Парламентская - глава государства (президент) не может влиять на состав и политику правительства. Правительство формируется парламентом, подотчетно и подконтрольно ему (действует принцип политической ответственности правительства перед парламентом); остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства.
Президент—глава государства, но не глава правительства. Полномочий у президента меньше, чем у премьер-министра, который является главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции. Верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением страны.
Президент избирается парламентом или более широкой коллегией с участием парламента (Италия, Греция, Индия, ФРГ, Чехия, Венгрия)
Президентская - глава государства (президент) лично или с последующим одобрением верхней палаты парламента формирует состав правительства, которым руководит сам. Правительство, как правило, несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом (возможен парламентский контроль). Полномочия президента позволяют ему контролировать деятельность парламента (право его роспуска, право вето и др.)
Президент избирается внепарламентским путем — прямыми или непрямыми выборами населения (США, Аргентина, Мексика, Бразилия, Швейцария, Иран, Ирак).
Смешанная (полупрезидентская, полупарламентская) - глава государства (президент) предлагает состав правительства (прежде всего кандидатуру премьер-министра), который подлежит обязательному утверждению парламентом. Парламент и президент осуществляют контроль над правительством (двойной контроль). Исполнительная власть принадлежит не только президенту, но и премьер-министру, возглавляющему правительство. Президент в праве председательствовать на заседаниях правительства. Президент избирается внепарламентским путем (Украина, Финляндия, Франция, Португалия, Ирландия, Исландия, Румыния, Словения, Хорватия).
2.3. Соотношение современной и досовременной форм государства.
Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации.
Следует учесть, что родовая организация постепенно эволюционировала в государство, проходя определенные переходные стадии, одной из которых была «военная демократия» (органы самоуправления еще сохраняются, но уже новые догосударственные структуры в лице военачальника и его дружины набирают силу).
Признаки государства, отличающее его от социальной (публичной) власти первобытнообщинного строя:
- первобытный строй:
- государство1:
Нынешнее государство сильно отличается от тех родоплеменных общин, которые существовали ранее, однако некоторые механизмы и методы управления остались прежними.
______________________
Лазарев В. В. Общая теория государства и права. – М.: Изд. МГУ, 2005.
Раздел 3. Украина суверенное, независимое, демократическое, социальное и правовое государство.
Первые в истории человечества государства возникли вследствие разделения первобытного общества на классы с противоположными социально-экономическими интересами. Наряду с этой закономерностью образования государств у различных народов имеет свои специфические условия. А именно: у римлян процесс образования государства был ускорен борьбой плебеев против патрициев; у германцев – завоеванием чужых территорий; у других – в условиях внутренних противоречий, в частности, в процессе ликвидации империй, колоний, и т. п.
Народы в составе многонациональных государств вследствие конкретных исторических причин начали осуществлять свое право на самоопределение и формирование национальных суверенных государств. По подобному варианту возникло и утверждается демократическое, независимое, правовое государство Украины; с принятием Декларации о государственном суверенитете Украины и провозглашением ее независимости открылись реальные возможности построения демократического правового государства. Развития демократии и создание правового государства должны осуществляться одновременно. Правовое государство может возникнут только в демократически развитом обществе, в котором есть необходимые условия для полновластия народа, осуществления и защиты основных прав человека как наивысшей социальной ценности общества. Вместе с тем, правовое государство может функционировать при надлежащем уровне цивилизованности общественных отношений.
В Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 года указаны следующие признаки государственного суверенитета Украины: 1) верховенство; 2) самостоятельность; 3) полнота; 4) неделимость; 5) независимость; 6) равноправие. К указанным признакам суверенитета следует добавить неотчуждаемость — невозможность произвольного отчуждения легитимной и легализованной власти. Имеется лишь закрепленная законом возможность делегировать суверенные права государства органам местного самоуправления (в унитарном государстве), субъектам федерации и органам местного самоуправления (в федеративном государстве), международным организациям (политическим субъектам более высокого ранга) 1.
Суверенитетом обладают
любые государства независимо от
величины их территории, количества населения,
формы правления и устройства.
Государства выступают как
Суверенитет государства является основным принципом международного права. Он нашел свое выражение в Уставе ООН и других международно-правовых документах.
Суверенитет государства выражается в системе его суверенных прав (внутренних и внешних), которые осуществляются государственными органами и институтами:
Следует различать два аспекта суверенитета государства:
- формальный, юридический (форма суверенитета);
______________________________
1 Скакун О. Ф. Теория государства и права:
Учебник. – Харьков: Консул, 2006.
- материальный (содержание суверенитета).
Объем суверенитета у государств не одинаков. У большинства государств он формальный либо ограниченный. В наши дни свойственное государству верховенство его власти на своей территории и независимость в международных отношениях все больше ограничиваются международным правом. Это связано с формированием транснациональных обществ, неподконтрольных государству; образованием международных и межгосударственных (регионально-континентальных) сообществ и содружеств; активизацией деятельности международных правительственных и неправительственных организаций и институтов; также децентрализацией внутри государства в связи с расширением прав его регионов.
Ограничением свободы действий государства являются: юридический запрет применять силу против других государств, за исключением самообороны или уполномочия со стороны Совета безопасности ООН (органа, который несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности); юридическая обязанность исполнять заключенные им договоры.
Утверждение в национальном и международном праве принципа уважения и соблюдения прав человека со второй половины XX века существенно ослабило незыблемые позиции суверенного равенства и невмешательства во внутренние дела государств. В рамках и пределах, установленных Уставом ООН, стала применяться вооруженная сила против государства, допускающего или совершающего нарушения прав человека (так называемая гуманитарная интервенция).
Демократия нигде и никогда не существовала без государства.
Реально демократия представляет собой форму (разновидность) государства, характеризующегося, по меньшей мере, следующими признаками:
Современные демократические государства (а быть демократическим государством престижно) дополняются рядом других признаков и принципов:
Исходя из современного наполнения демократии качественным дополнительным содержанием, можно дать определение демократии как образца, идеала, к которому стремятся цивилизованные государства.
Демократия — политическая организация власти народа, при которой обеспечивается: равное участие граждан в управлении государственными и общественными делами; выборность основных органов государства и законность в функционировании всех субъектов политической системы общества; реализация, охрана и защита прав и свобод человека и меньшинства в соответствии с международными стандартами.
Признаки демократии:
1. Демократия имеет государственный характер:
а) выражается в делегировании народом
своих полномочий государственным органам.
Народ участвует в управлении делами в
обществе
и государстве как непосредственно (самоуправление),
так и через
представительные органы;
б) обеспечивается выборностью органов
государства, то есть демократической
процедурой организации органов государства
в результате
конкурентных, свободных и честных выборов;
Информация о работе Понятие и признаки современного государства