Понятие и признаки современного государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Главная цель моей роботы исследовать государственную власть и государство в целом, а также ознакомится с механизмом и формой правления современного и досовременного государств. Раскрыть понятие и признаки, сущность и функции нашего государства, а также изучить существующие формы правления. Функции государства отражают динамическую сторону государственного бытия. Существующие формы и виды правления сохраняют свое значение, все они существуют в различных государствах мира, но на их базе и наряду с ними через совмещение и появление новых признаков создаются неизвестные ранее формы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

- Конституционная  (ограниченная) – власть монарха  ограничена конституцией,

он не может  прямо влиять на состав и политику правительства, которое ______________________________

1Скакун О. Ф. Теория государства и права: Учебник. – Харьков: Консул, 2006.

формируется парламентом и подотчетно ему; парламент  осуществляет законодательную деятельность.

  • Парламентская – характерна для современных монархий, построенных на принципе парламентаризма: Великобритания, Испания, Дания , Швеция, Бельгия, Нидерланды, Япония и др.
  • Дуалистическая – характерна для переходного периода от феодализма к капитализму, служит формой примирения интересов феодалов и интересов буржуазии: Таиланд, Ливия, Эфиопия и др.

Республика  – форма государственного правления, при которой высшая государственная  власть осуществляется представительным общенациональным органом власти (парламентом), избранным народом на определенный срок.

Виды республики:

Парламентская - глава государства (президент) не может влиять на состав и политику правительства. Правительство формируется парламентом, подотчетно  и подконтрольно ему (действует принцип политической ответственности правительства перед парламентом); остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства.

Президент—глава государства, но не глава правительства. Полномочий у президента меньше, чем у премьер-министра, который является главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции. Верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением страны.

Президент избирается парламентом  или более широкой коллегией с участием парламента (Италия, Греция, Индия, ФРГ, Чехия, Венгрия)

Президентская - глава государства (президент) лично или с последующим одобрением верхней палаты парламента формирует состав правительства, которым руководит сам. Правительство, как правило, несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом (возможен парламентский контроль). Полномочия президента позволяют ему контролировать деятельность парламента (право его роспуска, право вето и др.)

Президент избирается внепарламентским путем — прямыми или непрямыми выборами населения (США, Аргентина, Мексика, Бразилия, Швейцария, Иран, Ирак).

Смешанная (полупрезидентская, полупарламентская) - глава государства (президент) предлагает состав правительства (прежде всего кандидатуру премьер-министра), который подлежит обязательному утверждению парламентом. Парламент и президент осуществляют контроль над правительством (двойной контроль). Исполнительная власть принадлежит не только президенту, но и премьер-министру, возглавляющему правительство. Президент в праве председательствовать на заседаниях правительства. Президент избирается внепарламентским путем (Украина, Финляндия, Франция, Португалия, Ирландия, Исландия, Румыния, Словения, Хорватия).

 

2.3. Соотношение современной и досовременной форм государства.

Представление о государстве  как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации.

Следует учесть, что родовая  организация постепенно эволюционировала в государство, проходя определенные переходные стадии, одной из которых была «военная демократия» (органы самоуправления еще сохраняются, но уже новые догосударственные структуры в лице военачальника и его дружины набирают силу).

Признаки государства, отличающее его от социальной (публичной) власти первобытнообщинного строя:

- первобытный строй:

  1. наличие социально однородного внеклассового общества, имеющего антагонистические противоречия;
  2. наличие кровнородственного разделения населения;
  3. наличие публичной власти, непосредственно совпадающей со всем населением, которая выражает и защищает интересы всего общества;
  4. отсутствие аппарата принуждения, на который могла бы опираться публичная власть;
  5. отсутствие распределения функций у публичной власти;
  6. отсутствие сбора налога с населения;
  7. наличие неписанных правил поведения – обычаев.

- государство1:

  1. появление социально неоднородного, классового расслоения общества, имеющего антагонистические противоречия;
  2. появление административно – территориального разделения населения (округа, области и др.);
  3. появление публичной власти, отдельной от населения (государственный аппарат), которая выражает и защищает интересы наиболее экономически обеспеченной части (класса) общества, возникшей в результате его социального расслоения;
  4. появление определенных функций (законодательной, исполнительной) у отдельных органов публичной власти;
  5. наличие аппарата принуждения (подавления) – отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции и др., на которой опирается государственный аппарат;
  6. появление официальной системы налогообложения;
  7. появление писаных общеобязательных правил поведения – юридических норм.

Нынешнее государство  сильно отличается от тех родоплеменных  общин, которые существовали ранее, однако некоторые механизмы и  методы управления остались прежними.

______________________

Лазарев В. В. Общая теория государства и права. – М.: Изд. МГУ, 2005.

 

Раздел 3. Украина суверенное, независимое, демократическое, социальное и правовое государство.

Первые в истории  человечества государства возникли вследствие разделения первобытного общества на классы с противоположными социально-экономическими интересами.  Наряду с этой закономерностью образования государств у различных народов имеет свои специфические условия. А именно: у римлян процесс образования государства был ускорен борьбой плебеев против патрициев; у германцев – завоеванием чужых территорий; у других – в условиях внутренних противоречий, в частности, в процессе ликвидации империй, колоний, и т. п.

Народы в составе  многонациональных государств вследствие конкретных исторических причин начали осуществлять свое право на самоопределение и формирование национальных суверенных государств. По подобному варианту возникло и утверждается демократическое, независимое, правовое государство Украины; с принятием Декларации о государственном суверенитете Украины и провозглашением ее независимости открылись реальные возможности построения демократического правового государства. Развития демократии и создание правового государства должны осуществляться одновременно. Правовое государство может возникнут только в демократически развитом обществе, в котором есть необходимые условия для полновластия народа, осуществления и защиты основных прав человека как наивысшей социальной ценности общества. Вместе с тем, правовое государство может функционировать при надлежащем уровне цивилизованности общественных отношений.

В Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 года указаны следующие признаки государственного суверенитета Украины: 1) верховенство; 2) самостоятельность; 3) полнота; 4) неделимость; 5) независимость; 6) равноправие. К указанным признакам суверенитета следует добавить неотчуждаемость — невозможность произвольного отчуждения легитимной и легализованной власти. Имеется лишь закрепленная законом возможность делегировать суверенные права государства органам местного самоуправления (в унитарном государстве), субъектам федерации и органам местного самоуправления (в федеративном государстве), международным организациям (политическим субъектам более высокого ранга) 1.

Суверенитетом обладают любые государства независимо от величины их территории, количества населения, формы правления и устройства. Государства выступают как территориально-политические организации, устанавливающие пределы  своего властвования именно благодаря суверенитету. Однако суверенитет первичен по отношению к государственной власти: он и есть «право на власть», означает особое качество власти.

Суверенитет государства  является основным принципом международного права. Он нашел свое выражение в  Уставе ООН и других международно-правовых документах.

Суверенитет государства  выражается в системе его суверенных прав (внутренних и внешних), которые  осуществляются государственными органами и институтами:

  • право издавать законы;
  • право формировать государственные органы;
  • право определять свою символику (герб, гимн, флаг) и др.;
  • право иметь собственную денежную единицу;
  • право устанавливать налоги;
  • право войны и мира;
  • право назначать своих представителей в другие государства (дипломатов, консулов) и международные организации;

Следует различать два  аспекта суверенитета государства:

- формальный, юридический (форма суверенитета); 
______________________________ 
1 Скакун О. Ф. Теория государства и права: Учебник. – Харьков: Консул, 2006.

 

- материальный (содержание суверенитета).

Объем суверенитета у государств не одинаков. У большинства государств он формальный либо ограниченный. В наши дни свойственное государству верховенство его власти на своей территории и независимость в международных отношениях все больше ограничиваются международным правом. Это связано с формированием транснациональных обществ, неподконтрольных государству; образованием международных и межгосударственных (регионально-континентальных) сообществ и содружеств; активизацией деятельности международных правительственных и неправительственных организаций и институтов; также децентрализацией внутри государства в связи с расширением прав его регионов.

Ограничением свободы действий государства являются: юридический запрет применять силу против других государств, за исключением самообороны или уполномочия со стороны Совета безопасности ООН (органа, который несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности); юридическая обязанность исполнять заключенные им договоры.

Утверждение в национальном и международном  праве принципа уважения и соблюдения прав человека со второй половины XX века существенно ослабило незыблемые позиции суверенного равенства и невмешательства во внутренние дела государств. В рамках и пределах, установленных Уставом ООН, стала применяться вооруженная сила против государства, допускающего или совершающего нарушения прав человека (так называемая гуманитарная интервенция).

Демократия нигде и  никогда не существовала без государства.

Реально демократия представляет собой форму (разновидность) государства, характеризующегося, по меньшей мере, следующими признаками:

  1. признание народа высшим источником власти;
  2. выборностью основных органов государства;
  3. равноправием граждан и, прежде всего, равенством их избирательных прав;
  4. подчинением меньшинства большинству при принятии решений.

Современные демократические государства (а  быть демократическим государством престижно) дополняются рядом других признаков и принципов:

  1. соблюдением прав человека, их приоритетом перед правами государства, согласованием интересов гражданина и государства;
  2. конституционным ограничением власти большинства над меньшинством;
  3. уважением прав социального меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение;
  4. верховенством права и обеспечением его обязательности в законотворческой деятельности;
  5. верховенством и наивысшей юридической силой конституции относительно законодательных и других правовых актов;

Исходя из современного наполнения демократии качественным дополнительным содержанием, можно дать определение  демократии как образца, идеала, к  которому стремятся цивилизованные государства.

Демократия — политическая организация власти народа, при которой обеспечивается: равное участие граждан в управлении государственными и общественными делами; выборность основных органов государства и законность в функционировании всех субъектов политической системы общества; реализация, охрана и защита прав и свобод человека и меньшинства в соответствии с международными стандартами.

 Признаки демократии:

1. Демократия имеет государственный характер:

а) выражается в делегировании народом своих полномочий государственным органам. Народ участвует в управлении делами в обществе 
и государстве как непосредственно (самоуправление), так и через 
представительные органы;

б) обеспечивается выборностью органов государства, то есть демократической процедурой организации органов государства в результате 
конкурентных, свободных и честных выборов;

Информация о работе Понятие и признаки современного государства