Понятие и признаки современного государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Главная цель моей роботы исследовать государственную власть и государство в целом, а также ознакомится с механизмом и формой правления современного и досовременного государств. Раскрыть понятие и признаки, сущность и функции нашего государства, а также изучить существующие формы правления. Функции государства отражают динамическую сторону государственного бытия. Существующие формы и виды правления сохраняют свое значение, все они существуют в различных государствах мира, но на их базе и наряду с ними через совмещение и появление новых признаков создаются неизвестные ранее формы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

Два аспекта сущности государства определились с момента  его возникновения:

•  классовый аспект — защита интересов экономически господствующего класса, осуществление организованного принуждения;

• общесоциальный аспект — защита интересов всего общества, обеспечение общественного блага, поддержание порядка, выполнение других общесоциальных дел. Общесоциальный аспект сущности государства особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом.

 Содержание деятельности государства приобрело новые качества:

— государство стало на путь преодоления общественных противоречий не путем насилия и подавления, а посредством достижения общественного компромисса, терпимости, создания условий для развития гражданского общества;

—  государство в своей деятельности широко использует такие общедемократические идеи и институты, как разделение властей, плюрализм мнений, высокая роль суда, гласность и др.;

— государство применяет средства защиты человека труда, социальной защищенности всех граждан;

— на международной арене государство проводит политику, требующую взаимных уступок, компромиссов, договоренностей с иными государствами.

Такое государство в современных  западных теориях трактуется как  надклассовое, представляющее интересы всех слоев общества. Оно называется социальным правовым государством, государством социальной демократии. Его характерные черты: плюрализм собственности — частная, государственная и коммунальная (муниципальная); многообразие социальных групп; политическая власть большинства населения при соблюдении прав меньшинства и личности. Сущность и этого государства не лишена классового аспекта, что выражается хотя бы в том, что социальные группы ведут борьбу за политическую власть и ее удержание.

В качестве закономерностей развития государства, эволюции его сущности можно назвать следующие:

•    развертывание общесоциальной функции государства;

• распространение организующей и направляющей деятельности государства на все сферы жизни общества (экономическую, социальную, культурную) через органы, учреждения и иные создаваемые институты;

•  возвращение государства в экономическую жизнь общества с целью ее стабилизации;

•  уход государства от выполнения функций собственника;

•  научно-техническая революция;

•  сближение государств, их взаимообогащение в результате активного взаимодействия (мировая интеграция);

•  обогащение современных государств мировыми правовыми ценностями: разделение властей, верховенство права, парламентская культура, правовое государство, социальное государство и др.

 

1.3. Функции государства.

Функции государства  – главные направления деятельности государства, обусловленные его целями и задачами и конкретизирующие его сущность.

Можно классифицировать функции современного государства  по различным критериям: субъектам, объектам, способам, средствам и  другим элементам государственной  деятельности.

Функции государства  по территориальному признаку («в пространстве»):

внутренние — обеспечивают его внутреннюю политику;

внешние — обеспечивают внешнюю политику.

Внутренние функции  государства по сферам общественных отношений (объектам деятельности)1:

1) политическая — выработка внутренней политики государства, регулирование сферы политических отношений, обеспечение народовластия;

2) экономическая — регулирование сферы экономических отношений, создание условий для развития производства; организация производства на основе признания и защиты различных форм собственности, предпринимательской деятельности; прогнозирование развития экономики. При этом вмешательство государства в экономику имеет определенные пределы;

3) фискальная (налогообложения и финансового контроля) — организация и обеспечение системы налогообложения и контроля над ле-гализованностью доходов граждан и их объединений, а также за расходованием налогов;

4) социальная — обеспечение социальной безопасности граждан, создание условий для полного осуществления их права на труд, достаточный жизненный уровень; снятие и смягчение социальных противоречий путем

____________________________

1Скакун О. Ф. Теория государства и права: Учебник. – Харьков: Консул, 2006.

гуманной и справедливой социальной политики;

5) экологическая — обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории государства; охрана и рациональное использование природных ресурсов; сохранение генофонда народа;

6) культурная (духовная, идеологическая) — консолидация нации, развитие национального самосознания; содействие развитию самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств; организация образования; поддержка развития науки и культуры; охрана культурного наследия;

7) информационная — организация и обеспечение системы получения, использования, распространения и хранения информации; доступ к широкому диапазону развитого программного обеспечения (компьютерная сеть с файловыми серверами и сетевыми принтерами);

8) правоохранительная — обеспечение охраны конституционного строя, прав и свобод граждан, законности и правопорядка, окружающей природной среды, установленных и регулируемых правом всех общественных отношений;

9) правозащитная — обеспечение защиты основных прав и свобод человека и гражданина.

Внутренние функции государства также можно разделить на две основные группы: регулятивные и правоохранительные.

Внешние функции по сферам общественных отношений (объектам деятельности):

1) политическая (дипломатическая) — установление и поддержание дипломатических отношений с иными государствами в соответствии с общепринятыми нормами и принципами международного права;

2) экономическая — установление и поддержание торгово-экономических отношений с иными государствами; развитие делового партнерства и сотрудничества в экономической сфере со всеми государствами, независимо от их социального строя и уровня развития; интеграция в мировую экономику;

3) экологическая — поддержание экологического выживания на планете;

4) культурная (гуманитарная) — поддержание и развитие культурных и научных связей с иными государствами; обеспечение сохранения исторических памятников и других объектов, имеющих культурную ценность; принятие мер к возвращению культурных ценностей своего народа, находящихся за рубежом;

5) информационная — участие в развитии мирового информационного пространства, установление режима использования информационных ресурсов на основе равноправного сотрудничества с другими государствами и др.;

Во внешних функциях государства можно выделить два  основных направления: внешнеполитическая деятельность (здесь особое значение имеет функция обороны страны) и внешнеэкономическая деятельность.

Каждая функция государства  характеризуется известной самостоятельностью, однородностью, повторяемостью.

Внутренние и внешние  функции государства существуют «во времени»: их содержание изменяется на разных этапах его развития. Например, в период становления буржуазного государства экономическая функция была слабо развита. С середины XIX века, особенно в XX веке, с конца 50-х годов, в странах Западной Европы и Северной Америки ее роль значительно возросла как по значимости, так и по объему. Государственно-правовое регулирование социально-экономической сферы общественных отношений направлено на обеспечение политики «полной занятости» населения и предотвращения экономических кризисов. Западные страны прибегают к помощи системы планирования (в том числе — долгосрочного), создания специальных ведомств по прогнозированию развития экономики и социального развития.

 

Раздел 2. Соотношение  досовременного государства и современного.

2.1. Фома досовременного государства.

 В далекой древности  государства не было. Условно  этот период можно назвать  догосударственным обществом, которое  поэтапно представляло собой:

  • праобщину (первобытное человеческое стадо),
  • родовую общину,
  • крестьянскую общину.

Община – универсальная  форма организации аграрных и  иных ранних обществ, через которую  прошли (или проходят) все народы мира. Люди объединялись в коллективы, построенные на кровнородственных  связях, с властью вожака. Это стало началом социальной организованности, которая развилась в период родовой общины благодаря коллективизму в производстве и потреблении.

Общность интересов, производства и потребления членов рода обусловили такую организацию социальной власти, как первобытное общественное самоуправление1.

Признаки первобытного общественного самоуправления:

  1. существовало только в рамках рода, выражало его волю и основывалось на кровных связях;
  2. субъект и объект управления совпадали;
  3. органами самоуправления выступали родовые собрания, и избираемые ими старейшины;
  4. общественные дела решались волеизъявлением взрослых членов рода на собраниях;
  5. власть старейшин, стоящих во главе рода, а также военачальников основывалась  на авторитете, опыте, уважении.
  6. должность старейшины не давала никаких привилегий;

____________________________

1 Лазарев В. В. Общая теория государства и права. – М.: Изд. МГУ, 2005.

 

 различий между правами и обязанностями у членов рода не было.

Интересы патриархальных семей уже не полностью совпадают  с интересами рода. С появлением семьи началось разложение родовой общины. Возникла крестьянская община.

Иной становится организация  власти. Вместо собрания членов рода все  чаще проводились только собрания мужчин. Постепенно осознавалась важность хорошего управления, руководства. Произошло разделение функций власти на светскую, военную, религиозную. Совет старейшин становится органом текущего управления. Появляется племенная бюрократия, которая осуществляет руководство обществом уже не только в его общих интересах, но и в собственных, групповых, классовых интересах.

Возникла необходимость  в публичной власти, отдельной  от общества, с особыми отрядами людей, которые занимаются только управлением  и имеют возможность осуществлять организационное принуждение. Такой  организацией стало государство.

Таким образом, причинами  возникновения государства являются:

  1. необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением в результате развития производства, разделения труда, изменения условий распределения продуктов, ростом численности населения и расслоением общества на социально неоднородные группы (классы);
  2. необходимость поддерживать в обществе порядок;
  3. необходимость защиты территории и ведения войн;
  4. необходимость организации крупных общественных работ, объединения для этой цели больших групп людей.

 

2.2. Форма современного  государства.

Форма государства —  это порядок (способ) организации и осуществления государственной власти в стране.

Структура формы  государства — его внутреннее целостное строение, представляющее собой устойчивое единство элементов — формы государственного правления, формы государственного устройства, формы государственного режима, а также формы политического режима, их связи друг с другом и с формой государства в целом.

Форма государства включает в себя:

- форма государственного  правления – порядок образования  и организации высших органов  власти в государстве;

- форма государственного  устройства – порядок разделения  территории государства на определенные  составные части и соотношение  власти между ними и государством в целом;

- форма государственного  режима – порядок осуществления  власти, определяемый центрирование  высшего органа (парламент, президент,  правительство) в государстве;

Форма политического режима:

- порядок осуществления  государственной власти, определяемый используемыми приемами, способами, методами, средствами.

Виды форм правления  современных государств1:

Монархия – форма  государственного правления, при которой  государственная власть сосредоточена  полностью или частично в руках одного лица – монарха, передается по наследству, не зависимо от народа.

Виды монархии:

- Абсолютная (не ограниченная) – монарх не ограничен конституцией; осуществляет законодательную деятельность; руководит правительством, которое  формирует сам; контролирует правосудие, местное самоуправление, то есть вся государственная власть сосредоточенна в его руках.

Информация о работе Понятие и признаки современного государства