Понятие и признаки государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить понятие и признаки государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть многообразие подходов к определению понятия государства.
Раскрыть содержание признаков государства, отличающих его от первобытного общества.
Проанализировать содержание признаков государства, отличающих его от иных политических организаций общества.

Содержание

Введение 3
1. Многообразие подходов к определению понятия государства 5
2. Признаки государства 18
2.1. Признаки государства, отличающие его от первобытного общества…. 18
2.2. Признаки государства, отличающие его от иных политических организаций общества 21
Заключение 27
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая Теория государства и права.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

     - в родовом обществе люди управлялись,  можно сказать, непосредственно,  будучи объединены по признаку  кровного родства. В государственно-организованном же обществе непосредственно управляются и организуются социальные процессы, происходящие на определенной (государственной) территории: люди подпадают под власть государства в целом или государственного органа, управляющего той или иной административно-территориальной единицей, постольку, поскольку они находятся на их территории, то есть власть государства организуется по территориальному принципу, и в этом смысле государство есть страна;

     - признак государственной казны,  с существованием которой связаны такие явления как налоги (учрежденные публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее определенные сроки), внутренние и внешние займы, государственные кредиты, долги государства, то есть все то, что характеризует экономическую деятельность государства и обеспечивает его функционирование. В теории марксизма отмечается, что «в налогах воплощено экономически выраженное существование государства». В учебной литературе можно часто встретить мысль такого рода, что налоги необходимы «для содержания разветвленного государственного аппарата, не принимающего непосредственного участия в производстве материальных благ, для содержания этой публичной власти»16. Если бы дело обстояло только так, то было бы проще не заниматься поборами с населения, а упразднить этот аппарат. Видимо, акцент здесь нужно сделать на том, что сбор налогов - это один из важнейших способов формирования, пополнения государственной казны, которая является материальной основой жизнедеятельности государства, экономическим условием выполнения его функций. Разумеется, что содержание государственного аппарата является одной из статей государственных расходов.

     3. При родовом строе, выросшем  из общества, не знавшего внутренних 
антагонизмов, не было никаких других способов принуждения к подчинению 
власти старейшин и соблюдению обычаев, кроме общественного мнения.

     Политическая  же власть опирается на возможность  государственного принуждения, для осуществления которого создаются вооруженные силы, специально приспособленный для этой цели аппарат, включающий в себя так называемые карательные или правоохранительные органы.

     4. Для содержания разветвленного  государственного аппарата, не принимающего  непосредственного участия в  производстве материальных благ, для содержания этой публичной  власти необходимы взносы граждан  - налоги, которые были неизвестны  родовому устройству общества.

     5. При родовой организации общества  люди подразделялись по принципу кровного родства; учреждение политической власти, знаменующее возникновение государства, сообразуется с разделением населения по территориальному признаку.

     6. Одна из тонких сторон соотношения между политической, государственной и общественной властью первобытнообщинного строя подмечена в положении Ф. Энгельса: «... самый жалкий полицейский служитель цивилизованного государства имеет больше "авторитета", чем все органы родового общества, вместе взятые; но самый могущественный монарх и крупнейший государственный деятель или полководец эпохи цивилизации мог бы позавидовать тому не из-под палки приобретенному и бесспорному уважению, которое оказывают самому незначительному родовому старейшине. Последний стоит внутри общества, тогда как первые вынуждены пытаться представлять собой нечто вне его и над ним»17.

     Приведенное суждение помогает уяснению того факта, что с точки зрения соотношения  публичной власти с обществом  при первобытнообщинном строе имела место «власть авторитета», тогда как политическая, государственная власть олицетворяет «авторитет власти». От власти авторитета к авторитету власти - такова эволюция общественной власти в процессе перехода от первобытнообщинного строя к классово-организованному обществу.

2.2. Признаки государства, отличающие его от иных политических организаций общества

     Государство является специфической организацией общества, осуществляющей политическую власть.

     Суверенность - верховенство государства внутри страны и независимость вне её. Из всех организаций общества только государство обладает государственным суверенитетом. Суверенитет - неотъемлемое свойство государственной власти; именно он отличает государственную власть от всяких иных видов власти. Суверенитет - это политико-правовое свойство государственной власти, которое выражает ее верховенство внутри страны и независимость от всякой иной власти за пределами страны18

     Суверенитет имеет внутреннюю и внешнюю стороны (или, соответственно, внутренний и  внешний суверенитет). Внутренний суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны, ее независимость от всякой иной власти внутри страны (власти политических партий, общественных организаций и т. д.).

     Внутренняя  сторона суверенитета выражается в  следующих свойствах государственной  власти (т. е. именно благодаря наличию этих качеств государственная власть обладает верховенством)19:

     -универсальность  - власть в государстве распространяется  на все население;

     - прерогатива - государство обладает  правом издавать законы и тем  самым определять масштаб свободы всех субъектов права;

     - наличие особых средств для  передачи своих велений (право,  законодательство);

     - в исключительном праве государства  официально представлять все  общество, а не отдельные его  части; 

     - наличие особых средств воздействия  на население, каких нет ни у какой иной власти (правосудие, армия).

     Внешний суверенитет - это независимость  государственной власти от всякой иной власти за пределами страны. Внешняя  сторона суверенитета выражается в  следующих характеристиках:

     - государственная власть способна самостоятельно проводить в жизнь внешнюю политику, строить взаимоотношения с другими государствами;

     - никто не вправе вмешиваться  во внутренние дела государства; 

     - государство вправе по своему  усмотрению создавать межгосударственные  объединения, вступать в уже существующие объединения, а также обладает правом свободного выхода из межгосударственных союзов;

     - государство обеспечивает собственную  территориальную целостность и  неприкосновенность;

     - государство вправе по своему  усмотрению вступать в экономические, культурные, иные связи с другими государствами и др.

     Из  суверенитета государства вытекают и другие признаки государства, отличающие его от иных политических организаций20:

     а) государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей, т.е. государство является всеохватывающей, универсальной организацией данного общества, все другие общественные структуры ей подчинены;

     б) государство имеет устойчивую юридическую  связь с населением (в виде подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;

     в) государство имеет специальный  аппарат власти - механизм, в котором  концентрируется принудительная сила государства. Причём государство применяет в первую очередь «легализованное принуждение» (в том числе и физического принуждения) в отношении населения.

     Государственный аппарат (механизм), который выделяется из общества, состоит из особого  слоя людей, профессией которых является политическое управление другими людьми. Аппарат строится в соответствии с иерархией служебных должностей и на основе особой служебной дисциплины.

     Механизм  государства есть та реальная организационная  материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное «вещество», из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства. Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

     Характерные признаки механизма (аппарата) государства21:

     - целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, которая обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности;

     - первичными структурными частями  (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами), они связаны между собой началами субординации и координации.

     - для обеспечения государственных  властных велений он имеет  непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи, - вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

     - при помощи механизма практически  осуществляется власть и выполняются  функции государства

     г) государство обладает монополией правотворческой  деятельности - правом издавать властные общеобязательные веления (юридические  нормы). Только оно может издавать такие предписания, которые обязательны  для исполнения всеми членами  общества, и обеспечены принудительной силой государственного аппарата. В системе правовых актов выделяются законы, устанавливающие рамки осуществления государственной власти, деятельности органов государства. При этом оно вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

     д) государство имеет особые средства для осуществления политического  принуждения, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, карательные органы, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т. п., которые специально предназначены для осуществления легализованного и не легализованного принуждения). Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным.

     Также для государства характерно государственное принуждение - психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства22.

     Само  по себе государственное принуждение - острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.

     Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом - тираническим, деспотическим, тоталитарным.

     Правовым  признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое  применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно:

     а) подчинено общим принципам данной правовой системы,

     б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны,

     в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения,

     г) действует через механизм прав и обязанностей,

Информация о работе Понятие и признаки государства