Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 10:20, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить понятие и признаки государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть многообразие подходов к определению понятия государства.
Раскрыть содержание признаков государства, отличающих его от первобытного общества.
Проанализировать содержание признаков государства, отличающих его от иных политических организаций общества.
Введение 3
1. Многообразие подходов к определению понятия государства 5
2. Признаки государства 18
2.1. Признаки государства, отличающие его от первобытного общества…. 18
2.2. Признаки государства, отличающие его от иных политических организаций общества 21
Заключение 27
Список литературы 29
-
в родовом обществе люди
-
признак государственной казны,
3.
При родовом строе, выросшем
из общества, не знавшего внутренних
антагонизмов, не было никаких других
способов принуждения к подчинению
власти старейшин и соблюдению обычаев,
кроме общественного мнения.
Политическая же власть опирается на возможность государственного принуждения, для осуществления которого создаются вооруженные силы, специально приспособленный для этой цели аппарат, включающий в себя так называемые карательные или правоохранительные органы.
4.
Для содержания разветвленного
государственного аппарата, не принимающего
непосредственного участия в
производстве материальных
5.
При родовой организации
6. Одна из тонких сторон соотношения между политической, государственной и общественной властью первобытнообщинного строя подмечена в положении Ф. Энгельса: «... самый жалкий полицейский служитель цивилизованного государства имеет больше "авторитета", чем все органы родового общества, вместе взятые; но самый могущественный монарх и крупнейший государственный деятель или полководец эпохи цивилизации мог бы позавидовать тому не из-под палки приобретенному и бесспорному уважению, которое оказывают самому незначительному родовому старейшине. Последний стоит внутри общества, тогда как первые вынуждены пытаться представлять собой нечто вне его и над ним»17.
Приведенное суждение помогает уяснению того факта, что с точки зрения соотношения публичной власти с обществом при первобытнообщинном строе имела место «власть авторитета», тогда как политическая, государственная власть олицетворяет «авторитет власти». От власти авторитета к авторитету власти - такова эволюция общественной власти в процессе перехода от первобытнообщинного строя к классово-организованному обществу.
Государство является специфической организацией общества, осуществляющей политическую власть.
Суверенность - верховенство государства внутри страны и независимость вне её. Из всех организаций общества только государство обладает государственным суверенитетом. Суверенитет - неотъемлемое свойство государственной власти; именно он отличает государственную власть от всяких иных видов власти. Суверенитет - это политико-правовое свойство государственной власти, которое выражает ее верховенство внутри страны и независимость от всякой иной власти за пределами страны18
Суверенитет имеет внутреннюю и внешнюю стороны (или, соответственно, внутренний и внешний суверенитет). Внутренний суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны, ее независимость от всякой иной власти внутри страны (власти политических партий, общественных организаций и т. д.).
Внутренняя
сторона суверенитета выражается в
следующих свойствах
-универсальность
- власть в государстве
-
прерогатива - государство обладает
правом издавать законы и тем
самым определять масштаб
-
наличие особых средств для
передачи своих велений (право,
-
в исключительном праве
-
наличие особых средств
Внешний суверенитет - это независимость государственной власти от всякой иной власти за пределами страны. Внешняя сторона суверенитета выражается в следующих характеристиках:
- государственная власть способна самостоятельно проводить в жизнь внешнюю политику, строить взаимоотношения с другими государствами;
-
никто не вправе вмешиваться
во внутренние дела
-
государство вправе по своему
усмотрению создавать
-
государство обеспечивает
- государство вправе по своему усмотрению вступать в экономические, культурные, иные связи с другими государствами и др.
Из суверенитета государства вытекают и другие признаки государства, отличающие его от иных политических организаций20:
а) государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей, т.е. государство является всеохватывающей, универсальной организацией данного общества, все другие общественные структуры ей подчинены;
б) государство имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;
в) государство имеет специальный аппарат власти - механизм, в котором концентрируется принудительная сила государства. Причём государство применяет в первую очередь «легализованное принуждение» (в том числе и физического принуждения) в отношении населения.
Государственный аппарат (механизм), который выделяется из общества, состоит из особого слоя людей, профессией которых является политическое управление другими людьми. Аппарат строится в соответствии с иерархией служебных должностей и на основе особой служебной дисциплины.
Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное «вещество», из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства. Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Характерные признаки механизма (аппарата) государства21:
-
целостная иерархическая
-
первичными структурными
-
для обеспечения
-
при помощи механизма
г) государство обладает монополией правотворческой деятельности - правом издавать властные общеобязательные веления (юридические нормы). Только оно может издавать такие предписания, которые обязательны для исполнения всеми членами общества, и обеспечены принудительной силой государственного аппарата. В системе правовых актов выделяются законы, устанавливающие рамки осуществления государственной власти, деятельности органов государства. При этом оно вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;
д)
государство имеет особые средства
для осуществления
Также для государства характерно государственное принуждение - психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства22.
Само по себе государственное принуждение - острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.
Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом - тираническим, деспотическим, тоталитарным.
Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно:
а)
подчинено общим принципам
б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны,
в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения,
г) действует через механизм прав и обязанностей,