Понятие и признаки государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить понятие и признаки государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть многообразие подходов к определению понятия государства.
Раскрыть содержание признаков государства, отличающих его от первобытного общества.
Проанализировать содержание признаков государства, отличающих его от иных политических организаций общества.

Содержание

Введение 3
1. Многообразие подходов к определению понятия государства 5
2. Признаки государства 18
2.1. Признаки государства, отличающие его от первобытного общества…. 18
2.2. Признаки государства, отличающие его от иных политических организаций общества 21
Заключение 27
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая Теория государства и права.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

 

     Актуальность  темы работы. Государство, политическая власть, право - прежде всего, социальные явления и по своему происхождению, и по своей роли. Эти явления связаны жизнью людей в общении с себе подобными.

     Общество - не просто совокупность индивидов. Это сложный организм, продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, связанная прежде всего с производством и потреблением жизненных благ. Общество - сложная динамическая система связи людей, объединенных различными отношениями, в том числе и классовыми. В обществе уже действуют не биологические, а социальные законы. Одни и те же социальные субъекты в разное время и в разных сферах общественной жизни заявляют о себе или в политических, или в неполитических формах. Политические формы общественной жизни напрямую связаны с политической организацией общества, в которую в качестве составной части входит государство как система органов власти.

     Всякое  общество требует властного руководства. Оно нуждается во власти, которая  является необходимым условием функционирования общества как социальной системы, регулятором общественной жизни людей, их поведения и взаимодействия. Люди не могут обойтись без власти потому, что в обществе их объединяют общие интересы, требующие соответствующего руководства экономическими и общественными процессами. Вокруг государства действуют все политические организации и движения. Они дополняют его деятельность или противостоят ей. Отношение к существующему в данном обществе государству определяет направление деятельности той или иной политической партии. Учитывая знаковое значение государства написание курсовой работы по данной теме актуально.

     Объект  работы – общественно-правовые отношения, возникающие при реализации признаков  государства.

     Предмет работы – признаки государства.

     Цель  курсовой работы: изучить понятие и признаки государства.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     1.  Рассмотреть многообразие подходов к определению понятия государства.

  1. Раскрыть содержание признаков государства, отличающих его от первобытного общества.
  2. Проанализировать содержание признаков государства, отличающих его от иных политических организаций общества.

     Источниковая  база работы сложилась за счет учебной  литературы, монографических исследований, публикаций в периодической печати, таких авторов, как: Байтин М.И., Грачев Н.И., Демидов А.И., Дмитриев Ю.А., Каск Л.И., Лившиц Р.3., Радько Т.Н., Чиркин В.Е. и других.

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

1. Многообразие подходов к определению понятия государства

 

     С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор философ  и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: "Да и что такое государство, как не общий правопорядок?"1.

     М.И. Байтин отмечает, что понятие государства  включает в себя характеристику его  сущности, т. е. главного, определяющего, устойчивого, закономерного в данном явлении, и его социального назначения2.

     Марксизм научно обосновал, что политическая власть является одновременно и важнейшим признаком государства, и основным содержанием его сущности. Государство по своей сущности есть организация политической власти общества. Вместе с тем возникшее полтора века назад марксистское понимание государства, которое более семидесяти лет воспринималось советским обществоведением как единственно правильное и незыблемое, с учетом исторического опыта и современного уровня научных знаний нуждается в критическом переосмыслении и уточнении.

     В частности, следует признать ошибочной  общепринятую в советской юридической, философской и политологической литературе трактовку государства  исключительно с классовых позиций, исходя из основополагающих указаний классиков марксизма3, рассчитанных на государство в обществе, разделенном на антагонистические классы. Именно применительно к такому обществу они рассматривали государство как организацию политической власти экономически господствующего класса, орудие его диктатуры.

     Например, Л.И. Каск пишет: «Термин «государство» употребляется в научной литературе и в обиходе для обозначения трех различных понятий: 1) субъектов международных отношений,3 2) определенной формы организации населения, 3) общественной власти в классовом обществе. Первое содержание термина «государство» и необходимость употребления его в указанном смысле очевидны. Это содержание имеет смысл лишь постольку, поскольку в мире существует множество подобных социальных образований, стран, субъектов международных отношений. Подробное рассмотрение данного содержания выходит за рамки статьи.

     Для решения ряда теоретических и  практических вопросов, связанных с государством, важное значение имеет уточнение остальных двух значений термина «государство». В одних случаях этот термин употребляется для обозначения определенной формы организации населения, общества, характеризующейся двумя известными признаками, отмеченными Ф. Энгельсом: во-первых, территориальным принципом организации населения, взаимоотношений его с общественной властью, подчинения власти и, во-вторых, наличием общественной (публичной) власти, не совпадающей непосредственно с населением. В этом случае термин «государство» равнозначен термину «государственная (или даже территориальная) организация населения».

     В других случаях термин «государство» употребляется для обозначения самой общественной (публичной) власти, существующей при государственной (классовой) организации общества и характеризующейся несколькими структурными признаками, среди которых принято выделять следующие:

     а) наличие особой категории людей, главным или единственным призванием которых является управленческий труд, управление общественными делами. Это - особая группа людей, которая только тем и занята, чтобы управлять...». Государство «всегда было известным аппаратом, который выделялся из общества и состоял из группы людей, занимавшихся только тем или почти только тем, или главным образом 
тем, чтобы управлять»;

     б) наличие особого аппарата принуждения, «подчинения чужой воли насилию». Это «аппарат принуждения, физической силы», «аппарат физического принуждения, аппарат насилия».11 Таким аппаратом являются особые отряды вооруженных людей, т. е. армия, жандармерия, полиция и т. п., а также тюрьмы и иные подобные учреждения;

     в) взыскание с населения материальных средств в виде налогов и иных сборов для содержания аппарата управления и принуждения, поскольку никакого участия в производстве материальных благ этот аппарат не принимает.

     Таковы  основные структурные признаки общественной (публичной) власти в классовом обществе. Собственно, эти признаки и обусловливают то, что общественная власть в классовом обществе, по выражению Ф. Энгельса, «не совпадает непосредственно с населением», не является организацией общественного самоуправления.

     Можно было бы привести много примеров употребления термина «государство» то в одном, то в другом из указанных значений.  Чаще всего термин «государство» употребляется именно во втором смысле. К такому содержанию этого термина относится также марксистско-ленинское определение государства как «машины для поддержания господства одного класса над другим»4

     «Политическая власть в собственном смысле слова, — писали К. Маркс и Ф. Энгельс, — это организованное насилие  одного класса для подавления другого»5. «Государство, — утверждал Ф. Энгельс, — есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». Вслед за Энгельсом В. И. Ленин также видел в государстве машину «для поддержания господства одного класса над другим»6. «Государство, — считал он, — есть орган господства определенного класса, который не может быть примирен со своим антиподом (с противоположным ему классом)».

     Хотя  эти и подобные им положения, выражавшие суть марксистского понимания государства  в обществе с антагонистическими классами, начиная с конца 40-х  годов XIX в., особенно после Парижской Коммуны 1871 г., и вплоть до свершения Октябрьской революции и начала строительства социализма в России, играли прогрессивную роль в объяснении происхождения, сущности и развития государства, нельзя было придавать им всеобщее значение и распространять на все времена, народы и страны, тем более в изменявшихся на глазах исторических условиях.

     Однако  в процессе происходящих в мире после  победы социалистической революции в России глобальных перемен марксистская теория классовой борьбы и государства была превращена советским обществоведением, в том числе и юриспруденцией, в догму7. В частности, буржуазное государство раз и навсегда характеризовалось соответственно оценкам Маркса и Энгельса, данным государству промышленного капитализма, и тезисам Ленина об империалистическом государстве, сформулированным в основном в первые два десятилетия XX в. Между тем вопреки предсказаниям о загнивании и гибели капитализма капиталистический строй не только перенес политический удар, нанесенный Октябрьской революцией, но и выстоял в условиях глубочайшего экономического кризиса и депрессии конца 20-х - начала 30-х годов. Благодаря вмешательству государства в экономику, начало которому положили теория Дж. Кейнса и практика Ф. Рузвельта, он окреп и оказался способным в сравнительно короткий срок осуществить научно-техническую революцию, использовав ее достижения для повышения уровня жизни народа. При регулирующей роли государства были проведены меры по перераспределению доходов, внедрены многочисленные средства социальной защищенности человека.

     Наряду  с этим сохранились свойственные капитализму мощные стимулы материальной заинтересованности, основанные на охране и развитии частной собственности. Небезынтересно также, что капиталистический строй оказался способным воспринять и внедрить некоторые прогрессивные идеи различных течений социализма. Немаловажно и то обстоятельство, что в ряде капиталистических стран, в том числе крупных, у власти долгое время находились социал-демократы, целенаправленно сочетавшие в своей деятельности возможности капитализма с идеями социализма. Поэтому то общество, которое сформировалось во многих странах Запада после второй мировой войны и которое в советском прошлом по-прежнему характеризовалось как традиционное капиталистическое, на самом деле существенно отличалось от капиталистического общества времен как Маркса и Энгельса, так и Ленина.

     Вполне  понятно, что происшедшие изменения  отразились и на государстве. Как показывает опыт США, Англии, Италии, Франции, ФРГ, Швеции и других стран, в развитых западных демократиях при объективном, непредвзятом отношении государство не может уже определяться как «ночной сторож буржуазии», ее орудие («машина») для «подавления и эксплуатации» рабочего класса и других угнетенных масс. В послевоенные годы оно все более становилось инструментом преодоления общественных противоречий не путем насилия, а посредством достижения социального компромисса, повышения роли права. Все большее значение и развитие в этих странах получают демократия, плюрализм, разделение властей, защита прав человека и т. д. Все эти изменения позволяют рассматривать современные наиболее цивилизованные демократические государства Запада в качестве правовых.

     Таким образом, сам процесс развития буржуазного  государства внес существенные коррективы в созданную марксизмом модель понятия и сущности данного государства, обнаружил несостоятельность сложившихся представлений о ее незыблемости8.

     Реалии  жизни послужили также основанием для ряда возникших на Западе теорий («стадий экономического роста», «постиндустриального общества», «конвергенции двух систем» и др.), утверждающих, что нынешнее «буржуазное» государство не отвечает своему названию и должно рассматриваться как новое индустриальное или постиндустриальное, посткапиталистическое государство. Значительным оказался вклад академика А. Д. Сахарова в развитие идеи конвергенции, суть которой в сближении и воплощении в едином обществе и государстве того лучшего, что содержат в себе и капиталистическая, и социалистическая системы в целях обеспечения прогресса, свободы и мира внутри каждой страны и на международной арене.

     Еще сравнительно недавно такие теории отвергались с ходу как противоречащие марксизму. Теперь, однако, трудно не признать, что они в той или иной мере отражают действительное положение вещей.

     Вместе  с тем следует отметить существенные противоречия и расхождения между созданным марксизмом теоретическим образом социалистического государства как государства «не в собственном смысле» и теми моделями реального социализма и социалистического государства, которые получили воплощение после Октябрьской революции в СССР.

     По  прогнозу классиков марксизма, социалистическое государство призвано было подавить сопротивление свергнутых эксплуататоров; обеспечить для трудящихся демократию высшего типа; построить социализм; подготовить переход к обществу без классов и затем отмереть. Но произошло иначе. Запрограммированный сравнительно короткий период государства диктатуры пролетариата чрезмерно растянулся. Аппарат насилия, огромная бюрократия — все то, что ставило государство под обществом, сохранялось; служил же аппарат, вопреки прогнозам Маркса, Энгельса, Ленина, не трудящимся во главе с рабочим классом, а партийно-государственной верхушке. Демократия ограничивалась однопартийностью. Выборы носили формальный характер. Государство использовалось для массовых репрессий, преследования инакомыслящих, сдерживания движения в защиту прав человека. Происходило полное огосударствление общественной жизни. Пронизанная административно-командным управлением экономика проигрывала в соревновании с капитализмом.

Информация о работе Понятие и признаки государства