Понятие государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Государство , политика , право и законодательство , являются , как , известно , объектами исследования различных гуманитарных наук / юриспуденции , социологии , политологии и т.д. /.
Политические и правовые учения появились лишь в ходе довольно долгого существования ранне классовое общество и государства.
Теория государства и права , как и всякая наука , имеет свою историю возникновения , становления и развития. Без изучения теории государства и права невозможно анализировать современные политические процессы и явления.
Наука о государстве зародилась в странах Древнего востока , но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.
Выдающийся мыслитель античности Платон / 427 –397 г.г. до н.э. / написал произведение «государство» , « законы». Предшественники Платона
софисты / Протогор , Протик и др./ утверждали , что политика и государство это чисто человеческое дело. «Человек – есть мера всех вещей» , а потому справедливость не является каким-то природным или божественным установлением. Любой закон есть продукт соглашения между людьми , противоречивое и не изменчивое творение человеческого разума.

Содержание

Введение 2

Понятие государства 5


Признаки государства 6

Формы правления в государстве 10


Функции государства 12

Заключение 15


Литература 17

Работа содержит 1 файл

Курсовая ТГП Крис.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

                                
     
     
     

                                                         Содержание 
     
     
     

  1. Введение                                                                                                                      2
 
  1. Понятие государства                                                                                                 5
 
 
  1. Признаки  государства                                                                                              6
 
  1. Формы правления в государстве                                                                          10
 
 
  1. Функции государства                                                                                               12
 
  1. Заключение                                                                                                                 15
 
 
  1. Литература                                                                                                                  17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
          1. Введение.

          Государство , политика , право и законодательство , являются , как , известно , объектами исследования различных гуманитарных наук  / юриспуденции , социологии , политологии и т.д. /.

                  Политические и правовые учения  появились лишь в ходе довольно  долгого существования ранне классовое общество и государства.

           Теория государства и права  , как и  всякая наука , имеет  свою историю возникновения , становления и развития. Без изучения  теории государства и права  невозможно анализировать современные политические процессы и явления.

           Наука о государстве  зародилась  в странах Древнего востока  , но наивысшего расцвета в  Древнем мире она достигла  в Древней Греции и Риме.

           Выдающийся мыслитель античности  Платон / 427 –397 г.г. до н.э. / написал  произведение «государство» , « законы». Предшественники Платона

  софисты  / Протогор , Протик и др./ утверждали , что политика и государство это  чисто человеческое дело. «Человек – есть мера всех вещей» , а потому справедливость не является каким-то природным или божественным установлением. Любой закон есть продукт соглашения между людьми , противоречивое и не изменчивое  творение человеческого разума.

          Платон находил подобные учения  неверными , что они , по его  мнению 

  призывом  к неповиновению законам. Не смотря на достигнутые договорённости , люди могут нарушать условия договора и тем самым нарушать установленный порядок в обществе. Согласно Платону , «естественным » путём возникают возникают лишь «порочные формы государства ». К таким порочным формам он относит тимократию , аллигархию , демократию и тиранию. Тимократия – это власть честолюбцев. Честолюбие влечёт за собой страсть к обогащению. В результате тимократия

  переходит в олигархию – господство немногих богачей. При этой форме 

  общественного устройства существует как бы два государства : одно для богатых , другое для бедных. Между ними идёт непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается установлением  демократии – власти большинства .

  Демократическое государство сверх нормы «  пропитана свободой ». Чрезмерная свобода для отдельного человека и для государства превращается в рабство. В данных условиях власть захватывает какой – либо сильный род , а самый ловкий и коварный из его среды становится тираном.

  Так демократия неизбежно превращается в тиранию – наихудшую форму государственного устройства. Но и она не вечна , а постепенно разрушается. Всё повторяется заново. Для того чтобы разорвать этот порочный круг , Платон , предлагает вариант идеалього государства – справедливого правления « аристократов духа » - мудрецов. В нём должно быть « красивым всё в целом » , сохраняется всеобщность государственного принципа : свобода государства в отношению к индивиду. Основным условием и принципом совершенного государства  Платон выделяет справедливость , состоящую в том , что  каждому гражданину отводится какое-то  особое занятие и особое положение. Он вводит строгую иерархию сословий : философы  - правители , стражи – воины , ремесленники и крестьяне – занимаются физическим трудом , а также строго контролируемую систему образования и воспитания. У подданных нет ничего своего : ни семьи  , ни

  собственности  - всё общее. Идея Платона о разделении труда , лежащая в основе возникновения государства.

          Аристотель / 384 – 322 гг. до нашей  эры / делает попытку анализа  реальных форм государственного устройства посредством изучения фактического материала. Аристотель утверждал , что человек –   «политическое животное и поэтому несёт в себе инстинктивное стремление к совместному жительству » , развитие общества идёт от семьи к общине , а от неё к государству – полису. Он связывает функции и предназначение государства с высшей природой целью человеческих существ – общением.

  Государство , как семья и община , выступает  формой общественных связей ,

  к тому же высшей. Поэтому , по мысли Аристотеля , человек есть «животное

  государственное ».

         Все формы государства Аристотель  разделяет на правильные и  неправильные. Правильными являются те , где истинная цель состоит в общем благе. К неправильным относятся такие формы , в которых имеются выгоды одних правителей , а не народа. Государственный строй , по Аристотелю , представляет из себя такой порядок , при котором господство принадлежит законно установленной власти. К правильным государствам он относит монархию или царство , аристократию или господство лучших и « политию » или республику. Каждой правильной форме противопоставляется

неправильная : тирания , где имеется в виду только польза правителя ; олигархия , где правят богатые для собственной выгоды ; Демократия  , где властвуют бедные , имея в виду только себя. 

      В учении Аристотеля , как и  у Платона , имеют место тоталитарные  тенденции : человек – часть  государства , личные интересы  строго подчинены общественному  благу. Гражданин – это частица  политической общности. Граждан Аристотель называл свободными людьми , но свободу он понимал как противоположность рабству. Граждане занимаются военными ,

судебными и законодательными делами , а сельское хозяйство и промышленное производство – это удел рабов. Граждане могут иметь частную собственность , но пользоваться ею , по мнению Аристотеля , следует сообща т.к. неравенство становится причиной возмущений и переворотов. Политический идеал Аристотеля – государство , в котором только закон есть сила , а наиболее подходящей в политическом отношении выступает смешанная форма государственного строя , основанная на стремлении объединить интересы бедных и богатых.

       В Древнем Риме Марк Тулий  Цицерон / 106 – 43 гг до н.э. / в  работах « О государстве »  и « Законы » уделял большое  внимание разработкам проблем правового равенства. Согласно Цицерону , государство и право возникают не по произволу , а в соответствии со всеобщим требованием природы , включаемым в том числе , и веления человеческой природы. Государство , по Цицерону , основано на всеобщем равенстве и справедливости , оно также является делом народа и возникает в результате согласия в вопросах права и общности интересов. Причиной образования государств является охрана собственности. В основе права лежит справедливость , первым требованием которой является не навредить другим и не покушаться  на чужую собственность.

        Цицерон выделяет три формы  государства : царская власть , власть  оптимистов /аристократии / , народная  власть /демократия /. Лучшей формой  государства Цицерон считает смешанную форму , важнейшим достоинством которой является прочность государства и правовое равенство его граждан. Важным в учении Цицерона является рассмотрение гражданина как субъекта правового общения. Он также впервые выделяет «право народов» , существенным принципом которого является необходимость соблюдения обязательств , налагаемих международными договорами.

       В средние века учение об  общественном устройстве предложил  Августин Авелий / 354-430 гг./ и Фома  Аквинский / 1224 –1274 гг. /.Епископ Иппонийский Августин выдвинул учение о двух градах : божественном и человеческом. Согласно этому учению все люди принадлежат к одному из этих «градов». Человеческий град – это град проклятых Богом людей , нечестивцев , которые обречены на гибель. Град божий или Божье царство образуют праведники , которые предопределены к спасению. С приходом Христа и созданием христианской церкви « град Божий » реализуется через деятельность церкви. Отсюда проистекает получившая широкое распространение в средневековье идея господство церкви над государством,

духовной  власти над светской. На ней базируется мысль о вселенских правах папы Римского на власть , его право назначать и смещать государей.

     Доминиканский монах Фома Аквинский  учил , что повиноваться властям  следует лишь в той мере , в какой они благословенны духовной властью. Если же власть просто завоёвана , отобрана у законного правителя , то всякий вправе ей сопротивляться. Точно также можно и должно не повиноваться распоряжениям властей , если они предписывают греховные деяния. Фома Аквинский бал сторонником монархии. Однако он различал два типа монархии : абсолютную и политическую. Политическую монархию он считал предпочтительней , так как в ней монархи руководствуются законом и действуют в его пределах.

      В эпоху Возрождения в Западной Европе значительную роль в развитии

науки о государстве сыграл итальянец  Никколо Макиавелли /1469 – 1527 гг/.

В работах  « Государь » и « Рассуждения  па первую декаду Тита Ливия » он рассматривает государство как политическое состояние общества : отношение властвующих и подвластных , наличие соответствующим образом устроенной , организованной политической власти , юстиции , учреждений и законов. При рассмотрении формы государственного устройства он отдаёт предпочтение республике , а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств , а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти.  Макиавелли отмечает также большое влияние на государство борьбы противоположных классов : простого народа и элиты , имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил он выводит и конкретные формы государства. Он предпочитает умеренную республику или смешанную форму государства , в которой сочетается демократический , аристократический  и монархический элементы власти.

       В эпоху зарождения капиталистических  отношений в Западной Европе  развитие мысли о государстве связано с целой плеядой таких философов , как Т. Гоббс , Дж. Локк , Б. Спиноза , Ш. Монтескье , М.Ф. Волтер , Ж.-Ж. Руссо и др. Одним из основоположников теории общественного договора является английский мыслитель Томмас Гоббс /1588 – 1679 гг./. В работе « Левиафан или материя , форма и власть государства » он описывает хаос естественного догосударственного существования людей , жизнь без красоты , промышленной культуры. В этом обществе были только конфликты , но люди , будучи разумными , нашли выход из хаоса – общественный договор. Они согласились передать все свои права монарху и подчиниться в обмен на закон. Политика и её носитель , государство , по мнению Гоббса , учреждаются людьми путём договорённости между собой , индивиды доверяют единому лицу , верховной власти над собой. Государство и есть

лицо , использующее силу и средство для  людей , как оно считает необходимым для их мира и общей зашиты. Гоббс выступал защитником монархической власти. Он утверждал  , что заключив общественный договор и перейдя в гражданское состояние , индивиды утрачивают возможность изменить форму правления , освободится из - под действия верховной власти. По его мнению , могут существовать три формы государства : монархия , демократия и аристократия , которые различаются не природой и содержанием воплощённой в них власти , а пригодностью к осуществлению той цели , для которой они были установлены. Права государственной власти, по теории Т.Гоббса  , были вполне совместимы с интересами классов,

Информация о работе Понятие государства