Понятие государства, его сущность и назначение

Автор: i******@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы объясняется необходимостью изучения признаков государства, как особой формы организации общества, имеющей законы, публичную власть, население, территорию, армию и правоохранительные органы, с целью всесторонне раскрыть понятие и сущность современного государства (на примере Российской Федерации).
Объектом исследования данной работы является государство, как особая форма организации общества и присущие ему признаки, отличающие его от других образований.

Содержание

Введение 3
Государственность как достижение человеческой цивилизации. Исторические трактовки государства 5

Определение государства: единство и различия в подходах 9


Признаки современного государства, их характеристика 11

Сущность государства 15


Основные функции современного государства 17

Заключение 22
Список используемой литературы 23

Работа содержит 1 файл

ТГП.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

    Классификация функций государства имеет своей непосредственной целью создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию основных направлений деятельности функций государства не вообще, а дифференцирование, применительно к их отдельным видам, группам или даже - к отдельно взятым функциям.

    В юридической науке существовали (некоторые из них до сих пор  существуют) следующие критерии классификации функций государства, а именно:

    1. В зависимости от направленности  решаемых государством целей  и задач (внутренние и внешние);

    2. По продолжительности их существования  и деятельности (постоянные и  временные);

  1. По важности и социальной значимости тех или иных направлений государственной деятельности (основные и не основные);

    4. По принципу разделения властей  (законодательные, управленческие, правоохранительные, информационные);

    5. В зависимости от социальной  значимости (выражающие преимущественно  интересы правящих классов, слоев или групп, или представляющие, концентрирующие в себе интересы всего общества);

    6. От сфер их приложения и  осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические);

    7. От форм их реализации (правотворческие,  правоохранительные, правоприменительные);

    8. На основании территориального  масштаба, в пределах которого  они реализуются (федерации и  субъектов федерации или, как  в унитарном государстве, осуществляемые  на территории единого, лишь  в административном плане делимого государства);

    9. В зависимости от обусловленности  «природой всякого общества»  (функции государств эксплуататорских  типов, функции государства демократического  типа и функции, вытекающие  из природы всякого общества  – обще социальные функции).

    Наряду  с вышеназванными критериями классификации функций, распространенной является их классификация по важности в общественной жизни — на основные и не основные функции.

    Надо  отметить, что данная классификация  является насколько традиционной, настолько  же и спорной. Еще в 60-е годы в отечественной литературе дискутировался вопрос о том, что такое основные и не основные функции государства и чем они отличаются друг от друга. Одновременно некоторыми авторами по вполне понятным и естественным причинам проводилась мысль от том, нужно ли вообще подразделять функции государства на основные и не основные.

      По мере развития отечественной  и зарубежной юридической литературы  последний вопрос был решен  положительно. Исследователи, занимающиеся  проблемами государственно-правовой теории и практики, пришли к выводу о том, что классификация функций государства на основные и не основные не только желательна, но и объективно необходима.

    Такой вывод обусловлен тем, что в реальной действительности функции государства  как основные направления деятельности далеко не равнозначны друг другу и далеко не одинаковы. Таковыми они являются как в обычной, повседневной жизни, так и, в особенности в нестандартных, чрезвычайных условиях его активности.

    Вполне  очевидным является, например, то, что  в условиях ведения войны на первый план в системе функций государства выступает наряду с экономическими и некоторыми другими функциями, функция обороны. В условиях экологических и других возможных катастроф и потрясений - экологическая и другие соответствующие функции. Таким образом, под основными функциями государства понимаются наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы, а под не основными функциями государства подразумеваются относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры.

    Но  надо отметить то, что у современного государства, осуществляющего свою многогранную деятельность в весьма сложном и противоречивом мире, требующем его особого внимания не к одной, а сразу к нескольким сферам жизни общества, нет и не может быть только одной, единственно основной, главной функции.12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

 

    На  основании вышеизложенного можно  сделать вывод, что государство возникло не сразу, а как результат эволюции человека и его мышления, на основе влияния не только объективных, но и субъективных причин.

    Появление государства было объективной закономерностью, следствием всего предшествующего  развития первобытнообщинного строя: отделения человека от животного мира, общественного разделения труда, роста его производительности, возникновения семьи, частной собственности на орудия и средства производства, эксплуатации соплеменников и рабов, имущественного расслоения членов племени, рода и т.д.

    Однако  все эти факторы не имели бы сейчас такого значения, если бы за всей этой чередой исторических событий  не последовал раскол общества на антагонистические  классы.

    Последние же были не просто большими группами людей, занимающими самостоятельное место в системе общественного производства.

    Главное заключалось в том, что, имея непримиримые в тех условиях интересы, ведя между  собой яростную борьбу, они тем  самым поставили под вопрос само существование цивилизации.

    Так или иначе, но любые внутренние или внешние опасности однозначно наносят ущерб обществу, ставят под угрозу человеческую жизнь, подрывают первооснову государства - его целостность, то есть определенное политическое, экономическое, идеологическое, духовное, социальное, географическое, суверенное состояние.

    Поэтому появление государства, а также  права как эффективного средства урегулирования классовых столкновений явилось своего рода «спасением»  человечества, некоторой гарантией  стабилизации происходящих в обществе тех или иных процессов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  используемой литературы 
 

    
  1. Нормативно  – правовые акты:
    1. Конституция РФ от 12.12.1993 г.
 
    
  1. Книги:
    1. «Теория государства и права»/под ред. В.В. Оксамытного,  М., 2004 г.
    2. «Теория государства и права»/под ред. В.В. Венгерова, М., 2004 г.
    3. «Теория государства и права»/под ред.  А.В. Мелехина, М., 2007 г.
    4. «Теория государства и права»/под ред. С.С. Алексеева, М., 2005 г.
    5. «Современное государство»/под ред. В.Е. Чиркина, М., 2001 г.
    6. «Энциклопедия права»/под ред. Е.Н. Трубецкого.
    7. «Энциклопедический словарь экономики и права»/под ред. А.В. Шестакова, М., 2000 г.
 
    
  1. Ресурсный интернет:
    1. Справочная правовая система «Консультант плюс».
    2. Большой юридически словарь; Издательский дом «Инфра-М», 2006 г.

Информация о работе Понятие государства, его сущность и назначение