Понятие государства, его сущность и назначение

Автор: i******@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы объясняется необходимостью изучения признаков государства, как особой формы организации общества, имеющей законы, публичную власть, население, территорию, армию и правоохранительные органы, с целью всесторонне раскрыть понятие и сущность современного государства (на примере Российской Федерации).
Объектом исследования данной работы является государство, как особая форма организации общества и присущие ему признаки, отличающие его от других образований.

Содержание

Введение 3
Государственность как достижение человеческой цивилизации. Исторические трактовки государства 5

Определение государства: единство и различия в подходах 9


Признаки современного государства, их характеристика 11

Сущность государства 15


Основные функции современного государства 17

Заключение 22
Список используемой литературы 23

Работа содержит 1 файл

ТГП.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

    6.Обязательные сборы с граждан - налоги, подати, займы.

    Государство устанавливает их для содержания публичной власти. Обязательные сборы  используются государством на содержание армии, полиции и других принудительных органов, государственного аппарата, а  так же на другие государственные программы (образование, здравоохранение, культура, спорт и т.п.);

    7. Государственные  символы. 

    Каждое  государство имеет официальное  название, гимн, герб, флаг, памятные даты, государственные праздники, отличающиеся от таких же атрибутов других государств.

    Государство устанавливает правила официального поведения, формы обращения людей  друг к другу, приветствия и т. п.9

    8. Международное признание.

    Признание государства мировым сообществом, на сегодняшний день, нельзя игнорировать, оно является показателем состоявшегося процесса государственного закрепления публичной власти. Примером служит членство в Организации объединенных Наций – самой авторитетной универсальной международной организации современности, в которой уже 191 государство.

    Путем признания государства упорядочивают  юридическую основу своих отношений  с новым суверенным образованием и констатируют его равноправный выход на международную арену.

    Длительное  время в XX столетии между собой конфликтовали две основные теории признания, за которым стояли и разные идеологические системы:

  • конститутивная, согласно которой признание нового государства является решающим и необходимым условием для возникновения международных прав и обязанностей признанного суверенного образования;
  • декларативная, отстаивавшая абсолютное право наций на самоопределение и исключавшая какую-либо зависимость статуса нового государства от факта предоставления признания.

    Позиция советских юристов определялась второй теорией, которая провозглашалась  «подлинно научной», тогда как концепция конститутивного признания «фальсифицирует действительную природу правоотношений, порождаемых актом международного признания».

    В настоящее время прежние утверждения  в классово-идеологической заданности конститутивной теории ушли в прошлое, а бывшие социалистические страны непосредственно на собственной практике столкнулись с резкими проявлениями само провозглашения отдельных территорий в качестве государств.10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Сущность  государства
 

    Сущность  государства — смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остро дискуссионной.

    Так, сторонники теории элит, получившей распространение  в XX в., считают, что народные массы  не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества — элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

    К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

    Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.

    Многочисленные  приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят  из того, что первоисточником и  первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

    Марксистская  теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему  классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, то есть власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.

    Классовый подход при раскрытии сущности государства  — крупное завоевание научного обществоведения. Его открыли и широко применяли  многие ученые в разных странах задолго  до К. Маркса. Однако безоговорочно  использовать данный подход для характеристики всех и всяческих государств по меньшей мере теоретически неверно.

    Да, классовый характер, классовая направленность деятельности государства — его  сущностная сторона, его основное начало. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество — от разрушения, тем самым, сохраняя его целостность. И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества.

    В развитых демократических странах  государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с обще социальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Сказанное не означает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла обще социальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.

    Иначе говоря, в демократическом государстве  второй, но более значимой, чем первая, становится обще социальная его сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней.

    На  государство и его сущность наряду с обще социальным и классовым началами нередко оказывают сильное влияние национальные и даже националистические факторы. Иногда государственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть обычно камуфлирует свои интересы, выдает их за обще социальные и общенациональные.11 
 

  1. Основные  функции современного государства
 

    Функция, как и иные обществоведческие  понятия, не является только юридическим  или политическим понятием. Оно было заимствовано из других наук. Например, в физике, математике понятие функции выражает зависимость одной перемен ной величины от другой, т. е. непосредственно ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом.

    В философском и общественно-социологическом плане термин «функция» понимается как внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений; совокупность обычных или специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых осуществляется ими в процессе служебной деятельности.

    Функции государства наукой рассматриваются  с различных точек зрения. Это  вытекает из того, что несмотря на разнообразие теорий, объясняющих (доказывающих) причины и основания происхождения государства, изначально оно возникло как организация, основным предназначением которой является обязательное выполнение разнообразных функций публичного характера.

    Например, в науке управления выделяют около пяти тысяч функций, которыми занимаются органы государственной власти. В отличие от функций государства они носят относительно локальный и узкий (в рамках имеющихся полномочий конкретного органа государственной власти или должностного лица) характер.

    Функции государства - категория объективная. Их конкретная реализация воплощается  в жизнь с учетом политических компромиссов. Здесь проявляется  субъективный (человеческий) фактор определения  функций государства и его  деятельности (функционирования). В этой связи следует согласиться с точкой зрения премьер-министра Индии Манмохана Сингха на сущность государственной власти. Он считает, что «власть сродни общественному фонду. Нельзя просто сидеть на власти,

    ее  надо использовать. Но использовать на благо общества».

    Функции государства - это основные направления его деятельности по управлению обществом, отражающие его цели и социальное назначение.

    Основные  черты функций  государства:

    1. Имеют комплексный, синтезирующий характер. Как основные направления деятельности государства они никогда не отождествляются и не могут отождествляться с самой деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства. Однако это не механическое, не стихийное и не автоматическое сложение. За ним всегда стоит осознанная целенаправленная деятельность различных государственных органов, всего государственного аппарата. В политических и государственных системах, построенных на однопартийной основе, как это было, например, в СССР, координирующую и направляющую деятельность обычно выполняют стоящие у власти политические партии.

    2. По своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально выхолощенными, нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства.

    В них проявляется реальная роль, которую  выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства.

    Поэтому одни и те же функции у государств различного типа (рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические) всегда бывают разными по содержанию.

    3. В функциях государства прослеживается прямая связь с основными целями и задачами государства, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития.

    Цель  представляет собой желаемый конечный результат деятельности государственных  и негосударственных структур. Достижение цели предполагает необходимость согласованных и системных действий всех субъектов управленческого процесса. С изменением цели изменяется и характер действий всех взаимодействующих структур.

    Приоритет и масштаб реализации функций  обусловливается важностью

    и масштабностью задач и целей. Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны. Ее приоритетность в этот период не подлежит сомнению. В период же экономического спада на первом плане оказываются экономические функции.

    4. Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних, хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но, тем не менее, они обладают по сравнению с функциями всего государства относительно узким, локальным характером. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на часть его, охватывают собой деятельность лишь отдельных его частей.

    Например, в ходе проводящейся административной реформы в Российской Федерации (2003—2005 гг.) часть функций государственных органов были признаны избыточными. Поэтому посчитали целесообразным их реализацию передать общественным организациям.

    5. Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления и не смешиваются со сферами их приложения. В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития, при осуществлении своих функций государство может использовать методы поощрения, убеждения или же, при необходимости, методы принуждения. Что касается сфер приложения функций государства, то они далеко не всегда совпадают друг с другом. В одной и той же сфере деятельности государства может осуществляться несколько функций и, наоборот, одна и та же функция может проявляться в нескольких сферах жизни общества.

Информация о работе Понятие государства, его сущность и назначение