Понятие государства, его сущность и назначение

Автор: i******@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы объясняется необходимостью изучения признаков государства, как особой формы организации общества, имеющей законы, публичную власть, население, территорию, армию и правоохранительные органы, с целью всесторонне раскрыть понятие и сущность современного государства (на примере Российской Федерации).
Объектом исследования данной работы является государство, как особая форма организации общества и присущие ему признаки, отличающие его от других образований.

Содержание

Введение 3
Государственность как достижение человеческой цивилизации. Исторические трактовки государства 5

Определение государства: единство и различия в подходах 9


Признаки современного государства, их характеристика 11

Сущность государства 15


Основные функции современного государства 17

Заключение 22
Список используемой литературы 23

Работа содержит 1 файл

ТГП.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

    Государство определяется, в частности, Гуго Гроцием  как совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы.

    Несколько позднее на фоне социальных потрясений, вызванных последствиями буржуазных революций, заметны усилия внедрить вместо идей общественного согласия концепции, в соответствии с которыми государство является воплощением универсального разума, справедливого закона, нравственности и т.п.

    Субъективизм  таких позиций очевиден современным  исследователям истоков государствования, он связан со стремлением выявить  понятие государства не в его исторической действительности, а в идеале, через идеальные цели, которые государство должно преследовать в своем предназначении и воплощением которых обязано задаваться. В реальности госу4дарство чаще всего не является нравственным идеалом, далеко не всегда стремится к общему благу или к счастью всех своих подданных. Его назначение, указывалось в европейском государственном праве на рубеже XIX – XX в.,  - служить практическим задачам – политическим, правовым и культурным. И, соответственно, для определения государства необходимо избирать те очевидные признаки, которые «не возбуждают споров».

    Исходными характеристиками, определяющими особые черты государства, были признаны:

  • власть, самостоятельная и исключительная;
  • народ, как совокупность лиц, подчиненная высшей власти;
  • территория, на которую распространяется юрисдикция высшей власти.4

    Современные же трактовки государства основываются на его видении в качестве законной и особой организации всего общества, призванной координировать интересы различных  групп и слоев населения, разрешать возникающие социальные противоречия и с помощью механизма легализованного принуждения проводить в жизнь «общие дела».

    История восприятия, понимания и толкования сути государства показывает, что  это неоднозначное сложное и  противоречивое явление, познание которого не допускает простых либо годных на любые случаи определений, чаще всего раскрывающих существующие, но лишь отдельные признаки государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Определение государства: единство и различия в  подходах
 

    Подкрепленные идеологическим плюрализмом, утвердившимся  в цивилизованных странах, многие определения  государства в трудах современных  юристов носят отпечаток индивидуальности, отражая тенденции к самовыражению  их авторов.

    Чаще  всего такие дефиниции пространственны и схематичны, поскольку стремление внести в них всю сумму государственных характеристик сказывается на объеме определения.

    В качестве примере приведем «инструментальное» определение государства, данное одним  из наиболее авторитетных исследователей проблем современного государствования: «Государство – это универсальное политическое сообщество и одновременно организация в обществе, обладающая публичной (государственной) властью и специализированным аппаратом регулятивного (в том числе принудительного) воздействия, выражающая, прежде всего, интересы доминирующего социального слоя (класса) и воплощающие общие для общества задачи. Эта организация строится на основе специальных органов, выделения управленческого персонала, использования институтов гражданства и права».5

    Так же следует учитывать, что далеко не все принципиальные признаки государства  могут быть сконцентрированы в одном, даже непременно широком определении.

    Очевиден  вывод – определение государства  должно быть достаточно компактным, универсальным и формализованным, чтобы дать представление о важнейшем политико-правовом феномене, которое требует отдельного и развернутого анализа его сущностных черт – признаков.

    При выработке определения государства  следует учитывать возможное  употребление его понятия в различных смыслах, что в свою очередь ведет к разнобою в дефинициях.

      Например, политический подход к  понятию государства рассматривает  его с точки зрения власти  как возможности подчинять своей  воле других, заставлять других  соопределять свое поведение с волей властвующего. Отсюда и преобладание в определении отличительных черт государственной власти как таковой, ее выделение из иных властных институтов общества.

    Социологическое понимание государства, прежде всего, обращено к связям между государством и обществом, что фиксируется в определении роли государства как особой организации общества, призванной и способной на институциональном уровне представлять общество в целом и выступать от его имени.

    Общедемократическое определение государства выводится на основе соответствия установленного в стране государственно – политического режима принципам народовластия, разделения властей, верховенства закона, приоритета прав человека. В данном значении речь может идти о высшем этапе в развитии государственности, закрепленным понятием «правовое государство».

    Функциональный  подход к трактовке понятия государство  сфункционирован на механизме осуществления  государственной власти, который  представляет собой особую систему  государственных органов и учреждений, созданных в целях обеспечения основных направлений деятельности государства.

    Юридическая трактовка определения государства, основываясь на его тесных связях с правом, рассматривает государство  как субъект права, так же сужая  параметры его целостной сущностной характеристики.6

    Итак, учитывая вышеуказанные подходы, можно  сказать, что  государство -  определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация  публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения.

    Как управляющая обществом система  обладает внутренней структурой, имеет  специальные органы для реализации своих полномочий  -  механизм государства, его аппарат.7 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Признаки  современного государства, их характеристика
 

    Государство осуществляет политико-правовое руководство  обществом в силу обладания совокупностью  характерных только для него свойств.

      К общим признакам и отличительным  чертам государства, характеризующим его как специфическую организацию общества, относятся:

  1. Территория.

    Государство представляет собой единую территориальную  организацию политической власти в  масштабе всей страны. Государственная  власть распространяется на все население в пределах определенной территории, что влечет за собой административно-территориальное деление государства.

    Эти территориальные единицы называются в разных странах по-разному: районы, области, края, округа, провинции, дистрикты, муниципии, графства, губернии и т.д.

    Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов - государственной границы, которая отделяет одно государство  от другого;

    2. Население.

    Этот  признак характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству, состав, гражданство, порядок его приобретения и утраты и т.д. Именно "через население" в рамках государства происходит объединение людей и они выступают в качестве целостного организма- общества;

    3. Публичная власть.

    Государство - особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности.

    Первичной ячейкой этого аппарата является государственный орган. Наряду с  аппаратом власти и управления государство имеет особый аппарат принуждения, состоящий из армии, полиции, жандармерии, разведки, а тж. в виде различных принудительных учреждений (тюрем, лагерей, каторги и т.п.).

    Через систему своих органов и учреждений государство непосредственно осуществляет руководство обществом, защищает неприкосновенность своих границ. К важнейшим государственным органам, которые в той или иной мере были присущи всем историческим типам и разновидностям государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные. На различных этапах общественного развития органы государства изменяются структурно и решают различные по своему конкретному содержанию задачи;

    4. Суверенитет. 

    Государство представляет собой суверенную организацию  власти.

    Суверенитет – это вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть, а так же подчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета.8

    Государственный суверенитет - это такое свойство государственной власти, которое  выражается в верховенстве и независимости  данного государства по отношению  к любым другим властям внутри страны, а так же ее независимость на международной арене при условии не нарушения суверенитета других государств.

    Независимость и верховенство государственной  власти выражаются в  следующем:

    а) универсальности - только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны;

    б) прерогативе - возможности отмены и признания недействительным любого незаконного деяния другой общественной власти:

    в) наличии специальных средств воздействия (принуждения), которыми не располагает никакая другая общественная организация. При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа.

    Суверенитет народа означает верховенство, его  право самому решать свою судьбу, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти.

    Понятие государственного суверенитета тесно  связано с понятием национального  суверенитета. Национальный суверенитет  означает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств.

    Суверенитет может быть формальным, когда он провозглашается юридически и политически, а фактически не осуществляется в  силу зависимости от другого государства, диктующего свою волю.

    Принудительное  ограничение суверенитета имеет  место, например, по отношению к побежденному в войне со стороны государств-победителей, по решению международного сообщества (Организации Объединенных Наций).

    Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности для достижения общих целей, при объединении в федерацию и т.п.;

    5. Издание правовых  норм.

    Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений.

    Среди множества политических организаций  только государство в лице своих  компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны в отличие от иных норм общественной жизни (норм морали, обычаев, традиций).

    Правовые  нормы обеспечиваются мерами государственного принуждения с помощью специальных  органов (судов, администрации и  др.);

Информация о работе Понятие государства, его сущность и назначение