Положение адвокатуры в системе правоохранительных органов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в комплексной разработке проблем, связанных с организацией отечественной адвокатуры, а также современное положение дел в деятельности адвокатов Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие, структуру, правовое регулирование;
- изучить статус адвоката, определить проблемы обеспечения и соблюдения правовых гарантий деятельности адвоката
- проанализировать положение адвокатуры в системе правоохранительных органов на современном этапе.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…3
Адвокатура в РФ: понятие, положение, структура, правовые основы деятельности………………………………………………….7
Понятие и положение адвокатуры в России на современном этапе, ее структура …………………………………………….. 7
Государственно-правовое регулирование адвокатской деятельности…………………………………………………….12
Адвокатура как независимый социально-правовой институт в правовом государстве………………………………………………. 16
Независимость – как основная форма положения адвокатуры в системе правоохранительных органов……………………….16
Проблемы взаимодействия адвокатуры с правоохранительной системой, пути решения……………………………………….25
Заключение……….……………………………..……………………….30
Библиографический список…………………………………………..34

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ Адвокатура в системе правоохранит органов.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

Представляется, что для обеспечения  комплексной информационно-правовой безопасности профессиональной деятельности адвоката необходима система мер, обеспечивающая необходимый уровень защиты, в  первую очередь по следующим направлениям:

- защита адвокатов от криминальных структур;

- защита от коллизий законодательства, ограничивающих права адвокатов;

- защита от произвола правоохранительных, государственных, судебных, иных  органов в отношении адвокатов.

Отдельно хотелось бы остановиться на проблеме адвокатских гарантий при взаимодействии их с государственными органами.

Со вступлением в силу Закона об адвокатуре адвокаты действительно  обрели долгожданные гарантии независимости.

Комментаторы этого Закона выделяют три вида гарантий независимости  адвокатов:

- профессиональные (связанные с  адвокатской деятельностью);

- процессуальные (связанные с уголовным  преследованием адвоката);

- гарантии личной безопасности53.

К сожалению, в Законе не указываются  конкретные действия, которые должны предприниматься государством во исполнение указанных гарантий.

В случае нарушения гарантий адвокатам  следует руководствоваться Рекомендациями "По обеспечению адвокатской тайны  и гарантий независимости адвоката при осуществлении адвокатами профессиональной деятельности"54.

Согласно данному документу  адвокатам предлагается оперативно информировать соответствующее  адвокатское образование и адвокатскую  палату субъекта Федерации о нарушении  прав и гарантий адвоката при осуществлении  профессиональной деятельности.

Адвокат А.А. Воронов справедливо отмечает, что низкий авторитет адвокатуры зачастую связан с пассивными действиями адвокатов в тех случаях, когда адвокатам необходимо самим жестко отстаивать свои права и полномочия. В этой связи целесообразно упомянуть о том, что очень часто у адвокатов неправомерно запрашиваются документы, предоставление которых не только не соответствуют требованиям закона, но и является предметом адвокатской тайны и, к сожалению, такие нарушения по собственной воле не пресекают сами адвокаты. Примером может служить гражданское дело N 251/07 Лыткаринского городского суда Московской области55.

В настоящее время существует большое  количество проблем, возникающих у  адвокатов при осуществлении  профессиональной деятельности. Особого  внимания заслуживают трудности при реализации адвокатами своих полномочий. Данный блок проблем напрямую связан с взаимоотношениями адвокатуры и государства.

Как верно отмечает А.Д. Бойков, "кроется  ли здесь нежелание государства  брать на себя ответственность за жизнь адвокатуры или проявилась традиционная аллергия на само упоминание этого института, сказать сложно"56.

Таким образом, подводя краткий  итог выше обозначенным проблемам взаимодействия адвокатуры и органами государственной власти, нельзя не согласиться с точкой зрения Н.М. Кипниса о том, что новое российское законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре установило разумный баланс взаимоотношений государства и адвокатуры, однако отдельные нормативные положения требуют дополнительной корректировки для преодоления возможных разночтений и внесения стабильности в регламентацию соответствующих правоотношений57.

Действительно, любые коллизии, проблемы, спорные вопросы адвокатуры, даже те, которые, на первый взгляд, кажутся  именно внутренними проблемами адвокатского сообщества, на самом деле неразрывно связаны с взаимодействием адвокатов с государством в лице его органов, должностных лиц, с применением нормативных актов, издаваемых в государстве. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что активность адвокатов в самозащите своих прав всеми законными способами приобретает очень большую актуальность не только для поднятия авторитета адвокатуры, но и для полноценной независимой профессиональной деятельности самих адвокатов.

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги исследования необходимо отметить следующее:

Адвокатура является тем правовым институтом, который призван на профессиональной основе обеспечивать защиту прав, свобод и интересов физических и юридических  лиц. Адвокатура - это своеобразный социально-правовой институт гражданского общества. Он выполняет как государственно значимые функции, так и задачи, обусловленные частным интересом граждан и юридических лиц. Именно поэтому государством обеспечивается принцип независимости адвокатуры, а также обеспечивается финансирование адвокатуры при оказании адвокатом юридической помощи бесплатно в порядке, предусмотренном законом Российской Федерации, а также при необходимости предоставления адвокатским образованиям служебных помещений и средств связи с целью обеспечения населению доступа к юридической помощи.

Таким образом, адвокатура представляет собой институт гражданского общества, реализующий отдельные полномочия государства по защите прав, свобод и интересов физических и юридических  лиц и обеспечивающий доступ к  правосудию путем осуществления адвокатской деятельности, действующий на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также равноправия адвокатов. В этом определении заложена суть явления: адвокатура служит не защите интересов государства или правосудия, а представляет и защищает негосударственный, частный интерес.

При этом, адвокатура - это независимый, самоуправляемый социально-правовой институт. Он действует на территории каждого субъекта Российской Федерации и объединяет лиц, призванных на профессиональной основе обеспечивать в соответствии с законом права граждан и юридических лиц путем оказания квалифицированной юридической помощи, которая дается в целях защиты их прав, свобод и законных интересов. Тем не менее, адвокатура - это все же своеобразная правоохранительная система, ибо в основе ее организации и деятельности лежит помощь гражданам и юридическим лицам в охране их прав от посягательств.

Однако в полной мере считать  адвокатуру частью правоохранительной системой нельзя, так как аналогичное название имеют уже определенные государственные органы (МВД России, ФСБ России, Федеральная налоговая служба, Следственный комитет при прокуратуре РФ, система судов и др.). Основная черта положения адвокатуры в системе правоохранительных органов – это ее независимость.

Эффективная деятельность адвоката немыслима  без гарантий его независимости. Независимость является наиболее характерной и основной стороной адвокатской деятельности, так как адвокат должен быть свободен от любого давления извне, особенно со стороны правоохранительных органов и государства в целом.

Наиболее часто такое воздействие  происходит в уголовном судопроизводстве, поскольку именно там адвокат-защитник непосредственно сталкивается с деятельностью правоохранительных органов, противостоит им. Кроме того, правомерная деятельность защиты, ее активная и принципиальная позиция не всегда нравится сотрудникам правоохранительных органов, тем более тогда, когда участие защиты фактически "разваливает" дело.

Наблюдается существенный рост случаев  вмешательства в адвокатскую деятельность и воспрепятствования этой деятельности со стороны органов дознания и предварительного следствия. Это может свидетельствовать об увеличении количества адвокатов, принципиально и активно отстаивающих права и законные интересов доверителя, к чему еще никак не могут привыкнуть отдельные сотрудники органов дознания и предварительного следствия. Они видят в активной и принципиальной позиции адвоката-защитника стремление выгородить во чтобы то ни стало своего подзащитного, перевалить вину на других лиц, затянуть следствие путем заявления ходатайств, подачи жалоб с тем, чтобы помешать нормальному ходу предварительного расследования и изобличению лица виновного в совершении преступления. Вмешательство в адвокатскую деятельность либо препятствование этой деятельности со стороны правоохранительных органов - весьма распространенное явление, и проистекает оно не только со стороны компетентных органов, но и других заинтересованных лиц, и при этом, самой эффективной мерой обеспечения гарантий независимости адвоката является, как показывает практика, активная, принципиальная и основанная на законе позиция адвоката по делу.

Независимое положение адвоката способствует укреплению в обществе доверия к  процедурам правосудия и беспристрастности  судей. Таким образом, адвокату следует избегать какого-либо ущемления собственной независимости и не поступаться принципами профессионального долга ради интересов клиента, суда или других лиц.

В настоящее время существует большое  количество проблем, возникающих у адвокатов при осуществлении профессиональной деятельности. Особого внимания заслуживают трудности при реализации адвокатами своих полномочий. Данный блок проблем напрямую связан с взаимоотношениями адвокатуры и государства.

Действующее российское законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре установило разумный баланс взаимоотношений государства и адвокатуры, однако отдельные нормативные положения требуют дополнительной корректировки для преодоления возможных разночтений и внесения стабильности в регламентацию соответствующих правоотношений.

Представляется, что для обеспечения  комплексной информационно-правовой безопасности профессиональной деятельности адвоката необходима система мер, обеспечивающая необходимый уровень защиты, в  первую очередь по следующим направлениям:

- защита адвокатов от криминальных  структур;

- защита от коллизий законодательства, ограничивающих права адвокатов;

- защита от произвола правоохранительных, государственных, судебных, иных  органов в отношении адвокатов.

Законодательное регулирование, направленное на обеспечение самостоятельности и независимости адвокатуры в выработке правил и норм своей корпоративной организации, должно предполагать в то же время разумную меру подконтрольности деятельности адвокатуры государству.

 В целом адвокатура, разрешая свою основную задачу - обеспечение прав и свобод человека и гражданина, не может остаться в стороне от участия в процессе, который можно условно охарактеризовать как общественный контроль над деятельностью государственного аппарата в частности и государства в целом.

 

Библиографический список

  1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года (в ред. законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 25 декабря 1993 года.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. ФЗ от 1 июля 2010 г. № 147-ФЗ) // Собрание  законодательства Российской  Федерации. - 2001 г. - №52 - ст.4921.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (в ред. от 14.06.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2011)//Российская газета, №220, 20.11.2002.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (в ред. от 21.07.2011)//Российская газета, № 256, 32.12.2001.
  5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 №95-ФЗ (в ред. от 12.07.2011)//Российская газета, №137, 27.07.2002.
  6. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (в ред. ФЗ от 01.07.2011) «Об общественных объединениях» //Российская газета, №100, 25.05.1995.
  7. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (в ред. ФЗ от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ// Собр. законодательства РФ. – 2002г. - №23. - Ст. 2102.
  8. Федеральный закон от 01.12.2007 №315-ФЗ (в ред. ФЗ от 01.07.2011) «О саморегулируемых организациях» //Российская газета, №273, 06.12.2007.
  9. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" //Российская газета - Федеральный выпуск №5639 23 ноября 2011 г.
  10. Постановление Правительства РФ от 04.07.2003 №400 ( в ред. от 28.09.2007, с изм. от 22.07.2008) «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда»//Российская газета, №134, 10.07.2003.
  11. Приказ Минюста РФ №199, Минфина РФ №87-н от 15.10.2007 «Об утверждении Порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.10.2007 №10349), (в ред. от 01.09.2011)//Российская газета, №241, 27.10.2007.
  12. Кодекс профессиональной этики адвоката (принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) (с изменениями и дополнениями, утвержденными третьим Всероссийским съездом адвокатов 5 апреля 2007 г.)// Бюллетень Министерства юстиции РФ №3 (75), 2004 г.
  13. Авдеева М.А. Современные проблемы адвокатуры России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2008. 
  14. Адвокатура в России: Учебник для вузов (под ред. д.ю.н., проф. В.И. Сергеева). - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: "Юстицинформ", 2011.
  15. Бабурин С.Н. Адвокатура и государство: пути взаимодействия. Сб. материалов Всероссийских научно-практических конференций "Адвокатура. Государство. Общество". - М., 2006
  16. Бойков А.Д. Адвокатура и государственная власть // Российский судья. - 2001. - №12. - С52.
  17. Васьковский Е.В. Организация адвокатуры. Ч. 1. Очерк всеобщей истории. СПб., 1898
  18. Васьковский Е.В. Основные вопросы адвокатской этики //Традиции адвокатской этики: Избр. тр. российских и французских адвокатов (ХIX - начало ХХ в.). СПб., 2004.
  19. Воробьев А.В., Поляков А.В., Тихонравов Ю.В. Теория адвокатуры. М., 2002.
  20. Галоганов А. Адвокатура как институт оказания квалифицированной юридической помощи //Право и жизнь. 2011. № 8.
  21. Горбунов О.А. Противодействие законной деятельности адвоката-защитника в уголовном судопроизводстве (характеристика, средства предупреждения и нейтрализации): Автореф. дисс. ...канд. юрид. наук. - Воронеж, 2006.
  22. Грудцына Л.Ю. Государственное обеспечение гарантий независимости, самоуправления и финансирования адвокатской деятельности //Адвокат. 2009 г. № 7.
  23. Грудцына Л.Ю. Адвокатское право. Учебно-практическое пособие. - М.: "Деловой двор", 2009.
  24. Кудрявцев В.Л., Гарантии независимости адвоката как условие обеспечения квалифицированной юридической помощи в деятельности адвоката (защитника) в уголовном судопроизводстве //Адвокат, - №5 - май 2008.
  25. Игнатов С.Д. Концептуальные основы организации адвокатуры в России (вопросы теории и практики).- Ижевск, 2006.
  26. Комментарий к Федеральному закону "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" / Под общ. ред. И.Л. Трунова - М.: Эксмо, 2005.
  27. Кипнис Н.М. Адвокатура. Государство. Общество: Сборник Всероссийских научно-практических конференций. - М.: Новая юстиция, 2006.
  28. Кучерена А.Г. Адвокатура. М., 2004.
  29. Кучерена А.Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России. - М.: Издат. "PENATES - Пенаты". 2002.
  30. Питулько К.В., Коряковцев В.В. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". - СПб., 2002
  31. Резник Г.М. Закон об адвокатуре как жертва конфликта интересов // Российская юстиция. 1998. №3.
  32. Соколов Н. Адвокатура и власть: неравное партнерство//эж-ЮРИСТ",  2007. № 5.
  33. Сонькин Н.Б. Международно-правовые стандарты адвокатской деятельности. Правовые основы адвокатской деятельности и адвокатуры // Адвокатская деятельность и адвокатура в России. Введение в специальность. Учебник. Ч. 1 / Под ред. И.Л. Трунова. - М.: Эксмо, 2006.
  34. Смирнов В.Н., Смыкалин А.С. Адвокатура и адвокатская деятельность. - "Проспект"; Екатеринбург: "Издательский дом "Уральская государственная юридическая академия", 2010 г.
  35. Степашина М.С. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". – М., 2009.
  36. Токвиль А. Старый порядок и революция (пер. с франц.). - М., 1911.
  37. Филиппова А.Т. Некоторые проблемы современного положения адвокатов//Адвокат, 2008 г. № 6
  38. Определение Конституционного Суда РФ от 6 июля 2000 г. N 128-О "По жалобе гражданина Паршуткина Виктора Васильевича на нарушение его конституционных прав и свобод пунктом 1 части второй статьи 72 УПК РСФСР и статьями 15 и 16 Положения об адвокатуре РСФСР // Собр. законодательства РФ. - 2000. - № 33. - Ст. 3433.

1 Адвокатура в России: Учебник для вузов (под ред. д.ю.н., проф. В.И. Сергеева). - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: "Юстицинформ", 2011. С.13.

2 Воробьев А.В., Поляков А.В., Тихонравов Ю.В. Теория адвокатуры. М., 2002. С. 54-55.

3 Кучерена А.Г. Адвокатура. М., 2004. С. 66.

4 См.: Токвиль А. Старый порядок и революция (пер. с франц.). - М., 1911. - С. 75.

5 Адвокатура в России: Учебник для вузов (под ред. д.ю.н., проф. В.И. Сергеева). - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: "Юстицинформ", 2011. С. 78.

6 Васьковский Е.В. Организация адвокатуры. Ч. 1. Очерк всеобщей истории. СПб., 1898.

7 Кучерена А.Г. Адвокатура. М., 2004.

8 Грудцына Л.Ю. Государственное обеспечение гарантий независимости, самоуправления и финансирования адвокатской деятельности//Адвокат. 2009 г. № 7.

9 Соколов Н. Адвокатура и власть: неравное партнерство//эж-ЮРИСТ",  2007. № 5

10 Бабурин С.Н. Адвокатура и государство: пути взаимодействия. Сб. материалов Всероссийских научно-практических конференций "Адвокатура. Государство. Общество". - М., 2006.

11 Филиппова А.Т. Некоторые проблемы современного положения адвокатов//Адвокат", 2008 г. № 6.

12 Бойков А.Д. Адвокатура и государственная власть // Российский судья. 2001. N 12.

13 Грудцына Л.Ю. Адвокатское право. Учебно-практическое пособие. - М.: "Деловой двор", 2009. С. 7.

14 Степашина М.С. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". – М., 2009. С. 13.

15 Кучерена А.Г. Адвокатура. М., 2004. С. 66.

16 Васьковский Е.В. Основные вопросы адвокатской этики // Традиции адвокатской этики: Избр. тр. российских и французских адвокатов (ХIX - начало ХХ в.). СПб., 2004. С. 287.

17 Смирнов В.Н., Смыкалин А.С. Адвокатура и адвокатская деятельность. - "Проспект"; Екатеринбург: "Издательский дом "Уральская государственная юридическая академия", 2010 г. с. 28.

18 Галоганов А. Адвокатура как институт оказания квалифицированной юридической помощи//Право и жизнь. 2011. № 8. С. 33.

19 См.: Кучерена А.Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России. - М.: Издат. "PENATES - Пенаты". 2002. С. 58.

20 См.: Резник Г.М. Закон об адвокатуре как жертва конфликта интересов // Российская юстиция. 1998. N 3.

21 Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" //"РГ" - Федеральный выпуск №5639 23 ноября 2011 г.

Информация о работе Положение адвокатуры в системе правоохранительных органов РФ