Положение адвокатуры в системе правоохранительных органов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в комплексной разработке проблем, связанных с организацией отечественной адвокатуры, а также современное положение дел в деятельности адвокатов Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие, структуру, правовое регулирование;
- изучить статус адвоката, определить проблемы обеспечения и соблюдения правовых гарантий деятельности адвоката
- проанализировать положение адвокатуры в системе правоохранительных органов на современном этапе.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…3
Адвокатура в РФ: понятие, положение, структура, правовые основы деятельности………………………………………………….7
Понятие и положение адвокатуры в России на современном этапе, ее структура …………………………………………….. 7
Государственно-правовое регулирование адвокатской деятельности…………………………………………………….12
Адвокатура как независимый социально-правовой институт в правовом государстве………………………………………………. 16
Независимость – как основная форма положения адвокатуры в системе правоохранительных органов……………………….16
Проблемы взаимодействия адвокатуры с правоохранительной системой, пути решения……………………………………….25
Заключение……….……………………………..……………………….30
Библиографический список…………………………………………..34

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ Адвокатура в системе правоохранит органов.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

Все адвокатские палаты России объединяются в Федеральную палату адвокатов РФ, а высшим органом адвокатского самоуправления является Всероссийский съезд адвокатов. Следует отметить, что эти положения полностью соответствуют рекомендациям Организации Объединенных Наций, содержащимся в преамбуле к "Основным принципам, касающимся роли адвокатов", принятым Конгрессом ООН, проходившем с 7 августа по 7 сентября 1990 года.

В этом документе подчеркивается, что основные принципы сформулированы с целью оказать помощь государствам-членам ООН в осуществлении задач развития и обеспечения надлежащей роли адвокатов, что эти принципы должны соблюдаться и учитываться правительствами в рамках их национального законодательства и что они должны быть доведены до сведения как адвокатов, так и других лиц, таких, как судьи, обвинители, представители исполнительных и законодательных органов и населения в целом.

Органы самоуправления адвокатского сообщества призваны представлять интересы адвокатов, способствовать повышению  их профессиональных знаний, защищать их законные права. Они выполняют организационные функции самостоятельно, без вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Итак, Закон об адвокатуре провозгласил адвокатуру институтом гражданского общества, не входящим в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, вследствие чего, представители этих органов не вправе вмешиваться в деятельность адвокатов за исключением случаев, когда эта деятельность противоречит закону. Такое положение, соответствует принципам правового государства и задачам адвокатуры как самоуправляемой, независимой организации, осуществляющей защиту прав, свобод и интересов физических и юридических лиц путем оказания им квалифицированной юридической помощи18. "Несмотря на то, что адвокатура не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления, представляется, что задачи, возложенные на нее, имеют государственное значение и отражают публичный интерес общества"19. По мнению Г.М. Резника, исполнительная власть вообще не должна иметь никаких односторонних властно-распорядительных полномочий в отношении адвокатуры20.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Государственно-правовое регулирование адвокатской деятельности                                       

Законодательство об адвокатской  деятельности и адвокатуре основывается на Конституции РФ, которая гарантирует  каждому право на получение квалифицированной  юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции  РФ).

Законодательство об адвокатской  деятельности и адвокатуре состоит из:

Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации";

Также других федеральных законов.

Например, вступивший в силу с 15 января 2012 г. Федеральный Закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации21" в ст. 18 закона, регулирует процедуру оказания бесплатной юридической помощи адвокатами.

Также, конкретные права и обязанности адвокатов при выполнении поручений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях регламентируются соответствующими процессуальными кодексами: Уголовно-процессуальным кодексом РФ от 18 декабря 2001 г.22, Гражданским процессуальным кодексом РФ23, Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.24, Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002 г.25, Налоговым кодексом РФ26.

Кроме процессуальных кодексов, регулирование  адвокатской деятельности содержится и в некоторых других федеральных законах. Так, в ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" указывается, что адвокаты оказывают юридическую помощь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации27.

Другой пример - положения ст. 7 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической  помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", в которой устанавливаются дополнительные гарантии прав гражданина при оказании ему психиатрической помощи: право на помощь адвоката, встречи с адвокатом наедине, гарантия обеспечения администрацией лечебного учреждения возможности приглашения адвоката, гарантия тайны переписки с адвокатом28.

Кодекс профессиональной этики адвоката29 устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности.

Нормативные правовые акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти также  регулируют указанную деятельность. Так, в целях обеспечения доступности для населения юридической помощи Правительство РФ может принимать нормативные акты о финансировании деятельности труда адвокатов за счет государства и выделении адвокатским образованиям служебных помещений и средств связи. Во исполнении ст. 25 Закона об адвокатуре было принято Постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. N 400 "О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда", в соответствии с которым устанавливается не только размер вознаграждения адвоката, но и порядок компенсации адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам РФ бесплатно30.

Следует отметить, что в формирование законодательства об адвокатской деятельности существенную роль играет такой орган исполнительной власти РФ, как Министерство юстиции РФ, нормативные акты которого в данной области регулируют как формальные и организационные стороны осуществления адвокатской деятельности. (например, Приказ Минюста РФ от 8 августа 2002 г. N 217 "Об утверждении формы ордера"31, Приказ Минюста РФ от 16 августа 2005 г. N 133 "Об утверждении формы удостоверения адвоката"32, Приказ Минюста РФ от 5 февраля 2008 г. N 20 "Об административном регламенте исполнения территориальными органами федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений"33), так и существенные вопросы, касающиеся, например, оплаты услуг адвокатов (Приказ Минюста РФ N 199, Минфина РФ N 87н от 15 октября 2007 г. "Об утверждении порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела")34 или осуществления на территории РФ деятельности адвокатов иностранных государств (Приказ Минюста РФ от 12 января 2004 г. N 2 "Об утверждении формы и порядка предоставления выписки из реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации")35;

 Законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Например: Постановление Московской городской Думы от 31 января 2007 г. N 11 "Об избрании представителей Московской городской Думы в квалификационной комиссии при адвокатской палате города Москвы"36, Закон Московской области от 1 февраля 2003 г. N 11/2003-ОЗ "О представителях Московской областной Думы в квалификационной комиссии адвокатской палаты Московской области"37, Закон г. Москвы от 23 октября 2002 г. N 52 "О представителях Московской городской Думы в квалификационной комиссии при адвокатской палате города Москвы"38 и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Адвокатура как независимый социально-правовой институт в правовом государстве

    1. Независимость – как основная форма положения адвокатуры в системе правоохранительных органов

Адвокатура, ее организация и деятельность, является естественной, органической и обязательной частью всей системы  органов и организаций, регулирующих важнейшие социальные процессы. Ведь без института адвокатуры немыслимо существование демократического правового государства.

Как уже было отмечено ранее, адвокатура - это независимый, самоуправляемый  социально-правовой институт. Он действует  на территории каждого субъекта Российской Федерации и объединяет лиц, призванных на профессиональной основе обеспечивать в соответствии с законом права граждан и юридических лиц путем оказания квалифицированной юридической помощи, которая дается в целях защиты их прав, свобод и законных интересов. Тем не менее, адвокатура - это все же своеобразная правоохранительная система, ибо в основе ее организации и деятельности лежит помощь гражданам и юридическим лицам в охране их прав от посягательств39.

Однако в полной мере считать  адвокатуру частью правоохранительной системой нельзя, так как аналогичное название имеют уже определенные государственные органы (МВД России, ФСБ России, Федеральная налоговая служба, Следственный комитет при прокуратуре РФ, система судов и др.).40 Основная черта положения адвокатуры в системе правоохранительных органов – это ее независимость.

Эффективная деятельность адвоката немыслима  без гарантий его независимости41. Независимость является наиболее характерной и основной стороной адвокатской деятельности, так как адвокат должен быть свободен от любого давления извне, особенно со стороны правоохранительных органов и государства в целом42.

Наиболее часто такое воздействие  происходит в уголовном судопроизводстве, поскольку именно там адвокат-защитник непосредственно сталкивается с деятельностью правоохранительных органов, противостоит им. Кроме того, правомерная деятельность защиты, ее активная и принципиальная позиция не всегда нравится сотрудникам правоохранительных органов, тем более тогда, когда участие защиты фактически "разваливает" дело.

Вот что говорится о значении независимости адвоката в этических кодексах:

- задачи, выполняемые адвокатом  в процессе профессиональной  деятельности, требуют его абсолютной  независимости и отсутствия какого-либо  влияния на него, связанного в  первую очередь с его личной  заинтересованностью или с давлением извне. Независимое положение адвоката способствует укреплению в обществе доверия к процедурам правосудия и беспристрастности судей. Таким образом, адвокату следует избегать какого-либо ущемления собственной независимости и не поступаться принципами профессионального долга ради интересов клиента, суда или других лиц (п. 2.1.1 Общего кодекса правил для адвокатов стран Европейского Сообщества);

- адвокату следует сохранять  независимость при рассмотрении  как имущественных споров, так и не связанных с материальной заинтересованностью дел. Совет, полученный клиентом от адвоката, теряет смысл, если последний дал его, руководствуясь соображениями собственной выгоды, из каких-либо других корыстных интересов или под воздействием давления извне (п. 2.1.2 Общего кодекса правил для адвокатов стран Европейского Сообщества);

- профессиональная независимость  адвоката является необходимым  условием доверия к нему (ч. 1 ст. 5 Кодекса профессиональной этики  адвоката).

Гарантии независимости адвоката перечислены в ст. 18 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" где закреплено, что:

- вмешательство в адвокатскую  деятельность, осуществляемую в  соответствии с законодательством,  либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещаются;

- адвокат не может быть привлечен  к какой-либо ответственности  (в том числе после приостановления  или прекращения статуса адвоката) за выраженное им при осуществлении  адвокатской деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии). Указанные ограничения не распространяются на гражданско-правовую ответственность адвоката перед доверителем в соответствии с настоящим Федеральным законом;

- истребование от адвокатов,  а также от работников адвокатских  образований, адвокатских палат  или Федеральной палаты адвокатов  сведений, связанных с оказанием  юридической помощи по конкретным  делам, не допускается;

- адвокат, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры по обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества;

- уголовное преследование адвоката  осуществляется с соблюдением гарантий адвокату, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.

Наблюдается существенный рост случаев  вмешательства в адвокатскую  деятельность и воспрепятствования этой деятельности со стороны органов  дознания и предварительного следствия. Это может свидетельствовать об увеличении количества адвокатов, принципиально и активно отстаивающих права и законные интересов доверителя, к чему еще никак не могут привыкнуть отдельные сотрудники органов дознания и предварительного следствия. Они видят в активной и принципиальной позиции адвоката-защитника стремление выгородить во чтобы то ни стало своего подзащитного, перевалить вину на других лиц, затянуть следствие путем заявления ходатайств, подачи жалоб с тем, чтобы помешать нормальному ходу предварительного расследования и изобличению лица виновного в совершении преступления. Вмешательство в адвокатскую деятельность либо препятствование этой деятельности со стороны правоохранительных органов - весьма распространенное явление, и проистекает оно не только со стороны компетентных органов, но и других заинтересованных лиц.

Информация о работе Положение адвокатуры в системе правоохранительных органов РФ