Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 15:42, курсовая работа
Цель исследования заключается в комплексной разработке проблем, связанных с организацией отечественной адвокатуры, а также современное положение дел в деятельности адвокатов Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие, структуру, правовое регулирование;
- изучить статус адвоката, определить проблемы обеспечения и соблюдения правовых гарантий деятельности адвоката
- проанализировать положение адвокатуры в системе правоохранительных органов на современном этапе.
Введение………………………………………………………………..…3
Адвокатура в РФ: понятие, положение, структура, правовые основы деятельности………………………………………………….7
Понятие и положение адвокатуры в России на современном этапе, ее структура …………………………………………….. 7
Государственно-правовое регулирование адвокатской деятельности…………………………………………………….12
Адвокатура как независимый социально-правовой институт в правовом государстве………………………………………………. 16
Независимость – как основная форма положения адвокатуры в системе правоохранительных органов……………………….16
Проблемы взаимодействия адвокатуры с правоохранительной системой, пути решения……………………………………….25
Заключение……….……………………………..……………………….30
Библиографический список…………………………………………..34
Законодатель не раскрывает понятия вмешательства в адвокатскую деятельность и препятствования этой деятельности, но данные категории, их содержание и формы выражения раскрываются в пособии для адвокатов "Меры по защите профессиональных прав адвокатов", одобренном Советом Федеральной палаты адвокатов РФ (протокол N 5 от 22 апреля 2004 г.)43.
Под вмешательством в адвокатскую деятельность можно понимать действия, посредством которых прямо или косвенно на адвоката кем бы то ни было оказывается давление с целью не допустить достижения желаемых им результатов работы.
Под воспрепятствованием
Вмешательство правоохранительных органов в деятельность адвоката-защитника в уголовном судопроизводстве либо препятствование этой деятельности, по мнению О.А. Горбунова, являются двумя из трех основных форм противодействия законной деятельности адвоката-защитника. К третьей же он относит усложнение законной деятельности адвоката-защитника путем использования тактических приемов и средств44.
Объединение вмешательства и препятствования в такой категории, как противодействие законной деятельности адвоката-защитника, совершенно правильно потому, что и то и другое, каждое исходя из своей специфики, не дают адвокату-защитнику возможности полноценно оказывать своему подзащитному квалифицированную юридическую помощь.
Так, ч. 1 ст. 18 Закона об адвокатуре предусматривает вмешательство в адвокатскую деятельность либо препятствование этой деятельности, и только. Усложнение же законной деятельности адвоката-защитника путем использования тактических приемов и средств следует рассматривать в качестве одной из форм препятствования адвокатской деятельности.
Преодоление препятствий независимо от того, каким путем они созданы, однозначно ведет к усложнению адвокатской деятельности, поскольку требуется тратить на это дополнительные силы, время, средства и способы защиты, не запрещенные законом.
Отдельные адвокаты, не желая конфликтовать, прекращают свою активную законную деятельность по заявлению ходатайств, подачи жалоб и использованию иных средств и способов защиты, не запрещенных законом и начинают действовать в рамках желаемого со стороны следствия результата, не выполняя тем самым свою обязанность по оказанию квалифицированной юридической помощи подзащитному либо фактически прекращая свои функции.
Как совершенно справедливо указывается в Определении Конституционного Суда РФ от 6 июля 2000 г. N 128-О, гарантии конфиденциальности отношений адвоката с клиентом являются необходимой составляющей права на получение квалифицированной юридической помощи как одного из основных прав человека, признаваемых международно-правовыми нормами (статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, статьи 5 и 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
Разъясняя основные ориентиры понимания и признания таких гарантий, Кодекс поведения для юристов в Европейском Сообществе (принят 28 октября 1988 года Советом коллегий адвокатов и юридических сообществ Европейского Союза в Страсбурге) относит к сущностным признакам адвокатской деятельности обеспечение клиенту условий, при которых он может свободно сообщать адвокату сведения, которые не сообщил бы другим лицам, и сохранение адвокатом как получателем информации ее конфиденциальности, поскольку без уверенности в конфиденциальности не может быть доверия; требованием конфиденциальности определяются права и обязанности юриста, имеющие фундаментальное значение для его профессиональной деятельности; юрист должен соблюдать конфиденциальность в отношении всей информации, предоставленной ему самим клиентом или полученной им относительно его клиента или других лиц в ходе предоставления юридических услуг; при этом обязательства, связанные с конфиденциальностью, не ограничены во времени (пункт 2.3).
Согласно Основным принципам, касающимся роли юристов (приняты 7 сентября 1990 года восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями), правительствам надлежит признавать и обеспечивать конфиденциальный характер любых консультаций и отношений, складывающихся между юристами и их клиентами в процессе оказания профессиональной юридической помощи"45.
Указ Президента РФ от 6 марта 1997 года N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера"46 к сведениям, связанным с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, относит, в частности, и адвокатскую тайну. Адвокатской тайной, согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона об адвокатуре, являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.
Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием (ч. 2 ст. 8 Закона об адвокатуре). И далее в п. 3 следует, что, "освобождая адвоката от обязанности свидетельствовать о ставших ему известными обстоятельствах в случаях, когда это вызвано нежеланием разглашать конфиденциальные сведения, пункт 2 части третьей статьи 56 УПК РФ вместе с тем не исключает его право дать соответствующие показания в случаях, когда сам адвокат и его подзащитный заинтересованы в оглашении тех или иных сведений. Данная норма также не служит для адвоката препятствием в реализации права выступить свидетелем по делу при условии изменения впоследствии его правового статуса и соблюдения прав и законных интересов лиц, доверивших ему информацию.
В подобных случаях суды не вправе отказывать в даче свидетельских показаний лицам, перечисленным в части третьей статьи 56 УПК РФ (в том числе защитникам обвиняемого и подозреваемого), при заявлении ими соответствующего ходатайства. Невозможность допроса указанных лиц - при их согласии дать показания, а также при согласии тех, чьих прав и законных интересов непосредственно касаются конфиденциально полученные адвокатом сведения, - приводила бы к нарушению конституционного права на судебную защиту и искажала бы само существо данного права"47.
Более широкие гарантии для лица, обладающего особым правовым статусом, т.е. являющегося адвокатом, предусматривает Закон об адвокатуре, и, следовательно, в данном случае он имеет приоритет перед УПК РФ. Тем более что "статья 7 УПК Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу не исключает применение в ходе производства процессуальных действий норм иных - помимо Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации - законов, если этими нормами закрепляются гарантии прав и свобод участников соответствующих процессуальных действий".
Конституционный Суд РФ в своей правовой позиции однозначно определил, что положения ч. 3 ст. 8 Закона об адвокатуре имеют приоритет над нормами УПК РФ и потому подлежат непосредственному и безусловному исполнению. Это означает, что проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения.
Адвокатское сообщество не бросает попавших в беду своих товарищей, когда нарушаются их права и законные интересы, оно принимает меры. Так, в целях обеспечения гарантий независимости адвоката и защиты его прав при Совете ФПА РФ действует Комиссия по защите профессиональных и социальных прав адвокатов и, насколько ей удается, защищает адвокатов от неправомерных действий сотрудников правоохранительных органов.
Однако, безусловно, самой эффективной мерой обеспечения гарантий независимости адвоката является, как показывает практика, активная, принципиальная и основанная на законе позиция адвоката по делу.
Независимое положение адвоката способствует укреплению в обществе доверия к процедурам правосудия и беспристрастности судей. Таким образом, адвокату следует избегать какого-либо ущемления собственной независимости и не поступаться принципами профессионального долга ради интересов клиента, суда или других лиц.
Взаимоотношения адвокатуры и органов государственной власти, в том числе с правоохранительными органами на протяжении ближайшей к нам обозримой истории претерпели существенные изменения. Движение этих отношений шло от полного непринятия адвокатуры государственной властью к вынужденному ее признанию.
При этом работа адвоката зачастую не представляется возможной без сотрудничества с органами следствия, прокуратуры и суда.
Конституцией Российской Федерации
устанавливаются следующие
основные вопросы, регулирующие принципы ареста, заключения под стражу и содержания под стражей (ст. 22);
невозможность использования при осуществлении правосудия доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ст. 50);
невозможность свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (ст. 51).
Положения Конституции РФ относительно взаимодействия с судебными органами:
равенство перед законом и судом (ст. 19);
гарантия судебной защиты прав и свобод (ст. 46);
право на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей (ст. 47);
право на пересмотр приговора
принцип презумпции невиновности (ст. 49).
Гарантированные Конституцией Российской Федерации основные права и свободы при осуществлении адвокатской деятельности:
возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45);
право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 19);
право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23);
право на получение квалифицированной юридической помощи, в случаях, предусмотренных законом, - бесплатно (ст. 48);
право на объединение, создание адвокатских образований, общественных объединений адвокатов (ст. 30).
Закрепленная Законом
Делом адвокатов является не только правосудие, но и справедливость. Как сказал адвокат П.П. Астахов: «Предназначение адвоката - непримиримая борьба с несправедливостью»49. Защита при осуществлении правосудия и стремление к справедливому исходу любого дела, будь то судебное разбирательство или юридическое сопровождение сделки в коммерческой фирме, - вот те основные ориентиры в адвокатской деятельности, которые присущи вообще всем адвокатам мира.
В целом адвокатура, разрешая свою
основную задачу - обеспечение прав
и свобод человека и гражданина,
не может остаться в стороне от
участия в процессе, который можно
условно охарактеризовать как общественный
контроль над деятельностью государствен
В юридической литературе имеет место мнение о том, что адвокатура является особым правовым институтом, сочетающим в себе как публично-правовые, так и частноправовые начала. В деятельности адвокатуры при оказании юридической помощи одновременно присутствуют частные интересы (защита прав конкретного доверителя) и публичные интересы (пресечение нарушений прав и свобод граждан, установление режима законности, предупреждение нарушений в будущем, обеспечение принципа состязательности процесса).
Кроме того, в научной среде начинает
доминировать позиция, согласно которой
осуществление адвокатом
В последние годы исследователи
все чаще акцентируют внимание на
частноправовом аспекте статуса
адвокатуры, которая «является
При этом следует обратить внимание, что деятельность адвокатуры носит публично-правовой характер, связанный с работой суда - государственного органа, осуществляющего правосудие, что требует четкого законодательного урегулирования взаимоотношений адвокатуры и органов государства с учетом принципов ее независимости, корпоративности и самоуправления52.
Важнейшими законодательными актами
судебной реформы Российской Федерации
(новый УПК РФ, Закон «Об адвокатской
деятельности и адвокатуре в РФ)
существенно расширены
Однако остается проблема социальных
гарантий, гарантий достойной оплаты труда
адвокатов, выполняющих поручения государственных
правоохранительных органов и суда. Государство
в России, как и прежде, сохраняет в своих
руках огромной силы рычаг воздействия
на адвокатуру - экономический рычаг. Его
действие отнюдь не ограничено правовыми
условиями независимости адвокатуры.
Информация о работе Положение адвокатуры в системе правоохранительных органов РФ