Полномочия Президента РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ содержания конституционного статуса Президента РФ, заключенного в функциях и полномочиях главы государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: во-первых, необходимо дать понятие главы государства в целом, во-вторых, нужно понять причины введения поста Президента в Российской Федерации, в-третьих, тщательного рассмотрения требуют функции и полномочия главы государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Президент как глава государства………………………………………………5
1.1. Понятие главы государства………………………………………………….5
1.2. Учреждение поста Президента в Российской Федерации…………………6
2. Функции Президента Российской Федерации………………………………..9
3. Полномочия Президента Российской Федерации……………..……………18
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 88.22 Кб (Скачать)
  1. Полномочия Президента по введению чрезвычайного положения

Только Президент вправе вводить  на территории РФ или в отдельных  ее местностях чрезвычайное положение, о чем он незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент вправе вводить  чрезвычайное положение при следующих обстоятельствах: при попытке насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, чрезвычайных экологических ситуаций, в том числе эпидемий и эпизоотии, возникших в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.49

Чрезвычайное положение  вводится на основании указа Президента РФ, который незамедлительно передается на утверждение Совету Федерации  и Государственной Думе.

  1. Полномочия в сфере внешней политики

Осуществляя внешнеполитический курс, Президент устанавливает прямые контакты с главами других государств, систематически ведет прямые телефонные переговоры с главами государств и премьер-министрами некоторых сопредельных стран и других государств, участвует лично в важнейших международных совещаниях и т. п.50

Президент полномочен вести переговоры и подписывать международные  договоры как глава государства, представляющий Российскую Федерацию  в международных отношениях. Это  соответствует международному обычаю, в соответствии с которым за главой государства признается право осуществлять свои конституционные полномочия, в  частности вести переговоры, заключать  соглашения и договоры на территории, как своей страны, так и иностранного государства при временном на ней пребывании.51 При этом глава государства не нуждается в специальных полномочиях, поскольку он ими обладает по занимаемой им должности.

Президент назначает и отзывает послов и иных дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и  международных организациях. Однако он должен провести консультации с  соответствующими комитетами или комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации.52

Президент подписывает также ратификационные  грамоты, т. е. документы, свидетельствующие  об утверждении федеральным законом  международного договора Российской Федерации.

Руководство Президента внешней политикой  в значительной степени проводится через Министерство иностранных  дел, которое подведомственно Президенту по вопросам, закрепленным за Президентом  Конституцией и законодательными актами Российской Федерации.

  1. Полномочия Президента РФ в вопросах гражданства и присуждения наград.

Президент осуществляет высшую форму государственного поощрения  – награждение государственными наградами России. Президент также присваивает почетные звания Российской Федерации, утверждает статусы орденов и положения о медалях, издает указы об учреждении государственных наград и награждения ими.

Для проведения общественной оценки материалов о награждении  и обеспечения объективного подхода  к поощрению граждан глава  государства образует Комиссию по государственным  наградам при Президенте. Комиссия работает на общественных началах.53

Полномочия Президента в  области гражданства конкретизированы Законом «О гражданстве Российской Федерации». Президент принимает решения по вопросам приема в гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства, восстановления в гражданстве, разрешения на выход из российского гражданства. 54

Президент образует Комиссию по вопросам гражданства из представителей федеральных органов государственной  власти, ученых и общественных деятелей. Комиссия на общественных началах осуществляет информационное и аналитическое  обеспечение деятельности Президента по реализации возложенных на него Конституцией полномочий по вопросам гражданства Российской Федерации.

В компетенцию Президента входит также решение вопросов предоставления политического убежища, которое  является суверенным правом государства - субъекта международного права. В Российской Федерации только Президент имеет право предоставления политического убежища.

Президенту предоставлено  право помилования. Помилование  –  это  акт верховной власти, который полностью или частично освобождает осужденного от наказания или заменяет наказание на более мягкое. Актом  помилования может быть снята судимость с лиц, уже отбывших наказание. Акты помилования носят всегда индивидуальный характер, т.е. они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц.55

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проделанной работы мы выполнили поставленные перед нами задачи, а именно: мы разобрались с понятием главы государства и выяснили, что Президент дословно переводится как «сидящий впереди» и родиной института президентства является США.

Мы установили следующие причины  введения поста Президента в России: во-первых, это размежевание партии и государства. Во-вторых, после проведения разделения властей выявилась потребность в согласовании законодательных и исполнительных органов, в координации их действий. В-третьих, возникла настоятельная потребность в стабилизации обстановки и быстром разрешении чрезвычайных ситуаций. В-четвертых, пост Президента был введен тогда, когда стала резко ослабляться роль единственной правящей партии – КПСС, когда начался политический плюрализм.

Рассмотрев функции Президента РФ как гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; функции по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности; функции по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, по определению внутренней и внешней политики государства, по представлению страны в международных отношениях, можно сделать вывод, что перед Президентом стоит непростая задача по сохранению и поддержанию единства и целостности государства.

Но все эти функции  поддерживаются довольно широким кругом полномочий Президента РФ, которые  реализуются при взаимодействии всех ветвей власти.

Вместе с тем, я считаю, что институт президентства в  России еще не приобрел той совершенной  формы, к которой стремится. Существуют некоторые пробелы и недоработки. Но в нашей стране президентская власть тесно взаимодействует и с исполнительной, и с законодательной, и даже судебной властью, и  все эти казусы могут быть преодолены, если придерживаться того пути, который избран.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием  12 декабря 1993 г.
  2. Закон СССР "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (основной закон) СССР"
  3. Закон РСФСР "О Президенте РСФСР"
  4. Конституция Индии 1935г.
  5. Конституция Украины //Ведомости Верховной Рады Украины. 1996. №30
  6. Конституция Французской Республики
  7. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2000 года по делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3статьи 22 Федерального закона «О прокурате РФ»/ Российская газета, 27 апреля 2000 года.
  8. Федеральный закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1
  9. Федеральный закон РФ «Об обороне» от 31.о5. 1996 (в ред. от 08.12.2011)
  10. Федеральный Конституционный закон РФ «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 №3 –ФКЗ (в ред. от 07.03.2005)
  11. Федеральный закон РФ «О гражданстве РФ» от 30.05.2002 №62-ФЗ

 

Учебная литература

  1. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / под ред. М.Ю. Тихомирова. – М.: 1997
  2. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран / учебник для вузов. – М.: Юристъ, 1997
  3. Енгибарян Р.В. Конституционное право / учебник для вузов. – М.: Юристъ, 2000
  1. Конституционное право зарубежных стран. Учебник  для вузов. Под общ. Ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. - М.: Издательство НОРМА, 2000

  1. Конституционное право: Учебник. Отв. Ред. А.Е. Козлов – М.: Издательство БЕК, 1997.
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации/ Учебник для юридических факультетов вузов и факультетов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, М, 1998.
  3. Авакьян С.А. Конституционное право России, т.2./М.: Юристъ, М. 2005.

 

Специальная литература

  1. Зуйков А.В. Предпосылки учреждения поста Президента в РФ//Конституционное и муниципальное право.2008.№20
  2. Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция правового статуса// Вестник Московского университета. Серия 11 «Право». 1998. №1
  3. Лучин В.О., Мазуров А.В. Президент – гарант Конституции// Право и политика. 2000. №3.
  4. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в Росси. М., 1997.
  5. Снежко О.А.  Президент РФ – гарант прав и свобод граждан// Право и политика. 2005. №2.
  6. Радченко В.И. Президент РФ в системе разделения властей// Государство и право. 1998. № 9
  7. Радченко В. И. Президент в конституционном строе РФ. - С.: Просвет.1997.
  8. Котенков А.А. Президент – парламент: Становление взаимоотношений в законодательном процессе // Государство и право. 1989. №9.
  9. Окуньков Л.А. Президент и правительство // Журнал Российского права. 2001. №2
  10. Мещеряков А.Н. Конституционные способы воздействия Президента РФ на исполнительную власть и связанные с ними особенности российской формы правления // Конституционное и муниципальное право. 2005. №5.
  11. Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления, определения. 1992-1996 / Сост. и отв. ред. Т.Г. Морщаков. - М., 1997.
  12. Ионов И.А. Полномочия Президента РФ по отмене актов Правительства РФ и приостановления действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации// Конституционное и муниципальное право. 2007. №2
  13. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и     политическая практика. - М., 1996.
  14. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.

 

Информационные  ресурсы

http://special.kremlin.ru/state/president

1 Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / под ред. М.Ю. Тихомирова. – М.: 1997

2 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран / учебник для вузов. – М.: Юристъ, 1997

3 Енгибарян Р.В. Конституционное право / учебник для вузов. – М.: Юристъ, 2000

4 Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. Под общ. Ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. - М.: Издательство НОРМА, 2000

5 Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / под ред. М.Ю. Тихомирова. – М.: 1997

6 Зуйков А.В. Предпосылки учреждения поста Президента в РФ//Конституционное и муниципальное право.2008.№20

7 Зуйков А.В. Предпосылки учреждения поста Президента в РФ//Конституционное и муниципальное право.2008.№20

8Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция правового статуса// Вестник Московского университета. Серия 11 «Право». 1998. №1

9 Зуйков А.В. Предпосылки учреждения поста Президента в РФ//Конституционное и муниципальное право.2008.№20

10 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993г.

11 Лучин В.О., Мазуров А.В. Президент – гарант Конституции// Право и политика. 2000. №3.

12 Лучин В.О., Мазуров А.В. Президент – гарант Конституции// Право и политика. 2000. №3.

13 Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в Росси. М., 1997.

14 Снежко О.А. Президент РФ – гарант прав и свобод граждан// Право и политика. 2005. №2.

15 Снежко О.А. Президент РФ – гарант прав и свобод граждан// Право и политика. 2005. №2.

16 Снежко О.А. Президент РФ – гарант прав и свобод граждан// Право и политика. 2005. №2.

17Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М.: Издательская группа ИНФРА-М — НОРМА, 1997. 

18 Конституция Индии 1935г.

19 Конституция Украины //Ведомости Верховной Рады Украины. 1996. №30

20 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек.1993г.

21 Конституционное право: Учебник Отв. Ред. А.Е. Козлов – М.: Издательство БЕК, 1997.

22 Конституционное право: Учебник Отв. Ред. А.Е. Козлов – М.: Издательство БЕК, 1997.

23 http://special.kremlin.ru/state/president

24 Конституционное право: Учебник Отв. Ред. А.Е. Козлов – М.: Издательство БЕК, 1997. – 464с.

Информация о работе Полномочия Президента РФ